Ксения Косачева – нарративный практик, супервизор, и уже полгода как помощница на дистанционных программах обучения Нарративной Мастерской. Мы попросили ее рассказать об этом опыте и поделиться тем, как он на нее повлиял.
– Ксюша, расскажи, как ты оказалась в команде Нарративной Мастерской?
– Это волшебная история (улыбается)! Когда я закончила обучение и начала свою практику, все время мысленно задавалась вопросом, а как становятся помощником? Потому что я видела какую огромную работу проводят девочки, пока сама училась на дистанционной программе. И мне это очень помогало в процессе учебы, завораживало и хотелось так же. Это была классная перспектива движения вперед, возможности развития и практики. Эту мечту я бережно носила внутри, но не озвучивала вслух. А потом, в один прекрасный летний день я приехала одной из первых то ли на трехдневку по групповой работе, то ли на мастерскую Олеси, уже точно не помню. Мы встретились в дверях и Олеся с серьезным видом сказала: «Ксюш, мне надо с тобой поговорить тет-а-тет, дай знать, когда у тебя будет время». Я сразу начала паниковать: где я успела накосячить? Такой, знаешь, фидбэк в школьный опыт вызовов в кабинет к директору (смеется). Тревога начала нарастать, и я решила ее не растягивать, налила чаечек и пошла к Олесе со словам: «Ты меня будешь за что-то ругать? Я готовая..». Олеся улыбнулась и спросила, интересно ли мне будет поработать помощником. Я конечно моментально согласилась. Так и стала помощницей. И только пару месяцев спустя я узнала, что Олесе порекомендовала меня Оля Слета. За что ей еще раз большое и искреннее спасибо!
– Ты проработала помощницей уже больше полугода. Как тебе этот опыт? Чем интересен? Как повлиял на тебя?
– Знаешь, это очень объемный вопрос. Ответ на который будет скорее похож на пазл, который складывается из разных кусочков в общую прекрасную картинку. Во-первых, я люблю писать. Нарративные документы, письма после беседы, всякие статьи, тексты. И один из кусочков пазла – возможность как-то расшириться в этом, дополнительно попрактиковаться. Одно дело устный диалог и совсем другое письменный. Сейчас вдруг вспомнила, что лет 15 назад участвовала в проекте «Друг по переписке» – переписывалась с ребятами из детдомов Челябинской области. Отправляли друг другу настоящие письма в конвертах. Длилось это пару лет, потом дети выросли, стали подростками и им стало не до этого. Правда с одной девочкой, уже давно девушкой, мы до сих пор остаемся на связи.
– Интересно, что общего в опыте переписки с ребятами из проекта и в работе помощницей на дистанционных обучающих программах Нарративной Мастерской?
– Хороший вопрос, я раньше об этом не задумывалась. Вообще не связывала как-то эти две истории. Наверное, я люблю переписку вообще, потому что тут открывается больше возможностей замедлиться, подумать над своим ответом, своими словами, хорошими вопросами, чем в живом диалоге в реальном времени. А еще в этом есть что-то такое старое-доброе, с винтажным налетом, когда не было телефонов и интернета и люди писали друг другу письма. Сейчас это большая редкость, максимум – друзья присылают открытки из поездок заграницу. Кроме того, тут еще есть общий момент какого-то наставничества и поддержки. Это очень важно, когда у тебя есть кто-то кто в тебя верит и готов подставить плечо.
– Разговор о проекте «Друг по переписке» зашел, когда мы говорили о том, что опыт работы в Нарративной Мастерской как пазл, который складывается из разных кусочков. Что, кроме письменного диалога, есть ещё в этом пазле?
– Второй кусочек – это возможность еще раз прикоснуться к материалам учебной программы. Я знаю, что доступ к ним остается у нас навсегда, что материалы можно пересмотреть в любой момент, но признаемся честно – время для этого редко находится. Всегда есть что еще почитать, посмотреть, чему еще поучиться. В работе помощницей учебных программ для меня оказалось важным перечитывать статьи, пересматривать вебинары, приходить на встречи, снова погружаться в эту учебную атмосферу. Как минимум, чтобы быть на одной волне с теми кто сейчас учится и лучше понимать возникающие вопросы. Как говорится, повторение – мать учения. Это полезно.
Еще один кусочек пазла – знакомство и общение с потрясающими людьми! Нарративное сообщество вообще очень сильно меня поддерживает, дает опору в сложные времена. Быть частью этого сообщества, еще и в роли члена команды Нарративной Мастерской, для меня очень ценно.
– Итого у нас получилось три кусочка пазла. Есть ли что-то ещё?
– Конечно! Их очень много. И думаю, что сейчас, с ходу, я могу что-то упустить, но мне интересно будет продолжать размышлять об этом после нашей встречи. Работа в Нарративной Мастерской помогает мне проявляться – быть видимой в сообществе и за его пределами. Наверное, это еще один важный кусочек пазла.
