Блог Олеси Симоновой

Сторителлинг и нарративная практика.

Нарратив, рассказ, история - наш способ объяснять себе и другим своим опыт, себя и наш мир. В историях есть очень важные компоненты, если чего-то не хватает, мы подсознательно достраиваем недостающие элементы. Людям и брендам важно говорить о себе складно, не пропуская деталей. Поэтому сейчас так популярно искусство сторителлинга.

А нарративным практикам важно расспрашивать, памятуя о структуре и элементах истории. Поэтому сторителлеры так активно подают заявки на обучение нарративному подходу. Мы очень близки друг к другу, сторителлеры сочиняют истории, а мы задаем вопросы, так что наши собеседники составляют складные истории.

Есть мануал для сторителлеров от Дэна Хармона, сценариста «Рика и Морти», о нем знаю из лекции Милы Кудряковой. На него буду опираться, чтобы показать нашу близость.




Проведу по шагам и структуре истории и поддержу эту структуру вопросами из нарративной практики.

Выделяются 8 шагов в истории:


YOU

Важно выделить основную черту героя и показать его привычный мир. Например, Гарри Поттер другой: не находит себе места в душной семейке Дурслей, но моментально сходится с удавом, выросшим в неволе.


В нарративной практике мы про это узнаем, расспрашивая по микро-карте идентичности про контекст жизни человека, задавая вопросы на ландшафте действия:

  • Как и чем живешь?
  • Кто и что тебя окружает и что ты делаешь в течение дня/недели?
  • Что больше всего нравится?

И заходя на ландшафт смыслов:

  • Что тебе помогает?
  • Какие есть навыки для этого или знания?
  • Какими целями руководствуешься?
  • Почему тебе это важно?

NEED

Важно выбрать ключевое желание или стремление героя. Обнажаем конфликт: принятое в обществе «надо», существующее положение вещей противопоставляется нужде героя. Между ними возникает обстоятельство, которое и запускает путь героя. Например, Раскольников - слабый и незначимый и его действия - как несогласие с этим образом.


В нарративной практике мы про это узнаем, расспрашивая про отсутствующее, но подразумеваемое:

  • Что важного для тебя нарушается?

GO

Герой отправляется в путь. Начало путешествия в сторителлинге хорошо показывать через выпуклые визуальные образы: таблетка в «Матрице», стена на платформе 9 и 3/4.


В нарративной практике мы спросим про начало истории пути, его обстоятельства:

  • Когда началась эта история?
  • Что этому предшествовало?
  • Как ты к этому подготовился?
  • Что ты помнишь из того, что тебя окружало - время, люди, контекст?

ADAPT

Путь приводит героя в новую реальность, к которой нужно приспособиться.


На сцену выходит добро и зло. Зло раскрывает героя и ставит его перед выбором. Например, героине сказки про Аленький цветочек нужно было выбрать - ехать обратно к чудовищу или остаться.


В нарративной практике здесь мы зададим вопросы про интенции:

  • Почему ты решил сделать именно так?
  • Что у тебя было за намерение?
  • Чего самого лучшего ты для себя хотел?
  • Во что ты верил или на что надеялся, делая так?

FIND

Обретение искомого: артефакта, пирамиды, Грааля. Внутреннее озарение, инсайт. Герой находит то, к чему стремился, но не получит это даром. Например, принц в Золушке находит туфельку, а по ней и искомую девушку.


В нарративной практике исследование и детализирование этого момента делается через вопросы:

  • Что тебе помогало в поиске?
  • Удалось ли тебе найти сразу или это происходило постепенно?
  • Как ты понял, что это, что нужно?

PRICE

За все нужно платить. Часто герой теряет часть себя, например, в «Звездных войнах» все теряют правую руку. Цена сообщает вес находке. Если цена оказывается слишком большой, наша история оказывается трагедией.


Для сообщения о ценностях в нарративной практике есть мои любимые вопросы:

  • Почему это для тебя важно?
  • Что важного для тебя произошло в том событии?
  • Что как тебе кажется, ты так ценишь, что готов был пожертвовать тем?

RETURN

Вместе с приобретением герой возвращается в привычный мир. Вспоминаем возвращение Бильбо Бэггинса. Герой несет в мир что-то новое, но и он сам - уже не тот.


И здесь нарративный практик сосредоточиться на том, каков герой и что сейчас, в недалеком будущем в связи с этим будет происходить:

  • Каким ты себя ощутил в этой истории?
  • Каким человеком можно назвать того, кто действовал и ценил то, что ты?
  • Было ли тебе подходящим и в будущем действовать таким образом?
  • Если да, то какие маленькие шаги в этом направлении, ты бы уже сейчас мог делать?

CHANGED

Круг замкнулся. Мы снова возвращаемся к герою в привычном контексте и отчетливо видим, что он стал другим. И все повторяется сначала, но это уже совсем другая история.


Об этом в нарративной практике расспрашивают, используя вопросы карты пересочинения:

  • Если дела пойдут не так, как хочется то, что поможет не сворачивать с избранного пути?
  • Что ты будешь делать, чтобы придерживаться своего направления?
  • Исходя из такого направления жизни и такого знания о себе, что теперь более возможно?
  • Что изменилось в видении себя, отношении к другим, добавило новых знаний о себе?

Не знаю, что за пример, здесь можно привести, может героя Билла Мюррея из фильма «День Сурка», помните оттуда:
— Что-то изменилось.
— Стало лучше или хуже?
— Если что-то изменилось, это уже хорошо.



и напоследок от него же:
«Не важно, что случится завтра или послезавтра, сейчас — я счастлив, потому что я люблю тебя»
Без рубрики