О ЧЁМ ПОЁТСЯ В НАРОДНОЙ ПЕСНЕ?
Песенный нарратив и истории моей жизни
Наталия Смольникова
этнолог, психолог, нарративный практик и большая любительница народных песен
С народной песней связано несколько моих жизненных историй. Я родилась в поющей семье.
Народные песни пели моя бабушка, прабабушка и другие родственники, а моя мама этномузыколог и в прошлом руководитель нескольких фольклорных ансамблей. У меня самой есть певческий опыт. Я пела песни донских казаков в фольклорных ансамблях. Мы выезжали в фольклорные экспедиции записывать песни в селах и деревнях у бабушек и дедушек. Я знаю, как потом эти песни обрабатываются, расшифровываются, приходят в фольклорные ансамбли и получают новую жизнь.

Кроме того, я профессионально связана с этой темой. Как этнолог, то есть специалист по истории, развитию и культуре разных народов, я смотрю на народные песни в контексте традиционной культуры, как на неотъемлемую ее часть. Как психолог, я очень интересуюсь механизмами влияния народной песни на слушающих и поющих.

Сегодня предлагаю посмотреть на народную песню с точки зрения нарративной практики, а именно, какой резонанс народные песни вызывают в нас и как этот резонанс связан с нашими ценностями, смыслами, жизненными историями, и вообще, зачем нам, людям своего времени, далеким от традиционной культуры, живущим совсем в других социальных, экономических, исторических условиях, может быть нужна народная песня.
Что такое народная песня?

Сегодня предлагаю говорить именно о русской народной песне, потому что мы воспитаны в этой традиции, этот дискурс знаем и понимаем, про что идет речь.


На берегу договоримся, что мы будем называть народной песней, потому что на сей счет существуют разные точки зрения. Сегодня я выдвигаю три критерия народной песни:

  • Устный характер ее возникновения, существования и передачи из поколения в поколение
    Всякого рода записи (ноты, тексты) — это очень поздняя история. Изначально народные песни зарождались, существовали, передавались из поколения в поколение только устным путем. Для этого не нужно было музыкальное образование и ноты, достаточно было просто находиться в этой среде и слушать.
  • Коллективное авторство
    В отличие от композиторской или бардовской (авторской) песни, у народной песни нет одного индивидуального автора, автор — народ. Правда, есть немалая категория народных песен, которые возникли на основе литературных источников. Но они потом тоже перерабатывались, и можно все равно говорить про коллективное творчество.
  • Многовариантность
    Одна и та же народная песня может существовать в разных локальных вариантах. Это очень характерно для русской народной песни, одну и ту же песню по-разному поют на севере, на юге, на западе и востоке нашей страны.
Я в детстве узнал много народных песен. Не могу сказать, что я их люблю, но я гусли себе покупаю. Я на гитаре играю, сейчас хочу гусли освоить. Моя деревенская рязанская бабушка все домашние дела сопровождала песнями. И уже тогда маленьким, никакого отношения к психологии не имея, я понимал, что эти песни сопровождали, возможно, ее маму, ее бабушку, они пелись, даже не знаю, до какого поколения. Неизвестно, когда сочинили песню про Стеньку Разина, и столько поколений ее пели. У них не было гаджетов и телевизоров, не все, наверное, раньше умели читать и были книги вообще в принципе. Сказки и песни передавались из уст в уста и развлекали. Получается, что песня соединяет со мной большой культурный пласт, который уплотнялся поколениями. Я по-другому мыслил в детстве, но примерно об этом думал — насколько это старая песня, которую мы сейчас поем.

Мне любопытно новую информацию об этом получить. Я понимаю, насколько это важная часть культуры, потому что это самое простое, что может быть. Песни очень легко учатся, потому что их много раз слышишь. Они даже ближе во многом, чем истории, сказки. Даже молитвы не все знают, а песни знают. Есть мужские песни, есть разудальные, есть песни, помогающие работать, как говорится, «Нам песня строить и жить помогает».
Владимир
Участник встречи
Наталия
Ведущая встречи
Дальше расскажу про одну из главных особенностей традиционной народной песни, что она была тесно связана с народным бытом, при любых занятиях, обрядах, ритуалах человека сопровождала. Это сохранялось долгие годы даже в советское время. Сейчас, может быть, эта традиция потихоньку разрушается, но кое-где еще существует.
Я из совершенно другой среды, у меня обе бабушки городские, поэтому я в детстве никогда не контактировала с народными песнями. До меня сейчас дошло, что когда я ходила в хор и училась играть на фортепиано, как раз там сталкивалась с народными песнями, у которых не было конкретного автора. Мне очень любопытно на самом деле, потому что я очень много знаю про фольклор, про мифологию, про сказки, но про песни знаю сильно меньше.
Александра
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Любопытство — это замечательно. Это дверь, которая может нас потихоньку ввести в мир народных песен.
Немножко истории
Сегодня народные песни часто исполняют эстрадные певцы в индивидуальной авторской обработке, ориентированной на слушателя, которому нужно угодить, как-то зацепить его. Песни звучат и в исполнении народных хоров, где достаточно четкие партии, вполне сносное благозвучие, понятные слова. Ансамбли народной песни тоже по-своему обрабатывают песни в близкой, понятной и привычной нам, современным городским жителям, манере.

Но существует и другая манера исполнения, которую называют аутентичной или традиционной. Именно в ней обычно пели в селах и деревнях, и она до сих пор кое-где сохраняется. Большой урон именно традиционной манере исполнения, да и народной песне вообще, был нанесен в советское время. Она не соответствовала политическим планам (процессы индустриализации, насаждение городской культуры), поэтому со стороны власти не очень поощрялась. Поощрялось исполнение народных песен в обработке академическими хорами, вокальными ансамблями, даже эстрадными исполнителями. Аутентичная манера потихоньку стала уходить.

В 70-е годы XX века энтузиаст, музыковед и исследователь Дмитрий Покровский заинтересовался именно аутентичным звучанием народной песни и создал фольклорный ансамбль, который так и стал называться «Ансамбль под управлением Дмитрия Покровского».

