Блог Олеси Симоновой

Duende нарративной практики

Маша Изосимова своим вебинаром поставила вопрос для каждого практика: что составляет душу и сердце нарративного подхода?

Похоже, что долго буду на него для себя отвечать. Но у меня есть ответ про дуэнде в нарративной практике. Спасибо, Маша, мой вокабуляр расширился))
Энтузиазм и непочтительность, тайна и магия нарративного подхода для меня в готовности принять, что сам акт выражения жизненных страданий – это не пассивное подчинение сложившейся ситуации, а пример действия в ответ на проблему. Это борьба, которая помогает превозмочь убогий материал и сотворить чудо. Это я цитирую испанского поэта и драматурга, Федерико Гарсиа Лорка вслед за Машей и Дэвидом Эпстоном.

Лорка говорит о дуэнде (duende) как о творческом духе, таинственной силе, которую все чувствуют. Дуэнде наряду с ангелом и музой отвечает за вдохновение творцов. Различие их заключается в сути дарованного ими вдохновения. Ангел ведет и одаряет, муза диктует, а случается, нашептывает, ангел и музы нисходят, ангел дарует свет, муза – склад, с дуэнде же – борятся.

…каждый ... одолевает новую ступеньку совершенства в единоборстве с дуэнде. Путей к дуэнде нет ни на одной карте и ни в одном уставе; корни его – в той человеческой боли, что не знает утешения…
Гарсиа Лорка

Для меня быть максимально живой и обращающейся к дуэнде - это работа в духе "отсутствующего, но подразумеваемого" со вниманием к тому, чего нет в тексте человека, но знание об этом и вопросы об этом творят чудо.

При разговоре в логике "отсутствующего, но подразумеваемого" мы смотрим на страдание как на отлучение от чего-либо значимого или причинение вреда чему-либо значимому. В этом пространстве борьбы с проблемой мы можем вывести на передний план историю возникновения и становления этой значимости и ценности.

Это рождает как раз для меня небывалую, немыслимую свежесть в беседе, где проблема все "иссушила". Вдруг у собеседника появляются мысли, которые лишь отдаленно связаны с проблемой.

Приближение дуэнде знаменует ломку канона и небывалую, немыслимую свежесть – оно, как расцветшая роза, подобна чуду и будит почти религиозный восторг… случается и такая поразительная вещь, когда исполнитель превозмогает убогий материал и творит чудо, лишь отдаленно сходное с первоисточником.
Гарсиа Лорка

Освежающее "отсутствующее, но подразумеваемое" задает особое направление размышлений. Оно славно схвачено описанием duende от Гарсии Лорка:

...это мысленный ветер, который летит навстречу новым мирам и неслыханным голосам, вестник вечных крестин всего новорожденного.
Гарсиа Лорка

В таком разрезе наша работа в нарративных беседах творческая и вдохновляющая. Она - словно арена для драматургии жизни.
Позиция нарративного практика