Нарративная мастерская
 
Стефания Чиканова,
нарративный практик и автор блога Dare to misfit.

КАК ОТВЕЧАТЬ ХЕЙТЕРАМ НАРРАТИВНО

По материалам мастер-класса
«Я приветствую многообразие жизненных траекторий, но верю, что at the end of the day всем хочется одного: быть услышанными, оцененными, соединенными с людьми.

Незнакомое на первый взгляд может показаться опасным. Но я хочу создавать контекст, где «другое» не угрожает нормальному, где все могут сосуществовать и подчас взаимно обогащать друг друга.

Я верю, что исторически мы доросли до состояния, позволяющего оставаться нейтральным или с радостью принимать тех, кто совсем непохож на нас.»

Из блога Стефании Чикановой
Когда я прочла название блога Стефании, то стало очень интересно, что же это значит для неё. В переводе получается «дерзай не вписываться» или «осмелься жить шире». Честно говоря, воодушевляюсь людьми, что привержены идеям нарративной практики еще до того, как начали обучаться нашему подходу. Этот тот самый случай.
Пять лет назад Стефания расшифровывала dare to misfit так: «Мне нравится dare, отсылающее к кантовскому «sapere aude» («осмелься пользоваться своим умом»). В нем звучат энергия, и вызов, и искушение пойти дальше. Как говорил Толстой, «я люблю это слово и понятие». А to misfit значит буквально «не встраиваться», «не вписываться». Не встраиваться это творить новую реальность, в которой вам есть место. Не встраиваться это не принимать готовых форм, а изучать и ценить собственный опыт, свой уникальный путь».

Писать в сетях, быть видимым и описывать свой уникальный опыт может быть непросто из-за того, что есть риск столкнуться с хейтом. Особенно на первых этапах, когда аудитория только формируется. В это же время страх ожидания критики может сурово затормозить в публичном выражении своего мнения. Лучше не бояться, а быть к этому готовым.
Будучи пять лет автором блога, и три из них - нарративным практиком, Стефания заметила, что конфронтация и негативные комментарии могут служить укреплению предпочитаемой истории человека, создающего контент.
Внезапно, но и очень понятно для нарративного практика.
Хейтерский комментарий, непрошенная критика в вашу сторону или совет от человека может стать для вас обоих потенциальным уникальным эпизодом, в котором проявляется авторская позиция.

Олеся Симонова
Интро
Стефания Чиканова: Рада, что мы собрались поговорить этим зимним вечером. Это мастер-класс по названию, но на самом деле это диалог в духе наших нарративных традиций, не отдельная моя вещательная история. Я принесла несколько кейсов, свою экспертизу и опыт, и свою авторскую позицию, но во что сильно верю и что мне больше всего интересно — это свежий ветер новых перспектив и истории каждого из нас — и клиентские, и наши личные.
Олеся меня представила очень подходящим способом. Я действительно начинала, как блогер, но мои ценности интуитивно очень совпадали с ценностями нарративной практики изначально. Я могу назвать себя автором, блогером и, наверное, энтузиастом самовыражения. Для меня намерение сегодня и вообще намерение в письме — это поддерживать в других способность вести диалог с миром через выражение своих ценностей, через то, какие вы практики, какие вы авторы, какие вы люди.
Я верю в то, что эти «неодиночества» формируются через контент: тексты, видео. Потому что тот мир, в котором мы сейчас живем — странная эпоха, странное время пандемии, странный переход в цифровой формат — требует от нас к освоению все больше навыков самопрезентации (что мы, кто мы), не столько даже через офлайн-встречи, конференции, среды, но и через то, что мы создаем, что пишем. То, что мы пишем не в воздух, мы пишем на публику, чтобы встретить своих людей или своих клиентов, или кого-то еще, подразумевает ту самую уязвимость, о которой говорит Брене Браун и многие другие исследователи.

То, что подразумевает аутентичность, уязвимость, говорение от себя, часто ставит в уязвимую позицию. Брене Браун называет это «выход на арену», где ты можешь получить обесценивание, какую-то реакцию. Но зачем мы туда выходим? Для того, чтобы встретиться с кем-то, чтобы люди увидели, чем мы занимаемся, что мы делаем, чем можем им помочь, чем они могут быть нам полезны.

Это расширение мира в поисках встреч, в поисках connection — это моя страсть, и с этой страстью я зашла довольно далеко. Хочу начать с моей истории про хейтерские комментарии.
Содержание
Три истории, которые мне вспоминаются, это три самых характерных кейса. Если у вас будут альтернативные и совсем на эти непохожие, с удовольствием добавим их в нашу общую корзину.

Чтобы кратко вы представляли контекст. Я веду блог о том, как влияют “универсальные” общекультурные доминирующие нарративы (о предпочитаемой жизни), как например, капиталистические об эффективности (“ВСЕ должны быть эффективны”), не всегда отражают нашу собственную авторскую позицию, нашу собственную авторскую правду. На первых порах я была достаточно радикальна. Мне хотелось говорить о том, как я ушла из академического мира, как мне стали интересные множественные стратегии — заниматься не одним, не определять себя через одну профессию.
Три этих кейса для меня стали побуждением к этому разговору, а также недавние клиентские случаи моих собеседников, которые столкнулись с боязнью обесценивания, со страхом получить упрек в непрофессионализме за свои тексты. Мне вспомнился один очень хороший вопрос, который я встретила у Насти Сенченко, которая сегодня с нами, в stories 5 июля на какой-то коллективной нарративной практике. Речь шла о том, чтобы расспрашивать людей, которые предлагают мнение с позиции сверху, и прозвучал вопрос:

— Каким образом это ваше мнение вписывается в ваш общий план относительно моей жизни?

Этот вопрос вылился в размышление о конфронтации и столкновении с другим, потому что если мы вышли в публичное пространство и начинаем рассказывать что-то ценностное — рассказ из нашей индивидуальной истории, которая знакомит с нашим миром наших читателей, либо предлагать, что у нас есть (коммерческое предложение) или с чем мы работаем, это открытая дверь, в которую может зайти кто угодно. Может зайти доброжелатель, может зайти случайный человек, может зайти человек с чем-то, что нам кажется не самым подходящим.
Стефания Чиканова: Сразу с места в карьер этот комментарий мальчика: «Зачем вам 4 поста в день» или «Зачем так делать». Реакция, которую упомянула Людмила — невольно иногда случается взять себе то, что не твое.
В анонсе мне было важно указать, что это не может быть мастер-классом про то, как универсально отвечать всем. В любое сообщество зайди, принеси туда свое детище или репост своей статьи на своем сайте или странице, и если сделать так (делай раз, делай два!), всё будет отлично — это невозможно. Самый универсальный расхожий совет, который я слышу (даже не знаю, насколько он универсален) — игнорируйте хейтеров!

Я в этом вижу уже сразу обобщение, которое не обязательно правомерно для всех. У людей могут быть личные истории, в которых им очень важно подать голос, постоять за себя. Следовать ли протоколу игнорирования комментариев? Возможно, в этом что-то есть, если комментарий оставляет неприятный эмоциональный осадок и заставляет задуматься о себе, сомневаться в том, что пишешь. Но действительно обойтись с этим можно совершенно по-разному, и для каждого из нас это может выглядеть по-разному.

Я специально для этого мастер-класса нашла 3 кейса. Обязательно вас познакомлю, если угодно, в качестве мисснейминга с тем, как реализуется авторская позиция людей, для которых комментарии хейтеров стали буквально прямым утверждением их авторских ценностей в жизни. Они используют свои платформы, свои площадки как публичный инструмент разговора с людьми, которые неуважительные, или несогласные, или высказывают какие-то хейтерские суждения.