Один из первых составов ансамбля. Д. Покровский в нижнем ряду слева.
Ансамбль существует до сих пор, но уже без Покровского. Его новаторство было в том, что артисты ездили по поселкам и деревням, собирали песни и учились у сельских жителей петь в аутентичной манере. Это был прорыв. У артистов ансамбля был чудесный дар общения, они умели стирать грань между исполнителем и слушателем, просто выходили в народ и пели и танцевали вместе с аудиторией. Под влиянием деятельности этого ансамбля стали как грибы возникать другие фольклорные ансамбли, которые тоже старались петь по мере сил и возможностей в аутентичной манере или близкой к ней.

Это фольклорное движение благополучно развивается до сих пор. Сейчас оно достаточно мощное и, надо сказать, в основном молодежное. Проводятся праздники, вечерки, лекции разного рода, шьется традиционная одежда. Это вообще целая субкультура, и здорово, что она существует.

Фотографии людей, которые пели народные песни, передавали их из поколения в поколение, благодаря которым мы сейчас имеем возможность их слушать и даже петь.

Песня поется с диалектными особенностями, совсем не похоже на то, к чему мы привыкли. Но слушая именно такое исполнение, можно гораздо быстрее войти в мир народного пения, традиционного фольклора, легче понять его особенности за счет этой манеры звучания.

Фрагмент былины терских казаков «Как по морю» про Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича
Особенности народной песни

Расскажу об основных особенностях народной песни, чтобы мы потом могли обсудить, вообще зачем нам нужна эта песня, чем она может быть интересна.

  • Непосредственная связь с народным бытом
    Владимир уже поделился, как его бабушка постоянно пела, занимаясь хозяйством. На самом деле человек в традиционной общине пел практически всегда. Причем ритм песни очень часто соответствовал занятиям. Пели за работой и после работы — на вечерках, на праздниках, на обрядах, на родинах, на свадьбах, на похоронах, на гульбе, на самых разных собраниях.
  • Неразрывное единство текста и напева, соединение песни с движением, драматическими действиями («играть песню»)
    Интересно, что если прочитать текст народной песни как стихи, то, возможно, вы будете немного разочарованы — он покажется простым и незатейливым, особенно, если уже прошел некоторую редакторскую обработку, что часто встречается. С другой стороны, если послушать один напев без слов — вполне простой, может быть, часто встречающийся, потому что на один и тот же напев бывают песни с разными словами — тоже как будто чего-то не хватает.

Настоящая песня возникает тогда, когда есть и текст, и напев, но, мало того, песня соединяется еще с движением и драматическим действием — от простой жестикуляции, приплясывания и хороводов до хождения с рождественской звездой на святках (это уже драматическое действие). Очень распространено выражение «играть песню», именно не петь, а играть. Это действительно целая песенная культура.

  • Устный характер песни и способ передачи ее через поколения
  • Коллективное авторство, но каждое исполнение – индивидуальное творчество в рамках традиции
    Мне кажется, для нас, нарративных практиков, может быть интересен момент, что каждое исполнение — это всегда и коллективное, и индивидуальное творчество в рамках традиции. Об этом обычно не пишут филологи и музыкологи, для них больше важен момент коллективного авторства. Исполняя песню, мы каждый раз это делаем по-новому в зависимости от того, с кем я пою, для кого я пою, где я пою, что мне хочется передать, в каком я настроении, какие у меня проблемы и задачи. Исходя из этого, каждое исполнение получается индивидуальным, но в рамках традиций.

    Песенные традиции существуют в разных регионах: как у нас поют и как у нас не поют. Например, на севере поют протяжно и очень сдержанно, там распространены хороводные песни, распевные былины. На юге мои любимые донские казаки поют очень весело, шумно, с эмоциями, хороводы мало водят, зато много пляшут и поют воинские походные песни. На западе и востоке тоже есть свои особенности. В рамках традиций, как у нас поют и как не поют, можно творить.
  • Исполнение без музыкального сопровождения (а капелла)
    Подавляющее большинство песен пели именно так, без инструментального сопровождения. Здесь ритм задает голос, а не музыка, песня звучит ритмично только за счет того, что голос выделывает замечательные красивые штуки.
Понятно, что а капелла — это исполнение без музыки. Но музыкальную нагрузку может нести напев. Интересно, а есть ли какие-то традиции, какой напев должен быть в конкретной песне, важно ли их соблюдать, или тут свобода творчества?
Вера
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Насколько я знаю, напев точно соблюдается, есть определенные каноны. Исследователи говорят о том, что текстов гораздо больше, чем напевов, то есть на одну и ту же мелодию могут петься разные песни. В этом смысле напев более консервативный, традиционный элемент песни. Причем ритмоформула характерна для определенного региона, напевы имеют такие локальные особенности.
  • Широкая, распевная мелодия
    Конечно, есть разные песни, но большинство русских песен широкие и распевные. Одно слово или одну фразу можно распевать очень долго, красиво, я бы сказала, цветасто.
  • Живая, разговорная речь с диалектными особенностями
    В неотредактированном тексте часто можно многое не понять, а только догадаться, о чем это, или посмотреть в словаре, что это такое. На таком языке говорят в быту сельские жители. Они очень легко переходят от речи к пению и обратно. Городскому жителю нужен какой-то момент перехода от речи к песне, а им нет.
  • Текст песни часто как монолог или диалог
    В песенном повествовании часто бывают монологические или диалогические сюжеты. Монолог чаще всего встречается в песнях «психологического» содержания, где происходит раскрытие внутреннего мира. Например, лирический герой рассказывает о своем настроении, о том, какие у него проблемы, жалуется на жизнь или, наоборот, благодарит за что-то, рассказывает о взаимоотношениях.
  • Образность
    Образы всегда сразу замечаешь в тексте народной песни. Даже если уже ее сто раз обработали, все равно остается очень яркая образность:
    • Устойчивые образы примерно как в сказках (добрый молодец, красна девица, зелен лес, крутой бережок),
    • Символы (серая кукушка как символ горькой доли одинокой женщины, солнце как символ матери). Часто встречаются символы, связанные с растениями, например, цветение растений — это символ яркой любви.
    • Параллели с природой. Обычно сначала описывается картина состояния природы, а потом картина состояния человека. Это называется «поэтический параллелизм», он очень часто встречается в народных песнях.
Символы — это вообще что-то устойчивое для всей народной песни, или они меняются в зависимости от региона? То есть один символ в одном регионе будет одно означать, а в другом регионе другое?
Вера
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Честно говоря, не исследовала досконально этот вопрос. Но читая и имея какой-то багаж у себя, знаю, что символы, как правило, очень похожи. Поскольку песни в разных регионах поются разные, символы могут быть разные. Например, у казаков (терских, кубанских) основная категория — это воинские песни. Поэтому там основные символы связаны с дорогой (конь, «пролегала она шлях-дорожка»). А на севере воинские песни вообще не поют, там в ходу протяжные былины и больше символов, касающиеся былинных персонажей.
Я недавно читала, что многие символы носят двойственное значение, например, могут как отпугивать зло, так и, наоборот, быть свидетелями присутствия зла. Поэтому эта двойственность может как раз в символах отражаться.
Александра
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Это самые основные особенности народной песни, которые помогут ее выделять и глубже почувствовать.
Жанры народной песни

На самом деле жанров народной песни больше, расскажу про основные.

