Блог Олеси Симоновой

Современная классика нарративной философии

Дэниел Деннет на презентации книги Дмитрия Волкова «Бостонский зомби: Дэниел Деннет и его теория сознания» в Москве, в 2012 году))



Майкл Уайт и Дэвид Эпстон много читали философской литературы, что сильно влияло на развитие нарративной практики в 1980-2000-х. Интересно, что бы читал Майкл Уайт сейчас, если бы был жив?


Быть может наших современников, представителей нарративного подхода в философии. Например, Daniel Dennett. Он кстати, писал еще в 1970-х, так что для нарративных практиков многое будет понятно))


Дэниел Деннет, американский философ и когнитивист, представитель нарративной философии отвечает на три вопроса:


  1. Как и почему возникает личность?
  2. Чем личность отличается от существ, личностью не являющихся?
  3. Как установить ее тождество (то есть равенство самой себе) единовременно и в различные моменты времени?

Для представителей нарративного подхода сохранение, тождество, единство личности подтверждается единством нарратива, то есть их рассказа, повестовования о себе. В нарративном подходе есть представление о том, что люди сами создают себя, свои личности, свои жизни, что это конструирование так или иначе связано с рассказом об их жизни или имеет природу рассказа.


Дэниел Деннет полагает, что виртуальная машина мемов, установленная в нашем мозге, формирует наброски. Часть из них «публикуется» в речи. Со временем из них складывается повествование, нарратив, история.


Роль нарратива такая же, как нора у хорька или маршрут перелетных птиц - это расширение границ биологического существа для адаптации и эволюционного преимущества. Повествование о себе дает защиту и контроль.


Появление личности и нарратива невозможно было бы без способности говорить. С помощью речи (внутренней или внешней) мы определяем, интерпретируем, оцениваем и корректируем поведение. Свое и других людей.


Так реализуется свобода воли, а с ней появляется и ответственность.

Кто же за все должен отвечать? Организм? Повествование?

Ответственность несет личность. Но личность - не биологический организм и не само повествование. Личность - это вымышленный герой, центр повествования. Мозг продуцирует историю, а история - вымышленного героя, о котором эта история. Этот герой и есть собственное Я. Герой повествования является единым источником решений и управляет поведением всего организма. История о нем формируется из намерений (интенций) и объективных фактов поведения.


Деннет предлагает посмотреть на личность не как на вещь, для которой нужно выделить необходимые и достаточные условия, а как на абстрактный объект, наподобие персонажа художественной литературы.


Абстрактные объекты конструируются как удобные фикции, а не существуют как реальные вещи. На подобные абстракции не действует закон непротиворечия.

Например, в одном месте книги автор может приписать своему персонажу свойство А, а в другом месте в том же смысле приписать ему свойство не-А. Реальные объекты не могут обладать взаимоисключающими свойствами, а для вымышленных персонажей это возможно, они от этого не исчезают. Для личности же вполне возможно быть искренним и не-искренним в разных условиях.


Личность, для Деннета, не равна биологическому организму. Личность и возникает позже и может быть перенесена в другой организм. Мало того, в одном биологическом организме со временем может оказаться несколько личностей. Статус выдуманного объекта дает нам такую возможность, как и возможность гипотетически нарушать принцип «одно тело - одна личность».


Существование личности поддерживается повествованием. Если повествование последовательно, непротиворечиво, личность сохраняется. Если оно нестабильно, фрагментарно, цельная история может не появится. Фрагментарен и непоследователен нарратив после комиссуротомии (разреза нерва, соединяющего правое и левое полушарие). Непонятно, что там с историей людей, находящихся в коме.


Критерий синхронного и диахронного тождества, единства личности по Деннету - это единство и последовательность повествования о ней.

Фильмы, книги