Блог Олеси Симоновой

Почему вы не проявляете гражданскую позицию? Почему вы не выходите на улицы?

Этот вопрос привел к эмоциональному саморазрушению многих людей. Недопустимый эффект, если предположить, что у этого вопроса благие намерения.
Нельзя вбивать в людей чувство вины.
Особенно в тех людей, в которых вбит страх.
Почти все семьи на территории нынешней России знают, что такое репрессии за непослушание. В каждой есть истории про сгубленных членов семьи или соседей. И это я не только про 1930-е речь веду. Моего предка Иван Грозный за нежелание креститься выслал в дальние дали. Добрался ли он туда, никто не знает. Мою бабушку отправили в лагерь за нежелание воевать. Она вместо этого в 1942-ом учиться хотела, в библиотечном техникуме. Так никогда и не выучилась.
И вот людям с такой семейной предысторией предлагается выйти на улицы, проявить народную волю. Нарративные практики поймут меня, когда я задаюсь вопросом:
а что помогает вам верить, что этот вариант хорош для людей?
Демонстрации несогласных расстреливали и в царской России. В кровавое воскресенье погибли сотни рабочих, подававших петицию о своих нуждах.
В таком контексте какие действия в ответ на случившееся возможны? Личные? Да, уверена, что многие из практикующих обсуждают их сейчас - самозаботу, принятие сложностей, восстановление режима сна и питания, осознанное уменьшение времени в новостной повестке.
Но вопрос остается, как же проявить свою гражданскую позицию несогласия с спецоперацией? В условиях, где на твое мнение властям не наплевать, а оно очень даже учитывается, не в твою пользу.
Есть история про это.
Война США во Вьетнаме началась в марте 1965 года. Только осенью начались протесты, но действительно крупное анти-военное выступление произошло лишь спустя два года, в 1967 году. 35 тысяч человек вышли к Пентагону, на них выпустили десант, многие были избиты и 600 человек арестованы. Войну это не остановило. Но укрепило зарождающуюся культуру хиппи как анти-военное движение.
Война продолжалась и в 1969 году, когда хиппи провели первый музыкальный фестиваль, в Вудстоке, посвященный миру, любви и музыке. В нем приняли участие уже 500 000 человек. Фестиваль не запрещали, на нем не убивали. Количество последователей росло.
А война продолжалась до 1975 года и унесла жизни 860 000 военных и 2 000 000 мирных жителей. В анти-военных протестах в США были также раненные и убитые протестующие. Не только в нашей стране выступать против властей - это плохая идея для сохранения жизни.
Хиппи не прекратили войну, это невозможно. Но они оказали долгосрочное влияние на американское общество.
Их лозунг: Make love, not war - «Занимайтесь любовью, а не войной!»
Хиппи - аполитичны, направлены на изменение мира через творчество и революцию сознания, а не военные перевороты. Взамен материальных ценностей движение хиппи продвигало духовные, придерживались идей братства и всеобщей любви - в своих локальных закрытых коммунах. Главные правила взаимодействия с другими выражались в следующем: «занимайся своим делом», «не суетись», «не мешай жить другим», «делись с другими». А сейчас эти же идеи и способы интерпретируют как «засунуть голову в песок».
Моя собеседница нынче сказала: в шторм надо держаться теснее с теми, кто тебе близок. Поддерживать и дарить тепло тем, кому можешь. Это и есть гражданская позиция. Она не связана с действиями государства, что не удивительно, если ты с ними не согласен. Но она за пределами одного человека, здесь сеть людей верят в одно и то же, в мир, человечность, тепло и держатся вместе. Можно назвать это духовная община, сообщество или семья в широком смысле слова.
Мне кажется, что мир не может играть по правилам войны и выиграть. Но мир может сохранять жизнь в альтернативной реальности. Это и наши родители знали, сидючи на кухнях и обсуждая повестку за закрытыми дверями. И мы знаем, выбирая «зумы» для разговоров по душам.
Делать мир, а не войну, продолжим на ближайшей встрече с Дэвидом Денборо.
Позиция нарративного практика