Блог Олеси Симоновой

Из чего строится личность терапевта

На датской программе "Образ терапевта. Этика. Позиция. Самопрезентация" мы обсуждали, что создает нашу привлекательность, как терапевта?

Это оказалось не только профессиональное, но и личное.
Наши увлечения, внепрофессиональная деятельность, любимые, повторяющиеся занятия. То, чему мы уделяем много времени - формирует нас как личность, в том числе терапевтическую личность. И вызывает симпатию у определенных людей, которые выбирают нашу помощь.

Вот вам примеры из нашей группы:

Я увлеченно, много читаю, зарегистрирована на livelib. В профиле у меня написано, что я психолог. И одна из клиенток, пришла оттуда, объяснив, что мы выбираем одни книги, у нас схожие вкусы в литературе

Мой друг сказал мне, что приятель попросил рекомендовать ему психолога. И я подумал, кто мог бы поддерживать с ним длительные философско-социально-конструкционисткие диалоги из знакомых терапевтов. Точно ты!

Я могу по часу в день проводить на ресурсах, посвященных моде. Мои клиенты рано или поздно поднимают тему одежды в сессиях. Не говоря о том, что многие из них явно заботятся о том, как выглядят

На меня влияет идея о том, что личность терапевта не собирается строго из профессионального конструктора. Есть то, что мы развиваем себе за счет регулярности и можем не воспринимать всерьез: любимые ремонтные работы, коллекционирование вкусов вина или еды, удовольствие от определенных художников или детективно-сериальный кайф.

Но все это создает контекст вокруг нас, в который с удовольствием могут прийти люди и вступить с нами в контакт. А там один шаг до терапевтического диалога, не правда ли?

И под конец, вот вам цитата из любимой Софьи Залмановны Агранович:
“Наверное, поучая детей, предостерегая их от засорения, замусоривания памяти излишней и, как кажется, искаженной информацией, надо на минутку остановиться и задуматься: что для жизни и судьбы человека является излишним, а что необходимым?

Животные удивительно функциональны: у них лишнего нет и быть не может. Любые попытки искусственного внедрения в их психику «лишнего» порождают у них информационный стресс, нервный срыв и могут стать причиной их гибели. Человек нередко тоже оказывается жертвой и информационных стрессов, и нервных срывов, ему свойственны безумие и гибель по этой причине. Однако то, что в эксперименте животному навязывается, человек приобрел в процессе своего становления и, более того, именно в силу этих «излишеств» стал человеком, личностью.“


Позиция нарративного практика