Инаковость
Психолог;
Нарративный и ОРКТ-терапевт;
Специалист в области психологической реабилитации
— Вера Самыкина, для Нарративной мастерской

Контакты:
t.me/Psy_Samykina
psy.samykinavera@gmail.com
https://vk.com/psy.samykina
Когда думала, как сегодня представляться и по каким критериям отбирать свои характеристики, поняла, что для меня это как будто бы указание на то, на каких языках я умею разговаривать. То, что я психолог, говорит о том, что я умею разговаривать на общепсихологическом языке, у меня есть базовое психологическое образование, я владею вокабуляром этой области. А подходы, в которых работаю — это как будто бы диалекты этого психологического языка, которые мне близки и которые я понимаю.
Психологическая реабилитация — это указание на мою специальность по диплому (психолого-педагогическое сопровождение в сфере реабилитации).
Как правило, когда люди слышат слово реабилитация, они часто думают о человеке в белом халате, что это обязательно медицина, болезни, диагнозы. С одной стороны, это так и это объяснимо, потому что слово реабилитация в принципе пришло к нам из медицины. В современной науке, как и во многих других сферах знаний, сейчас распространен биопсихосоциальный подход. Это указание на то, что говорить о реабилитации можно только тогда, когда учитываются биологические особенности организма (то, что связано с медициной прежде всего на уровне физического функционирования), а также социальные аспекты и психологические особенности.

В этом смысле я рассматриваю реабилитацию как достаточно широкий спектр проблем. Здесь идет речь о людях с какими-то диагнозами и соматическими заболеваниями. Но также реабилитация включается и тогда, когда мы сталкиваемся с необходимостью пересматривать свой социальный статус и возвращаться к жизни после личных и социальных катастроф. Здесь запускаются вполне себе реабилитационные процессы, когда мы восстанавливаем себя после тяжелых потрясений.

Также указание на психологическую реабилитацию говорит о том, что если нужно, я могу поговорить на языке международной классификации функционирования (МКФ). Это классификация аспектов здоровья и его нарушений с точки зрения различных биологических и социальных факторов, созданная в дополнение к МКБ.

Но сегодня я буду больше говорить как нарративный практик
Дисклеймер
  • Всё сказанное здесь не является неоспоримой истиной, правилом или руководством к действию.
  • Мнение автора может расходиться с мнением, транслируемым НКО или профессиональными сообществами.
  • Встреча не преследует цель низвергнуть какие бы то ни было мнения или представления о явлениях, даже если эти представления не разделяются одним или несколькими участниками.
Эта встреча основана на моих личных ценностях и на моем личном практическом опыте общения с людьми, которых принято считать отличающимися или инаковыми. Здесь могут появляться идеи, которые могут вызывать различные эмоции, в том числе, возможно, не очень предпочитаемые для вас. Цель нашей встречи — посмотреть на разные идеи и сформировать свое ощущение от той или иной идеи, подумать, как с ней можно обходиться без страха, боязни или ненависти.
Знакомство
Ответьте на мысленный вопрос: «Кто я»?
Запишите первые 5 существительных, которые придут на ум.
  • Григорий: Человек, мужчина, москвич, наполовину еврей, наполовину русский

    Ксения: Человек, жена, дочь, «внучь», нарративный практик, художник

    Ольга: Человек планеты Земля. Путешествую во времени и пространстве. Несу в себе искру Души. Стараюсь светить и греть.

    Наталья: Человек, женщина, мама, свет, любовь

    Александр: Психолог, котодворецкий, преподаватель, прогуливающийся, гик. Котодворецкий — это тот, кто заботиться про благополучие кота в доме)

    Елена: Психолог, человек, женщина, клоун, мама и бабушка.

    Владимир: Задумался глубоко над твоим вопросом, Вера. Я пока не могу ответить, немного завис между прошлым и предпочитаемым будущим.

    Марина: Мне хотелось написать какие-то глаголы, то есть то, что я делаю — учусь, развиваюсь, забочусь о своих детях.
Ответьте на мысленный вопрос: «Какой я»?
Запишите первые 5 характеристик, которые придут на ум.
  • Елена: Жизнерадостная, живая. Искательница приключений, учащаяся играть на гитаре.

    Ольга: Творческая. Добрая
Если бы пунктов было не 5, а больше:
Как вы думаете, какие слова разместились бы на 6 месте? А на 10? Интересно, по каким внутренним критериям вы определяете, что будет выше в списке, а что ниже?
  • Елена: Что-то основное на первых местах, а второстепенное дальше, то, что не так определяет меня

    Ольга: Выше то, чего больше, значительнее, важнее

    Александр: Ситуативно определяю, на что попадет внимание или взгляд из данного момента. Не пытался ранжировать.

    Владимир: Ранжирую по принципу что сегодня мне важнее, какая идентичность и в чем я проявляюсь наиболее глубоко сейчас. Я верующий, видящий красоту, старающийся быть помогающим практиком, пишущий роман, любящий.

    Григорий: Я определяю по принципу, какие качества проявляются чаще всего, которые я замечаю. Но меня очень часто уносит в негатив. Первое качество, которое пришло в голову, что очень люблю спорить и всегда со всем не согласен.
Мне кажется, наверняка за этими спорами стоят какие-то ценности, которые важно защищать.

