Блог Олеси Симоновой

Номинант Эмми-2019 раскрывает сущность психотерапии!

Герои сериала "Жизнь матрешки", номинанта Эмми в категориях "лучший комедийный сериал" и "лучшая женская роль в комедийном сериале", попали во временную петлю, как Билл Мюррей в «Дне сурка». Каждая попытка прожить еще один день неминуемо заканчивается очередной гибелью и перерождением. Разобраться в причинах этой временной петли и скоропостижно не скончаться оказывается не так-то просто.


Сериал в описаниях не претендует на роль гида в мире психологического консультирования. Но истина в глазах смотрящего... терапевта)

Вот и поделюсь впечатлениями по терапевтической части. Обещаю не спойлерить по сериалу... ну, или почти.


1. У хорошей истории и хорошей терапии общий образ - путешествия, "пути героя".

Да-да, все по Джозефу Кэмпбеллу и его исследованиям мифологии в книге «Тысячеликий герой». И в сериале, и в хорошей терапии герой сначала покидает привычное и добирается до границы неизведанного. В непознанном мире герой путешествует, проходит испытания, побеждает врагов, отгадывает загадки и завладевает главным сокровищем. А затем возвращается, чтобы поделиться сокровищем с другими.


2. Путешествие в мир непознанного, читай в терапии - новых пониманий, начинается через дневные испытания.

Через плоскость понятного объяснения. Когда олицетворение логики, героиня сериала, Надя, понимает, что дело дрянь, она пытается его рационально объяснить -"дело в тех странных сигаретах или в том еврейском здании, где проходила вечеринка". Ответ главного героя, Алана, как представителя ночной культуры и духовно-эмоционального мира: "все, что происходит - это моя вина, за то что был плохим человеком". Как вы понимаете, правда не с одного конца. Сближение мира логики и эмоций, пространства и времени дает знание: "мы существуем в разных временах, и где-то все хорошо".


3. Нелинейность времени одно из важнейших понятий для нарративных практиков, да, и в целом, для современной философии.

Прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно. Только наше сознание воспринимает эту одновременность в линейной форме. Для удобства. В нарративной беседе мы обращаем внимание человека, на то, что он сам создает свою историю и влияем на конструирование, в первую очередь, предпочитаемой истории. То есть всякое неподходящее можно переделать. К этому же мнению приходят герои сериала. Только что же переписать? Герои пробуют примириться с ныне живущими. Хорошо, но недостаточно. Им пора отправляться в узловой пункт истории. Это момент всегда напряжения и парадокса: «то, чего не могло быть, но все же произошло».


4. В терапии для попадания в узловой момент нужен хороший вопрос.

Он может быть вариацией этих: Что было хуже всего? В какой момент вашей жизни нарушились принципиально важные вещи? Что вы бы хотели исправить? Где в вашей жизни вы не согласны с собой или с миром? Хороший вопрос может вызвать к жизни яркое воспоминание, это вовсе не интеллектуальное знание или припоминание. Это «перепроживание опыта в единстве аффекта и интеллекта».


Один из ярчайших моментов сериала - как взрослая Надя выплевывает осколки маленькой Нади, потому что "они все еще с тобой". Прямая аллюзия к книге Джексон Наказава "Осколки детских травм".


5. В современной терапии признается полиидентичность или множественность Я человека.

И в сериале мастерски показана возможность перемещаться одной идентичности к другой. Ближе к концу сезона детская и взрослая часть начинают появляться в одном кадре. Что для терапии является очень понятной подготовкой к процессу интеграции идентичностей. Примирения, признания и слития. В апофеозе окончания сериала разные Я встречаются и сливаются в процессе перфоманса - карнавала бездомных. Терапевтам понятно, что без признания общества и символического процесса перерождения новой личности нет. Слава богу, сценаристам сериала это тоже ясно. Получилось ярко и с большим количеством значимых символов. Не буду их разбирать, мои значочки про этот сериал на исходе.


6. Последнее и пожалуй, больше всего меня захватившее.

Помните, что в истории важно завладеть сокровищем и поделиться им с близкими. Метафора "поделиться" в нарративной терапии осуществляется через растущие документы. Когда люди делятся своими знаниями и инсайтами с другими. В обыденной психологии распространен совет: тебе плохо - помоги тому, кому еще хуже. В сериале главные герои испытывают символические сложности с легкими и сердцем, отвечающими за способность "брать и давать" жизнь и любовь. Ребята то задыхаются от астмы, то многократно умирают от разрыва сердца. И лишь пройдя через спасение жизни и дачи любви друг другу они обретают возможность выскользнуть из ловушки временной петли. Вернуться к себе новому с сокровищами мира - лучшая цель терапии.




И да, в сериале есть и терапевт, и смешная пародия на сессию, и даже непротокольный EMDR-сеанс, но это никакого отношения к терапии и сказанному выше не имеет.


Кто смотрел, как вам сериал? А кто не смотрел - будете смотреть?

Фильмы, книги