Если сейчас приходят на ум какие-то вещи, с которыми вы столкнулись или не хотели бы столкнуться (вообще то, что вас побудило сегодня прийти), хотелось бы это слышать.
  • Саша
    Часто слышу, что просто не надо обращать внимание, какая разница,
    что другие напишут.
  • Дарья:
    Фу, какая бесцеремонность!
  • Анастасия Сенченко:
    Шапка профиля вообще боль! как можно себя определить в трех словах.
  • Людмила Дьяченко:  
    Жена генерала еще круто
  • Алина: 
    По-моему, указывать, что ты чья-то жена унизительно для женщины. Это же не достижение, не личное достижение.
Стефания Чиканова: Спасибо большое. Мне кажется, это очень показательно как раз к тому, что уже прозвучало. Аня сказала про людей, которые не ведут блоги, но зато у них есть мнение по тому, как нужно правильно это делать, что добавлять. Этот случай про то, что писать в шапке профиля, и как правильно презентовать и идентифицировать себя на своей личной странице своего блога, тоже как будто появляется concerning этих людей.

Мне вспомнилось, что говорила по этому поводу исследовательница стыда и замечательный ученый Брене Браун. Рассказывая про таких людей, она использует метафору арены, на которой человек, который вообще осмелился презентовать себя в публичном пространстве, огребает. Он выходит на арену, где публика разношерстна, откуда может прилететь и похвала, и абсолютно несанкционированные советы и негативные комментарии.

Самое смешное, что комментарии летят не только от тех, кто сам был на арене, кто знает, как говорила Анна, что значит вести блог — это сомнения, принятие решений, внутренние развилки. А от людей из галерки, которые никогда не выходили на арену, летят комментарии: «О, всё плохо, всё не так!»

Инна Нестерова: Хочу добавить небольшой комментарий к истории Валерии. Меня всегда успокаивает внутренняя деконструкция. Мне показалось, что ваша история про жену дипломата — это, может быть, отчасти про наш культурологический бэкграунд и про статус, классовость, как будто бы показываете что-то. Я из своей семейной истории знаю, что такое быть женой дипломата, и, честно говоря, тоже была бы не против. Это действительно очень интересно.

Мне отзывается, что можно было в ответ на комментарии увести в сторону какой-то историю про бэкграунд, классы, статус, и т.д. Интересно на эту тему порассуждать, возможно, даже вместе с вами, про то, что такое быть женой дипломата и вообще про конструкт «жена кого-то» — жена врага народа, еще чья-то жена. Это про какую-то иерархию будто.

В этом смысле ваши читатели как будто чувствуют себя униженными вашим статусом — эта интеллигенция унижает нас тут своими островами, онлайн и прекрасной жизнью. Поэтому, может быть, стоит в комментарии вписывать какую-то деконструкцию? Можно подумать вместе с вами. Я сходу не назову вопросы, но можно подумать, как это можно словесно описать.

Валерия Агапова: Спасибо большое, Инна. Здорово услышать обратную связь, особенно потому что я редко делюсь публично такими историями. Для меня это уязвимый опыт, говоря языком Брене Браун. Поэтому спасибо большое.
Короткий ответ. Да, постоянно эти дискурсы про статусы в нашем постсоветском обществе я слышу. Меня это опять же, как уже говорила, очень забавляет. Коротко расскажу маленькую историю на эту тему.

Однажды, когда дочка была совсем крохотной, у нее была кровать необычного размера, и нужны были простынки на резинке для удобства. Я их заказывала у какой-то девушки. Я выбирала расцветку пеленок для ребенка и хотела что-то со звездочками, с единорогами. Мне говорят: «Валерия, для вашего статуса это слишком простенько. Выберите с вензельками, с турецкими огурцами» — «Что? Пеленки для младенца — какой статус?!» Меня это очень развеселило.

Это настолько сильно присутствует, что удивительным для меня образом давит на людей. Наоборот, я вижу свою роль отчасти в том, чтобы это как-то размывать, говорить, что ты можешь быть женой таксиста — почему нет? — или дипломата, и оставаться человеком, жить как хочется, и не быть психологом, как принято считать — серьезной тетей в очках. Можно быть веселой и носить мини-шорты — в чем здесь несоответствие?

Я в этом вижу жизненное веселье и определенную легкость для себя. Коротко добавлю, что мне с этим смириться помогло убеждение, что меня всегда будут понимать неправильно, поэтому не стоит особо стараться. А свои люди поймут все равно. Поэтому и ладно! Но про статус это очень интересно.
Инна Нестерова: Мне кажется, тут еще немножко то, что вы живете за границей, еще примешивает дискурсов про как будто бы лучше живущих за границей, чем мы, про якобы лучшую жизнь, чем у нас, про некое возвышение.

Мне было бы интересно на конкретном кейсе обсудить текст ответа и текст деконструкции этих дискурсов про статусность. Да, статус – это дискурс, который в нашей культуре очень животрепещущий. Может быть, обсудим этот кейс и конкретно что-то придумаем.

Анна Бурова: Вспомнилось, что у каких-то блогеров я видела целый формат — разбор негативных комментариев в свою сторону с точки зрения своих профессий для своего опыта. Тяжело в комментариях прописать какую-то полную историю, их просто выносят в stories: «Здесь мне говорят это. С этим я согласна, с этим не согласна» и подробно разбирают высказывания хейтеров, почему они правы, почему нет, с точки зрения профессии.

Стефания Чиканова: По поводу жены дипломата хочется сказать про обобщённое место, из которого приходят такие комментаторы. В некотором смысле их можно объединить с людьми, которые заходят со стороны экспертности. Люди навесили на нас, читая наши тексты, некое представление. В случае Валерии это еще дополнительно не только автор, а еще человек, который написал о своей идентичности: «Я жена дипломата, я мама своей дочери, я практикующий психолог». У какого-то читателя сформировалось некое представление о том, как этот человек должен действовать, как он должен жить.

В случае с кейсом Насти люди с маркетологическим знанием, желая помочь, предлагают тоже какой-то совет, что здорово писать посты с указанием слов, например, «про страх», чтобы всем было видно, чтобы это так работало. Это тоже, мне кажется, относится к той же самой истории.
Нужно ли вступать в дискуссии
Если возвращаться к теме авторской позиции, можно поговорить про то, что упомянула Инна, как можно деконструировать хейтерские высказывания. Но для меня важнее вопрос, нужно ли вступать в дискуссии. Это для меня авторская позиция. Я представляю себе автора, пишущего человека, как героя, который сталкивается с препятствием. Я имею в виду любой ранящий комментарий.

Если мы его проглядели, это не препятствие для нас. Например, как рассказала Людмила, она просто почувствовала себя как-то не так из-за того, что человек в ответ на ее запрос писать по 4 поста, зачем-то предложил ей свой опыт в такой неподходящей форме. Или «интеллигентные» люди предложили Валерии парадигму, в которой есть определение интеллигентного человека, которому она, еще не выбирая, подходит ли ей это определение (у нее может быть совершенно другое определение интеллигентности), должна соответствовать.

Мой нарративный азарт подсказывает, что начинается самая классная игра, когда мы из того, что нас действительно задевает, царапает, делает нам значимо неприятно, озадачивает нас, бросает нам вызов, мы что-то выносим и прилетает какая-то реакция. Это может быть целая серия: деконструкция или игнорирование, сарказм или ирония, мы можем даже поиздеваться над этим человеком. Действительно, тут уместен нарративный вопрос от Майкла Уайта, который я озвучила раньше: как ваше конкретное мнение вписывается в ваш общий план и идею моей жизни?