Кто из персонажей похож на вас? В наибольшей степени? В наименьшей? Почему?
    • Григорий: № 6 — это моя первая фотография на паспорте в 16 лет. Интересно, ни в ком не вижу себя теперешнего — либо я в прошлом, либо предпочитаемый Я. Мне понравился темнокожий мужчина, который снимает очки, потому что он как будто готов улыбнуться, у него доброе лицо.

      Владимир: №3 нравится, в нем много моего, кроме веса. №2 точно не я

      Марина: № 2 - потому, что я нашла что-то своё в каждом женском образе, а №2 как будто их всех вмещает

      Елена: №2 похожа на меня внешне. №5 (темнокожий мужчина) похож на меня меньше всего тоже по внешним характеристикам. Но в каждом женском образе есть что-то мое. Ещё мне понравилась 5 картинка, что-то есть похожее про красоту и это внутреннее качество. В мужских картинках ребёнок тоже близок мне, как клоуну.

      Оксана: Среди девочек: №1 — внутреннее ощущение себя сейчас, №8 - не похожа, №3 и №7 - предпочитаемые образы, тоска по ним. Среди мужчин: №1 - сейчас, №5 - не мое совершенно.

      Александр: Я среди мальчиков №7. Видимо, потому что это портрет, кудри и очки (я недавно примерял оправы). А наиболее непохожий №4 из мальчиков. Возникает ощущение, что из какого-то другого контекста или реальности, которой у меня не случилось в жизни. Сложнее было воспринимать образы мужчин (как будто к ним было больше критичности), хотя и ассоциировать себя с ними оказалось проще. Неожиданно приятно) Казалось, что это будет очень сложной задачей. Но по итогу было фаново и полезно

      Ксения: №7 и №8 из первого слайда – наибольшее, а с наименьшим сложно, все такие клевые! А я, наоборот, кажется, нашла что-то общее с собой во всех картинках))))

      Ольга: №2 похожа, №8 не похожа. Точно не девочка с микрофоном, потому что мне не нравится мой голос, я вообще довольно тихо говорю и не люблю проявляться именно через голос. Выбрала №2 как похожий на меня, так как там такое внимательное и сосредоточенное состояние, как мне кажется
    Про себя могу сказать, что больше всего сейчас ощущаю родство с девочкой с микрофоном (№8), потому что я сегодня в новой роли. Признаюсь, я публично не выступала со времен университета. Для меня это, можно сказать, вызов, поэтому эта девочка мне сегодня очень откликается. Сегодня кто-то отметил, что выбирал по тому, как он чувствует себя сейчас. Мне кажется, это самый интересный критерий, который может быть, потому что он не связан ни с возрастом, ни с полом даже, а со внутренним сиюминутным ощущением, настроением.

    Кстати, у меня тоже сложные отношения с моим голосом. Не знаю, смогу ли я пересматривать эту запись. Но сегодня нашлось что-то важнее, чем мои отношения с голосом, и я приняла решение вести эту встречу.

    Может быть, тем, кто выбрал несколько персонажей, будет интересно подумать на тему того, сколько в тебе каждого персонажа по наполненности, какого больше, какого меньше и как вы это отличаете.
    • Владимир: Мне понравился третий дядечка, потому что мне нравится и я тренирую в себе принятие себя, наполненность. Хотя я по комплекции точно не он, но мне близко его внутреннее спокойствие и как будто полное принятие себя. Мне как раз это очень важно. Не понравился второй персонаж, потому что в нем как будто есть какая-то настороженность, позерство, а мне хочется быть, наоборот, максимально естественным. У девочек понравился №3 — какое-то летнее состояние, красота. Мне это задание очень отзывается, я прямо чувствую, что мне важно в этот момент. Интересно понять, почему так происходит.
    Хочется задать дополнительный вопрос по этим картинкам. По ответам я услышала, что участники ориентируются на какие-то внешние критерии, которые подходят или не подходят, кто-то опирается на свое состояние, и даже не на сегодняшнее, а на предпочитаемое или не предпочитаемое, кто-то на черты характера, которые есть сейчас, или которые хочется развить, как сказал Володя, над чем он сейчас трудится. Как вы думаете, можем ли мы предположить, что у кого-то из этих персонажей есть какие-то проблемы со здоровьем, или вообще какие-то идеи про них?
    • Марина: Мне кажется, что это очень трудно сказать на самом деле. Чем становлюсь взрослее, чем больше сталкиваюсь с разными ситуациями с разными проблемами со здоровьем, тем больше понимаю, что этого можно часто не замечать. Например, в последнее время часто общаюсь с человеком, который, как оказалось, уже давно пьет антидепрессанты, но выглядит прекрасно, очень общительный и вообще супер-коммуникабельный. Или у одной из моих соседок, которая всегда ухожена, стильно одета, ходит с прямой спиной, уже 2 года хроническая боль. Я понимаю, что по внешнему виду человека часто можно не видеть его проблем со здоровьем.
    Очень важно то, что сказала, Марина. Мое личное предположение, идея, которая на меня влияет, что когда мы определяем человека и идентифицируемся с ним, как с наиболее похожим, у нас как будто бы может возникать меньшее количество вопросов к нему. Когда мы идентифицируем человека как менее похожего на нас, то вопросов возникает очень много, прямо целый рой. Как мне кажется, количество этих вопросов сильно связано с тем, как мы будем воспринимать это отличие.
    «Иные»