Календарные песни годового круга
Пример: колядки, песни, связанные с народным (земледельческим) календарем
Самая большая категория, но и самая уходящая в прошлое, которая забывается больше всего. Раньше было очень много разных песен, связанных с аграрным циклом, например, с посевом или со сбором урожая, веснянки, когда призывали весну. Сейчас на слуху колядки, которые поют на святках между Рождеством Христовым и Богоявлением, когда ходят с рождественской звездой.
Семейно-обрядовые песни
Примеры: колыбельные, плачи (причитания), свадебные песни
Эти песни связаны с семейными обрядами, а их по сути три (родины, свадьба, похороны). Интересно, что плачи или причитания пелись не только на похоронах, но и на свадебном обряде, когда невеста плачет, прощаясь со свободной жизнью.
Песни, связанные с хореографией (хороводные, игровые, плясовые)
Примеры: «А мы просо сеяли», «Барыня», «Ах, вы сени, мои сени»
Думаю, двигательные, хороводные, игровые, плясовые песни все слышали. Многие до сих пор звучат в детских ансамблях и даже в детских садах.
Эпос (былины, исторические песни, баллады)
Пример: «Ой, то не вечер» («Сон Стеньки Разина»)
Это разные подвиды повествований об исторических событиях. Баллады отличаются тем, что в них есть драматический, иногда довольно лихо закрученный сюжет.  Яркий пример, который на слуху — это «Сон Стеньки Разина»
Трудовые песни
Примеры: «Дубинушка», «Эй, ухнем»
«Эй, ухнем» обычно связывают с бурлаками на Волге. На самом деле песня имеет более древнее происхождение, потому что бурлаки — это уже более поздняя история, а изначально это было связано с валкой леса. Поэтому ритмика песни как раз приспособлена к движениям, которые при этом совершаются.
Лирические песни
Пример: «Сама садик я садила», «Скакал казак через долину»
Наверное, это самая большая категория песен, сравнимая разве что с календарной.  Они сохраняются хорошо, их и сейчас поют, и на эстраде тоже звучат больше. Лирические песни часто звучат в разных вариантах. Интересно, что слова в тексте часто меняются в зависимости от региона. Например, в песне «Скакал казак через долину» казак скачет через Каспийские или через Маньчжурские поля, в зависимости от региона. Моя прабабушка пела: «через Каспийские».
Солдатские (походные) песни
Пример: «Солдатушки, бравы ребятушки»
Это более поздняя категория, потому что точно известно, что они появляются после того, как Петр I ввел рекрутскую повинность (XVIII−XIX, начало XX века).
Частушки
Более поздний жанр, который стал популярным в XIX - начале XX века. Частушки и раньше существовали, но были не очень распространены. Коротенькие веселые куплеты генерируются и сейчас по самым разным поводам. Благодаря лаконичной форме в них можно выразить юмор, сатиру, вообще все, что угодно туда вложить. Уверена, что вы наверняка, как минимум, одну частушку слышали.
Городская народная песня (кант, городской романс)
Примеры: «Степь да степь кругом», «Раскинулось море широко», «Из-за острова на стрежень», «Вот мчится тройка», «Хас-Булат удалой», «По Дону гуляет», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Не для меня»)
Эту категорию, строго говоря, к народным песням не всегда причисляют, но я все-таки это сделала. Сюда относятся канты (песни изначально духовного содержания, потом уже светского) и городские романсы — лирические песни с сюжетом, как правило, о неразделенной любви. Часто это песни на авторские стихи, которые сначала существовали в городах, то есть по происхождению они из городской культуры. Но потихоньку они начали проникать в деревню. Поскольку там «по-городскому» петь не принято было, то песни начали переделывать, творчески изменять и тексты, и напевы. Песни ушли в народ, а сейчас уже совсем народными считаются. Думаю, вы многие точно знаете.
Зачем нужна народная песня

Мы немножко вошли в мир народной песни. Но зачем она нам нужна? Что она нам может дать? Мы все-таки люди другого времени. Да, она нам не очень понятна, но что-то нас в ней все-таки цепляет.

Это очень красиво, поэтому, по меньшей мере, песня может создать особую атмосферу.
Александра
Участница встречи
Я представляю, что песня является очень сильным, властным дискурсом. Она создавала состояние людей. Например, в крестьянском быту люди поют несколько песен, кому-то какая-то больше нравится. И поневоле, например, молодая девушка или парень свое состояние пытаются сверить или под эту песню создать. Это прямое влияние на состояние. У нас сейчас очень много источников влияния на нас, в то время их было гораздо меньше. Песни сопровождали с детства и, мне кажется, очень сильно влияли на создание идентичности человека. Я даже могу сказать по бабушке, которая пела, я ведь тоже чувствовал эти песни так или иначе. Что сейчас нам дают народные песни, кроме культурного кода, пока не знаю, еще думаю над этим вопросом.
Владимир
Участник встречи
Наталия
Ведущая встречи
Да, то, что мы, может быть, не можем описать словами, мы можем это почувствовать и увидеть вклад в нашу идентичность, что это что-то, что помогло нам стать нами и сохранить связь поколений. Потому что идентичность, это еще и связь с кем-то — у нас есть бабушка, а у бабушки была своя бабушка.
Мне кажется, тут еще есть передача каких-то идей, моральных устоев, которые в песне заложены. Например, вы сказали, что девушка на свадьбе плачет, прощаясь со свободной жизнью. Это говорит о том, что плакать на свадьбе — это нормально, это принято и социально одобряемо.
Вера
Участница встречи
Мне кажется, что такие песни — это не только контакт с поколениями, но и контакт с теми, кто рядом сейчас, потому что лучше всего народная песня поется именно в коллективе.
Александра
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Прямо поднимаю руки, это действительно характерно. Может быть, народная песня этим и привлекает современного человека, что даже в небольшом коллективе (дуэте, трио, а уж тем более в ансамбле) создается атмосфера для общения. Именно поэтому сейчас популярно фольклорное молодежное движение, тусовка, субкультура, в которой люди общаются. Парни и девушки в традиционных костюмах на вечерках поют народные песни и танцуют, это создает особенную атмосферу общения.
Я подумала о том, что песни и музыка идут рядом практически с племенного состояния. И здесь мне интересно, как этот опыт может быть полезен сейчас. Например, сегодня очень популярны аффирмации, и что, если песни использовать для решения тех же задач? Также думаю про песни, творящие предпочитаемые состояния, самопознание через откликающиеся песни. Возможно, песни с глубокими корнями могут помочь проявить какие-то даже генетически усвоенные истории.
Марина
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Идея интересная. Про аффирмации не знаю, я от этого далека, а про предпочитаемое состояние совершенно точно. По своему опыту знаю, что меня песня поддерживает, дает мне устойчивость. Я себя чувствую более свободной, даже не в коллективе, а в одиночестве, что говорить, если петь в ансамбле.
Эффекты народной песни

