Блог Олеси Симоновой

Метафора кинотеатра в работе с травмой

Травма влияет на то, как мы думаем о себе и как воспринимаем мир.

На написание этого поста вдохновили участники курса по травме, пять недель проведенные вместе. Спасибо вам друзья за теплое участие в моей профессиональной жизни.
Если брать за основу идеи Мейерса, то наше сознание состоит
из трех частей:

    Мы познаем мир, это познающая часть "I".


    В мире мы смотрим на себя и познаем себя, это "me" - наше познаваемое.


    И мы можем узнать себя в этом, признать, что это мы - за это отвечает часть "myself" - узнавание себя. Оно дает ощущение подлинности своего бытия.


    "Me" основывается на фактах из биографии. А "myself" - пластично в связи с нашей оценкой себя. Терапия как раз и существует благодаря гибкости "myself".


    Есть большая статья про то, что происходит в результате травмы с самосознанием. На курсе мы переработали эту статью в метафору "кинотеатра". Это идея была предложена Кайратом Айдарбековым и Марией Шендяпиной. Это их иллюстрации в рисунках. 
    Мне она очень нравится, поэтому хотелось ее и развивать, и делиться.

    Итак, представьте себе, кинотеатр, где находятся "I", "me" и "myself".

    "I" показывает пленку про жизнь "me", "myself" смотрит и оценивает ее.


    image

    И чем больше оно выражает отношение к событиям в жизни, осмысляя их и наполняя эмоциями, тем больше растет чувством самотождественности и смысла жизни.
    "I" находится за границе между внешним миром и внутренним пространством. Оно живет в режиме актуального времени, и может направлять свое внимание во вне или обращать свой взор на себя в прошлом. "Me" отображается на экране в виде фрагментов жизненных историй.

    image
    В случае переживания травмы атмосфера в "кинозале" становится невыносимой. На эти эпизоды больно смотреть, не то что осмысливать. Поэтому "myself" готов убежать оттуда, чтобы человек мог сохранить свою идентичность. В результате целостность чувства самого себя разрывается и теряется.
    Как говорил Майкл Уайт:
    … большинство воспоминаний о травме - это полувоспоминания… У этих воспоминаний нет начала и конца, потому что они не связаны с системой воспоминаний, которая составляет предпочтительную историю жизни человека…Если такой ассоциации не происходит, то воспоминания не могут быть включены в историю человека. У этих воспоминаний нет начала и конца. Поэтому люди склонны вновь переживать травму, переживать эти воспоминания в таких условиях.


    Полувоспоминания в таком разрезе, это тот кусочек оборванной пленки, что продолжает смотреть "I" и никак не может осмыслить "myself", потому что у этого оторванного куска - нет начала и конца, и он не связан кадрами с предпочитаемой историей жизни. Но он все прокручивается и прокручивается в кинотеатре бесконечности травмы. Пока не придет терапевтическая помощь для склейки этого кусочка с остальной пленкой через ценности и смыслы человека. По описанию Марии Шендяпиной:
    "Myself должен сидеть рядом с I в обнимку и наполнять пленку про Me эмоциями, чувством жизни! И восстанавливаться после травмы они тоже вместе будут. Дружно, поддерживая друг друга, склеивать новую историю. :)"
    Вот такое кино про создание кинофильма предпочитаемой истории. С сюжетом: завязкой, кульминацией и развязкой - в трех кадрах. Если у вас есть вопросы, развитие этом истории, комментарии, пишите, пожалуйста!

    image











    Нарративное консультирование