Деконструкция в терапии предполагает исследовательскую позицию по отношению к тому, что постулируется как истина и неопровержимые утверждения о мире
[4]. Деконструирующий подход позволяет задавать вопросы, которые делают более видимой негативную историю идентичности, а также контекст, в котором она возникла, и её влияние на жизнь человека и его выборы. Экстернализующие разговоры помогают лингвистически отделить проблему от человека и пригласить клиента к размышлениям о том, как история идентичности проявляет себя в его жизни
[5]. Общей целью становится создание пространства, в котором люди смогут почувствовать собственную влиятельность на действие историй в их опыте.
Побуждая клиента к размышлениям о негативной истории идентичности, я тем самым приглашаю его занять рефлексивную позицию по отношению к тому, что транслирует эта идентичность. Вместе с ним мы высвечиваем некоторый контекст этой истории — откуда она возникла, во взаимодействии с кем, в каких ситуациях. Это позволяет увидеть негативные истории идентичности не как универсальные истины, но как появившиеся внутри исторического контекста.
Кэндис
[6] пришла на консультацию с историей о себе как об «изгое» в группе друзей. Она могла найти несколько подтверждений этой истории в недавнем прошлом, а в её голове часто появлялось представление о себе как об отверженной другими. Она говорила, что считает себя никчёмной, и такое отношение выражалось в самоповреждающем поведении. В разговорах с Кэндис мне было интересно узнать, как давно экстернализованная нами история присутствовала в её жизни, какое влияние она оказывала. Кэндис удалось назвать множество последствий этой истории идентичности, которые разрушали радость от общения с друзьями. Наряду с вопросами о том, как идентичность «отверженной» введёт себя в её жизни, мне также было важно узнать, в какие эпизоды жизни Кэндис у неё было больше всего сомнений в этой идентичности. Она смогла вспомнить несколько таких моментов и тех людей, которые вместе с ней могли бы усомниться в истории идентичности «изгоя». С помощью экстернализации стало возможным высветить влияние негативной истории идентичности на жизнь клиента.
Некоторые мужчины в жизни Жасмин называли её «шлюхой», а мать вдобавок прочила ей будущее в местном квартале красных фонарей. Жасмин не была уверена, что это её «настоящая» идентичность. Через мои вопросы к Жасмин мы распаковали некоторые социальные содержания этого слова, посмотрели на её определение слова «шлюха» и на значение этого слова в школьном контексте, а также исследовали, как этот ярлык влиял на неё. Она смогла заметить, что оказывается в позиции молодой девушки, от которой одновременно ждут и сексуальной «невинности», и сексуальной искушённости. Для неё также стало видимым, что «шлюха» - ярлык, который юноши навешивают на женщин. В наших разговорах мне было важно создать пространство, где Жасмин сможет высветить эпизоды, когда в отношениях к ней проявляли уважение и где её ценили, в котором она сможет поставить под сомнение некоторые социальные значения, заложенные в ярлыке.