Блог Олеси Симоновой

Социальная условность

Раса - это не цвет кожи, это социальная условность.


Я придерживаюсь позиции социального конструктивизма. Согласно которой реальность не является такой как есть на самом деле, она конструируется обществом. Поэтому и национальность и раса для меня- это не то дается нам как биологическая конституция. Это то, что формируется.

Национальность, понятное дело, через этнические песни и танцы, рассказы о битвах и победах, постоянное подчеркивание достоинств нации. Так конструируют нацидентичность, загружают общую для всех ментальность.

Конечно, один представитель нации никогда не увидит всех своих, но все же знает, что его народ - есть. Для распознания своих-чужих есть универсальные символы. У любой нации есть этот набор: героическое прошлое и праздники, флаг и карта, гимны и песни. Ну, и конечно, самые известные представители нации, национальные поэты-писатели-люди искусства. Для меня, татарки, первое имя - это Габдулла Тукай, для меня русской - Александр Сергеевич Пушкин.

Но так не только с этнической национальностью, раса тоже конструируется. Вы правомерно, возразите, да, ну, цвет кожи - это биология, какой же это конструкт. Ага-ага, да так только в 19 веке думали. Тогда в южных штатах полагали, что и в темноте заметна разница между «белыми» и «цветными».

Однако к началу 20 века это оказалось не так-то просто. Из-за смешанных браков и учащения расовых переходов стало трудно «на глаз» различать «белых» людей «белого» происхождения и «белых» людей «черного» происхождения, ведь выглядели они совершенно одинаково. И по цвету кожи, и по строению лица.

В 1889 году местная газета Нэшвилла (Теннесси) подняла на смех южанина. Он познакомился с девушкой, которая показалась ему «белой». Пара прекрасно ладила, пока не выяснилось, что среди предков девушки были «черные», а потому считаться «белой» она никак не может.

Визуальное определение расовой принадлежности перестало быть надежным, а расовая дискриминация сохранялась. Возникла нужда в не-визуальных категориях различия. И они справились, ребята.

В 1890 году штат Луизиана принял закон «о вагонах Джима Кроу», поезда должны были перевозить белых и цветных пассажиров в разных вагонах. В 1892 году Гомер Плесси купил билеты на поезд и сел на свободное место в вагоне «для белых». К нему подошел кондуктор и попросил пересесть в вагон «для цветных». Плесси отказался, его ссадили с поезда и переправили в тюрьму.

С самого начала эта история была подстроена группой юристов из Нового Орлеана для «прецедента», чтобы показать неправомерность закона. С одной стороны, он противоречил 14-й поправке Конституции США о равных правах граждан независимо от расы. А с другой стороны, юристы хотели показать, что расу порой невозможно определить визуально.

Установить «на глаз» расу Гомера Плесси, и впрямь, было затруднительно. Он выглядел как любой белый южанин, потому что и был на 7/8 «белым» и на 1/8 «черным». Тем не менее, суд им был проигран. Судьи сослались на миф о «расовом запахе», согласно которому «черные» обладают крайне неприятным телесным запахом, который кондуктор может распознать. Тут нос презентовали как более надежный инструмент определения расы, чем глаза.

Вне сомнения, никаких запаховых различий между расами не существует. Однако южане, стремясь сохранить сложившийся (классовый) порядок, не только придумывали не-визуальные модели расовых различий, но и перестроили чувственное восприятие в соответствии с ними. Пассажиры «белых» вагонов в самом деле что-то такое обоняли, а пассажиры «вагонов Джима Кроу» в самом деле как-то пахли. Но не столь важно, какими были эти запахи «в самом деле». Важно лишь, что на Юге сконструировали свою систему сенсорных различий, в которой все «дурное» пахло «черным».

И современные исследования продолжают подтверждать эту идею: общество конструирует расовые различия. В книге «Blinded by Sight Seeing Race Through the Eyes of the Blind» рассматривается, как слепые люди воспринимают расу. Автор, Осаджи Обасоджи (Osagie K. Obasogie) провел свыше ста глубинных интервью с незрячими от рождения, и для сравнения опросил меньшую группу зрячих людей. Одной из главных находок оказалось то, что слепые с рождения воспринимают расу через те же визуальные образы, что и зрячие, хотя они не могли быть получены через органы чувств. Мышление визуальными образами прививалось им со стороны семьи, друзей и окружающих. Последние не только учили воспринимать расу, но и повлияли на поведение незрячих в отношении той или иной расы. Книга, кстати, была отмечена премией Law & Society Association в 2015 г.
Без рубрики