Блог Олеси Симоновой

Буддизм и нарративная практика


На курсе по травме рассматриваем разные варианты отношения к страданию. Мне кажется, хорошо расширять видение, чтобы иметь возможности для деконструкции идей типа «Бог страдал и нам велел». Много интересных комментариев.

Страдание - неотъемлемая часть бытия, сансары. Всегда осознавайте иллюзорный характер жизни (с).
Тибетская доктрина. Вариант видения от Юлии Бранф

Страдание как «перемещение», как то, что «продвигает» и «сподвигает» на что-то - для меня это очень подходящая мысль. Она близка философии буддизма.

Жизненные испытания помогают нам развить в себе мягкое, но невозмутимое самообладание. Наша уверенность в себе усиливается настолько, что мы естественно излучаем доброту и сострадание на радость другим. Эта доброта и есть то, что продолжает жить после смерти: изначальная доброта, присущая каждому из нас. На протяжении всей жизни мы учимся тому, как раскрывать в себе это величайшее качество и воплощать его в каждом мгновении.
Согьял Ринпоче (см. фото)

Когда мы рассматриваем страдание в таком ключе, у нас появляется возможность расспросить человека о том, куда его ведут те или иные попытки преодоления проблемной ситуации.

Привязанность к «хорошему», отрицание «плохого» - свойственное нам непонимание природы ума, вечного непостоянства жизни и «цепляние» за иллюзорное.

Мы полагаем, что постоянство гарантирует нам безопасность, а непостоянство - лишает ее. Но, в философии буддизма, которая мне очень близка, вся жизнь - это непрерывный поток созидания и уничтожения, ежесекундного превращения массы в энергию и энергии в массу, образующий бесконечную, постоянно обновляющуюся реальность:

Все, что родилось, должно умереть,
Все, что собрано, будет рассеяно,
Все, что накоплено, будет растрачено,
Все, что построено, будет разрушено,
Все, что возвысилось, будет низвергнуто

Мне кажется, знакомство с буддизмом может дать людям несколько иной, отличный от привычного, взгляд на окружающий мир.

Принадлежность к той или иной более широкой культуре также оказывает влияние на то, будет ли у человека посттравматический рост и в какой форме.

У людей, придерживающихся буддистского взгляда на жизнь, гораздо больше опор, больше жизненной устойчивости, меньше стрессов, тревоги, депрессий и травм. А у буддистов-практиков формируется ровное, радостное, деятельное и сострадательное восприятие жизни. Практика медитации - лучший подарок человечеству :)

Больше вероятность преодоления травмирующей ситуации по типу посттравматического роста, а не посттравматического стресса, у тех, кто способен произвольно концентрировать внимание.

Цитаты из обзора книги Tedeshi, R.G., & Calhoun, L.G. (2004). Posttraumatic Growth: Conceptual Foundation and Empirical Evidence. Philadelphia, PA: Lawrence Erlbaum Associates (подготовлен Дарьей Кутузовой)
Без рубрики