    Если отличие говорит нам о том, что за ним стоит какой-то образ или идея, о которой мы где-то прочитали, смотрели в кино, например, как внешность людей с синдромом Дауна, и это отличие не только от нас, а от группы людей, мы склонны приписывать этим внешним признакам и признаки характера, и признаки поведения. Здесь как будто бы за человеком, который не похож на нас, но о котором мы знаем что-то, потому что нам рассказали об этом культура или какой-то социальный опыт, есть какой-то шлейф идей, которые у нас есть сразу по умолчанию.

    Каких собеседников/клиентов мы считаем «Иными»?
    • Люди с инвалидностью и инвалидизирующими заболеваниями (диагнозами);
    • Люди с зависимостью;
    • Люди, пережившие травматический опыт;
    • Люди, проблемная история которых лежит в новой (незнакомой) для нас области знания;

    Я здесь написала не только про клиентов, но и собеседников, потому что это важно не только для помогающих специалистов, но вообще в общении. По моим ощущениям и моему опыту, эти «Иные» люди имеют шлейф априорных знаний. Возможно, вы можете дополнить этот список.
    • Григорий: Вера, а почему люди с травматическим опытом могут восприниматься как иные?
    Я не думаю, что это так, но вынесла эту идею, потому что часто слышу фразу, что я не работаю с травмой, потому что боюсь принести вред, не смогу помочь, что мало знаю и т.д.
    • Ксения: Гриша, мне приходят в голову люди с ПТРС (после сильного травмирующего опыта), которых часто боятся, не понимают и воспринимают как «сломанных» …

      Марина: Недавно шел разговор про антисемитизм, о том, что евреев начали убивать в Германии еще до того, как фашизм стал политикой государства, что люди другой расы воспринимаются как иные, что они не только выглядят по-другому, но и вызывают страх тем, что делают что-то непонятное — непонятно, во что они верят, что делают, говорят на своем языке, может, что-то против нас замышляют. Мне кажется, это можно перенести на людей с инвалидностью или зависимостью. Есть страх перед неизвестным, может быть, они для нас опасны.

      Ольга: Все расы для меня немного инаковые. Хотелось бы изжить это из сознания
    Но есть страхи и сомнения, которые, наоборот, мы можем принести отличающемуся человеку.
    Страхи / сомнения

    Здесь я привела идеи, о которых мне пишут коллеги, которые знают про мой жизненный опыт и про категорию людей, с которыми я сотрудничаю. Я прямо чувствую, что в этих страхах есть невидимый барьер, на который человек натыкается и дальше не идет.

    • «Принесу вред / обижу»
    • «А вдруг он(а) сломается?»

    Причем «сломается» здесь может быть как в переносном, так и в прямом смысле. По себе знаю, что у людей, которые иногда вызываются помочь мне физически (я передвигаюсь на коляске), есть прямо страх прикосновения, я чувствую их страх сломать меня, будто они меня потрогают и я растаю. Я им говорю, что конкретно ко мне не надо бояться прикасаться, просто важно сначала слушать, потом делать, голова перед действием, а не действие впереди головы. Но этот страх достаточно часто встречается.
    • Владимир: О, про физический страх прикосновений точно, Вера, есть такой личный опыт, когда меня боялись)

      Григорий: Вопросы к непохожему сразу блокируются самоцензурой: вдруг спрошу что-то нетактичное.
    • «Не знаю, о чём с такими говорить»
    • «Боюсь показаться неэтичным»
    • «От меня потребуется такой вид / уровень поддержки, который я не в силах оказать»

    Хочу немножко валидировать этот страх, потому что он очень понятный и обоснованный. Я бы его даже не назвала страхом. Это умение сделать шаг назад, обратиться к себе и оценить, как я сейчас, сколько ресурсов у меня сейчас есть, что я здесь смогу сделать. С одной стороны, это очень понятный человеческий страх, но, с другой стороны за идеей, что нужен какой-то сверхуровень поддержки или действий, иногда стоит преувеличение отличия или инаковости, что обязательно нужно что-то «сверх». Часто сталкиваюсь с тем, что помогающий специалист, который работает с людьми с инвалидностью, с диагнозами, хочет стать сразу всем, закрыть все социальные вопросы, потому что тебе кажется, что ты обладаешь большими ресурсами по сравнению с этим человеком. Хочется сказать, что сразу всем быть не обязательно. Можно попробовать делать то, что вы делаете хорошо сейчас, и это будет большой помощью.
    • Григорий: Я первый раз увидел ребенка с синдромом Дауна, когда мне самому было лет 8. Мне объяснили, что это психическая болезнь. Помню, что моя первая реакция была страх, хотя мне никто не говорил, что нужно их бояться. Потом получилось так, что совсем недалеко от места, где я жил, была школа, где учились такие дети. Я тоже боялся мимо нее проходить. А потом спустя много лет страх сменился на другое. Я однажды прочитал статью женщины, у которой был ребенок с синдромом Дауна. Она писала, какой он безобидный, добрый, как его напрасно боятся. У меня у самого была история, как я пытался пристроить бездомного котенка, которого нашел на улице, а к себе было нельзя. Единственный, кто согласился, был как раз такой ребенок. Мы вместе с ним зашли к нему домой, и его родители сказали: «Нет, он просто очень добрый, но мы не потянем котенка». Меня поразило, насколько эти люди добрые. Я даже подумал, что эта ситуация делает людей мягче.
    У меня есть своя коротенькая история про людей с синдромом Дауна. Есть идея о том, что это солнечные люди. Она очень долго влияла на меня, эти люди мне тоже кажутся в чем-то инаковыми, непохожими на меня. Я, как и все, тоже обладатель каких-то априорных знаний.

