Блог Олеси Симоновой

Юмористические деконструирующие вопросы Майкла Уайта

Хочу поделиться юмористическими деконструирующими вопросами Майкла Уайта в отношении психологических понятий.


Следующий отрывок будет смешнее, если вы посмотрите видео, в котором вы увидите мимику Майкла, увидите, как он поднимает руку и услышите смех участников воркшопа:
- У скольких из вас есть психологические потребности? Просто поднимите руку, если у вас есть психологические потребности. Я не прошу вас признаваться в этом, ладно. Хотя это может быть очень интересно [смех]. Но я просто хочу знать, есть они у вас или нет? Я вижу, что многие согласны.
- Я не удивлен, потому что в западной культуре люди имеют психологические потребности с 1929 года. Они существуют с 1929 года. И они становятся все более популярными; сегодня все больше и больше людей имеют психологические потребности. Итак, это новое понимание.
Действие как проявление психологической потребности - относительно новая идея. В истории мировой культуры это новая идея.
- У скольких из вас есть динамика отношений? Поднимите руку, если у вас есть динамика отношений? Меня это тоже не удивляет, потому что она существует с 1960-х годов. И у многих людей есть динамика отношений в наши дни. На самом деле, она становится всё более популярной. Динамика отношений стала очень успешной. Я не говорю, что до начала динамики отношений люди были счастливее в отношениях с другими людьми. Иногда они всё ещё были несчастны и находились в состоянии конфликта, [но] это не было построено с точки зрения динамики, понятно? Это новая конструкция.
- У скольких из вас есть ресурсы, личные ресурсы? Они существуют дольше, чем психологические потребности; они существуют уже пару сотен лет или около того. Это растущее понятие. Вся идея о том, что у нас есть эти личные качества, связана с развитием современной либеральной теории. Либеральная теория закладывает основу западного демократического государства. Одним из краеугольных камней либеральной теории было признание и сохранение права человека на владение собственностью, на владение имуществом. Она также сохранила право человека на капитализацию своего имущества путем его добычи и выведения на поверхность этих ресурсов, или путем обработки его имущества с целью улучшения его имущества. Примерно в то же время появилась новая идея, что, может быть, у нас есть "я", как личное имущество, которым мы можем владеть так же, как мы можем владеть реальным имуществом: землей. И таким образом, мы можем фактически заминировать "я", чтобы обнаружить ресурсы и вывести их на поверхность, и ввести их в оборот.
- Так сколько внутренних шахтеров в этой группе? Сколько из вас оказалось в ситуациях, когда вам пришлось глубоко копать, чтобы войти в контакт со своими ресурсами и ввести их в оборот? Внутренние шахтеры в группе? [смех]
- Это относительно новое понимание и это все часть традиции, которую часто называют структуралистской. Действие в жизни как поверхностное проявление некоего элемента или сущности, которая исходит из центра того, кто мы есть. И эти идеи теперь воспринимаются как само собой разумеющееся. Естественно, что действие - это поверхностное проявление сильных сторон, ресурсов, психологических потребностей, динамики отношений и так далее. Это почти никогда не подвергается сомнению. Я не говорю, что это плохие идеи, понятно? Я думаю, что некоторые из этих идей очень красивые. Но я думаю, что важно понимать, что эти идеи были разработаны и построены в истории и культуре. Если мы это понимаем, то мы не привязаны к этим идеям. Мы к ним не привязаны. Мы можем думать вне их.
___________________________
В нарративной практике существует долгая история стремления использовать юмор для проведения различий между различными традициями мышления. Этот отрывок ясно показывает, что нарративная практика была разработана для того, чтобы поставить под вопрос современные, взятые за аксиому психологические/культурные понятия, настолько, что некоторые описали ее как «пост-психологическую практику».
Нарративное консультирование