Только почему-то мы называем себяодним именем всю нашу жизнь.
Наше тело трансформируется со временем. Упругость и рост сменяет усыхание. Личностно мы тоже меняемся. Мы в 30 мы больше ценим карьеру, а в 5 - мороженое и качели. В ходе жизни переворачиваются наши роли в семье. Мы перестаем быть детьми, и все больше становимся родителями, а то и бабушками и дедушками. Мы можем изменить наши взгляд на принципиально важные вещи в момент личностного кризиса. И черное становится белым.
Но почему-то это непостоянное существо мы по-прежнему называем Я.
Для ощущения своей непрерывности и длящейся самоидентичности мы используем самоопределения. Слова, которыми мы описываем себя, включают наши свойства и ценностные отношения с самим собой и миром. Это и личностно-деятельностные, и физические самоописания, когда человек, рассуждая о себе, говорит: "Я - добрая", "я - трудолюбивая", "я - больная" или "я - старая". Выбранные слова ставятся в центр самопределения. Но они не устойчивы. Сейчас мы говорим о себе так, завтра - этак. Исходя из колеблющегося фокуса внимания, меняющихся условий времени и места и, соответственно, подстраивающегося выбора в конкретных обстоятельствах.
И тем не менее для человека это все - его Я.
Есть ли что-то что заставит нас отказаться от себя?James Michael Lampinen, Christopher R Meier и Juliana K. Leding, исследователи ложных воспоминаний, выясняют, что за существенные изменения в памяти о себе могут заставить распасться представление о себе как о цельной личности. В своих экспериментах они влияли только на автобиографическую идентичность, не затрагивая другие части.Своим испытуемым они предлагали фантастические сценарии, в которых изменению подвергались физические характеристики, личностные свойства и содержание автобиографической памяти. Каждый сценарий сопровождался вопросом: «Представьте, что с вами произошло вот это. Останетесь ли вы в этом случае тем же человеком, что и теперь?» Испытуемые использовали для ответа шкалу от 1 до 6, где 1 означала полную утрату идентичности, а 6 — сохранение идентичности.Оказалось, что когда человека просили представить в другом теле или с другими личными характеристиками то он уже не полагал себя собой. Появлялись сомнения в истории жизни, которые позволяли человеку отвергнуть гипотезу о то, что это Я.Однако изменение автобиографических сюжетов, внедрение ложных воспоминаний, не затрагивающих телесность и личностные представления, легко позволяло остаться в ощущении, что это Я и это происходило со мной.А вы когда-нибудь ловили себя на ложных воспоминаниях?Что происходило что-то одно, а вы помните другое?