    Эта история произошла в период моего обучения в магистратуре по специальности психологическая реабилитация в социальной сфере. У нас была практика в интегрированной студии «Круг», где занимаются подростки и молодые люди с разным жизненным опытом и разными особенностями, в том числе, люди с различными диагнозами, включая синдром Дауна. Мы с одногруппниками ходили туда несколько дней и наблюдали за тем, как люди занимаются в различных кружках от гончарного мастерства до танцевальной студии.

    Хорошо помню, как одна девочка с синдромом Дауна прямо практически с порога поприветствовала меня. Я ей показалась очень знакомой, она очень обрадовалась встрече. Пока я пыталась вспомнить, где же мы с ней могли увидеться, она около 20 минут висела у меня на шее, и мы с ней обнимались как лучшие подружки. Это история про теплоту и открытость этой девочки. А еще там была девочка постарше, у которой тоже были признаки синдрома Дауна. Она ходила вокруг нас несколько дней, в конце концов подошла ко мне, протянула руку, серьезно посмотрела и представилась: «Мария!» Это было очень твердое рукопожатие и очень жесткий, я бы даже сказала, колючий и оценивающий взгляд.

    Я поймала себя на мысли, насколько эти две девочки разные! Не оспариваю идею про солнечных людей, но мне кажется, она иногда может лишать человека права проявлять разные эмоции и быть разным. Этот и некоторый другой опыт говорит мне о том, что люди с синдромом Дауна могут быть очень разными — относиться к тебе и по-доброму, и не очень по-доброму, испытывать самые разные эмоции, как все люди. Для меня этот опыт был очень полезен.
    • Ольга: Я тоже знаю девочку с диагнозом аутизм. Она очень любит обниматься, причем даже с незнакомыми людьми. Но делает она это легко, непринужденно, открыто, что никто не был шокирован или груб с ней. Мне кажется, такие проявления связаны не обязательно с диагнозом, а, возможно, с личностными качествами. Так могут вести себя любые дети.
    Да, на меня тоже влияет идея, что палитра поведения не всегда и не так сильно связана с идеями о диагнозе, как мы иногда думаем.

    Отдельно остановимся на идее по поводу вреда. Мне кажется, что точно нельзя принести больше вреда, чем фраза из профильного учебника:

    «Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую больного ребенка, неизмеримо значительнее. Сам факт того, что именно она произвела на свет «вместо чуда это больное существо», заставляет ее невыносимо страдать»

    Из одного известного профильного учебника

    Я специально не привела автора, чтобы не разжигать здесь обсуждений.
    • Марина: Когда моя подруга была беременна первым ребенком, ей делали скрининг и сказали, что, наверное, родится ребенок с синдромом Дауна. У нее был большой срок, аборт было делать уже нельзя. Она в принципе очень ценит жизнь. Например, третий ребенок у нее был не запланирован, но она даже не рассматривала аборт. При этом она искренне говорила, что она не уверена, что сможет быть хорошей матерью больного ребёнка. К счастью, родился нормальный ребёнок. Я знаю эту женщину давно, она очень заботливая, любящая мать, но ей действительно было очень трудно себе представить, что родится больной ребёнок.

      И еще один момент, который я подметила — восприятие других людей очень сильно зависит от уровня благополучия общества. Есть ощущение, что в более благополучных странах у людей будто бы больше ресурса, чтобы инаковость воспринимать. Понимаю, что я сама реагирую на разных людей в зависимости от своего состояния. Если я в очень нересурсном состоянии (болею, страдаю, боюсь), то в принципе трудно быть более отзывчивой к другим людям. Чем более благополучен человек, тем больше он открыт всему вокруг, и неважно, какие у кого особенности. Мне кажется, на это тоже можно обратить внимание.
    Мне кажется, что это как раз про идею про ресурс поддержки. Я уже говорила, что это очень понятная, объяснимая идея, которую важно признавать и признавать право человека оценивать свои ресурсы.

