Прочла прикольную статью про то как народ мапуче учат своих детей справляться со страхом.
Основное различие между ими и нами в том, что мапуче ценят спокойствие. А у нас, мы-то знаем, в чести беспокойство. Тревожность распознается как заботливость, внимание, ответственность. Принято тревожиться о будущем, волноваться о близких. У нас в словарях так и написано: заботиться значит беспокоиться. У россиян культурно поощряется испуг. Заглянем к тем, у кого все устроено по-другому?
Мапуче - это аборигены юга Чили и Аргентины. 300 лет они выдерживали попытки вторжения инков и испанских захватчиков. И сумели выжить и удержаться на своих землях. Так и зовут себя мапуче - "народ земли". Только когда Чили и Аргентина объединили свои силы, то смогли подчинить народ мапуче юридически. Тем не менее, мапуче борются за восстановление и защиту своих территорий. Также они хотят признания уникальности своей культуры в социуме и в образовании. Несмотря на трения или даже, возможно, благодаря им, мапуче смогли сохранить значительную часть своих обычаев и веры. Особенно это заметно в сельских районах.
Как же эти несгибаемые люди учат своих детей не бояться?
Beliefs About Children’s Emotions in Chile, Amy G. Halberstadt, Dejah Oertwig and Enrique H. Riquelme, Front. Psychol., 30 January 2020
Исследователи провели опрос 271 жителей юга Чили, из них - 106 человек - мапуче. Вопросы были направлены на то, чтобы лучше понять культурные различия в отношении представлений взрослых о детях и детских эмоциях.
Исследователи подчеркнули, что на развитие страха детей влияют стандартные мнения родителей. "Я думаю, что многие люди, особенно в западных культурах, думают, что дети менее способны, чем они есть на самом деле”, - пишет автор статьи Эми Хальберштадт, профессор психологии в Университете штата Северная Каролина.
Оказалось, что родители и учителя мапуче заведомо ожидали, что их дети будут способны контролировать страх. И эти ожидания сильно выше чем у не не-мапуче. Проясню, эти ожидания не значат, что дети-мапуче стоически относятся к своему страху. Нет, вера мапуче состоит в том, что дети поймут ситуацию и либо предпримут какие-то действия в ответ на нее, либо примут ситуацию без страха. То есть совершат действие над эмоциями.
Очень похоже, на представления нарративных практиков о том, что никто не жертва, все люди совершают действия в ответ на обстоятельства. И все дети реагируют в ответ на страх, авторское понимание происходящего необходимо, чтобы лучше справляться с ситуацией.
Мапуче верят, что частью взросления является обучение не бояться, и это активно поощряется. То есть они принимают, что дети могут бояться и их нужно их обучать реагировать на страх через отношение к природе. Мапуче считают, что дети должны уважать природу, но не бояться ее. Они также верят, что природа может помочь детям успокоиться, позитивно справиться с печалью и отрегулировать негативные эмоции.
Глубокое уважение к окружающей среде (“Küme Mongen") является частью веры мапуче. Люди и природа у мапуче - части одного целого. Поэтому родители и учителя мапуче создают условия, чтобы дети проводили как можно больше времени на свежем воздухе. Исследователи также подчеркивают потенциальную ценность времени на свежем воздухе для регуляции эмоций.
Кроме того, для народа мапуче очень важно уважать старших и обучаться у них поведению. Дети наблюдают за спокойными взрослыми и ведут себя также. "Возможно, наши дети могут удивлять тем, что они очень спокойные и тихие, слушаются взрослых и что им нужно больше времени с природой, чем другим детям, но это необходимо, это часть нашей культуры" - вот за что сейчас сражаются и в чем побеждают родители мапуче.