Что я называю эффектом народной песни:

  • Песня позволяет понять, выразить и прожить эмоции
    Это знаю и на своем опыте, на опыте других людей. То, что трудно сказать, можно пропеть, и это даже не история только современного человека, а изначально было в традиционной культуре. Например, есть плясовые песни со странным текстом, с упреками второй половине, или еще что-то такое, что не положено говорить, но можно отплясать и пропеть — вполне законный способ выразить то, что чувствуешь.
  • Песня позволяет понять, выразить и прожить эмоции
    Это знаю и на своем опыте, на опыте других людей. То, что трудно сказать, можно пропеть, и это даже не история только современного человека, а изначально было в традиционной культуре. Например, есть плясовые песни со странным текстом, с упреками второй половине, или еще что-то такое, что не положено говорить, но можно отплясать и пропеть — вполне законный способ выразить то, что чувствуешь.
  • Песня устанавливает «берега» для переживаний
    Мне это показалось важным, но я об этом нигде не читала. Песня даёт форму, в которую мы вкладываем своё переживание, и устанавливает берега для переживания. Здесь моя метафора такова — когда человек испытывает затапливающие его эмоции, например, горевание при разлуке или утрате, это переживание может его затопить. Песня (плач, причитание или лирическая песня про разлуку) дает возможность, во-первых, в эту форму вложить свои эмоции и переживания, во-вторых, устанавливает некие берега, как бурная разливающаяся река укрощается строительством дамбы и укреплением берегов. Песня дает эффект успокоения, облегчения.
  • Песня предлагает способы поведения в разных жизненных ситуациях
  • Создает атмосферу для общения и объединяет поющих
  • Помогает приобщиться к культурным образцам и жизненному опыту поколений
    Мне кажется, это очень важно именно сегодня, когда идут разговоры на тему, какие страшные времена, что никогда такого не бывало. Я, как человек с базовым историческим образованием, знаю, что бывало гораздо хуже. Но чтобы это понять, совсем не нужно историческое образование. Можно просто слушать или петь песни, в которых описываются драматические ситуации, вполне реальные события, и это жизненный опыт — то, что люди переносили, выживали и жили дальше.
  • Пение помогает преодолеть одиночество в трудной ситуации и увидеть сходный опыт преодоления
    У героя песни есть проблема, которую он должен преодолеть, от чего-то он страдает. Пение или даже подпевание кому-либо, особенно когда есть несколько разных песен со сходным сюжетом, действует примерно как групповая терапия, где, пообщавшись с другими участниками, человек говорит: «Большое вам спасибо, мне стало легче, я увидел, как много людей вокруг меня испытывают похожее чувство, и они как-то справляются. Это замечательно, что я не одинок в своём переживании». Уникальность переживания уходит в самом хорошем смысле этого слова. Мне кажется, что за счёт песен это тоже может случаться.
  • Песня даёт возможность самовыражения, творчества и авторской позиции
    Думаю, что нам, как нарративным практикам, этот эффект народных песен, как минимум, не безразличен. Моя идея заключается в том, что человек, поющий народную песню, в которой есть какая-то история, может спеть ее от своего имени, хотя у него обстоятельства другие. Но, проходя этот путь вместе с героем, он может обрести некие точки опоры и почувствовать себя более сильным и устойчивым. Это как раз про то, чтобы обрести авторскую позицию в песне, а потом, возможно, перенести ее на свою собственную жизнь.
Мне очень интересно то, что песня, во-первых, это нарратив, прямо конкретная история, которую человек рассказывает о себе или о каком-то историческом событии через свое восприятие. По крайней мере, мой маленький опыт знания народных песен позволяет такое обобщение делать. Во-вторых, мне понравилось, что в принципе мы можем использовать песню как терапевтический механизм проживания эмоций. Если это так, то это вообще прекрасная возможность даже для самотерапии. Но интересно, современная песня такую же функцию может выполнять?
Владимир
Участник встречи
Наталия
Ведущая встречи
Думаю, терапевтическое значение может иметь любая песня — композиторская, бардовская, народная. Не хочу никак принижать другие виды песенного творчества, но у народной песни есть одна особенность — это величавость. Представьте самое начало зимы, белый снег, и абсолютно далекий от традиционной культуры городской человек вдруг широко заводит: «Ой, мороз, мороз». Откуда это у него? Не знаю, может быть, композиторская песня тоже может давать терапевтический эффект, наверняка может, но там нет этой величавости. Прочла однажды у одного музыколога интересную идею, что композиторская песня может исполняться сентиментально, а народную сентиментально, скорее всего, не споёте. Именно эта величавость даёт особую форму для проживания эмоций.
Не хочется противопоставлять композиторскую и народную песню. Мне кажется, тут основную роль играет то, что у конкретного человека откликается, какой нарратив человеку сейчас важно считать.
Вера
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Да, золотые слова, что все индивидуально, важно, что человеку ближе сейчас в данном состоянии, смысла нет противопоставлять разные жанры песен. Просто мы сейчас про народную песню говорим, что-то в ней открываем для себя новое. Но, конечно, через бардовскую и композиторскую песню тоже можно выразить свое состояние и получить терапевтический эффект.
Я так понимаю, есть три компонента: сюжет (нарратив), эмоциональный компонент, а есть компонент общности, когда мы разделяем это с прошлыми поколениями или с теми, кто с нами сейчас, или даже с каким-то явлением природы, как «Мороз-мороз». Сейчас в современной культуре есть такое, что люди обмениваются какими-то строчками-мемами, кто-то затянет: «Рюмка водки на столе», и сразу все понимают, что он имеет в виду. Получается, что народные песни — это мемы-прабабушки, куски смысловой информации, которыми ты делишься, и сразу понятно, о чем это. Или, по крайней мере, было понятно в то время.
Александра
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Да, мы делимся первыми строчками и понимаем, о чем это. До конца, может быть, не все знают народные песни, они очень длинные.
Практика I
  • Вспомните свою любимую народную песню или любимый жанр народной песни.
  • Чем привлекает вас эта песня и как она связана с вашими жизненными ценностями и историями?
  • Поделитесь своими впечатлениями и тем, что затронуло вас в рассказе собеседников.
У меня есть две любимые песни (по папиной и по маминой линии). Мне это очень нравится, потому что я как будто сохраняю единение со своим родом. От одной бабушки я взял песню про Стеньку Разина («На простор речной волны выплывают расписные»). Она мне нравится тем, что в ней значимый исторический контекст. Я с детства любил сочинять, не особо знал про Стеньку Разина, но придумал целую историю вокруг этой песни. Другая моя любимая песня — «Ой, при лужку, при лужке», поскольку она казачья, а у меня дед донской казак. Еще в Советском Союзе, когда отмечали дни рождения, мы в семье иногда ее пели, она всем очень нравилась. Я ее даже на гитаре подбирал. Эти песни несут сильный заряд. Но нельзя сказать, что современные песни не несут, может быть, даже где-то еще сильнее, потому что они больше на наш внутренний контекст ориентированы. Но любимые народные песни есть, я даже их помню, хотя не пел много лет.
Владимир
Участник встречи
Наталия
Ведущая встречи
Я тоже замечаю, что когда не поешь много лет какую-то песню, она все равно вспоминается, потому что как-то по-особому окрашена, есть в ней особая метка, что это любимое, близкое.
У меня очень дистантное отношение с русскими народными песнями, я лучше знакома с английскими народными балладами. Моя любимая — это «Scarborough Fair» про двух влюбленных, которые ставят друг другу заведомо невыполнимые задачи, чтобы проверить, насколько их любовь друг к другу сильна. Это баллада на самом деле с подколами, достаточно юморная, и при этом есть в ней какая-то лирическая обреченность, что если ты действительно любишь, ты это, конечно же, докажешь, но сделать это решительно невозможно. Я находила полный текст, учила её наизусть, мне даже случалось её как-то петь, так что с ней у меня действительно очень долгие и тёплые отношения.
Александра
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Я действительно слышу, что любимая, потому что тексты находились, песня исследовалась, это действительно что-то близкое, несмотря на разницу культур. Например, я очень люблю грузинские песни, хотя текст могу только читать в переводе. Но мне очень нравится грузинское многоголосие. Недаром запись грузинской песни как-то отправляли на космическую орбиту, как одно из чудесных достижений человечества, потому что грузинское многоголосие вообще уникально. Тексты там тоже, если поисследовать их, очень глубокие. Так что разница культур не мешает. Есть близость к культурному достоянию других народов.
Я тоже вспомнила песню, которая перешла от маминого папы. Он умер, когда мне было 2 года, он её пел старшей сестре, а она уже мне как колыбельную. А песенка такая: «Среди кустов смородины, среди густых ветвей сплела синичка гнёздышко и вывела детей». Она печальная до жути, там трагично всё заканчивается, но для меня это принадлежность к маминой семье, к деду, которого я практически не знала. Через эту песню я могу как-то соприкоснуться с ним. Когда я её пою, вспоминаю, как сестра рассказывала о том, какой он был добрый, заботливый. А ещё она трагическая, и когда мне грустно (как раз сейчас подумала про проживание эмоций), я ее пою. Я не умею особо петь, но протяжность этой песни дает возможность эти эмоции как-то выразить.