Человек может воспринять это как тонкую издевку или это может быть возможность инициировать диалог или встречу, потому что если мы пишем, возможно, мы надеемся на эту встречу. Но подходит ли нам инициировать объяснение или рассказывать о том, как мы понимаем, что должен интеллигентный человек человеку с галерки, который просто там сидит и ничего не делает. Иногда для нас как раз большой авторский жест — не отвечать на критику людей, которые ничего не делают сами, которые только занимаются тем, что кричат с галерки о том, что идет не так.
  • Анна Туниянц:
    Слушаю и пытаюсь приложить к себе. Стало интересно, а как вы воспринимаете, ради чего вы выступаете в диалог с таким комментатором? Выразить себя, восстановить границы, отразить удар, может, понять, разобраться в произошедшим? Или что-то ещё?
  • Анастасия Сенченко:  
    Размышляю про внутреннюю устойчивость, из которой можно отвечать непредпочитаемому. В чем она проявляется? Как её можно поддержать? и т.д.
  • Людмила Дьяченко:  
    Тему жены дипломата можно развить творчески в виде постов: как стать женой дипломата, где познакомиться с дипломатом, кем работают жены дипломатов.
  • Светлана Петрушевская: 
    Это вполне откровенная издёвка, так спросить про план на мою жизнь))
  • Людмила Дьяченко:  
    А как бы вы отреагировали на частый комментарий, что психологи - шарлатаны?
  • Анастасия Сенченко:  
    Анна, спасибо за вопрос. Я чувствую, что у меня лично в каждой ситуации разные «ради чего». Иногда нарушенная ценность, как действие в ответ, показатель что мне что-то важно.
  • Анна Туниянц: 
    Анастасия, мне тоже интересно про внутреннюю устойчивость, потому что часто возникают очень сильные эмоции в ответ. Недавно услышала фразу «нам сложно с людьми, которых мы дегуманизируем» и меня очень поддерживает идея, что ко мне обращается человек живой, со своим миром внутри, и как-то фокус внимания смещается.
  • Саша
    Спасибо, Дина, полезным показался пример про работу с парами, как-то сразу представилась картина ярче
Стефания Чиканова: Дина, спасибо, это очень отвечает тому, что я сейчас собралась рассказать про три публичные персоны, которые стали моими героями для разбора авторской позиции. Они, как и Валерия, блогеры или люди, у которых свои подкасты, свое публичное предъявление. Но я считаю, что необязательно быть или даже хотеть быть многотысячным блогером с огромным охватом аудитории, работать блогером fulltime, чтобы на самом деле уточнить эту позицию. Дина сказала о том, что она опирается на существование своего мира и сосуществование рядом с этим миром позиции другого человека, его опыта или его бытия, и именно за счет того, что существует признание этого другого, укрепляет опору самопризнания.
Озвучу деконструирующий вопрос к комментарию, который можно было бы задать, в том числе, по поводу жены дипломата.

— Вы не могли бы рассказать мне о каком-то вашем жизненном опыте, который привел вас к формулированию подобного мнения, чтобы я в результате этого могла понять, подходит оно мне или нет?

Что мне здесь кажется ценным и авторским — то, о чем сказала Дина — формулирование вопроса ПОЧЕМУ с интересом к чужому миру: что привело вас, какой опыт, какие ваши убеждения, вера, ценности, надежды, упования, мечты, что важное для вас воплощают эти интеллигентные люди, что написано у них в шапке профиля, как человек описывает себя и давание места этому без желания исправить, унифицировать и гармонизировать чужой опыт.

Мне кажется, здесь нет логики дебатов, где нужно одну сторону точно обратить в свою веру, пригласить, убедить, помирить. Нет, здесь каждый остается на своем. Но есть обратное любопытство: вы пришли ко мне с некоторым заявлением о том, что вам кажется, стоило бы сделать еще что-то — почему? Что вдохновило вас на этот вопрос? Что побудило вас оставить этот комментарий? Что в вас такого затронулось, что вам это стало важно?
  • Светлана Петрушевская: 
    Прямо восторг от такого подхода
  • Людмила Дьяченко:  
    Да, хороший вариант в виде встречного вопроса
  • Мария Митченко: 
    Очень сильно откликается такая постановка вопроса
  • Анна Туниянц: 
    Мне очень нравится такая постановка вопроса - экологично и нарративно.
Инна Нестерова: Можно мое опасение добавить? Как будто бы есть опасение, что подобного рода вопросы на деконструкцию, про которую я говорила, тоже могут выглядеть некоторым инструментом демонстрации своего превосходства — слишком умный, слишком интеллигентный. Я за эти вопросы, но мне кажется, их надо упрощать в миллион раз, то есть делать их прямо очень понятными и простыми. Мне кажется, в англоговорящей среде подобные вопросы выглядят менее болезненно что ли, чем в русскоговорящем пространстве. Поэтому мне кажется, здесь тоже нужно быть аккуратным с интеллектуализацией своей подачи, потому что это как будто бы может их еще больше разозлить, как будто ты еще больше в НАД-позицией.

Стефания Чиканова: Действительно очень валидный point, действительно это может разозлить. Но на меня все-таки влияет идея, что я не несу ответственность за реакцию других. Да, это можно сделать, если на меня влияет идея, что я хочу установить более равные отношения на территории другого человека по его формату, то есть я прямо сознательно приняла решение пойти ему навстречу, он мне симпатичен, или я даю ему аванс этой симпатии.

Но если это человек для меня no name, я его вижу в своих личных сообщениях в первый раз, я буду говорить на своем языке. Это мудреный язык, иногда очень элитарный, но он волен не отвечать и удалиться. Тоже вопрос авторского нюансирования — как нам подходит, где мы пойдем навстречу, где проявим больше человечности или желания быть равными, или где мы останемся в абсолютно немодерируемой версии своей речи в чате, например.
Сейчас хочу перейти к историям, которые упомянула. Герои двух из них из американского публичного пространства.
Три истории для миснейминга
У него есть одно правило: он авторски предпочел, что если он видит угрозу жизни или жестокость в тексте, он не идет дальше. Но вообще ему крайне интересно как раз, как говорила Дина, встретиться без желания перетянуть на свою сторону и выслушать человека.

Дилан находит через мессенджеры человека, который оставил ему комментарий, и звонит ему. Он спрашивает, готов ли собеседник на разговор и расспрашивает его: «Вы написали мне, — и читает комментарий слово в слово. — Мне интересно, что сподвигло вас на это?» И начинается интересная распаковка.

Сейчас процитирую один момент, который мне показался примечательным. Дилан говорит:

— Во время каждого звонка я всегда просил собеседника рассказать о себе, и то, как они отвечали на этот вопрос, помогало мне их понять. Эмпатия, как оказалось, ключ к успешному разговору. Хотя понимание с тем, с кем я принципиально не согласен, делает очень уязвимым. Мне помогает моя особая мантра: понять — не значит перенять.


Проявить эмпатию к тем, с кем глубоко не согласен, не значит подорвать все свои устоявшиеся убеждения и перенять противоположное. Если я пойму того, кто считает, например, что быть геем грех, значит ли это, что я все брошу, соберусь и возьму билет в ад в один конец? Нет. Это значит только, что я признаю человека в том, что он воспитан с иными убеждениями, чем у меня, и это не рекомендация для активистов. Знаю, что некоторым будет не комфортно общаться со своими обидчиками, и я их прекрасно понимаю. Просто я считаю для себя такой подход подходящим.

Что здесь любопытно? Аналогичный случай я встретила в другом человеке, за которым слежу последние пару лет.
Ей приходят в личку комментарии: «Таких как ты нужно стерилизовать», «Такие как ты портят генофонд, вас вообще нужно изолировать, вы уроды» и т.д. В ее случае она делает из этого conversation прямо про человечность.

Если Дилану просто интересно понять, из какой позиции приходит другой человек, и увидеть, что этот соседний мир возможен, что не я должен принять другую точку зрения и пересмотреть себя, а что просто есть место одному, есть место другому, и мы можем встретиться не только на территории. Этот hateful speech, вброс в наше бытие, что мы делаем что-то неправильно, может оказаться приглашением к разговору о том, что какие-то ценности между нами общие есть и на чем-то мы сталкиваемся.

Но Рейн Дав заходит еще дальше. Она просто публикует в своем Инстаграме скриншоты частной переписки с этими людьми, зачеркнув имя того, кто писал. Человеку, который говорит: «Сдохни» или еще что-то, она отвечает с позиции супер-предания ему человеческой ценности: «Я вас вижу, надеюсь, что у вас все будет хорошо, надеюсь, что у вас есть укрытие, дом, еда». Обычно люди теряются, потому что это крайне некомфортная реакция. Хочется задеть человека, но он при этом не только не задевается, а возвращается с какой-то очень интенсивной уязвимостью и человечностью в ответ.
Авторская позиция в случае Дилана — это искренний интерес к другому и к тому, что его сподвигает, какая тревога, какое беспокойство заставляет его писать этот комментарий, чтобы понять, что за мир, в котором он живет, что за Америка, что за сообщество, что за страхи стоят за этим человеком.

