Участница: Я просто спрашиваю, как это может коррелироваться с верующим человеком? Насколько верующие люди готовы встречаться с этой информацией?
Олеся: Мне кажется, это не про встречу именно с информацией от практика. Тут много чего можно наговорить, а есть практик, который ничего не знает. Я осознаю, что это я. Мне как раз в этом смысле проще, потому что позиция нарративного практика — это позиция незнания.
В этот момент я бы спрашивала: «Смотрите, вы говорите, что вы столько-то поститесь» (у меня много представлений о том, что такое пост в исламе, поскольку у меня бабушки-мусульманки, я понимаю, что Рамазан — это довольно истощающее время, тем более, месяц), и дальше спрашиваю о последствиях: «Вы замечаете, на что это в первую очередь влияет? Влияет ли это на тело, если да, то как? Влияет ли это на ваше состояние разума, мыслей, способностей выполнять умственную работу? Влияет ли это на эмоции? Как вы себя чувствуете, если это делаете, в отношениях с другими людьми? Влияет ли это, и если да, то на какие отношения? Может, какие-то улучшаются, какие-то ухудшаются?» Это в сущности работа на то, чтобы сделать это максимально раскрытым и понятным для самого человека, потому что мне кажется, переубеждение — это самый худший способ.
Участница: Знаю, что мусульманин точно не сможет на основании этого отказаться от поста.
Участница: Нет задачи отказаться.
Участница: Тогда это аутоагрессия получается, самотравмирование. Я говорю о том, что, возможно, религия действительно травмирует, человек остается в травме. Это фактически как жить с мужем-алкоголиком, который бьет. Иногда говорят, что «Я же его спасаю, я же благое дело делаю. Я потерплю, что он меня бьет».
Олеся: Да, но если на другой стороне весов ничего нет, то действительно терпение может продолжаться гораздо дольше, вплоть до серьезных последствий.
Участница: Да, до суицида может доходить.
Олеся: С мужем-алкоголиком у меня был больший опыт, поэтому я прямо представляю. Но если в этот момент вместе с другим человеком я произношу слова, что это приводит к тому, что у меня нет надежды на будущее, я не чувствую себя в безопасности, я беспокоюсь за своих детей и так далее, это первое освобождающее чувство. Зачастую эти слова просто невозможно произнести, нет никого, кто бы тебя выслушал, а если начнешь про это говорить, что тебе скажут — ты что, вообще?
Участница: Я как раз говорю про то, что когда человек находится в божественной концепции с верой, включен в систему, эта мысль вообще может быть просто недопустимой. С мужем-алкоголиком еще можно примеры привести — смотри, люди уходят и живут нормально, это может физически тебе здесь и сейчас навредить.
Олеся: Эта мысль как раз возможна только в зоне ближайшего развития, ее невозможно сразу допустить. Ее возможно допускать только кусочками, и первый кусочек, что это влияет плохо — я знаю точно, на что влияет плохо. Может быть, на что-то влияет хорошо, например, на отношения с кем-то. Но если я чувствую, что в этой зоне идет ухудшение, понимаю, что это связано с этим.
Участница: Сейчас стало понятно про кусочки.
Олеся: Именно по кусочкам, и вообще возможность про эти кусочки говорить. Это же тоже очень важно. Когда в сокрытии, это сильная маргинализация, которая всегда травму усиливает кардинально. Поэтому, мне кажется, это не про переубеждение, а про то, что кусочками усиливать знание.
Участница: Я имела в виду не переубеждение, а что здесь в этом месте можно столкнуться с отторжением. У человека это встроено в подкорочку.
Олеся: Да, но мне кажется, это все равно история не про то, что «Давайте-как мы вам скажем, как правильно».