Блог Олеси Симоновой

Все меняется, и даже наше Я.

Человек называет себя одним именем в 5, 35, 75 лет, словно не замечая изменчивости.

Наше тело трансформируется со временем. Упругость и рост сменяет усыхание. Личностно тоже меняемся. В 30 больше ценим карьеру, а в 5 - мороженое и качели. Растем и замечаем, как переворачиваются роли в семье. Перестаем быть детьми, и больше становимся родителями, а то и бабушками и дедушками. Меняются наши взгляд на важные вещи в момент личностного кризиса. И черное становится белым.

И это непостоянное существо по-прежнему называется Я?


Для ощущения непрерывности и длящейся самоидентичности используем самоопределения. Слова, которыми описываем себя, включая наши свойства и ценностные отношения с самим собой и миром. Это и личностные, и физические самоописания, когда человек, рассуждая о себе, говорит: "Я - добрая", "я - трудолюбивая", "я - больная" или "я - старая". Выбранные слова ставятся в центр самоопределения как данность. Но это условность. Трудолюбивая, когда работаю в воскресенье, а на прогулке не тружусь. Меняются условия времени, места, окружения. Фокус внимания колеблется. Самоопределение - выбор в конкретных обстоятельствах. Удивляюсь, несмотря на непостоянство, привязанности к Я.

Что заставит отказаться от себя?


James Michael Lampinen, Christopher R Meier и Juliana K. Leding, исследователи ложных воспоминаний, выясняют, что за изменения в памяти о себе рвут представление о себе как о цельной личности.

Испытуемым предлагали фантастические сценарии, в которых изменению подвергались физические характеристики, личностные свойства и содержание автобиографической памяти. Каждый сценарий сопровождался вопросом: «Представьте, что произошло вот это. Останетесь ли вы в этом случае тем же человеком, что и сейчас?» Испытуемые использовали для ответа шкалу от 1 до 6, где 1 означала полную утрату идентичности, а 6 — сохранение идентичности.

Когда человека просили представить в другом теле или с другими личными характеристиками, то он уже не полагал себя собой. Появлялись сомнения: "это не Я".

Изменение автобиографических сюжетов, внедрение ложных воспоминаний, не затрагивающих телесность и личностные представления, оставляло ощущение, что это Я и что это происходило.

Например, так внедряли воспоминания о том, что ребенком человек потеряли родители в магазине. 90% участников легко вспоминали это ложное событие и встраивали в представление о себе.

Когда ловили себя на "ложных" воспоминаниях?))
Что происходило одно, а помните другое?

image
Без рубрики