    Вообще никто не говорит, что жизнь с ребенком или с членом семьи с какой-то особенностью, которая отражается на его жизни — это сплошные каникулы. Здесь не может быть никаких сомнений. Мне кажется, что здесь важен результат, процесс может быть разный, и разное прохождение разных стадий принятия. Но когда беременная или только что родившая женщина слышит фразу «больное существо», мне кажется, она становится кандидатом для страдания. Возможно, она еще не успела ничего понять и принять решение, а ее ребенка уже окрестили «больным существом» и сказали ей, что она будет страдать.
    • Александр: Помимо этого я здесь еще вижу феномен клинической психологии смотреть на человека как на объект, изучать его. Здесь как будто этот язык используется вместо того, чтобы, условно говоря, применить принцип «Ничего для нас без нас», который, в том числе, есть в нарративной психологии. Здесь рассматривают под лупой эту мать. У меня вызывает очень много вопросов подобный язык. Эта цитата вместо того, чтобы отсылать к опыту, наоборот, скорее, заставляет нас посмотреть на это как на что-то «инаковое», что сильно отличается
    Да, отличается сильно и по умолчанию. Могу сказать о своей позиции. Когда я прочитала эту фразу, у меня было две реакции. Как специалист-психолог я считаю, что таких формулировок про «больное существо» вообще не должно быть в профильной литературе. Мне кажется, что авторы и выпускающие редакторы, чтобы никого не оскорбить, должны внимательней относится к словам, которые они транслируют, потому что слова имеют значение. Как человек я просто открыла и закрыла учебник на 29 странице (даже запомнила!), потому что у меня вызывает отторжение сама идея называть ребенка существом, каким бы он не был. Мне кажется, трансляция идей в подобной форме — это вообще самый большой вред, который может быть.
    • Ольга: Любая болезнь или диагноз воспринимается как страдание. И поэтому мысль о том, что ребенок неизлечимо болеет, будет страдать всю жизнь, а женщине придется присутствовать при этом, производит сильный стресс на женщину.

      Елена: Меня тоже кольнуло больше всего выражение «больное существо», здесь не говорится о человеке, как будто ребёнок лишается человечности. Испытываю гнев, читая такие фразы.

      Гульназ: Возможно, автор транслирует мысль этой женщины, а не свое убеждение. Или это влияние каких-то культурных норм, может быть, пережитого опыта. Когда человек видит, как это было с другими людьми, он думает, что с ним тоже так будет.
    Мне кажется, что принято считать, и в этом учебнике тоже часто транслируется эта идея, что семьи, которые сталкиваются с выраженной «инаковостью» априори травмированы, и нужно работать с этими травмами. Я достаточно настороженно отношусь к этой идее, потому что мне сложно ответить на вопрос, какие семьи тогда как все, если эти семьи другие.
    • Григорий: Вера, а тебе не приходилось работать с женщинами, у которых действительно была внутренняя установка, похожая на то, как здесь сформулировано? Интересно, к какой предпочитаемой переформулировке вы в итоге приходили?
    Мне не приходилось работать с такими формулировками, хотя я могу представить подобную реакцию. Такой реакции не было ни у моих родственников, когда они узнали про мой случай, ни в семьях знакомых. Мне кажется, что здесь важно, что когда ребенок только ожидается или только родился, осмысление этой идеи проходит через большой, длительный процесс. Возможно, в процессе ожидания, даже если ты знаешь про особенности, ты еще не сформировал свою позицию, ты еще не травмирован, потому что пока всего до конца не понимаешь, это все равно твой ребенок. Как будто бы подобные идеи, которые в обществе назревают и привычно накладываются на семьи, немножко ускоряют процесс твоего осмысления, вынуждают тебя занять позицию. Тогда установка про «больное существо» может быть принята женщиной, потому что на нее влияют идеи «А что подумают другие», «А какая буду я, если у меня будут проблемы, если моя семья будет в чем-то неблагополучной, ей будет в чем-то тяжело». Здесь как будто бы уже идет отторжение и неприятие того, чтобы на меня смотрели по-другому, а они будут смотреть.
    • Марина: Если я правильно тебя понимаю, ты говоришь о том, что навязывается какой-то сценарий. Но есть много вполне успешных людей с разными проблемами, также много людей с особенностями стали великими учеными. Тот же Фрейд много лет прожил с онкологией. Но человек не думает об этом, он становится обычным членом общества. А настройка, про которую ты говоришь — это будто дополнительная преграда к тому, чтобы человеку проявляться. Очевидно, что мы не знаем, насколько тот или иной человек похож на всех. Но нам всем приходится преодолевать преграды для того, чтобы чего-то достичь. Получается, что внешнее отличие людей — это как дополнительная преграда.
    Мне кажется, что ты правильно поняла и дополнила мою мысль про то, что есть очень негативный сценарий, что эти семьи обязательно будут нести крест травмы. Например, я родилась в 1991 году недоношенной в результате родовой травмы. Моей маме приходилось слышать совершенно ужасные идеи. Могу констатировать, что они сильны и сейчас, например, что у хороших родителей больных детей не бывает, если родился такой ребенок, значит, мать пила, гуляла, нужно такого ребенка сдать и идти работать. Человек сталкивается с такими идеями и не может понять, в чем виноват.
    Мне кажется, когда мы хотим создать общий этический кодекс или кодекс правил по консультированию или общению с людьми с общепринятой инаковостью, не учитывается весь спектр различий, которые могут быть у этих людей, потому что важно помнить, что люди с любыми особенностями, будь то диагноз, характер или темперамент, рождаются с разным социальным статусом — бедные, средние, богатые. И то, как будет развиваться их история, во многом зависит от семьи, в которой человек родился, и от социального статуса, и от тех идей, в контексте которых людям приходится существовать.

