Не скажу, что говорить про обиды супер-нарративно – что в этом нарративного? Но иногда человек говорит, что у него прямо ком обиды. Если вижу, что он нуждается в том, чтобы это прозвучало, что нужен ритуал выхода, то я спрашиваю, действительно ли это так, важно ли это озвучить, то есть обращаюсь к его экспертизе, к его ощущениям.
Это, скорее, выход за карту, если мы сталкиваемся с такой обидой: «Мне очень сложно что-то брать у папы (мамы) и ощущать, что это мое вкусненькое, клевое, я могу этим пользоваться – не могу брать у этого мерзостного человека!» Возможно, здесь нужно дополнительно экстернализовать то, что, условно говоря, было проблемой родителя, которая на него влияла, и которая влияла на его способность быть тем отцом (матерью), которого человек хотел видеть.
Здесь есть много нюансов, которые немножко за рамками этого воркшопа. Я предлагаю саму идею наследования, а за детальками (их много!) приходите на обучение на мастерскую. Конкретно мы отвечаем на этот вопрос в теме экстернализации еще на первом блоке, но возвращаемся на втором и третьем блоке ко всем техникам.
Концептуально, без технических тонкостей, ответ на этот вопрос достаточно простой – «отделение человека от проблемы» (а это один из принципов подхода) означает не только лишь отделение собеседника от его проблемы, но также и отделение тех людей, которые присутствуют в повествовании, от проблем, которые мешают им быть теми людьми, с которыми возможны хорошие отношения. Почти всегда проблемы значимых людей так или иначе влияют на нашу способность поддерживать предпочитаемую жизнь.