Анастасия Репко и Маргарита Шанова

Образ тела

Лаборатория «На стыке»
Клинический и семейный психолог
Маргарита Шанова
Последние 5 лет сфера моих интересов крутится вокруг РПП (расстройств пищевого поведения). Я много работаю с людьми, у которых переедание – это просто бытовая проблема, которая их беспокоит, потому что приводит к набору веса, а также с тяжелыми случаями нервной булимии, анорексии, переедания приступами и другими многолетними расстройствами.
Клинический психолог
Анастасия Репко
К теме работы с образом тела я тоже пришла через работу с пациентами с РПП. Мы столкнулись с тем, что когда с питанием у человека налаживается, его перестает беспокоить еда, как таковая (переедание, недоедание), с другими сферами жизни тоже
все становится лучше, но остается недовольство телом.
Анастасия Репко
Клинический психолог
К теме работы с образом тела я тоже пришла через работу с пациентами с РПП. Мы столкнулись с тем, что когда с питанием у человека налаживается, его перестает беспокоить еда, как таковая (переедание, недоедание), с другими сферами жизни тоже
все становится лучше, но остается недовольство телом.
Маргарита Шанова
Клинический и семейный психолог
Последние 5 лет сфера моих интересов крутится вокруг РПП (расстройств пищевого поведения). Я много работаю с людьми, у которых переедание – это просто бытовая проблема, которая их беспокоит, потому что приводит к набору веса, а также с тяжелыми случаями нервной булимии, анорексии, переедания приступами и другими многолетними расстройствами.
Часто тело не меняется в процессе работы, человек может даже немножко набрать вес. При этом он понимает, что прежними методами (диеты, спорт, очищения и пр.) уже не готов пользоваться, потому что тело, похоже, не собирается меняться, его нельзя насильно изменить.
У нас возникла идея, как с этим можно работать. Мы написали программу, которая направлена уже не на питание, а на восприятие тела и того, что с этим связано, и создали открытую группу «Про тело с душой» для тех, у кого непростые отношения с собственным телом. У нас уже есть стабильный костяк участников, постоянно приходят новые. Каждая встреча группы посвящена новой теме, например, тело и сравнение, тело и сексуальность, тело и одежда. В последний раз мы говорили про тело и движение, потому что у многих участников трудное отношение со спортом и с физической активностью. Мы обсуждали, как сделать так, чтобы движение было в удовольствие, если его нет, и почему его нет.
К нам присоединяются эксперты из разных сфер: специалисты из модельного бизнеса, фитнес-тренеры, люди, которые находятся в ремиссии после РПП. Каждый раз мы придумываем, что бы нам хотелось дать, и советуемся с группой, какая тема наиболее интересна людям. У нас прошло уже 5 встреч

Также у нас есть опыт индивидуальной работы с клиентами, которые не готовы идти на группу, но их очень беспокоит отношение к внешности, потому что оно мешает им в разных областях жизни, например, в интимных отношениях. Стыд и сравнение, которые всегда есть в этом случае, очень неприятны.

План
I. Теория
На встрече мы поделились нашим опытом работы с людьми, которые говорят, что не любят свое тело, и рассказали в теоретической части:
  • Что такое вообще образ тела и какие у него есть компоненты;
  • Как можно провести их диагностику вместе с клиентом и на что специалисту обращать свое и клиентское внимание;
  • Какие есть мишени для работы (не нравится это слово, но другого нет).
II. Практика
В заключении участники лаборатории выполнили несколько упражнений и поработали на практике с восприятием собственного тела.
  • Опросники Томаса Кэша
  • Метод Моше Фельденкрайза
  • Арт-техника «Рисунок в полный рост»
  • Упражнение «Город»
  • Упражнение «3х3»
  • Упражнение «Самообъятья»
Среди прочего, мы используем подход, который вышел из КБТ и называется CFT - Compassion-Focused Therapy (терапия, сфокусированная на сострадании). Он был разработан для клиентов с длительной депрессией, в том числе сопутствующей РПП. Человек говорит, что он вообще-то может найти опровержение своей мысли, что он самый толстый, понимает, что эта мысль неадекватна, и знает, что есть много тучных людей, которые успешны и в отношениях, и в жизни, но все равно чувствует себя ужасно. То есть его рациональное понимание никак не влияет на эмоциональное состояние.