– Как изменил тебя этот опыт? Как изменилось твое ощущения себя?
– Я почувствовала больше уверенности в последнее время. В себе. В том, что я делаю. Помню это волнение в самом начале работы. Внутри жужжала идея «надо все делать правильно!». Внутренний критик очень боялся быть разоблаченным в какой-то некомпетентности (смеется). Поэтому было много вопросов к себе, к девочкам, к Олесе: а правильно ли я отвечаю? Хорошие ли вопросы задаю? А могу ли я проявлять влиятельность и экспертность? Последний вопрос, кстати, мы отдельно обсуждали с коллегами – он оказался общим и важным для всех помощников.
С одной стороны на меня конечно влияет нарративная философия, когда мы признаем авторство человека, следуем за ним, а с другой – это все-таки учебный формат, который предполагает некое наставничество, зачеты ответов, аттестацию пройденных материалов. Эти две части в начале работы спорили, и, как оказалось, не только во мне. Помогла разобраться в этом противоречии как всегда Олеся. Она выслушала нас и резюмировала, что здесь у нас все-таки учебная программа, а не терапия. И это расправило крылья. Осталось пространство для поддержки и заботы, моего любимого любопытства, интереса к людям, но появилось и для наставничества, влиятельности, экспертности. Пространство расширилось – его просто стало больше.
Мне кажется, для многих это достаточно актуальный вопрос, особенно в начале практики. У меня конечно было представление о том, что такое децентрированная позиция, а что такое влиятельная, еще после второй ступени обучения. Но в начале не было уверенности, в какой момент прям нужно переходить из децентрированной во влиятельную позицию и обратно. И тут конечно продолжение учебы (особенно курс по травме и супервизорский курс) и опыт работы на дистанционной площадке в Мастерской сильно помогли мне укрепиться и в этом.
– Влияет ли твой опыт работы в мастерской на практику?
– Конечно, влияет. Это отличная тренировка навыка задавания хороших вопросов. И возможность освежить теоретические знания – я чаще делюсь с собеседниками какими-то историческими фактами, цитатами, рассказываю истории про Майкла Уайта или о философии Фуко. Про внутреннюю уверенность я уже сказала, да? Иногда я привношу кусочки историй из учебы в практику и наоборот, анонимно конечно. Делюсь личными историями из своей практики с будущими коллегами. Получается такое «взаимоопыление». Кажется, это слово придумала Света Петрушевская. И мне оно очень нравится. Оно вообще очень про нарративную практику.
– Ксюша, расскажи, как ты оказалась в команде Нарративной Мастерской?
– Это волшебная история (улыбается)! Когда я закончила обучение и начала свою практику, все время мысленно задавалась вопросом, а как становятся помощником? Потому что я видела какую огромную работу проводят девочки, пока сама училась на дистанционной программе. И мне это очень помогало в процессе учебы, завораживало и хотелось так же. Это была классная перспектива движения вперед, возможности развития и практики. Эту мечту я бережно носила внутри, но не озвучивала вслух. А потом, в один прекрасный летний день я приехала одной из первых то ли на трехдневку по групповой работе, то ли на мастерскую Олеси, уже точно не помню. Мы встретились в дверях и Олеся с серьезным видом сказала: «Ксюш, мне надо с тобой поговорить тет-а-тет, дай знать, когда у тебя будет время». Я сразу начала паниковать: где я успела накосячить? Такой, знаешь, фидбэк в школьный опыт вызовов в кабинет к директору (смеется). Тревога начала нарастать, и я решила ее не растягивать, налила чаечек и пошла к Олесе со словам: «Ты меня будешь за что-то ругать? Я готовая..». Олеся улыбнулась и спросила, интересно ли мне будет поработать помощником. Я конечно моментально согласилась. Так и стала помощницей. И только пару месяцев спустя я узнала, что Олесе порекомендовала меня Оля Слета. За что ей еще раз большое и искреннее спасибо!
– Ты проработала помощницей уже больше полугода. Как тебе этот опыт? Чем интересен? Как повлиял на тебя?
– Знаешь, это очень объемный вопрос. Ответ на который будет скорее похож на пазл, который складывается из разных кусочков в общую прекрасную картинку. Во-первых, я люблю писать. Нарративные документы, письма после беседы, всякие статьи, тексты. И один из кусочков пазла – возможность как-то расшириться в этом, дополнительно попрактиковаться. Одно дело устный диалог и совсем другое письменный. Сейчас вдруг вспомнила, что лет 15 назад участвовала в проекте «Друг по переписке» – переписывалась с ребятами из детдомов Челябинской области. Отправляли друг другу настоящие письма в конвертах. Длилось это пару лет, потом дети выросли, стали подростками и им стало не до этого. Правда с одной девочкой, уже давно девушкой, мы до сих пор остаемся на связи.