    Например, я часто слышу идею о том, что людям с инвалидностью или с какой-то другой инаковостью важно передавать свой опыт таким же, как они. Даже часто условно здоровые люди, которые считают себя «обычными», подпитывают эту идею — вот тебе факел, делись своим опытом, потому что он важен для других людей! Здесь иногда возникает противоречие, что люди с одним и тем же диагнозом могут собраться в одной аудитории и не найти ничего общего, кроме этого диагноза, потому что у них разные семьи, кто-то был за границей, кто-то не был за границей, у кого-то шире круг общения, у кого-то уже, кто-то так относится к особенности, кто-то по-другому. Социальный и весь остальной опыт кроме биологических физических особенностей может быть очень разный. Несмотря на то, что эти люди кому-то кажутся братьями и сестрами, их истории могут быть очень разными.

    Когда готовилась к встрече, решила погуглить, что подразумевается под инаковостью и нашла интересную статью Д. О. Половцева «Инаковость как философско-литературная категория».

    «Кажется, что мир без Другого звучит парадоксально, так как мир – всегда мир Других. Мир без Другого сразу ставит под сомнение сам мир, в котором не стало Другого. Возможен ли такой̆ мир одиноких и изолированных Я, где никто ни к кому не обращается на Ты?

    Полагаем, что в мире, в котором отсутствует Другой, не может быть и того Я, которое рождается каждый раз в обращении к Ты».


    Д. О. Половцев «Инаковость как философско-литературная категория»

    • Григорий: Я сразу вспомнил песню Машины Времени «Хрустальный город»:
      Я был вчера в огромном городе,
      Где совершенно нет людей,
      И в каждом доме вместо окон
      Я видел только зеркала.

      Когда я просто улыбался,
      То улыбался мне весь город,
      И если я кивал кому-то,
      То все кивали мне в ответ.

      Они поссориться не могут,
      Они похожи друг на друга,
      И скоро я покинул город,
      И город сразу опустел.

      Александр: Цитата меня отсылает к идее, что как только кто-либо оказывается исключенным, никто из оставшихся далее не может ощущать себя включенным. Сама по себе логика исключения рождает невозможность свободного существования или присутствия.
    Также в статье была отсылка к философу-постмодернисту Делезу, которого часто упоминают в нарративной практике:

    По Делезу, Другой «... не есть ни объект в поле моего восприятия, ни субъект, меня воспринимающий, – это, прежде всего, структура поля восприятия, без которой поле это в целом не функционировало бы так, как оно это делает. ... Но какова эта структура? Это структура возможного».


    Д. О. Половцев «Инаковость как философско-литературная категория

    Мне кажется, это попытка посмотреть на Другого, как на что-то, не имеющее вообще никаких характеристик по умолчанию. Характеристики рождаются только тогда, когда мы оказываемся с человеком или с явлением в одном поле. И то, чем мы это поле наполним, зависит от нашего опыта, наших знаний, наших убеждений. Я уже говорила про шлейф априорных знаний. Мне кажется, чем выраженнее отличие и инаковость, тем этот шлейф длиннее. Здесь Делез напоминает нам о том, что в нашей власти сделать этот шлейф чуть-чуть покороче, а, может быть, убрать его совсем, если мы будем понимать, что наши суждения и восприятия относительно человека и его особенностей создаются и наполняются здесь и сейчас.

    Хотя мне не очень нравится слово Другой, я бы говорила Инаковый, то есть человек, обладающий какими-то отличиями.
    • Гульназ: Думаю, на слово Другой посмотреть по-другому — оно от корня ДРУГ.
    Очень здорово! Честно, я не думала об этом.
    Я и Другой:
    взгляд нарративного практика

    Я немножко устала от парадигмы, что есть мы и есть какие-то Другие. Хочется, чтобы в моем отдельном мире люди попробовали отойти от такой жесткой парадигмы. Объясню свою идею на простых схемах.

    1
    Отделяем проблему от человека и создаём дистанцию для исследования, как завещал нам Майкл Уайт и продолжил Дэвид Эпстон
    Мы говорим, что человек — это человек, а проблема — это проблема, ее можно исследовать. Это наша исходная точка.

    2
    Как выглядит схема на первый взгляд, когда мы видим человека, который максимально непохож на нас, и не важно, это человек с диагнозом, с шокирующей внешностью, с необычным тембром голоса или с другой инаковостью.
    Эта инаковость может сначала заполнять всего человека (левый кружок), а потом помогающий специалист или просто собеседник может решить, что эта инаковость занимает весь объем его проблемы, что его центральная проблема в этой инаковости. Это может быть так, например, в ситуации, когда заболевание, травма или другая проблема приобретены, то есть условно была нормальная, обычная жизнь ДО, и есть жизнь ПОСЛЕ в новом состоянии. В острой фазе это так и есть, но далеко не всегда.

    3
    Как на самом деле?
    Часто, когда человек уже свыкается со своей инаковостью (или с изменением своего уклада жизни, или со сменой ценностей), степень влияния инаковости на жизнь уменьшается. Она перестаёт занимать всё проблемное поле. Или вовсе выходит за его пределы.