CFT создана как раз для таких людей, резистентных к терапии при депрессии и тревожных расстройствах. Она направлена на развитие дружественного заботливого отношения к себе. Слово Compassion переводится на русский, как сострадание, но по сути это некий навык относится к себе хорошо, который тренируется как на уровне поведения, так и на уровне эмоционального переживания, как ни странно. Часто люди не понимают, что такое любовь к себе и как ее можно ощутить. Этот подход направлен как раз на развитие этого навыка и хорошо подходит для работы с самокритикой в целом в разных сферах.

Мы познакомились с этим подходом, потому что были нужны инструменты именно для клиентов с нарушениями восприятия тела. Оказалось, что сфера использования CFT гораздо шире. Самокритика звучит почти у каждого второго клиента если не ключевой, то побочной темой. Техники терапии, сфокусированной на сострадании, помогают человеку взращивать доброе отношение к себе, как альтернативу критическому.
Запросы
участников лаборатории
Участник:
Тема мне интересна не только с профессиональной точки зрения, но и лично, потому телесность – это очень важная часть моей идентичности и есть вопросы, которые мне точно мешают из-за того, что мое тело изменилось за последнее время. Это не то, что трагедия, но я отмечаю, что нет той подвижности, которую имела когда-то.
Участник:
Я сейчас начала практиковать техники любящего сострадания и поняла, что это очень крутая, живая тема. Мне бы хотелось познакомиться с ней поближе.
Участник:
Мне явно хотелось бы в своем телом что-то поменять. Пока мои попытки не очень успешны.
Участник:
Любопытно, есть ли какие-то принципы нарративной практики, которые вы используете, и если да, то где идет состыковка, какие переходы есть.
Участник:
Мне очень интересна тема про тело, потому что ни одна моя клиентка, с чем бы не приходила, в какой-то момент бы не сказала, что ей не все нравится в ее теле. Мне не хватает платформы, чтобы работать с такими запросами. Мне кажется, что эта тема прорывается во все культурные аспекты и во все истории про женщин.
Запросы
клиентов
Часто запросы звучат так:
- Я хочу принять себя, но это невозможно, пока я не похудею.
- Мне не нравится свое отражение, но я не хочу на диету.


Это внутренний конфликт, когда человек не готов ничего менять, но и принять себя, какой он есть, тоже не может. Причем редко бывает, когда прямо сходу называется именно тема отношения к телу. Это значит, что она много лет у человека звучит, и он какой-то путь уже прошел. Обычно такие клиенты не могут поверить, что тело можно принять, как есть, и уже отчаялись: «Все настолько плохо, что-то нужно делать, но я не знаю, что».

Часто звучит история про то, что принять – это значит смириться. Человеку не нравится что-то в его теле (здоровье, как оно выглядит, полнота и т.д.), но он считает, что принятие и любовь – это запрет на изменения.

Иногда с логикой все нормально – да, понятно, что красивой можно быть в любом весе, или что внимание мужчин не зависит параметров женщины, но на чувственном уровне это не работает. То есть головой я все понимаю, все знаю лучше, чем терапевт мне расскажет, но эмоционально чувствую себя плохо в этом теле.

Это ключевые запросы именно на работу с телом, но есть и другие, которые связаны с телесными проявлениями только на первый взгляд.