Есть еще одна песня про голубку («На родной земле зерно золотится, а на чужой сторонке зерно зеленится»). Я ее узнала на первых курсах в университете. Мы ходили в кружок народной песни, где мы пели, играли в разные игры, одевались в народные костюмы. Не знаю, как меня туда вообще занесло. Я эту песню оттуда взяла. Она для меня как раз про какую-то поддержку. Когда её пою, чувствую себя более уверенно, как будто у меня есть связь с чем-то своим, она мне придаёт очень много уверенности.
Ольга
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
История про детские воспоминания мне очень близка — то, что связано с бабушками, поющими родственниками. Действительно они остаются где-то в глубине души, и когда нужно, выходят. Это соединение со значимыми людьми в нашей жизни, которое дает ощущение силы, уверенности, опоры. Идея исторической памяти меня вообще всегда интересовала и с точки зрения историка, и с точки зрения этнолога. Эту таинственную историческую память трудно определить, но ее можно почувствовать через песни, через воспоминания, связанные со значимыми людьми.
После того, как вспомнил свои любимые песни, стало приятно осознать, что ты часть истории, что прошлое все равно остается с тобой хотя бы в таком формате. Приятно, что это связывает тебя с корнями. Да и просто, скорее всего, это с детством больше связано, поэтому приятно. Сейчас уже другие песни. Я очень редко слышу народные песни, и не факт, что я слушаю их, если даже встречаю. Но сейчас мне хочется что-то послушать, в памяти освежить. Мне песни помогли с достаточно сильным негативным переживанием справиться. Правда, это была «Ума Турман», не народная, но там хорошие, глубокие тексты и прекрасные метафоры.
Владимир
Участник встречи
Наталия
Ведущая встречи
Да, попадаются песни самых разных жанров, которые нас сильно затрагивают, а глубокие прекрасные метафоры вызывают сильные переживания и действительно оказывают терапевтический эффект.
Мне вспомнилась песня «Только мы с конём». Вспоминаю, как её пела очень теплая компания друзей и тогда это меня тронуло. Для меня же сейчас в этой песне какой-то экзистенциальный смысл — мощная связь с миром и землёй, и при этом уникальность пути, осознание близости с людьми, которые жили очень давно.
Марина
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Это историческая, генетическая, культурная память — как хотите, называйте. Это то, что передается через поколение, и становится ощутимым даже на телесном уровне на самом деле. Это можно умом понять и даже телом почувствовать.
А еще очень приятно этим делиться, это отдельный сорт удовольствия.
Александра
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Да, я думала перед встречей, что будет здорово приобщиться к историям других людей. Они могут быть, на первый взгляд, очень необычными, непривычными или связанными с песнями других традиций. Но когда мы говорим про народные песни, я чувствую общность и задушевность.
Практика II
  1. Прослушайте песню, запишите запомнившиеся слова и фразы, возникшие у вас ассоциации и образы.
  2. Нарисуйте узор или абстрактный рисунок, выражающий ваши впечатления.