    Вообще-то еще может быть такая ситуация, когда у человека много разных инаковостей, но он может к вам прийти с совершенно другой проблемой. Он признает свои инаковости, но не выносит как проблему. Например, проблема человека с инвалидностью может совершенно не касаться его инвалидности. Но для собеседников и для помогающих специалистов это часто не очевидно.

    4
    О чём не стоит забывать психологам
    Хочется напомнить, что у всех нас есть разные фигуры (инаковости).

    Сначала я написала «О чем забывают психологи», а потом поменяла на «не стоит забывать». Ведь есть человек со своими инаковостями, а есть помогающий практик, и у него тоже разные инаковости, разные отличия, которые он принял в себе в разной степени, может, какие-то любит, какие-то не любит, по-разному к ним относится, они могут быть в разной степени выражены. А еще у помогающего практика может быть совершенно другая инаковость, которой нет у человека, который к нему пришел. И это нормально.

    Мне кажется, именно это понимание может очень помогать в том, о чем я выше говорила по поводу того, что я вижу иногда в запросах коллег невидимый барьер, который возникает, когда кажется, что я не смогу работать с этим человеком, потому что он другой. Попробуйте тогда сделать шаг назад и вспомните, а чем вы отличаетесь от других, какие ваши отличия очевидны, а какие не очень, и какие из них являются вашей проблемой.

    Как вам вообще идея, что у каждого из нас есть какая-то инаковость?
    • Гульназ: Мне кажется, эта идея может объединять.

      Марина: Я все это время думала, что с другой стороны тоже можно посмотреть — когда человек приходит ко мне на беседу, и он очевидно другой, как будто бы проще эту инаковость от человека отделить. Второй момент — когда приходит человек, который как будто очень похож (по возрасту, по социальному статусу, по количеству детей), здесь тоже важно обращать внимание на инаковость, потому что у помогающего практика может быть ощущение, что да, я тебя очень хорошо понимаю, прямо чувствую твою проблему, направление, в котором ты хочешь идти. Но вполне возможно, что человек хочет совершенно другое и его проблема совершенно в другом. Несмотря на то, что он очень сильно похож на тебя, он все равно другой. Думаю, это тоже важно.
    А еще твое первое впечатление может быть ошибочным. Спасибо, что ты об этом сказала. Мне как раз хотелось, чтобы мы посмотрели с разных сторон и подсветили все нюансы. Как раз взгляд с разных сторон, когда мы на любую идею смотрим сверху, снизу, слева, справа и вообще откуда хотим, позволяет сделать деконструкцию. Этот комментарий еще напоминает о важной вещи, что общение — это всегда двухсторонний процесс.
    • Григорий: Ведь инаковость может быть и в другом смысле, допустим, встретишь долларового миллиардера, у которого совершенно всё другое. Я сейчас об этом задумался — как бы я себя повел, если бы такой человек пришел ко мне на прием? Честно, понятия не имею.
    Да, действительно инаковость может быть разная. Она может лежать в диагнозах или в физических или ментальных отличиях, а может в социальных областях. В жизни очень много всего! Мне сначала было достаточно сложно отвечать на вопросы коллег, как говорить с теми или иными клиентами: «Я к тебе на супервизию пришел, потому что у тебя есть какой-то опыт, и ты сейчас расскажешь про всех и про всё».
    • Ксения: Очень откликающаяся идея и очень красивая схема, Вера!

      Елена: Очень откликнулась идея про мою инаковость, как помогающего человека. У меня, правда, много инаковости, хотя это не видно с первого взгляда.

      Александр: Мне ещё хотелось добавить идею, что как будто у нас для разной инаковости есть некие границы, где эта инаковость воспринимается позитивно, но исключается все, что в неё не входит. Твой пример с девушкой с синдромом Дауна, которая не производит впечатление «солнечности» про это. И эта встреча даёт очень много мотивации к тому, чтобы критически относится к собственным границам готовности воспринимать инаковость.
    Майкл завещал…, и Дэвид постарался

    Мне кажется, что как раз в нарративной практике есть все, чтобы смотреть на инаковость без априорного знания:
    1
    Человек – не проблема.
    Проблема – это проблема
    Отделяй
    2
    Авторство принадлежит рассказчику
    Не мешай как действиями, так и своими идеями обо мне и априорными знаниями
    3
    Отсутствующее, но подразумеваемое
    Мне кажется, известная история «щенок есть всегда» тоже про это.
    Щенок есть всегда
    Как-то Дэвида Эпстона попросили прийти в больницу к мальчику, который перестал есть после тяжелого события. Они долго общались, и мальчик рассказал, что дома его ждет щенок, которого ему недавно подарили. Дэвид долго расспрашивал мальчика об этом щенке — ждет ли он мальчика, как ждет, что мальчик будет с ним делать, когда приедет домой. После этой беседы Дэвиду позвонила мама мальчика и сказала: «Не знаю, что вы с ним сделали, но он стал есть».