Простите, нарративные практики, но мы все-таки клинические психологи, поэтому не можем обойтись без диагностических категорий. Бывают клиенты с пограничным личностным расстройством, у которых вообще в разных сферах жизни не очень. Например, у человека проблемы с отношениями, есть депрессивные эпизоды, но он приходит и говорит: «Вообще-то я тело свое не люблю!» Ты понимаешь, что это не отдельная проблема, у человека вообще трудности разлиты по всей жизни, а отношения с телом лишь проявление чего-то другого общего. Например, клиент с высоким уровнем стыда стыдится вообще за все в своей жизни, в том числе за тело.

Но человек говорит: «Давайте хотя бы с телом что-нибудь сделаем! У меня вообще везде плохо, но тут хотя бы понятно, с чем работать. Я не в силах влиять на правительство или на маму, а тут я точно могу что-то сделать».

Такие запросы у нас не редкие – возможно, потому что к нам приходит определенный срез людей. Мы работаем с РПП, используя «антидиетический» подход. К нам не обращаются люди с запросами на диету или спортивные тренировки. Наши клиенты уже имеют опыт работы с психологами в таком ключе. Они понимают, что совет «сядь на диету и похудей, если тебе не нравится» для них не работает.
Понятие образа тела
Образ тела складывается из наших представлений о теле и телесности. Он включает в себя разные компоненты, на которые мы можем обращать внимание и диагностически исследовать их с помощью вопросов на старте.
Компоненты образа тела:
  • Телесная осознанность
Это непосредственные ощущения, которые приходят человеку от тела: напряжение, скованность, боль и т.д. Если клиент говорит, что чувствует себя более толстым, чем вчера, на самом деле это его мысли, а чувствует он что-то другое, например, его мучает отдышка и тяжело подниматься по лестнице. Дальше можно в диагностическом ключе раскручивать эту тему.
Часто низкая телесная осознанность наблюдается у людей с РПП. Они в принципе не очень хорошо чувствуют ни голод, ни насыщение, ни жажду, ни усталость. Поэтому проскакивают все эти состояния и доводят себя до изнеможения или, наоборот, пресыщения. Часто на вопрос «Вы чувствуете свое тело?» такие люди отвечают «Я не понимаю, о чем вы спрашиваете?» По этой же причине им даются тяжело практики медитаций: «Сядь, почувствуй стопы, прислушайся к дыханию» - в этом пункте большой пробел.

Кстати, нам кажется, что практики телесно-ориентированной терапии (двигательные упражнения, йога, пилатес и пр.), скорее, имеют мишенью как раз развитие телесной осознанности.
  • Мысли
Человек думает о том, что о нем думают другие. Кто-то считает его толстым, и это ужасно, или его тело не нравится партнеру, и он даже сказал об этом, теперь наш клиент переживает, что партнер его бросит. он что-то другое, например, его мучает отдышка и тяжело подниматься по лестнице. Дальше можно в диагностическом ключе раскручивать эту тему.
От людей, которые недовольны своим телом, мы слышим в первую очередь именно этот компонент. Это может быть не только рассказ о том, что именно человеку в себе не нравится, но и убеждения о значимости внешности вообще.

Участник: Я обычно слышу от клиентов: «Не влезаю в любимые джинсы». Когда я думаю про образ тела, мне в первую очередь приходят в голову измеримые общественностью критерии: вес, объем.
Настя:
С одной стороны, это мысль, с другой стороны, она обычно связана с каким-то сильным переживанием.


