Блог Олеси Симоновой

О практике растождествления от Роберто Ассаджиолии

Порой люди говорят о том, что экстернализация - это то, что особенно их поразило в нарративной практике. Идея о том, что человек - это не проблема. Что можно разделить человека и проблему, да так что пространство между ними помогает человеку действовать по отношению к проблеме.

Для меня экстернализующее мышление - это воплощение идеи о том, что если что-то хорошо, то оно не ново под луной.

Есть много указателей на такой тип размышлений из разных подходов. Сегодня приведу один, о практике растождествления от Роберто Ассаджиоли, отца-основателя психосинтеза. Те, кто учился у Владимир Мохов, это уже знают.

"У меня есть тело, но Я - не мое тело. Каждый раз, когда мы отождествляем себя с физическим ощущением (Я устал - вместо "Мое тело испытывает чувство усталости"), мы попадаем в рабство от тела. Я живу эмоциональной жизнью, но я - это не мои эмоции и чувства. Это во мне присутствует чувство раздражения. У меня есть желания, но я - это не мои желания. У меня есть интеллект, но я - это не мой интеллект. Итак, тело, чувства, разум представляют собой инструменты ощущения, восприятия и действия, которыми пользуется Я, однако природа Я - нечто другое."

Такой подход помогает в беседе и нарративным практикам. Мы предлагаем отнестись к приступам гнева или к головной боли или к зудящей идее, как к чему-то отдельному. Тому, что не Я. Это отношение помогает выразить свое отношение к беспокойству, и занять более авторскую позицию.

Словами Ассаджиоли: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили». Похоже на намерение человека влиять на проблему в нарративной практике? Несомненно.

В чем же разница? Словами Р. Ассаджиоли, обнаруживая в себе внутренний «раскол», человек приходит в замешательство. Для гармонии ему важно чувствовать себя «единым целым». В психосинтезе предполагается только одно «Я», которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения.

В нарративной практике поддерживается идея о заведомой множественности «Я», которые проявляются в разных контекстах. Отделяя себя от неподходящего и воссоединяясь со своим предпочитаемым отношением к проблеме, мы реализуем предпочитаемое«Я».

image

Нарративное консультирование