В этом апокалипсе читаю Делеза. Похоже, его фантасмагорический текст может быть одновременно жестким. Для меня это про происходящее, когда-то ли есть определенное настоящее, то ли его нет. Когда события — это разом и весть, и вымысел, но никогда не актуальная реальность.Читаем вместе, если жизненно.
«Мы уже видели, что прошлое, настоящее и будущее — отнюдь не три части одной временности. Скорее, они формируют два прочтения времени, каждое из которых полноценно и исключает другое.
С одной стороны, всегда ограниченное настоящее, измеряющее действие тел как причин.
С другой — по существу неограниченные прошлое и будущее.
Величие мысли стоиков в том, что они показали одновременно как необходимость таких двух прочтений, так и их взаимоисключаемость.
Иногда можно сказать, что только настоящее существует, что оно впитывает в себя прошлое и будущее, сжимает их в себе. Время настоящего — всегда ограниченное, но бесконечное время — бесконечно потому, что оно циклично.
С другой стороны, можно сказать, что существуют только прошлое и будущее, что они делят каждое настоящее до бесконечности, каким бы малым оно ни было, вытягивая его вдоль своей — пустой линии.
Тем самым ясно проявляется взаимодополнительность прошлого и будущего: каждое настоящее делится на прошлое и будущее. Такое время не бесконечно, поскольку оно никогда не возвращается назад к себе. Оно неограниченно — чистая прямая линия, две крайние точки которой непрестанно отдаляются друг от друга в прошлое и будущее.
В одном случае настоящее — это все; прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими: одно имеет малую протяженность, другое же сжато и наложено на большую протяженность.
В другом случае настоящее — это ничто, чистый математический момент, бытие разума, выражающее прошлое и будущее, на которые оно разделено.
Короче, есть два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутые прошлые и будущие. Есть два времени, одно имеет всегда определенный вид — оно либо активно, либо пассивно; другое — вечно нейтрально.
Одно циклично; оно измеряет движение тел и зависит от материи, которая ограничивает и заполняет его. Другое — чистая прямая линия на поверхности, бестелесная, безграничная, пустая форма времени, независимая от всякой материи.
Если настоящее измеряет временное осуществление события, то есть его вселение в глубину действующих тел и воплощение в положении вещей, то событие как таковое — в своей бесстрастности и световодозвуконепроницаемости — не имеет настоящего. Скорее, оно отступает и устремляется вперед в двух смыслах-направлениях сразу, являясь вечным объектом двойного вопрошания: что еще случится? что уже случилось?
Мучительная сторона чистого события в том, что оно есть нечто, что только что случилось или вот-вот произойдет; но никогда то, что происходит [вот сейчас]. Нечто, являющееся тем, что только что случилось, — это тема „вести“. А нечто, которое всегда вот-вот должно случиться, — это тема „вымысла“.
Чистое событие — это разом и весть, и вымысел, но никогда не актуальная реальность.»
______________________________
Жиль Делез «Логика смысла»