Рейн Дав стремится к тому, чтобы придать ценность каждому существу, и она, по-моему, феноменально, так еще никто не делал, выражает ценность разделенной человечности даже с людьми, которые пишут жестокие, гнусные вещи. Она не переманивает их в лагерь, она их валидирует таким интенсивным образом, потому что это ее ценность, что просто это обескураживает.

Что касается Арины, она недавно рассказала в одном из недавних постов в Телеграм, что к ней часто приходят люди из двух категорий. Для нее из ее авторской позиции объяснять, толковать, как-то знакомить людей со своей позицией она готова, только когда это действительно уважительное непонимание, что человек просто не знаком с этим, или его вкус иной, но он не нападает и не приходит с «Вы неправильно живете». Когда есть «Вы неправильно живете», для нее это ясный сигнал для того, чтобы не продолжать разговор.
Я перечислила три истории, которые просто впечатлили меня, в качестве миснейминга. Я не действую как эти герои все время, но в случае с критикой, когда меня что-то действительно трогает, я думаю об этих людях и о том, как мне из меня сейчас (включая уровень энергии, мои силы и вообще весь контекст, в котором я нахожусь, включая самые главные мои ценности) и что важного я должна защитить. Возможно, свою энергию, а возможно — человеческий connection. Мое любопытство здесь, готовность задавать неожиданные вопросы или отвечать из нестандартной, не защищающейся позиции может меня привести в интересные места.

Мне бы хотелось спросить у вас, в какой момент ответа или реакции, или даже если это не случившаяся реакция, а просто предпочитаемая реакция, вы ощущали себя в значительной степени в авторской позиции? Чувствовали, что так отвечает на такой комментарий именно такой человек как я?

Валерия Агапова: Мне как раз близок третий вариант. Если общение идет вежливо, для меня лично вообще нет никакой проблемы объяснить позицию, прояснить ее, ответить на огромное количество вопросов. Мне с вежливостью, как кажется, все понятно, по крайней мере для меня это комфортно и не вызывает негативных чувств, скорее, наоборот. Это прекрасно и замечательно, что есть разные позиции, но можно их прожить вежливо, нет в этом проблемы.

Но даже если комментарий не очень вежливый, но написан с юмором, мне это помогает тоже ответить с юмором. Это для меня способ connect, потому что ранее озвученная позиция про то, что есть другой мир, мне совершенно не доступна в том плане, что я не могу искренней в нем быть. Мне непонятно, почему этот мир пришел в мой мир и начинает транслировать неприятное. Если этот мир где-то еще есть — замечательно. Но то, что он практически у меня дома, для меня это очень дискомфортно.

Другое дело, когда это вежливо и с юмором. Просто сейчас когда вас слушала, поняла, что для меня юмор — это такой способ действительно иметь коммуникацию с человеком, даже если он выражается для меня в совершенно дискомфортных для меня категориях. Это хоть что-то общее, что может нас хоть как-то объединить.

И наверное, я домыслила, что этого общего гораздо больше — ведь зачем-то он приходит именно в наши блоги, зачем-то же он это делает, наверное, что-то ему резонирует. Но на то, чтобы искать это общее, у меня точно пока нет ни желания, ни стремления, ни времени даже, не знаю, как обозначить. Это звучит для меня как слишком далекая ценность. Она, наверное, где-то есть, это так, и что-то прекрасное в каждом есть, это абсолютно точно. Иначе, мне кажется, мы бы тут не встречались и не были бы психологами, если бы так, наверное, все не считали. Но искать это, мне кажется, так долго, очень сложная задача.
Стефания Чиканова: Здесь есть очень важный нюанс. Наша профессия подразумевает ценность человеческой жизни, может для многих значить довольно много, но люди, которые пришли к нам, я имею в виду как читатели или комментаторы, не являются людьми, с которыми мы работаем, с которыми мы в терапевтических отношениях находимся или в каком-то контакте.

Мне очень откликнулось, что вы сказали про метафору дома. Очень многие люди в моем опыте, в том числе мои собеседники, также любят говорить о своих личных профилях, о своих страницах, о местах, где они пишут, как о квартире или доме, куда открыт вход. В закрытый профиль не явиться без приглашения, как в закрытый дом приходят только по приглашению. Но открытый профиль демонстрирует открытость миру, готовность быть подсвеченным — это приглашение к себе в гости, на дачу, на праздник, еще куда-то.

Хамство или поведение, которое может восприниматься, как неподходящее, не предпочитаемое, неуважительное тоже взывает в моменте к нам, как мы отреагируем авторскими образом на это поведение? В этом смысле мне кажется, что в публичной сфере в онлайн есть замечательное преимущество — временная отсрочка. Если к нам действительно физически кто-то приходит домой и ведет себя неподходящим образом, нужно действовать немедленно. Но если кто-то оставил комментарий, у нас есть время.

Были случаи, когда я находила очень ценным для себя просто взять паузу и сутки вообще ничего с этим не делать, просто подумать, кто я в этой ситуации. Моя близкая подруга - тысячный блогер. У которой очень много людей, а чем больше аудитория, тем, как правило, больше обобщённых мнений люди готовы надеть на этого человека. Есть преемственность в его контенте, соответственно, есть ожидания, что он должен делать что-то, что они представили, что он должен. В ее случае, когда она заметила неуважительный комментарий, как ей почувствовалось, но он ее не отпускал в течение трех дней, она пришла к этому человеку в личные сообщения и написала, что чувствует, что «между нами есть какое-то напряжение, мне бы хотелось, чтобы вы прояснили, почему вы так сказали».

Оказалось, что под тем, что прозвучало сильно негативно, прямо обесценивающе, что задело, было непонятым, человек на самом деле имел в виду нечто другое. Такие анекдоты в историческом смысле тоже возникают. Но мне здесь важно обратить внимание на то, что сделала моя подруга в моменте со своим дискомфортом. То, что будут делать люди, никак не поддается контролю. Выходя в это демократическое пространство, из которого может прилететь все, что угодно, надо помнить, что это модерировать и фильтровать.

Но именно момент, где нас что-то задевает или ранит, мне кажется, очень заряжен. Он дает возможность — в некоторых случаях эту возможность приходится отпускать (когда нет энергии, когда приоритеты на чем-то другом) — но в некоторых случаях, когда это действительно касается нападок на что-то, что ценностно важно, и может (или необходимо) быть как-то отвечено.

Например, может быть переписана история о бессилии в момент, когда какую-то ценность для нас задевают и страдает в этот момент что-то очень ценное. Бывает очень важно восстановить каким-то комментарием, который будет корректен, который будет восстанавливать наше ощущение себя, защищающих свой дом, свое пространство.
  • Анастасия Сенченко:  
    Вспомнила, когда общалась с родственницей, и она начала спрашивать что-то о личном, что мне было не ОК, и я встречно спросила: «А для чего вы это спрашиваете?» — «Я просто хочу поддержать разговор» — спокойно ответила она. Когда она спрашивала, внутри меня была агрессия, что как будто нападают. Но её ответ меня моментально расслабил. Иногда мы не знаем, мотивации с другой стороны. И как будто у меня первая реакция закрыться, защититься.
  • Анна Туниянц: 
    Анастасия, спасибо за это описание. Я тоже периодически прихожу к этому наблюдению, что много пробелов в моем видении ситуации и додумывать их совсем не обязательно. Но пока эта идея не достаточно яркая, чтобы на нее опираться, к сожалению
Добавляю еще вопрос про метафоры. Есть ли у вас для вашего личного пространства, где вы пишите, создаете, творите, выражаетесь на публику, какие-то метафоры, близкие вам? Это тоже дом? Как вам ощущается? Это очень интересно.
Мой блог — мой дом?
Анна Бурова: Блог - источник веры в себя, а видимость как способ почувствовать, что я иду вперед, отмечать какие-то важные вехи в профессии

Дина Жужлева: Для меня это не мой дом. Все-таки я отдаю себе отчет, что я лично иду в Фейсбук, потому что мне хочется поговорить с людьми в определенных вопросах. Для меня то, как я буду реагировать на комментарии, очень сильно зависит от того, зачем я написала пост, на который отреагировали в комментариях. Мне, например, очень откликнулась история Валерии про жену дипломата. У меня хроническое заболевание, я состою в чате, мы иногда собираемся в группу и там обсуждаем разные вопросы. Я регулярно пишу про то, что живу в Испании, какая здесь офигенная система медподдержки, описываю подробно, как и через какие этапы проходила и про то, как хорошо себя здесь чувствую. Там ничего особенного нет, просто мои личные истории, если интересно, вот ссылка на страничку.

