Блог Олеси Симоновой

Нелинейность времени

Идея о том, что время нелинейно, вызывает недоумение у начинающих нарративных практиков. Настолько большое, что на это утверждение на занятиях вопросов нет. Допускаю, что это не потому, что все понятно, а потому что вообще непонятно.

Эта идея из теории Джона Данна, ирландского летчика и философа. Согласно этой теории прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно, а наше сознание воспринимает эту одновременность в линейной форме. Как ему удалось это объяснить в 20-е годы прошлого столетия?



Он заинтересовался таким прекогнитивным явлением, как вещие сны. Полагая, что во время сна восприятие человека меняется, линейность утрачивается, и сознание свободно «путешествует» и в прошлое, и в будущее. Можете почитать его книгу «Эксперименты со временем», в 1920-х это был бестселлер.


Хотя идея-то не нова, представление о нелинейности времени есть у и австралийских аборигенов в их «времени сновидений», и в даосизме, и в Кабалле.

Майкл Уайт использовал эту идею для работы с нарративом. Вы ведь и сами замечали, что если новому человеку рассказываете о чем-то, то можете перемежать времена. Обращаетесь в рассказе то к далекому прошлому, то к сейчас, то к мыслям о будущем. Это симультантность - возможность воссоединиться с единством всей истории человека. Мы можем наблюдать конструирование уникальной истории в этот момент времени в этом взаимодействии. В нарративной беседе мы обращаем внимание человека, на то, что он сам создает свою историю и влияем на конструирование, в первую очередь, предпочитаемой истории. Мы используем этот феномен нелинейности в переконструировании рассказов о проблемах.

Хорошо, но периодически встречаюсь с любителями доказательного знания. Для них существует лишь то, что научно доказано.

Честно говоря, когда прочла про научную работу израильского врача Леонарда Лейбовича из Rabin Medical Center, просто сильно удивилась, и лишь потом до меня дошло. Вот оно научное исследование, подтверждающее нелинейность времени.

  • Leibovici, Leonard, M. D. «Effects of remote, retroactive intercessory prayer on outcomes in patients with bloodstream infection: randomized controlled trial», British Medical Journal, vol. 323: 1450–1451, 22 December 2001

В июле 2000 года он провел двойное слепое исследование пациентов, самое достоверное клиническое исследование, применяемое в доказательной медицине. Задачей исследования было установить, влияет ли молитва на состояние пациентов. Похожие исследования проводили и раньше, в 1980-х и 1990-х годах, но Лейбович сделал кое-что особенное.

Он отобрал 3393 пациентов с сепсисом, заражением крови. Они были случайным образом распределены на две группы. За пациентов из первой группы должны были молиться, из второй - нет. Здесь ни пациенты, ни исследователи не знали - за кого молятся, а за кого нет. Для рандомизации пациентов на две группы был использован генератор случайных чисел. Список имен пациентов для молитвы был дан людям для короткой молитвы о благополучии и полном восстановлении, никакого другого вмешательства не было.

Затем Лейбович сравнил две группы по следующим показателям: продолжительность лихорадки каждого участника, время его пребывания в больнице и количество смертей в результате сепсиса. Участники группы, за которую молились, значимо (в разы) быстрее оправились от лихорадки и оставались в больнице на меньший срок.

Различия в показателях смертности не были статистически значимыми, хотя в «молитвенной группе» дела обстояли несколько лучше. И это вроде как подтверждение уже доказанного ранее, например, в молитвах за людей, переживших операцию на сердце.

  • Byrd RC.Positive therapeutic effects of intercessory prayer in a coronary care unit population.South Med J1988; 81: 826–829.

Только там количество участников измерялось сотнями, а здесь тысячами.

Конечно же в одной-единственной больнице за июль месяц не могло быть более 3000 случаев заражения. Это не эпидемия. Мало того, ни один из пациентов «молитвенной группы» и не был заражен в 2000 году.

Участники эксперимента не знали, но они молились за тех, кто поступал в больницу в период с 1990 по 1996 год. То есть за 4-10 лет до момента исследования! Эти пациенты выздоравливали в 1990-е годы, в результате опыта, проведенного годы спустя.

У всех, за кого молились в 2000 году, заметно улучшилось состояние здоровья,

и все эти изменения произошли в 1990-х.


Статистический анализ исследования подтвердил, что полученные результаты не могут быть списаны на совпадение. Наши намерения, мысли, чувства и молитвы воздействуют не только на настоящее и будущее, но и на прошлое, потому что время нелинейно.

Все потенциальные возможности сосуществуют единовременно. Возможно, мысли и чувства могут воздействовать на все аспекты жизни, без учета временных и пространственных границ.

Без рубрики