Блог Олеси Симоновой

Охота за деталями

Как на консультации написать авторский роман


Во время консультации ручка почти всегда у меня в руках. Пишу дословно сказанное, могу переспросить: "не запомнила это слово, необычное для меня, можете, пожалуйста, еще раз повторить?" Это внимание заметно и часто сопровождается положительной реакцией. В пятницу на последней консультации собеседница с горделивой улыбкой сказала: "ну, я, прямо, как философ, как вы меня записываете".

У Чака Паланика есть роман «Колыбельная». Там есть строки, о том, как важно замечать мельчайшие детали и вязать из них, как свитер, картину мира. Паланик говорит, что автор должен сделать все, чтобы исследовать тему и запомнить. Это идеальная подготовка для складывания цельной истории и для делания из нее выводов. Полагаю, что стремлюсь делать также, как со-автор на сессии. Записывать и тем помогать запоминанию, сочинению и умозаключению.

На курсах писательского мастерства призывают охотиться за деталями и уничтожать подробности. Я долго думала над этими словами, интуитивно ведь я так и делаю. Только вот вопрос, как объяснить - чем отличаются детали от излишних подробностей?

Когда-то я писала все... ну или почти все. Мои записи пятилетней давности требовали больше листов: три-четыре-пять. Но постепенно я поняла, что в конце беседы почти не обращаюсь к полному объему написанного текста. Выхватываю лишь знаковые слова, и они составляют конечное резюме.

Для меня знаковыми за эти годы стали слова самоописания: что человек говорит про себя. Подробности про других идут "в топку", почти сразу забываясь. Основной фокус внимания на собеседнике как на главном герое романа. Записываю что делал, чего хотел, разрывы пожеланий и реальности, ценностные основания. Иные герои повествования получают внимание лишь в смысловой рамке отношений с ними. Деталями стали авторский язык и особые словечки.

На прошлой неделе моя собеседница, подходя к очень важной для нее теме, прервалась, чтобы сказать: "мы начали про это говорить год назад, но вы использовали не мое слово. И мне было очень трудно продолжать". Настолько трудно, что мы продолжили спустя 12 месяцев. В этот раз у меня руки тряслись, когда я строчила за ней.

Мысли и детали истории забываются очень быстро. Особенно если беседа совершает поворот или перескакивает на другую тему. Если тут же не написать послание человека, то можно забыть те формулировки, которыми ваш герой проиллюстрировал свой текст.

Так что послание "записывать детали сразу" - стоит понимать буквально. Записывать в ту же секунду. Чтобы не попасть на те же грабли, что и я. Чтобы свитер картины мира вышел крепко авторским без "заплат" терапевта.

Нарративное консультирование