Делаю я это, прекрасно понимая зачем. Потому что если найдется хоть один человек, который представит себе, что он может совершить этот переход, я ему помогу информацией лично. Я знаю, как ему помочь. Недавно, пару дней назад мне написал мужчина и спросил, что и как, и попросил контакты. Я понимаю, как тяжело людям решиться на такой переезд, и знаю, как это трудно. Про трудности я редко рассказываю. Тем не менее, мне важно подчеркнуть, ради чего проходятся эти трудности. Но я понимаю, что кого-то это бесит. Мне отвечают иногда.

Да, меня любят в этой среде (там, где меньше людей). Там, где больше, конечно, нет какого-то особого ко мне отношения. Но я вполне представляю, как людей это бесит. Они сидят где-нибудь в Томской области, у них просто капец, нет лекарств вообще. Меня настолько бесит эта ситуация, вы не представляете себе. Это просто жесть, уровень бесчеловечности, жестокости просто зашкаливающий. Для меня важно не показать «а я в шоколаде», но некоторые люди это воспримут так. Нет, мне важно показать, что это ненормально. Я жила в этой системе и знаю, что она воспринимается, как нормальная. Но это ненормально. Есть места, где не так. Туда можно переехать. Да, это определенные трудности, и я расскажу, какие, если вы хотите.

Но мне приходится сталкиваться с тем, что люди воспринимают это как хвастовство. В этом случае мне важно, чтобы эта информация до кого-то дошла. Если это мой личный блог и я просто пишу историю из своей жизни, мне важно, чтобы люди откликнулись просто поговорить. Это личная беседа и тут я буду вести себя примерно как я веду себя в личной беседе на вечеринке. Если кто-то мне говорит гадость, я отвечу. Смотря, что скажут — либо я резко отвечу, либо извинюсь и отойду.

Один раз в сообществе у меня была история, когда я написала какой-то текст, который задел коллег. Я очень серьезно обдумала комментарий, чем-то он показался лично мне неадекватным. Но в итоге для меня в тот момент это была игра с нулевой суммой — либо я, либо ты. Я просто лайкнула этот комментарий, и мне было важно это сделать — показать, что я не проигнорировала, а прочитала. Я обдумываю, но не готова сейчас на это ответить развернутой своей собственной историей.

Инна Нестерова: Тоже хочу сказать, что отношусь к блогу не как к дому, а скорее, как к кабинету или рабочему пространству, или даже литературному кружку, где можно собраться, поговорить о том, о чем всем нам важно поговорить. Я люблю рассказать про Фуко, про то, что прочитала интересного, какие-то выжимки привести. То есть у меня блог немножко не в классическом популистском ключе, а скорее, про какие-то идеи. Там практически нет ничего про мою жизнь, больше про идеи и мысли, которые меня беспокоят, о чем я хочу поговорить. Для меня это скорее какой-то разговорный клуб и кружок по интересам, а не дом. Но при этом я хозяйка этого клуба.
Стефания Чиканова: Инна, а как хозяйка этого клуба и как человек, который приглашает поговорить вместе о том, что интересно, есть ли какие-то правила, может быть, гласный или негласный, где-то описанный регламент поведения в комментариях или просто какой-то внутренний критерий, что не ОК, что неприемлемо в вашем пространстве? Что нежелательно или нельзя?

Инна Нестерова: Мат, оскорбления, переход на личности, пожалуй, все. Остальное все можно. Не знаю детально, но есть какой-то закон о СМИ про мат, что нельзя в публичном пространстве материться, а если у блогера больше какого-то числа подписчиков, он подпадает под закон о СМИ. Если там будет мат, это какие-то штрафы. У этого правила есть какая-то законодательная подоплека.

Дина Жужлева: А я наоборот уважаю мат, если он оскорбительный, то это для меня ничем не отличается от оскорбления в нормативной лексике.

Анастасия Сенченко: Мне хочется откликнуться метафорой про дом. У меня прямо ощущение, что я как раз выхожу из дома. Дина сказала, что выходит поделиться. Для меня удивительно сейчас обнаружить, что у меня как раз нет каких-то правил. Это ощущение, что я выхожу. Если на улице ко мне кто-то подойдет и начнет говорить как-то не предпочитаемо, то я буду реагировать на это. Как раз вопрос в том, кто с чем приходит. Но я не иду с табличкой типа «со мной нельзя вот так». Все во взаимодействии происходит. Интересно сейчас об этом задуматься, спасибо, что делитесь.

Стефания Чиканова: Хочется отозваться на Настины слова и продолжить. Из места, из которого я говорю, я выхожу, и выхожу не просто так. Я выхожу поделиться, и это не проход по улице за чашечкой кофе в любимую кофейню с какой-то целью. Это выход в поисках какой-то встречи. Мы еще не затронули такой нюанс — зачем мы вообще пишем. То, что не предпочитаемо, уже нащупали: это комментарии с неправильным деланием, с попыткой поместить человека, например, нас с нашей идентичностью в контекст опыта совсем другого человека, с его представлениями.
Нужны ли нам вообще комментарии и какие? Если человек просто читает наш текст, берет что-то с нашей площадки и просто с этим живет, чувствуем ли мы такое же удовлетворение, как если бы он написал спасибо, задал вопрос, может быть, проявил адресный интерес к аспекту, которой нас взволновал? Что ощущается как самое предпочитаемое?
Предпочитаемый отклик
Инна Нестерова: Недавно был комментарий в блоге про то, что нравится мой стиль письма. Комментатор отметил, что у блогеров-психологов в основном шаблонные посты с небольшими изменениями, а у меня свой самобытный стиль. Самой мне он кажется недостаточно хорошим и понятным для популярности, слишком сложным. Приятно получить комментарий, что человеку близок мой стиль письма, хоть он и не шаблонный, не популярный и не стандартный, что он хочет меня читать. Приятно чувствовать, что кто-то с тобой разделяет твой индивидуальный стиль.

Мне очень важно было при создании блога именно на это опираться, а не становится миллион пятым блогером-психологом с одними и теми же постами и темами, картинками, фотками и пр., уж тем более экспертным. Хотя конечно не без этого. Не то, чтобы я никогда не впадаю в экспертную позицию, такое тоже бывает, каюсь. Но все равно как-то пытаешься балансировать где-то между, чтобы и от себя не отступать сильно, и где-то, может быть, совсем не уходить в слишком сложные, непонятные или слишком мои личные вещи, которые только мне важны и нужны. Такой комментарий был для меня очень поддерживающим.

Анастасия Сенченко: Хочу ответить на предыдущий вопрос по поводу того, что есть люди, которые забирают что-то, смотрят и не дают отклик. Мне было удивительно, когда пару раз люди смотрели и потом писали прямо простыню: «Настя, несколько месяцев назад я у тебя увидел вот это и потом это превратилось в такую-то историю». Это всегда удивительно, как будто бы человек прошел мимо, а потом прилетела история, как ответ мне. Когда пишешь и нет комментариев, пишешь как будто бы в пустоту, люди мало комментируют.