(Колыбельная «А люлюшки, люлюшки»)

У меня получился такой рисунок: голубки над люлькой, в которой лежит малыш, бабушка с клубочком вяжет что-то, а котик имеет свои планы на клубочек. Мне показалось, что здесь есть очень симметричная структура, поэтому важно выдержать округлость с двух сторон, зеркальность голубей, как плетение этой песни. В целом она такая уютная, что цвета тоже как будто напросились сами собой. Для меня рыжие котики — это верх уюта.
Александра
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Действительно, здесь структура как круг, потому что колыбельную можно петь очень долго, используются самые разные слова. Собственно, для того она и поется, чтобы какой-то период продержаться. Причем довольно часто это делается во время работы, например, с прялкой, еще с чем-то, когда одна нога качает люльку, руки еще что-то делают. Это ритмичный процесс, придающий некую округлость.
У меня рисунок абсолютно Сашин повторяет, просто один к одному, только нарисован хуже, в нарочито примитивном стиле. Только у меня ребенка сверху качают голуби, с одной стороны бабушка вяжет, а с другой кот играет с клубком — практически идентично. Получается, что нарратив, который несет песня, мы считываем. Это вообще суперинтересно. Когда слушал, подумал, что мне бы было приятно, если бы в моём доме пели вечером такие песни, она тёплая и уютная.
Владимир
Участник встречи
Наталия
Ведущая встречи
Рисунки могут быть похожими, но переживания немножко разные. «Хорошо было бы, если бы это пелось» — уже элемент твоей собственной жизни.
У меня мысли, как ни странно, не про конкретные образы в этой песне, а про ауру или настроение, исходящие из нее. Мне показалось, что в центре этой песни ребенок, а бабушка как будто бы плетет вокруг этого ребенка защитную канву. У меня ребёнок как солнце в центре, а вокруг него другим цветом защитная аура, которая охраняет его сон. Я подумала о защитных функциях колыбельных в данном случае — пусть весь мир подождет, пока спит мой внук или внучка.
Вера
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Идея замечательная — пусть весь мир подождет, тот, кто передо мной, важнее всех. У меня тоже эта песня вызывает ассоциации с плетением чего-то. Ткется как будто теплое, уютное одеяло.
У меня не прямо супер рисунок — младенчик в люльке, подвешенной к потолку, клубочек с веретеном, а внизу женщина, но это не бабушка (или молодая бабушка), а еще стоит крынка с молоком. Уж не знаю, что это за ассоциации, но, наверное, я вспоминаю детство, и тёплое парное молоко с ним связано. Почему молодая бабушка или мама, не знаю. Я как-то выбиваюсь тут из общей канвы, у меня другая история, похоже.
Ольга
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Видимо, выступают наши детские воспоминания, связанные с молоком, другие образы. Но есть общее ощущение тепла, уюта, какого-то покрова (защиты).
Ритмичность колыбельных песен замечательна. Мелодия может быть очень протяжной, но сохраняется ритм и закольцовывает песню.
Для меня открылась история про любовь, про связь поколений и спокойствие. Вообще голос старенькой бабушки какое-то умиротворение подарил.
Марина
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Даже один голос уже создает настроение. Я выбирала песню из двух колыбельных — донских казаков и из Белгородской области. Выбрала эту, потому что здесь, мне кажется, у бабушки архетипический голос, и вообще очень типичная колыбельная.

Про кота интересная история. Вообще в русских колыбельных кот — это непременный персонаж, в большинстве он есть. Как в фильме «Операция Ы» говорят: «Тренируйся на кошках». С одной стороны, это позитивный персонаж, который может быть примером хорошего поведения, а с другой стороны это тот, кто хулиганит. Наказав его, можно этическую планку поставить, чему-то научить, как нужно себя вести, выставить эталон поведения, сравнив с котом-лиходеем.
«Как ты себя ведешь? Такого себе даже Мурзик не позволяет!»
Александра
Участница встречи
Эффекты слушания и пения

Про слушание мы все кое-что знаем, понимаем, что мы чувствуем, когда присоединяемся к песне. С пением сложнее, потому что не у всех есть такой опыт.

Я не знаю мотивов. Кажется, я из нового поколения.
Александра
Участница встречи
Я буду чувствовать себя зажатым, не смогу спеть. В принципе, иногда пою, могу подпевать без микрофона с удовольствием.
Владимир
Участник встречи
Наталия
Ведущая встречи
Я спою «По Дону гуляет» в коротком варианте, потому что песня очень длинная. Есть более широкие варианты песни с более закрученной историей. Можно выключить звук, подпевать и посмотреть, какие образы и ассоциации возникают.

(Песня «По Дону гуляет»)

Я немножко исследовала историю этой песни. Изначально было стихотворение современника Пушкина Дмитрия Ознобишина «Чудная бандура». Там история совсем не похожа, точнее, похожа только в начале. Девица едет венчаться, рушится мост, герой-казак начинает играть на чудной бандуре, и русалка, которая захватила несчастную невесту, отдает её, поскольку не может слышать звуков чудной бандуры. Исследователи обнаружили, что Ознобишин использовал эпические сказания других народов, в частности, шведские или скандинавские. Хотя в принципе похожие истории есть у сербов и других народов. Это очень типичная история, но практически везде со счастливым концом, все-таки невеста спасается. В нашем варианте, когда уже народ значительно поработал, трагическая история получилась. От текста Ознобишина осталась какая-то часть, слова другие.

Я видела, как вы подпевали. Для меня особое удовольствие смотреть, как люди поют. Это прямо удивительно. Мое впечатление еще с детства, что человек чрезвычайно меняется, когда начинает петь народную песню. Когда человек поет, он уже как-то меняется, но когда современный человек начинает петь народную песню, в нем появляется что-то удивительное. Я это заметила еще девочкой и неоднократно потом видела этот эффект.

