Блог Олеси Симоновой

Куда делись все таланты моего мужа?

Использование нарративной практики в работе с горем,
Отрывок из статьи Beth Patterson "Source of strength in the work of grief: a narrative therapy approach"

Меган - пятьдесят, ее муж, Джон, умер от внезапного сердечного приступа в их доме три года назад. Чтобы поработать с горем женщина посетила несколько нетематических групп поддержки и побывала в личной терапии. Но спустя три года она все еще не могла выйти из глубокого стресса. Меган преследовали образы внезапной смерти Джона. С каждым месяцем она чувствовала себя все более изолированной и неспособной получать удовольствие от того, чем они с Джоном наслаждались в браке. Кроме того, Меган преследовала мысль о том, что случилось с даром Джона: "Куда делись все таланты моего мужа?" Джон был способным музыкантом и заядлым коллекционером книг и музыки, с энциклопедическими знаниями по истории джаза. И вот он умер. С тех пор переживания Меган были связаны с мыслями о Джоне после его смерти.


Экзистенциальный поиск ответов на вопросы о смысле внезапно закончившейся жизни распространен среди относительно молодых вдов, чьи мужья умерли внезапно и неожиданно (Conant, R.D. Memories of the Death and Life of a Spouse: The Role of Images and Sense of Presence in Grief, 1996). Женщины ощущали присутствие и влиятельность умершего супруга, что заставляло их спрашивать, как и Меган: "В чем смысл жизни? Есть ли жизнь после смерти? Какова моя личность без человека, которого я люблю больше всего? Где умерший человек, которого я люблю теперь, когда он умер?". Рассказывая свои истории, каждая из этих вдов смогла ответить на эти вопросы, каждая по-своему. Как и Меган, вдовы, участвовавшие в исследовании Конанта, переживали смерть своих супругов как потерю идентичности и "подрыв доверия к ожидаемому продолжению жизни".

Меган присоединилась к 8-недельной группе поддержки HospiceCare, надеясь, что группа по этой теме как-то поможет ей. Группа поддержки HospiceCare 8-Week построена на идеях и практиках нарративного подхода, включая ведение журнала, написание писем, поиск уникальных эпизодов и создание нового сообщества, чтобы засвидетельствовать и поддержать сильные стороны и процессы каждого участника. В первую неделю работы группы участники в парах рассказывают друг другу историю смерти близкого человека, а затем уже делятся со всей группой. Этот процесс позволяет членам группы ощутить уникальность и универсальность каждой смерти и каждого процесса, связанного со скорбью, а также подтвердить свои переживания тем, что другие члены группы слышат их истории.


Впоследствии членам группы предлагается написать письмо кому-то из знакомых, кто, возможно, еще не узнал о смерти, что позволит им вынести переживания и "экстернализировать" свои проблемы, связанные с потерей. Членов группы поощряют вести дневник. А также просят написать письмо умершему в духе восстановления участия, обсуждая его воспоминания и и чего им больше всего не хватает в общении с ушедшим человеком. Кроме того в письме просят рассказать о том, что изменилось в их жизни сейчас, чему они научились в процессе скорби, чтобы восстановить взаимодействие с близким на новом этапе жизни.


Благодаря групповому процессу другие людям смогли познакомиться с Джоном в жизни и смерти. Меган рассказывала истории из жизни Джона, вела дневник и написала письма. Благодаря этой работе нашлись способы сохранить дух Джона и его таланты. Несмотря на то, что она все еще глубоко переживала свою потерю, Меган уже не так огорчалась. Она смогла обозначить и присвоить дух Джона, как источник силы, и на этом основании переописать историю его смерти.


Воспоминания супруга послужили убежищем, чтобы исправить травму утраты, внутренним голосом, чтобы ослабить текущую социальную изоляцию и базой для внутреннего переосмысление себя, чтобы соответствовать новым реалиям. Понимание и образы умершего стали источником силы в настоящем. Они позволяли жить дальше, сохраняя при этом смысл прошлого.


Как ответ на экзистенциальные вопросы и действия в поддержку своего нового "самоописания", Меган решила пожертвовать некоторые его книги Джона в библиотеку. И сделать это в память о Джоне. Кроме того, избегая после смерти Джона слушать музыку, которую он любил, Меган снова начала ее слушать. Она выбрала ценить любимую музыку Джона, и использовать ее как способ включить Джона в свою жизнь и сохранить его голос. Для Меган это возможность эмоционально переместить мужа в своей жизни и исцелиться, чтобы двигаться вперед вместе, но по-другому.



Нарративное консультирование