Мне очень понравился образ, что люди соприкасаются и забирают с собой, но тебе, как автору истории, не сообщают об этом — я это забрал. Эта мысль меня очень греет, что человек даже просто увидев, может быть, и забыв, что увидел у тебя, но это пошло дальше. Твоя идея что-то затронула, ты внес как будто бы что-то. Например, человек увидел stories и фотку в бассейне, записался и начал плавать. Так вносишь вклад в его историю, меня это к метафоре со-авторства перемещает.
Хейтеры для продвижения
Дина Жужлева: Мне нравится еще такая метафора, я про это каждый раз думаю, когда пишу комментарии кому-то. Ведь прийти и написать комментарий — это поднять популярность страницы. Все сейчас это знают. Человек, который выбрал прийти, написать, а еще после этого, возможно, разгорится дискуссия — то ли вы ответили, то ли другие — это же на самом деле вклад в то, что историю, которую вы рассказываете, увидит больше людей. Она будет более насыщенная, подтвержденная, засвидетельствованная.
Анастасия Сенченко: Да, для меня еще написать комментарий — это подумать и сформулировать его. Это тоже труд в некотором смысле. У меня коллега прямо так и пишет: «Комментарий для продвижения».
Валерия Агапова: Тоже очень откликнулось про комментарий для продвижения. Может, грубо прозвучит, но не могу не сказать. У многих блогеров встречала и меня эта мысль веселит — это устоявшаяся идея или поговорка про то, что гавно к деньгам. Что негативный посыл, который люди выражают, впоследствии каким-то странным образом, может, неочевидным, приводит к повышению охвата и, соответственно, стоимости. Это какое-то финансовый резкий скачок, особенно когда была супер-негативная история. Прямо много раз это встречала, сейчас вспомнилось, не могла не поделиться. Это тоже помогающая мысль.

Инна Нестерова: У меня почему-то другое восприятие с сохранениями. Я вижу, что люди сохраняют мои посты, но лайков оставляют мало или не пишут комментарии. Для меня это история, что я как бы нравлюсь, но тайно. У меня есть ощущение, что меня читают, но тайно, не хотят выходить в свет.

Наверное, если человек сохраняет пост (например, я очень редко сохраняю посты), ему что-то прямо откликнулось, раз он сохранил, ему понравилось или какая-то реакция возникла. Но при этом эта реакция для меня остается не идентифицированной. Я вижу, что был какой-то эффект, а какой именно, что, почему, зачем он сохранил, для меня непонятно. У меня почему-то такая реакция — что же вы меня сохраняете, но где же признание? Где оно?

Не хочется уходить в историю, как другие блогеры делают марафоны желаний: «Ребята, есть карма! Сейчас чем больше комментариев, тем больше ваши желания исполнятся! А если вы на мою карту Сбербанка и Тинькова переведете какую-то сумму, то в следующем году у вас точно все будет хорошо. И еще напишите в комментариях, пожалуйста, ваше желание».

Не хочется играть на этой истории про баланс давать/брать, что это очень важно, и я вам столько отдаю, а вы мне тоже должны что-то отдать. Для меня это такой дискурс про взаимоотношения «ты мне, я тебе», который мне кажется не очень рабочим. Для меня кажется более рабочим дискурс про просто отдавать и не ждать, что вы мне комментарии, лайки, репосты и сохранение, пожалуйста. Я тоже делаю в какой-то степени этот блог для себя, потому что мне важно писать. Надо это все как-то поженить.

Анна Бурова: Очень хочется откликнуться на твою историю. Я не очень давно пишу в соцсетях, и для меня это было очень серьезным шагом по преодолению себя. Но я все еще больше на стороне аудитории, потому что сама не часто лайкаю посты и не добавляю в сохраненное. Для меня даже просто увидеть мой текст кажется величайшим вниманием, которое можно оказать. Может быть, я смотрю не с позиции блогера, а с позиции просто подписчика психолога, например, который, может быть, стесняется того, что его заметят, что кто-то узнает, что он это прочитал. Типа он хочет это использовать, но не хочет, чтобы кто-то об этом знал.

Примерно такие мысли мне приходят в голову, почему я сама редко ставлю лайки и пишу комментарии, только если это не в личку ответ на историю. Для меня это самая приятная концепция из существующих. Написать комментарий — это вообще немыслимо — что?! Все будут это видеть, это странно.

Стефания Чиканова: Очень хочется откликнуться на историю, где сохраняют вас, но не демонстрируют это признание. Две истории, которыми поделилась Настя, что люди забирают с собой, но не сообщают, и для нее это про влияние, про внести вклад в чью-то жизнь, и разыграть свою ценность соавторства — жизнь человека как-то шифтанула благодаря прочитанному, и это ценно. Хотя Настя не узнает о том, что человек выразил свой респект. В вашей истории, Инна, где, наоборот, вы получаете тайную валидацию — вас сохраняют, но в своем личном мире, хотя можно было бы и выразить поощрение: «Да, мне нравится, что вы пишите, что вы делаете — вот лайк, спасибо большое».
Мне интересно сейчас перейти к следующему вопросу.
Про ценности
Что каждый раз страдает и нарушается, если мы сталкиваемся на нашем уязвимом пути, где мы решаемся рассказывать, делиться, открывать дискуссию? Дина говорила об опыте, где она создает тексты, про которые она понимает, что они могут вызвать резонанс или недовольство, или какие-то комментарии. Я знаю тоже, что когда я пишу, в некоторых своих мнениях мне может прилететь из самых разных мест. Моя позиция не универсальна, она не для всех. Многим людям это очень не близко и я могу попасть в непредсказуемый круг людей странным образом, быть как встреченной, так быть и отвергнутой.

Мне хочется двинуться в вопрос, если у вас есть такая история или такой опыт, где вы различили ценность, которая пострадала в результате какого-то хейтерства в комментарии или непрошенного совета? Если вспоминать мои истории, я начала встречу с упоминания своего опыта, что у меня было три таких показательных случая, где мне оставляли негативные комментарии. Первый из них был прямо идеологический комментарий на все, что я пишу — все, что вы делаете, вредит людям.

Это попало в мою ценность — я все свое сердце выворачиваю и создаю истории, чтобы это высвобождало людей, для меня это важно. Простите за пафосные формулировки, я сейчас очень утрировано это выражаю, но попало это именно в ценность влияния и изменения мира к лучшему. Человек задел меня тем, что он не встретил или не понял, или не увидел, не распознал, с каким посылом я действую. Я хочу, чтобы мир был лучше, и он хочет, чтобы мир был лучше. Он хочет, чтобы врачи и строители хорошо работали — да я не против! Человек говорил мне, как неправильно я делаю, и что нужно делать, чтобы ему было удобнее, читателям было удобнее и всем было лучше.

Меня задело с феминистской стороны, что мужчина учит меня жить, как правильно что-то делать, как ему удобнее получать мою бесплатную работу. Здесь пострадала моя ценность, и я знаю, из какой моей личной истории она растет, что задевается мое право делать то, что я делаю, в той форме, в которой я сама выбрала, в какой мне удобно, а не в какой удобно кому-то другому получать.

Третий комментарий был связан просто с обесцениванием: «Для кого и зачем так выпендриваться?» Здесь меня не задело, а как раз я почувствовала, что здесь есть какая-то боль. Как сказала Инна, возникает дискурс взаимоотношений. Сначала первая мысль пришла — это, видимо, человек не из моей аудитории, его случайным ветром занесло на мою страницу, и он совсем не разобравшись написал. Но потом я почувствовала необходимость откликнуться. Такой заряженный посыл болезненного, личного в этом был, что мне захотелось написать, что я это делаю для себя. Для меня это свобода.

Здесь моя ценность, наверное, свободы утверждения в неизменяющемся эгоизме, что если мне что-то приятно, я позволяю себе делать то, что считаю правильным.
Есть ли у вас истории подобного толка или совершенно иные, где вы бы соприкоснулись с той ценностью, которая стоит за этим эпизодом, где вас задели или что-то ненужное получилось? Расскажите, пожалуйста.
Свобода
Валерия Агапова: Сейчас поймала себя на мысли, что я не задавала себе вопрос про ценности и что было задето. До того, как вы сейчас обозначили свои ценности, я прямо крупно себе написала на листочке, что из самых резонирующих моментов, что я могу вспомнить, все было про ценность свободы, абсолютно все.