Я тоже знаю длинную версию песни, но там вообще нет про русалку ничего. Интересно, что это одна и та же песня, но так много вариантов. У моей бабушки это тоже одна из любимых песен. Я посмотрел, как вы менялись. Ты почему-то стала очень серьезной, как будто с погружением. А Ольга была такая красивая, когда пела эту песню, я прямо любовался. Это было очень круто.
Владимир
Участник встречи
Наталия
Ведущая встречи
Кстати, у казаков есть вариация, которую с юности знаю, с залихватским игровым припевчиком, и песня приобретает игровой характер. Но лично для меня это трагическая история про то, что не надо давать ручку незнакомым женщинам, тем более верить всяким прогнозам. Вообще для меня диссонанс, когда, например, «Ой, мороз-мороз» поют с «наклеенными» улыбками.
А для меня эта песня про то, что несмотря на то, что у девушки есть проблемы и сложности, парень всё равно её продавил, соблазнил и погубил. У нас такой был вариант в детстве, я думал — ничего себе, какие люди есть нехорошие, она же ему сказала, что погибнет — нет, давай жениться всё равно.
Владимир
Участник встречи
Наталия
Ведущая встречи
В оригинальном тексте парень девушку спасает от смерти, финал немножко другой. Здесь финал прямо трагический. Может быть, за счет крайней трагичности песня приобрела популярность у народа. Это одна из самых распространенных песен, которые считаются народными.
Когда начинала её петь, сперва такая воодушевленная была — мотив понятный, всё интересное, но чем дальше, тем страшнее. Поёшь и понимаешь, что всё совсем печально. У меня это вызвало ассоциации с немецкой балладой «Герр Маннелиг», где троллиха приходит свататься к рыцарю и сулит ему всё на свете, лишь бы за него выйти, а он её посылает далеко, надолго и достаточно грубо. Здесь тоже женщина проживает несчастье. Я полную версию не слышала, поэтому приходится работать с тем, что есть. Но как же это всё грустно! Очень отзывается, потому что в текущих реалиях тоже как будто не все могут разделить радость быть с любимым человеком. В общем, очень актуально! Под конец совсем печально стало, но опыт интересный.
Александра
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Интересно, что пошли ассоциации и параллели с нынешним временем. Это действительно трагическая история, поэтому когда прибавляют игровой куплет, мне кажется, он вообще выводит из этого состояния. Может быть, хотят как-то уравновесить несчастность. У меня вообще идея, что, наверное, часто пели крайне трагические песни для того, чтобы трагедий не было в жизни — да, бывают и такие варианты, но с нами такого не будет. Поэтому особая любовь к городским жестоким романсам и прочим близким жанрам.
Я эту песню знаю, и у меня было ощущение блаженства. Во-первых, у Наташи голос замечательный, и я просто отдалась пению. Знаю, что это трагическая история, но я как будто соединилась с другой частью этой распевности, душевности и жизненности, и от этого мне было реально очень хорошо. Может быть, мое блаженство песне не подходило, но у меня не было ощущения, что я пою как-то не так. Мне реально было очень хорошо — переливы, повторы, поёшь, как дышишь. И зная текст, я на него внимания не обращала. Мы эту песню всегда пели в семье на нашем хуторе. Понимаю, что это была тоже сопричастность, и мне было классно, что мы все вместе, мы все рядышком, хотя тогда вообще не понимала смысла. Спасибо тебе, у меня прямо телепортация произошла.
Ольга
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Мне это ощущение тоже знакомо. Наверное, это детские впечатления от песен, когда ты поёшь и просто получаешь удовольствие. Потом ты когда-то уже узнаешь, что текст очень глубокий, связанный с трагическими событиями. У донских казаков много таких текстов. Романс «Не для меня» как раз очень хорошо передает мировоззрение этой субэтнической группы казаков, потому что сегодня ты жив, завтра уже нет. Эта конечность ощущается, только когда ты вдумываешься в текст. А когда поёшь, текст может быть не так важен, потому что ты как пьёшь из чаши жизни, прикасаешься к этой напевности, к широте и к тому, что очень непохоже на ритм нашего времени — величавость, широкость, протяжность. Участие в этом процессе уже немножко вырывает из другого контекста. Лично мне это тоже приносит удовольствие. Так что я знаю, о чем ты говоришь, у меня сходные впечатления.
Мне отозвалась песня. Она для меня про возможность изменить нарратив, поделившись им с любящим человеком. Может, даже с работой с психологом ассоциируется.
Марина
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Интересно, я даже про это не думала никогда, может быть и так.
Народный Достоевский, страдания и гибель
Владимир
Участник встречи
Наталия
Ведущая встречи
Интересно, почему народ выбирает именно трагические варианты, почему именно они вошли в нашу память? Можно рассуждать об этом, а можно просто получать удовольствие, присоединяясь к этой песне.
Мне кажется, трагедия более сильные эмоции вызывает и дает возможность пережить какое-то свое состояние во время этой песни. По крайней мере, в случае с «Умой Турман», про который я рассказывал, было именно так. Мое состояние очень резонировало, и таким образом я избавлялся от эмоциональной тяжести. Мне кажется, в народных песнях очень много «эгэй!», под которые очень сложно работать целый день, а под эту вполне себе можно вкалывать, просто всему свое время.
Владимир
Участник встречи
Наталия
Ведущая встречи
Да, может быть, ритм и даже мелодия здесь на первом месте, а уже потом трагическая история. Кстати, в последние десятилетия песня была застольной.
Очень приятно было просто слушать голос. Пока слушала, у меня было ощущение, воспоминание о том, что от кого-то я эту песню в детстве точно слышала, и не раз. Уже к концу задумалась, а зачем это петь ребенку, потому что история не очень хорошая. И дальше мысли пошли, какие истории передаются девочкам, про передачу в поколениях. Но, с другой стороны, если отключить рациональное, не задумываться о концовке и смысле истории и действительно присоединиться, то песня дает, как ни странно, все равно умиротворение.
Вера
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Честно говоря, я эту песню не пою вообще, только сегодня. У меня репертуар донских казаков, они её поют с игровым припевом. Это достояние уже ансамблей нашего времени, там другие песни. Но мне тоже было интересно ее так спеть. Для меня это возможность рассказать трагическую историю и, может быть, задуматься, зачем ее так пели, как она воспринималась. Думаю, для народа такая трагическая история — это возможность погрустить о чем-то, поразмышлять о тяжелой доле. Я не люблю выражение «канализация эмоций», но это форма для грусти, для тягостных переживаний над горькой судьбой, обреченности. В эту песню всё можно вложить.
Есть фраза, которая раньше использовалась часто, — незавидная женская доля. Это возможность, видимо, поплакать о чем-то своем, не плача о своем, такой вариант. В связи с этим у меня вопрос возникает. В моем маленьком багаже народных песен в основном женские песни, которые пела бабушка. А есть ли мужские песни, но не военные, которые пели мужчины, но без каких-то военных действий? Интересно, чем они отличаются и что несут.
Владимир
Участник встречи
Наталия
Ведущая встречи
Есть песни военные походные, солдатские, про все, что связано с проводами на службу, например. Например, «Пчёлочка златая» все-таки мужская песня, хотя там про женщину поют. Наверняка еще какие-то есть. Но я на них не смотрела, потому что когда ты приезжаешь в село слушать или записывать, поют в основном женщины, мужчин не так много. Поэтому мужские песни доходят до нас в женском исполнении. Сейчас уже сложно отследить.
А если говорить о трудовых песнях, мне кажется, что они в основном для мужчин — лес рубить, дрова носить, тянуть что-нибудь.
Александра
Участница встречи
Наталия
Ведущая встречи
Но трудовые есть и женские — земледельческие и пр. Но «Эх, ухнем» и прочие — это мужские песни.
Отклики
Что вы уносите с нашей встречи? Как вы думаете, что-то можно из этого использовать в работе с нашими собеседниками?

