Мы приступаем к курсу по работе с группами в нарративной практике. Читаю потихоньку всяческую литературу по новым идеям работы с группами. И наткнулась на интересное исследование в журнале Social Psychological and Personality Science.
Основная идея в том, что люди, которые верят, что общества и отдельные люди способны меняться, гораздо лучше сотрудничают друг с другом. Очень крутая новость для тех, кто работает с конфликтами в сообществе или в паре.
Исследователи Междисциплинарного центра (IDC) в Герцлии, Израиле, изучали способность к сотрудничеству еврейско-израильских и палестино-израильских подростков. Как вы понимаете, взаимное недоверие и скептицизм между этими народами чрезвычайно усилились за десятилетия конфликта из-за спорных территорий.
Но группа психологов обнаружила, что обучение еврейско-израильских и палестино-израильских подростков тому, что группы в целом способны меняться, без упоминания конкретного противника, может значительно улучшить их способность к сотрудничеству (Amit Goldenberg, Kinneret Endevelt, Shira Ran, Carol S. Dweck, James J. Gross, Eran Halperin, Making intergroup contact more fruitful: Enhancing cooperation between Palestinian and Jewish Israeli adolescents by fostering beliefs about group malleability, Social Psychological and Personality Science, July 2016)
Сначала они выяснили, что израильтяне и палестинцы выражали более благосклонное отношение друг к другу и были готовы к компромиссу после прочтения статьи, утверждавшей, что группы могут меняться. Дискурсы, как известно, организуют наше мышление и задают поведение.
Исследователи пошли дальше и решили физически свести вместе евреев-израильтян и палестинцев-израильтян, чтобы проверить свои идеи.
В течение трех месяцев исследователи провели четыре занятия с 74 еврейскими и 67 палестино-израильскими школьниками в возрасте 13 и 14 лет из палестино-израильской и еврейско-израильской школ. Учащиеся каждой школы были разделены на две группы. В течение трех занятий одной группе рассказывали о способности людей меняться, а другой - о способах преодоления стресса.
На четвертом занятии еврейские и палестино-израильские школьники встретились и были разделены на смешанные команды по четыре-шесть человек. Затем группы выполнили несколько заданий, которые использовались для оценки степени их сотрудничества. В одном из заданий студенты использовали спагетти, зефир и ленту, чтобы построить самую высокую башню за 10 минут (мы тоже так делаем с подростками, только вот материалы бумага, клей, веревки; как говорится, чем богаты, тем и строим).
Результаты исследования показали, что студенты, которых учили идеям перемен, строили башни на 59% выше и испытывали больше положительных эмоций по отношению друг к другу по сравнению с другой группой.
Психологи рассчитывали увидеть разницу между группами, но не такую значительную. Здорово наблюдать изменения в отношении людей, но увидеть, что заведомо конфликтующие люди стали лучше сотрудничать, это просто замечательно.
Итак, если считать, что люди могут развиваться и меняться, то это уменьшает категоричность суждений и конфликты.
Нарративные практики убеждены в том, что человек способен быть и бывает другим в отношениях. Мы исследуем такие события и называем их уникальными эпизодами. Вера нарративного практика в то, что человек не фиксирован, помогает не выносить огульные суждения, не фиксироваться на сопротивлении и поддерживать мирную атмосферу в терапевтическом диалоге.