Для меня блог — это как раз такое место свободы, добра, мыслей, вообще какого-то безоценочного проявления себя. Наверное, когда эти стигмы нападают, что вы не так пристегиваете ребенка в машине, не обработали сад от клещей, почему ребенок без панамки, психологи так себя не ведут, не хихикают, вы слишком много хихикаете (такое тоже получала) — такие замечания из самых разных сфер, которые вспоминаются, для меня все про свободу выражать себя. Для меня это очень важно.

Не знаю, как это другим людям отзывается, видят ли они эту ценность во мне. Честно, не задумывалась, пока это далекая мысль, но для меня совершенно точно все про свободу, поскольку на самом деле моя жизнь связана с огромным количеством ограничений. Поэтому, может быть, свобода постоянно нуждается в проявлении. Поэтому бывает часто важно как-то ее для себя самой отстоять — нет, я могу не надеть панамку. Даже такая мелочь порой важна для самой себя.
Власть
Инна Нестерова: В каком-то случае это было про тему власти, как ни странно, в том числе комментарий человека про миф, что это не миф, а бла-бла-бла. Этот человек был раньше моим преподавателем, очень злоупотреблял властью и вел себя довольно по-хамски по отношению к студентам. В тот момент меня триггернуло, что сейчас я с ним нахожусь не в вертикальных отношениях, как будто это опять какая-то власть из прошлого пытается надо мной взять верх, а я уже могу не стесняясь ему ответить. Но я выбрала вообще ничего не отвечать, просто удалила его комментарий.

Сейчас я прохожу учебу нарративной практике в Чикаго у Джилл и Джин Комбс. Там я прочувствовала на себе, что называется, кожей, животом атмосферу, когда все очень respectful и polite. Это настолько здорово! Когда я это на себе прочувствовала, подумала — а так можно было? Мне хотелось бы, чтобы эти ценности тоже перекочевали в мой блог. Хамские хейтерские комментарии выходят за рамки терминов politeness, поэтому эти ценности задеваются.

Но я это осознала, получив только конкретный опыт, что такое уважительное отношение друг к другу, когда все друг друга спрашивают, как к вам обращаться (не дай бог чьи-то чувства задеть!), не перебивают друг друга. В общем, когда это прожила и это как-то встроилось в мою жизнь, стало более очевидно и понятно, на что ориентироваться. До этого все было довольно абстрактно в моей голове.
Возможность не продавать
Анна Бурова: Тоже бы хотела откликнуться насчет ценностей. Сейчас начала потихоньку выписывать какие-то штуки, которые реально бесили за последнее время. Например, что все нужно монетизировать, что если ты что-то делаешь, у этого должна быть концепция, которую можно будет потом монетизировать, иначе не имеет смысла вкладывать в это силы. Например, в работу просто во благо добра, которое ты делаешь людям, которые нуждаются и не могут себе позволить психологическую помощь, которая в принципе для них недоступна по жизни или семья их так воспитала. Кажется, что сделать им что-то хорошее, доброе, не обязательно привлекая себе клиентов, невозможно в этом мире, что надо все делать только ради того, чтобы потом это продать.

Мне кажется, это мешает мне и моим коллегам вести свои собственные блоги, они говорят: «Я не могу так. Это же добрая хорошая профессия!» Как будто бы идея вести блог, как ведет его бесплатный специалист, который просто дает свои знания, свои умения, что он бы и на консультацию принес — не верна. Будто бы то, что ты делишься э информацией, неправильно, ты должен ее продать, а не просто дать.

Куча таких штук как будто бы очень сильно ограничивает, и с каждой нужно справляться в отдельности. Думаешь, а вдруг правда, человек хотел прийти ко мне на консультацию, а теперь он возьмёт это бесплатно, и что теперь? Мне кажется, что если человек хочет прийти на консультацию, он придет. Наоборот, его заинтересуют твои методы и техники. А если он не может и не хочет, зачем его заставлять и брать деньги, которые он не может потратить.

Стефания Чиканова: Это очень важное дополнение, которое подсвечивает то, что было в историях, с которых мы начинали, где прилетают советы про таргетированную рекламу, про правильный посыл, сколько постов в день нормально-не нормально. Сюда же идет дискурс коммерциализации всего. Если ты не зарабатываешь и т.д., то либо страдает идентичность профессионала — может быть атака на нее: «Хороший, уверенный в себе профессионал должен брать деньги за все». Либо страдает идентичность реализующегося, продуктивного, эффективного, ценного человека, не обязательно как профессионала, просто который что-то делает.

Мне очень знакомы эти дискурсы, я могу идентифицироваться с тем, насколько часто вокруг меня, не обязательно у моих близких кругах, но люди это слышат, с этим взаимодействуют. Тот мир, из которого прихожу я со своей авторской повесткой, это мир, где коммерциализация не обязательна: зарабатывать деньги — хорошо, брать деньги — замечательно, и делать что-то бесплатно тоже замечательно и тоже хорошо. И каждый раз я решаю для себя в моменте, как взаимодействовать с миром, что из того, что мне хочется — из всего этого изобилия, буквально разнотравья в способах взаимодействия внутри практики и своего проявления — может быть возможно, доступно, достойно. А когда это начинает обесцениваться с позиции «если ты не зарабатываешь на всем, чем можно», что-то тут не так, что-то тут не чисто.

Спасибо за эту перспективу. Очень важно было услышать про ценность решать самой или занимать позицию по отношению к тем ценностям, которые предоставляются.
Друзья, кто еще хочет откликнуться про ценности. Валерия рассказала про ценность свободы, Инна про ценность politeness и respect. Во время учебы в Чикаго, она утвердилась в том, что это для нее очень существенно.
Авторство
Анастасия Сенченко:  Я для себя выделила как ценность именно авторство, ценность того, как мне подходит. С какой бы стороны не прилетали непрошенные советы, комментарии и т.д., важен вопрос «как мне подходит?» Транслируясь, выражаясь таким способом, я что-то важное для себя рассказываю так, как мне подходит. Когда происходит ущемление моего авторства, эта ценность нарушается.
Спасибо за очень много инсайтов, над которыми подумать хочется.
Право на ошибку
Дина Жужлева: Наверное, у меня хейтерских комментариев еще не было еще. Я всегда встречалась с комментариями людей, которые, может быть, высказывались не в самой приятной или достаточно корректной форме, но про какие-то довольно ясные свои ценности. Для меня, наверное, это больше актуальный вопрос на встречах, как сейчас наша, когда я веду встречу со многими людьми и у них есть какие-то ожидания. Всегда (или почти всегда) найдутся люди, для которых встреча не соответствует ожиданиям.

Инна, очень хочу тебя обнять, потому что мой самый главный страх, что я напишу что-то профессиональное в блоге, придет коллега и скажет: «Ну, это же картезианская логика, вы что, Декарта не читали?» При этом понятно, что культурный багаж таков, что его целиком невозможно освоить. Для меня важно понять, как я буду это воспринимать, это прямо отдельная прямо тема.

Анна, с вами тоже хочу обняться по поводу того, как надо вести блог. Поняла, что не перестану сталкиваться с этим подходом, но я на это смотрю очень просто. Я сейчас увлеклась магическим реализмом, всякими встроенными деколонизирующими путями нарративной практики. Для меня это как раз про доминирование логики и нацеленность на пользу (цель). Грубо говоря, твой путь не может быть путем, если он не идет к определенной точке, и все уже посчитали, как идти к этой точке. Я очень остро ощутила это в карантин про дисциплину, про то, как надо себя дисциплинировать, чтобы все успеть.

Мне кажется, мой ответ на это, как отвечает магический реализм. Марсела сказала: «Если спросить, как человек из пункта А доберется в пункт В, встретится с проблемой и решит ее, магический реализм бы на это ответил: «Ну как-нибудь доберется!» А обязательно ли прямым путем идти? А действительно ли цель важнее пути для меня? У меня на это ответ такой — я попробую так, мне так приятно. Мне в любом случае приятно это делать — ну, не получится, я вернусь за советом.

