Блог Олеси Симоновой

Почему не спрашиваете про чувства?

Вы, нарративные практики, вообще не говорите про чувства?

Говорим, конечно, только в предпочитаемой истории. Не расспрашиваем про чувства в проблемных историях.

Вы можете спрашивать про проблему, откуда она взялась, где она сильнее, где слабее, в каких областях проявляется, в каких нет, чего хочет, какая у нее тактика и цели, но почему не спрашиваете про чувства?

Вопросы про чувства вызывают чувства. Это физиология: при назывании возбуждаются те же самые зоны мозга, которые активизируются при непосредственном участии в действии. Спрашиваем про проблемные чувства и нам отвечают: уныние, страх, горе, бессилие. И в это время соответствующие зона мозга начинают «фонить», вырабатывая эти чувства. Ну, а зачем нам проблемные чувства в беседе, где должен работать разум?



Терапия — это процесс изменений, сначала в мыслях в кабинете, а потом в действиях - в мире. Нарративная беседа как исследовательский процесс должна способствовать появлению новых мыслей. Если рыдать, новые мысли приходят хуже. Ко мне, честно говоря, вообще не приходят. Весь ресурс уходит на переживания.

Мы спрашиваем о проблеме все, что оценивает разум - откуда она взялась, где она сильнее, где слабее, в каких областях проявляется, в каких нет, чего хочет, какая у нее тактика и цели. И спрашиваем в случае, если наш собеседник в порядке, не плачет, не супернапряжен, не в унынии. То есть в функционально-активном состоянии.

А, например, при беседе с людьми с множественными травмами не расспрашиваю про проблему, даже в таком духе. Из-за разорванности нарратива нарушены причинно-следственные связи, связи эмоций с телом и разумом. И эта «неразбериха» может «бомбануть» даже при самых невинных вопросах о проблеме. Поэтому первые встречи задаю вопросы про предпочитаемую историю, укрепляя берега безопасности.
И, да, порой участвую в исследовании чувств. Когда мой собеседник, с которым давно беседую сказал:

«Олеся, я вообще, это не чувствую - перед мной открылась новая сфера работы. Сводящая телесные ощущения, описания чувств и картинки с выражением соответствующих чувств. С демонстрацией всей своей микромимики)))»

Но это уже совсем другая история.

Позиция нарративного практика