Вера
Мне вообще свойственно идти по жизни с музыкой в плане рассказывания истории. Народная песня, ненародная песня, но музыка — это для меня про ритм жизни, и мне кажется, что любая история имеет ритм. Хороший вопрос пришел после этой встречи, о том, какой ритм у вашей истории, какой ритм имеют ваши ценности. Мне кажется, это особенно важно как раз для нарушенных ценностей. Какой ритм можно было бы задать, если сейчас, предположим, ритм сбился? Что можно сделать для того, чтобы он наладился, какую добавить ноту? Такие вопросы, скорее всего, про работу с метафорой.

Наталия
Удивительное открытие — музыкальный, мелодический оттенок у истории с нарушенными ценностями, как можно это восстановить и что привнести. Идея замечательная, есть поле для того, чтобы попробовать.

Ольга
Кажется, что очень хорошо собирать жизненный клуб. Не обязательно это могут быть народные песни, а вообще в принципе песни. Например, для меня запах очень сильно переносит тебя в какую-то историю, так и песня точно также может затронуть какие-то струны внутри, помочь что-то вспомнить. Можно с собеседником поискать, какая сейчас песня может отражать твою предпочитаемую или проблемную историю. Если человек — меломан, можно с ним прямо это послушать. Можно вспоминать, какие песни тебе пели мама, папа, бабушка, дедушка, это тоже твой жизненный клуб. Конечно, нужно ориентироваться на контекст, что про них рассказывают. Но мне кажется, что через песни можно уплотнить историю, сделать ярче. Это интересный творческий подход.

Владимир
Думаю, что песни очень сильно выражают наше состояние. Их можно придумать только под влиянием очень сильных эмоций, впечатлений или мыслей. Если на сессии предложить что-то посочинять, то здесь можно очень многое увидеть на ландшафте идентичности, потому что здесь можно только через внутренние смыслы что-то придумать. Либо нужно быть профессионалом, поэтом, которому дали ТЗ, и он по нему сочинил, просто потому что он умеет. А для обычного человека это возможно, только когда есть что-то, о чем очень сильно хочется сказать. Но не знаю, насколько это возможно, у меня нет опыта.

Наталия
У меня не такой большой опыт работы с песнями. Например, был случай, связанный с замужеством, и там я прямо рекомендовала читать, слушать плачи. Это обряд перехода, когда оплакивается что-то, с чем нужно распрощаться и переходить уже в новое состояние. Мне кажется, это хорошая идея.

Для меня тут есть открывающиеся перспективы. Честно говоря, я бы не предлагала что-то сочинять, а, скорее, использовала народную песню для диагностики состояния. Мне кажется, это ближе все-таки для многих людей, чем сочинение, творчество. Но опять же нужно учитывать интересы и склонности человека. Ели ему народная песня совсем не близка, он не будет через нее выходить. А может, человеку интересно работать с рисунком. Поэтому тут я бы посмотрела на собеседника, чем он интересуется. Если это что-то близкое к фольклору, то можно найти общий язык и использовать этот материал в любом виде, который интересен собеседнику. Но я бы ориентировалась действительно на его склонности и желания.

А то, что песни — это средоточие ценностей и они у всех разные, это очевидно. В учебниках по фольклору пишут, что вот эта песня о том-то, эта песня о том-то. Да, может, и о том-то, но для фольклористов. А на самом деле наши личные смыслы, ценности очень разные, и реагируем мы на песни тоже очень по-разному, по-разному они нас затрагивают. В разные песни разные смыслы мы вкладываем.

Для меня основной итог сегодняшней встречи — это идея про индивидуальные таинственные резонансы, которые у нас возникают, с народной песней или с песней вообще.

Марина
Пришла идея как-то включить в беседу песню, которая несёт разные нарративы в разных культурах, например. Можно подумать, а какой вариант подошёл бы собеседнику. Ещё возможно с идентичностью работать, например, с людьми, не знающими своих родителей или с эмигрантами.

Наталия
Интересная идея сравнения разных песен и традиций разных стран, возможность выбора. Когда трудно сориентироваться, есть некие опорные точки. Мы можем предлагать самые разные материалы — рисование, драму, послушать или почитать тексты народных песен и что-то из этого извлечь. Здесь важно, пойдет ли на это собеседник. Если это ему интересно, если он на это пойдет, думаю, могут быть интересные открытия, можно вообще очень глубоко копнуть. Это хорошая идея.

Спасибо всем за участие, за то, что послушали народные песни, попели их, пообсуждали. Мне тоже было очень приятно еще раз прикоснуться к народной песне и оказаться в такой задушевной обстановке. Еще один вывод от этой встречи, что народная песня сближает, создает особую атмосферу. Это как атмосфера совместной трапезы, за которой, кстати, поют.