Блог Олеси Симоновой

О парализующем чувстве вины

«Конечно, существуют обстоятельства, при которых люди обращаются за терапией, когда чувство вины является адекватным ответом на действия, о которых они сожалеют. Однако бывают случаи, когда люди, обращающиеся за терапией, страдают от изнурительной вины в обстоятельствах, когда совершенно не ясно, было ли совершено что-то неправильное.

В этих обстоятельствах источником парализующей вины может быть обучение институциональным дискурсам или доминирующим идеям о способах реализации гендера, трудовой деятельности, класса, сексуальных предпочтений, возрастных и/или расовых отношений.

Когда вина проникает в наше воображение и понимание, она может течь без ограничений.

Ниже два недавних примера из моей практики.

Пример 1.
Недавно ко мне пришел молодой человек, чтобы обсудить чувство вины, которое он испытал после того, как обратился к властям из-за сексуального насилия со стороны священнослужителя в его юности. Член духовенства, о котором идет речь, сейчас под расследованием. Молодой человек рассказал, что многие члены собрания, члены семьи и его старый друг не согласились с его решением. Он чувствовал себя как „между молотом и наковальней“, потому что испытывал чувство вины и за то время, когда он молчал о насилии, и после того, когда разгласил информацию. Чувство вины безжалостно спорило с двух сторон, оставляя ему очень мало времени для чего-либо еще.

Пример 2.
Недавно одна женщина пришла ко мне на консультацию, чтобы обсудить ее желание покинуть своего оскорбляющего мужа, с которым она была в течение двадцати одного года. Эта женщина была матерью трех дочерей-подростков в возрасте 13, 15 и 18 лет. Она заявила, что продолжающиеся словесные и „случайные“ физические оскорбления ее мужа начались во время ее первой беременности. Она размышляла о возможности оставить его в течение многих лет, но осталась с ним, потому что чувствовала себя виноватой „из-за детей“. Она также рассказала о своем опыте вины за то, что не оставила его — полагая, что она „слишком слаба, чтобы уйти“, и чувствуя, что она была „ужасным образцом для подражания для ее дочерей“. Вина говорила с двух сторон, ушла ли бы она или осталась.

Контр-вопросы, которые могут быть заданы тем, кого беспокоит чувство вины, включают следующие идеи:

  • Когда вы смотрите на свою историю, когда разговоры о вине был использован в качестве инструмента социального давления?

    Как концепция вины используется для того, чтобы склонить людей к определенным способам существования?

    Как вы думаете, мужчины и женщины одинаково подготовлены к чувству вины?

    Есть ли в вашей жизни переживания, за которые вас ошибочно заставили чувствовать себя виноватым?

    Есть ли в вашей жизни переживания, в которых вы не испытывали чувства вины в то время, но теперь испытываете угрызения совести?

    Была ли вина когда-либо полезной или важной для вас? Если так, то как? Почему?

    Были ли времена, когда вина перестала быть полезной и вместо этого стала проблематичной? Если так, то как? Почему?

    Что может представлять собой ваши чувства вины? Означают ли они, что вы что-то отстаиваете?

    Что вы отстаиваете, во что верите? Почему это важно для вас? Какова история этой важной ценности?»

Отрывок из статьи «Counterviewing injurious speech acts: Destabilising eight conversational habits of highly effective problems», Stephen Madigan
Нарративное консультирование