Блог Олеси Симоновой

Основа для коллективных нарративных практик

В сентябре ведем 3-х дневку по групповой работе. Сколько бы мы не давали практики-практики, запрос — «что бы почитать» — не иссякает. Взялись потому перевести статью David Denborough "A storyline of collective narrative practice: a history of ideas, social projects and partnerships the international". До перевода в ней было 26 страниц, а стало 56. Сижу вот у балкона на ветерке, редактирую.

Прозреваю, что именно мы еще не пробовали в нарративной практике делать. И вам сокращенная цитата «на подумать»: «идентичность рассеяна в сообществе людей. Следы ее можно найти повсюду - в самоописаниях, во впечатлениях и представлении других людей, в постановках спектаклей, в танце, в игре, в песне и в стихах, в ритуалах, церемониях и символах, в одежде и образе жизни, и в личной и общественной документации, рассеянной через записи в истории сообщества, в личных дневниках, в переписке в форме писем и открыток, в государственных картотеках в виде характеристик, оценок и отчетов, а также в давней традиции автобиографии.
Все это - основа для коллективных нарративных практик».

Я как прочитала, задумалась, что из этого я пробовала, а что еще — нет.
Хорошо, наверное, все, кто участвовал в коллективных нарративных практиках рассказывал истории друг о друге и о себе и собирал списки способов решений. Многие проходили через церемонию признания в группе. Но с близкими, это как-то по-другому. У нас было так, мы к подросткам на завершение группы звали родственников. Не только мам. Бабушки приходили со своими пирожками, очень трогательные. Папы были, аплодисменты от отца в 13 лет - это ж незабываемо. Почти как услышать от друзей в день рождения истории о себе 5-10-летней давности. Тоже делали и тоже душещипательно.
Посчитаю за ритуальные действия то, как мы пели песни, и как стихи друг другу рассказывали. И даже еду «своей семьи» готовили в группе. Из необычного вспоминаю самостийный обряд плодородия в нашей ЭКО-группе. Понятно, что плодится должны были дети. И таки да, у каждой, кто тогда в нем участвовал, по сыну и дочери к сегодняшнему дню. Не, не знаю, как так получилось.

Из документации делали свидетельские отклики со старыми открытками 20-30-летней давности с дарственными надписями, и рисовали характеристики участникам групп на выпуске. Интереснее, пожалуй, когда документы сразу соединяются с перфомансом. Вспоминаю, как креативили фото-представления своего Я в группе: тут и спектакль, и одежда, и ритуал, и документ по итогу.

Пожалуй, близко к этому по задумке и создание портретной галереи проблем, и скульптуры решений. И игры, конечно, начиная с классических «ручейка» и «пятнашек». Но ведь еще не все из оригинального списка попробовано.

Почему-то никогда не видела, чтобы использовали театр теней для рассказывания своих терапевтических историй. Мне очень интересно что-нибудь придумать с телесными привычками и фотографиями из детства. Хочется сделать коллективное обсуждение снов. А еще рассчитываю попробовать разные ритуалы инициации. Это очень важно по нынешним стремительным временам, когда мы становимся иными, нежели были и не празднуем это. Есть что попредвкушать))

А какие практики в группе вы хотели бы попробовать?
Нарративное консультирование