    Кто-то потом спрашивал об этом случае у Дэвида, а что бы он делал, если бы не было щенка, на которого можно опереться как на ожидание. Дэвид ответил, что щенок есть всегда. Я это понимаю так, что всегда есть что-то, ради чего нам стоит попробовать отодвинуть нашу проблему от себя и дать возможность в освободившемся пространстве родиться чему-то другому, развиться другим ценностям и пустить туда живую жизнь. Что-то всегда есть, даже если оно сейчас отсутствует.
    Ярлыки

    Инвалидность – это не только определённое состояние человеческого организма, но и социальное восприятие тех или иных особенностей как самим человеком, обладающим инвалидностью, так и социальным окружением.

    «Этот ярлык — знание об инвалидности — может приклеить человеку какая-то конкретная социальная система, в которой данное состояние принято считать отклонением от нормы»


    Е. Р. Ярская-Смирнова

    Ярская-Смирнова отмечает также, что, изменив социальное окружение, человек может снять этот ярлык или сменить его на другой, который в меньшей степени будет ограничивать его возможности.
    Обсуждение
    • Александр:
      Мне очень откликнулась идея про поиск инаковости в практике и про то, что в принципе нет Других, так как все в принципе Другие, если применять более прозрачную линзу, смотря на людей. Это очень откликается и пересекается с тем, что мы сейчас с моим коллегами, работая с родителями детей с особенностями развития, предлагаем выстраивать свою идентичность как практиков. Причем это выходит за рамки практики, мы предлагаем изучать разные опыты и идеи из личной и профессиональной жизни, которые повлияли на итоговую инаковость. Мне теперь очень хочется применить эту твою идею, в том числе, смотреть на инаковость каждого, в том числе обращать взгляд на себя.
    • Вера:
      Важная идея, которую мне сегодня хотелось донести, не знаю, получилось или нет, как раз в том, что инаковость может не зависеть от каких-то особенностей, зафиксированных в медицинских или иных документах. Она может быть вообще с этой сферой не связана. Мне кажется, это линза, которая очень освобождает. На самом деле самый главный враг, самый главный оппонент этой коммуникации — это априорное знание о том, что мы прочитали, что принято делать с той или иной инаковостью.
    • Елена:
      Большое спасибо за смелость и за эту тему. Появилось многое, над чем можно задуматься с разных сторон. Мне очень понравилась схема. Еще мне подумалось про разнообразие мира. Вспомнилась история, которую мне кто-то рассказывал. Он был на конференции, где все худенькие, красивые, с одинаковыми губами, но ему не хватало глазу каких-то других людей. Я подумала про мир, где мы все такие разные, «инаковые». Во мне точно есть инаковость, особенно в детстве чувствовала, что куда-то не вписываюсь, да и сейчас тоже. Но мы что-то даем друг другу. В инаковости других есть что-то, чего в нас нет, и это обогащает нас и вместе с тем этот мир. Для меня это еще про разнообразие и богатство мира. Вспомнилась фраза одной из участниц моей группы поддержки людей с онкодиагнозом: мы разные и дни разные.
    • Ксения:
      Вера, большое тебе спасибо за эту встречу! Уношу с собой много расширяющих меня мыслей
    • Григорий:
      Вера, спасибо! Очень много новых мыслей. И еще больше мыслей появилось, их хочется обсудить как-нибудь.
    • Гульназ:
      Вера, спасибо за встречу, она мне очень помогла.
    • Владимир:
      Вера, я тобой восхищаюсь, ты невероятно крутая, это во-первых. Во-вторых, спасибо за то, что ты сегодня нас собрала несмотря на то, что день сегодня трагический. Но несмотря на наши разности, мы объединены общей идеей, и эта идея имеет под собой большую гуманистическую базу. Круто, что есть возможность смотреть друг на друга, видеть, что мы разные, но при этом мы все равно вместе, и это очень важно, потому что только в объединении в принципе возможно вывозить все, что происходит, и оставаться собой. Пожалуй, такой направленности я еще не видел, а эти вещи важно поднимать.
    Спасибо за комментарии!
    Если вы об этом задумались, мне кажется, моя главная цель сегодня выполнена. Я хотела сегодня не быть просто говорящей головой, а провести совместную деконструкцию идей, обсудить возможности с ними обходиться. Спасибо вам большое!
    В одной из моих любимых песен есть такая строчка:

    — Я не хуже, чем прочие. Если осветить внутри.
    Я очень благодарна автору песни за эти слова. Единственное руководство к действию, которое я могу дать, отталкиваясь от этой идеи:

    — Светите глубже!
    Светите глубже, дорогие коллеги, и не только коллеги, а все, кто сейчас боится какой-то инаковости — и своей, и чужой. Там за туманом может быть сокровище.
    Благодарна всем, кто пришел на нашу встречу. Мне она помогла пережить нашу тяжелую повестку. Мне кажется, нам просто необходимо вместе собираться в тяжелые времена, несмотря на тяжелые события, которые иногда меняют нашу жизнь до такой степени, что чего-то не вернуть. Важно продолжать делать то, во что мы верим. Если мы верим в то, что наши действия про свет, который глубже, давайте продолжать светить глубже!

    Контакты:
    t.me/Psy_Samykina
    psy.samykinavera@gmail.com
    https://vk.com/psy.samykina