Это знакомое отношение к экстернализации - отделению человека от проблемы. Мы с кем только уже не обсуждали, что карта экстернализации осваивается, пожалуй, лучше всех остальных карт нарративной практики. Потому что это естественный ход мыслей, понятный любому без терапевтической подготовки.
Но эта идея естественности все не находила подтверждения.
А я, надо отметить, верю, что все существующее уже описано в художественной литературе. И вот на днях наталкиваюсь на гениальное описание
Карела Чапека из «Последних мыслей человека»:
«Не знаю, — начал Скршиванек неуверенно, — я ведь однажды хотел застрелиться, и вот — раз уж пан Кукла заговорил о том, что думает человек на самом краю жизни, а ведь когда человек хочет убить себя — он тоже подходит к самому краю…— Поди ж ты, — сказал пан Карас, — а с чего бы это вы хотели стреляться?— От изнеженности, — сказал Скршиванек, заливаясь краской. — Понимаете, я не умею переносить боль… А тогда у меня получилось воспаление тройничного нерва, — доктора говорят, что это одно из самых болезненных воспалений… не знаю…— Истинная правда, — пробурчал доктор Витасек. — Я вам сочувствую, голубчик. И у вас это повторяется?— Повторяется, — вспыхнул Скршиванек, — но стреляться я больше не хочу… Об этом стоит рассказать.— Рассказывайте, — одобрил его пан Долежал.— Знаете, так трудно передать, — мялся Скршиванек, — вообще уже сама боль…— Человек ревет как зверь, — разъяснил доктор Витасек.— Да. И на третью ночь… когда терпеть не стало сил, я положил на столик браунинг. Еще час, думалось мне, больше не выдержать. Почему я, почему именно я должен так страдать? У меня было чувство, что по отношению ко мне совершается страшная несправедливость: почему я, почему именно я?— Вам надо было принимать порошки, — заворчал доктор Витасек, — тригемин или верамон, адалин, алгократин, миградон.— Я и принимал, — возразил Скршиванек, — господи, я их столько проглотил, что они вообще перестали действовать. То есть они усыпляли меня, но боль не усыпляли, понимаете? Боль оставалась, но это уже была как бы и не моя боль, потому что я был настолько одурманен, что потерял сам себя. Я не помнил себя, но помнил об этой боли, и мне начало казаться, что это чья-то чужая боль.И я слышал другого… он тихонько выл и стонал, а мне было его страшно жалко — у меня слезы градом текли от жалости. Я чувствовал, что боль растет… Иисусе Христе, бормотал я, и как только этот человек выдерживает! Наверное… наверное, я должен был бы его застрелить, чтобы он так не мучился. Но в тот же момент я ужаснулся… нет, нельзя! Не знаю, но вдруг я почувствовал такое удивительное уважение к его жизни именно потому, что он так ужасно страдает.Пан Скршиванек в растерянности потер лоб.— Не знаю, как бы вам объяснить? Возможно, меня одурманили эти порошки, хотя все мне представлялось с невероятной отчетливостью… просто ослепительно. Мне грезилось, что тот, кто мучится и стенает — это человечество… сам Человек.А я только свидетель мук… этакий ночной страж у мученического ложа. Если бы меня тут не было, боль была бы напрасной, словно какое-то великое свершение, о котором никто не знает. А покуда боль была еще моей… я казался себе жалким червем, таким незаметным и ничтожным… Но теперь… когда боль меня переросла… я с ужасом ощутил, что жизнь огромна, беспредельна. Я чувствовал, что…Пан Скршиванек вспотел от смущения.— Не смейтесь. Я чувствовал, что эта боль… некая жертва. А поэтому, понимаете, именно поэтому каждая религия… возлагает боль на алтарь божий. Поэтому были кровавые гекатомбы… и мученики… и бог на кресте. Я понял, что… что из страданий Человека родится некая тайная благодать. Мы должны страдать, чтобы освятить жизнь. Никакая радость не может быть такой сильной и великой… И я чувствовал, что если останусь жив, то буду отмечен благодатью.— И что же? — спросил патер Вовес с интересом.Пан Скршиванек залился румянцем.— Нет, поспешно ответил он, — человек этого не может знать. Но с тех пор… во мне живет благоговение: все мне кажется более значительным… каждая малость и каждый человек, понимаете? Все имеет огромную цену. Когда я смотрю на закат солнца, я говорю себе, что он стоит наших безмерных страданий. Или вот люди, их труд, из обыкновенная жизнь… все стоит боли. И я знаю, что это страшная и невыразимая цена. Я верю, что нет зла, нет возмездия; есть только боль, которая служит тому, чтобы… чтобы жизнь имела эту огромную ценность.Пан Скршиванек умолк, не зная, что сказать дальше.— Вы очень добры ко мне, — прошептал он и от смущения высморкался, чтобы спрятать пылающее лицо».По мне так вот она естественная экстернализация: есть человек, страдающий от проблемы - от боли. Есть боль. Есть отношение рассказчика к себе страдающему и рассказ про это я и изменения в отношениях с болью. Очень знакомая раскладка по транскрибациям сессий экстернализации на первом блоке.
А вы что скажете, экстернализация это аль мне кажется? И такое может быть - ведь все время в этих идеях))