ПОЗИЦИЯ НАРРАТИВНОГО ПРАКТИКА

Нарративная медицина

Человек, благодаря которому появилось понятие нарративной медицины, Рита Шэрон - американский врач, литературовед и идеолог «нарративного поворота» в соматической медицине.
В настоящее время Рита Шэрон ведет курс по нарративной медицине в Колумбийской Медицинской Школе и преподает литературу, нарративную этику и нарратологию в магистратуре по нарративной медицине. По ее мнению, нарративное обучение помогает увеличить эмпатию и рефлексию у медицинских работников. Рита Шэрон была названа выдающейся женщиной-врачом года в 1996 году, а в 1997 году она получила Национальную премию за инновации в медицинском образовании.

Появление нарративного направления – это следствие протеста некоторых врачей против дегуманизации современной медицины. Это кризис современной медицины - когда время приема врача - точно подсчитанные минуты, способы работы забюрократизированы, а количество стандартов в медуслугах все больше. В классической медицине нет необходимости разговаривать с пациентом, потому что все определяется болезнью. В нарративной медицине важен диалог между врачом и пациентом.

Рита Шэрон говорит о нарративной этике, кладя в основу принцип:
Врач в долгу перед пациентом,
поскольку ему оказано доверие.

Врач удостоен уникальной интимности рассказа о самых важных отношениях в жизни пациента - со своим телом, со своим здоровьем, с собой. Слушать пациента - значит признавать его в его опыте, в его страдании и предоставлять ему право быть. И этот же рассказ накладывает на врача моральное обязательство - жить и действовать в связи с услышанным.
Ответная реакция является важной, а потому обязательной и свободной по содержанию, человеческой.

Быть слушателем для врача - значит быть партнером, союзником пациента и уважать его, задавать вопросы, исследовать и поощрять собеседника к рассказу.
Слушающий должен слушать,
как инструмент говорящего

Rita Charon
Чувствуется, как близко тому, что мы делаем в нарративной практике. И обучаем схожей этике, в меньшей степени через литературу - как Рита, в больше степени через тренировку разговорной практики.

И еще мне кажется, что способность видеть гуманитарную составляющую в том, что мы делаем - как этический принцип, это не то, чему мы обучаемся во взрослом возрасте.
Когда мы начинаем учиться - нарративной медицине или нарративной практике - такое отношение к людям нам уже близко. В учебе это можно структурировать и шлифовать навыково.

А сам принцип восприняли мы раньше, может в своей семье или от друзей, а может в таких фильмах, как «Пробуждение». Великолепный фильм 1991 года про неравнодушие, как раз про такое применение медицины, которое пропитано этичностью.
Будь в курсе самых интересных материалов
из наших страниц в соцсетях
Присоединяйся!
Новостная рассылка
Получайте новые статьи нашего блога по эл.почте!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Вас также могут заинтересовать