Просто хотела сказать, что мне очень отзываются эти темы и тоже про них думаю.
Я, например, всячески стараюсь уйти от анализа, просто потому что уже каждый проводит свой анализ — психо- и не психо-. Я тут недавно погуглила «психосинтез» — думаю, хоть одно психотерапевтическое направление, которое не занимается анализом. Нет, психосинтез тоже про анализ!

Конечно, я понимаю людей, которые приходят и хотят анализ, чтобы все стало понятно. А моя позиция, что если тебе все быстро стало понятно, то ты на самом деле не понял что-то, ни с чем новым не познакомился в этот момент. Помню, что почувствовала волну раздражения, внутренне успела перестроиться и ответить, что очень хорошо понимаю ощущение растерянности от того, что непонятно.
Свобода
Валерия Агапова: Сейчас поймала себя на мысли, что я не задавала себе вопрос про ценности и что было задето. До того, как вы сейчас обозначили свои ценности, я прямо крупно себе написала на листочке, что из самых резонирующих моментов, что я могу вспомнить, все было про ценность свободы, абсолютно все.

Для меня блог — это как раз такое место свободы, добра, мыслей, вообще какого-то безоценочного проявления себя. Наверное, когда эти стигмы нападают, что вы не так пристегиваете ребенка в машине, не обработали сад от клещей, почему ребенок без панамки, психологи так себя не ведут, не хихикают, вы слишком много хихикаете (такое тоже получала) — такие замечания из самых разных сфер, которые вспоминаются, для меня все про свободу выражать себя. Для меня это очень важно.

Не знаю, как это другим людям отзывается, видят ли они эту ценность во мне. Честно, не задумывалась, пока это далекая мысль, но для меня совершенно точно все про свободу, поскольку на самом деле моя жизнь связана с огромным количеством ограничений. Поэтому, может быть, свобода постоянно нуждается в проявлении. Поэтому бывает часто важно как-то ее для себя самой отстоять — нет, я могу не надеть панамку. Даже такая мелочь порой важна для самой себя.
Misfit
Стефания Чиканова: Дина, спасибо большое. Очень откликнулись твои слова про всепроникающий анализ, который повсюду хочет поставить разъясняющую логику во главу всего, и про комментарии (потенциальные или реальные) от коллег. Об этом мы сегодня не успели поговорить, но у меня был такой point в повестке, если бы беседа зашла — про публичную ошибку.

В нашем контексте времени, особенно среди нас, популярна концепция learning in public — я учусь и провожу свою жизнь на публике. Не знаю, чувствовали ли вы, что с текстами, которые писал несколько лет назад, уже сам можешь внутренне не соглашаться, или написал бы их по-другому.

В момент, где можно сделать ошибку, может прийти коллега со своим пулом знаний, не обязательно эквивалентным твоим, и не обязательно даже подходящим твоей системе знания, но со своей линеечкой, и скажет: «Да это же картезианская логика!» — и что авторский ответ на это?

В завершение беседы мне хочется взять Динины слова про анализ. Я имею в виду утрированную ситуацию, где хочется ясности, ясность получена — все понятно! Это похоже для меня на ощущение того самого шаблона, как вести себя: пришел человек ниоткуда и оставил хейтерский комментарий. Мне кажется, в этих словах про знакомство с чем-то новым, которое можно встретить или упустить, тоже есть наше авторское решение.

Думаю, здесь подходит метафора клетки. Помню, когда меня просто восхитила биологическая возможность такого нашего тела, что клетка может раскрываться, делать проникающую мембрану, чтобы взять то, что ей надо, но она может сделать эту мембрану абсолютно плотной, чтобы в нее не попало то, что ей не подходит.

В случае с авторством, с нарративным ответом на что-то неподходящее, когда мы как люди с голосом выходим в мир для того, чтобы чем-то поделиться, что мы наделяем значимостью, это уязвимый контекст выходить и говорить: «Для меня это значимо и важно». Я думаю, когда мы оставляем тексты висеть на наших сайтах, на наших страницах, мы позволяем человечеству, как клетка, проходить (или не проходить) мимо наших текстов. Кто-то из наших читателей может стучаться или пытаться проходить сквозь нашу мембрану.

В какой-то момент мы решаем, хотим ли мы сейчас знакомиться с этим новым или не хотим давать этому новому места, потому что нет сил и энергии на это, даже не хочется взаимодействовать, или приоритеты и ценности на чем-то другом. Или есть любопытство, но не к тому, чтобы переубедить человека, не спросить себя так: «Он сейчас под влиянием какого дискурса? Он считает, что жена дипломата не должна это делать? Или должна это делать? Что им движет?»

Нет, нас интересует то, что с нами происходит, в нашем мире. Например, для Валерии это ценность свободы. Ее письмо движимо, охраняет, защищает и манифестирует ее ценность свободы. Мое письмо манифестирует ценность misfits, отличий, дифференциации — мы разные и приходим из разных миров. Я ответила на обесценивающий комментарий («Кому это нужно, зачем вы выпендриваетесь?») в том числе потому, что поняла, что слово «выпендриваться» было использовано против меня как оружие очень много раз. И отчасти блог — это способ утвердительно выпендриваться.

Этот запрос на проникновение в мою клетку я решила все-таки принять из авторской позиции, что здесь я скажу, мне можно выпендриваться, я разрешаю. В этом есть утверждение того, что я как автор своей жизни и эксперт по себе, считаю важным. Таким образом я делюсь и знакомлю людей с тем, как устроен мой мир. Если это не подходит, человек волен уйти.

Эта женщина, прочитав мой ответ, никогда не вернулась и никогда больше ничего не читала и не оставляла в моем блоге. Но я иногда возвращаюсь к этому эпизоду внутренне. У меня есть ощущение уникального эпизода. Я как бы себя в этом контексте поддержала и осталась на том, как я хочу обходиться с неподходящими, странными комментариями людей, которые вообще будто не из моего мира. Но если я misfit и поддерживаю другое, моя задача и моя ценность с этим другим взаимодействовать.

Такая моя финальная история.
  • Саша: 
    Прямо захотелось в шапке написать «я выпендриваюсь» :D
  • Валерия Агапова: 
    Я жена дипломата и я выпендриваюсь
  • Анастасия Сенченко:  
    Загуглила этимологию «выпендриваться»:
    • От выпетриватъся, ср. блр. выпетрыць «выветрить, высушить» из праслав. *vy-pętriti, собственно, «выставить, растянуть, расстелить на приспособлении *pętro».
    Интересно, как будто вывесить себя, сходить проветриться))
Анна Бурова: Можешь коротко рассказать, как ты пришла к этой своей ценности, как решила ее провозглашать в блоге?

Стефания Чиканова: Короткий ответ в том, что у меня был бэкграунд как раз присоединиться к чему-то большому в профессиональном контексте. Мне очень было важно найти идентичность, определить себя через одно, а я никак не могла это сделать. Был критический момент, когда я решила, что я себя изнасилую предельно, но стану академиком и философом! Я прекрасно преуспевала в этой нише, дошла до середины магистратуры, мои профессора меня поощряли. Но в тот момент я начала медленно умирать чуть ли физически, была в интенсивном депрессивном эпизоде.

Как масштабное действие в ответ, решила скинуть с себя очень много общих нарративов о том, что значит быть нормальным человеком. На меня очень сильно влияла идея о том, что нормальный человек — это тот, у кого после имени следует его профессия, и эта профессия одна на всю жизнь. И что в ней нужно достигать высот на долгой дистанции 30-40 лет — сколько жизни есть, столько ты этим и занимаешься. Меня это рвало в клочки. Но потом я поняла, что на самом деле мне подходит другая парадигма, где есть очень много подвижности и возможность меняться.
Отклики
Лиза: Спасибо большое за тему и встречу! Замечательная поддерживающие атмосфера и много идей, которые возьму с собой!

Анастасия: Благодарю за встречу! Очень многое откликнулось и осталось на размышление!

Майя Сундукова: Спасибо за встречу. у меня нет блога но теперь мне не так страшно его начать)))

Анна Туниянц: Спасибо всем за пространство. Тоже получила много точек для входа в исследование важных вещей