– Интересно, что общего в опыте переписки с ребятами из проекта и в работе помощницей на дистанционных обучающих программах Нарративной Мастерской?
– Хороший вопрос, я раньше об этом не задумывалась. Вообще не связывала как-то эти две истории. Наверное, я люблю переписку вообще, потому что тут открывается больше возможностей замедлиться, подумать над своим ответом, своими словами, хорошими вопросами, чем в живом диалоге в реальном времени. А еще в этом есть что-то такое старое-доброе, с винтажным налетом, когда не было телефонов и интернета и люди писали друг другу письма. Сейчас это большая редкость, максимум – друзья присылают открытки из поездок заграницу. Кроме того, тут еще есть общий момент какого-то наставничества и поддержки. Это очень важно, когда у тебя есть кто-то кто в тебя верит и готов подставить плечо.
– Разговор о проекте «Друг по переписке» зашел, когда мы говорили о том, что опыт работы в Нарративной Мастерской как пазл, который складывается из разных кусочков. Что, кроме письменного диалога, есть ещё в этом пазле?
– Второй кусочек – это возможность еще раз прикоснуться к материалам учебной программы. Я знаю, что доступ к ним остается у нас навсегда, что материалы можно пересмотреть в любой момент, но признаемся честно – время для этого редко находится. Всегда есть что еще почитать, посмотреть, чему еще поучиться. В работе помощницей учебных программ для меня оказалось важным перечитывать статьи, пересматривать вебинары, приходить на встречи, снова погружаться в эту учебную атмосферу. Как минимум, чтобы быть на одной волне с теми кто сейчас учится и лучше понимать возникающие вопросы. Как говорится, повторение – мать учения. Это полезно.
Еще один кусочек пазла – знакомство и общение с потрясающими людьми! Нарративное сообщество вообще очень сильно меня поддерживает, дает опору в сложные времена. Быть частью этого сообщества, еще и в роли члена команды Нарративной Мастерской, для меня очень ценно.
– Итого у нас получилось три кусочка пазла. Есть ли что-то ещё?
– Конечно! Их очень много. И думаю, что сейчас, с ходу, я могу что-то упустить, но мне интересно будет продолжать размышлять об этом после нашей встречи. Работа в Нарративной Мастерской помогает мне проявляться – быть видимой в сообществе и за его пределами. Наверное, это еще один важный кусочек пазла.
– Как изменил тебя этот опыт? Как изменилось твое ощущения себя?
– Я почувствовала больше уверенности в последнее время. В себе. В том, что я делаю. Помню это волнение в самом начале работы. Внутри жужжала идея «надо все делать правильно!». Внутренний критик очень боялся быть разоблаченным в какой-то некомпетентности (смеется). Поэтому было много вопросов к себе, к девочкам, к Олесе: а правильно ли я отвечаю? Хорошие ли вопросы задаю? А могу ли я проявлять влиятельность и экспертность? Последний вопрос, кстати, мы отдельно обсуждали с коллегами – он оказался общим и важным для всех помощников.
С одной стороны на меня конечно влияет нарративная философия, когда мы признаем авторство человека, следуем за ним, а с другой – это все-таки учебный формат, который предполагает некое наставничество, зачеты ответов, аттестацию пройденных материалов. Эти две части в начале работы спорили, и, как оказалось, не только во мне. Помогла разобраться в этом противоречии как всегда Олеся. Она выслушала нас и резюмировала, что здесь у нас все-таки учебная программа, а не терапия. И это расправило крылья. Осталось пространство для поддержки и заботы, моего любимого любопытства, интереса к людям, но появилось и для наставничества, влиятельности, экспертности. Пространство расширилось – его просто стало больше.
Мне кажется, для многих это достаточно актуальный вопрос, особенно в начале практики. У меня конечно было представление о том, что такое децентрированная позиция, а что такое влиятельная, еще после второй ступени обучения. Но в начале не было уверенности, в какой момент прям нужно переходить из децентрированной во влиятельную позицию и обратно. И тут конечно продолжение учебы (особенно курс по травме и супервизорский курс) и опыт работы на дистанционной площадке в Мастерской сильно помогли мне укрепиться и в этом.
– Влияет ли твой опыт работы в мастерской на практику?
– Конечно, влияет. Это отличная тренировка навыка задавания хороших вопросов. И возможность освежить теоретические знания – я чаще делюсь с собеседниками какими-то историческими фактами, цитатами, рассказываю истории про Майкла Уайта или о философии Фуко. Про внутреннюю уверенность я уже сказала, да? Иногда я привношу кусочки историй из учебы в практику и наоборот, анонимно конечно. Делюсь личными историями из своей практики с будущими коллегами. Получается такое «взаимоопыление». Кажется, это слово придумала Света Петрушевская. И мне оно очень нравится. Оно вообще очень про нарративную практику.