Чтобы не делать эту конструкцию очень громоздкой, все, что я думаю о себе, что я думаю, что обо мне думают другие, мои убеждения из культуры, отнесено сюда. Но при этом мысли сами по себе нас не беспокоят, если они не спаяны с переживанием. На самом деле мучительна не сама по себе мысль, а масса эмоций, которые она вызывает.
  • Эмоции
Основные переживания, про которые чаще всего говорят клиенты – это стыд и вина.
Недавно читала семинар среди коллег как раз про стыд. Для меня было несколько удивительно, что это такое переживание, о котором даже стыдно говорить. Когда я предложила коллегам вспомнить опыт стыда и поделиться, что они чувствовали в тот момент, только пара человек рассказала конкретные истории, и то очень light, где им было стыдно. Но в целом само соприкосновение со стыдом, как эмоциональное переживание, всегда мучительно. Не все клиенты могут это сформулировать. Иногда мы это видим и называем сами, но чаще, чтобы добраться к стыду, нужно провести дополнительное исследование.
  • Определенное поведение
Если человек думает, что он недостаточно хорош, переживает по этому поводу и чувствует стыд, скорее всего, это приведет к какому-то поведению
Иногда клиенты приходят с жалобой именно на это, например:
- Мне надоело, что я не могу в бассейн пойти.
- Я провожу много времени у зеркала, потому что мне нужно привести себя в порядок, иначе я не могу выйти из дома.
- Не могу купить одежду, которая мне нравится, потому что мне кажется, что она на мне плохо сидит.
- Отказываюсь от встреч с друзьями, потому что на фоне худых подруг выгляжу ужасно.
- Ни с кем не могу познакомиться и вступить в отношения, потому что я толстая – помогите!


Мы разговариваем не только про лишний вес, но, честно говоря, у нас в практике ни разу не было человека, который бы сказал, что ему мешает жить кривой нос. Возможно, мы просто не работаем с этой категорией. Иногда мы встречаемся с подобными жалобами у подростков. Среди взрослых бывают клиентки, увлеченные пластической хирургией, но они чаще всего свои действия в ответ (обращение к пластической хирургии) не предъявляют как проблему. Они так решают вопрос взаимодействия с образом тела – что-то отрезали, пришили, вкололи - и все устраивает.
  • Схема тела
В некоторых подходах иногда включается отдельное понятие - схема тела. Это некое субъективное представление о том, как тело устроено и о его ориентации в пространстве и времени.


Нарушения этого компонента можно наблюдать со стороны. Например, когда у человека повреждаются какие-то мозговые структуры, то он перестает ощущать руку или у него нарушается координация.
В работе с образом тела можно вычленить все эти компоненты,когда я надеваю джинсы, и они на мне не застегиваются:
- Я телесно чувствую, что мне давит живот (телесная осознанность);
- Я думаю – черт, набрала 5 кг (мысли);
- Мне становится стыдно (эмоции);
- Я иду и покупаю абонемент в спортзал (поведение)


Когда к нам приходит человек с проблемой, мы сначала ее вместе с ним раскладываем на более мелкие составляющие – так проще начать работать и за что-то дергать. Причем лучше начинать работу с того, что ближе к уровню осознанности клиента.
Диагностические способы
Опросники Томаса Кэша
Американский психолог Томас Кэш, эксперт по вопросам Body Image, создал 8-шаговую программу для работы с нарушениями образа тела.
Как нам кажется, основной минус этой программы в том, что Томас, как когнитивный психолог, использует техники и упражнения, связанные исключительно с работой с мыслями и поведением, которое эти мысли вызывают.
Условно говоря, есть убеждение – найди ему опровержение, раз мысль неверная – иди и делай по-другому.
Это немножко примитивный пошаговый алгоритм, и даже приведены типовые убеждения и опровержения. Предполагается, что если изменилось твое убеждение, то тебе уже не будет так тяжело. Если ты с помощью экспозиции преодолеваешь то, что раньше избегал, то это тоже меняет твои эмоции. Но часть про ощущения там выпадает, и получается немножко парадоксально – мы работаем с восприятием тела через голову в основном.
В книге Томаса «The Body Image Workbook: An Eight-Step Program for Learning to Like Your Looks» есть несколько диагностических опросников. Один из них можно использовать для исследования эмоций. Человек отвечает на вопрос, как и в какой степени образ его тела влияет на тот или иной аспект его жизнедеятельности, выбирая нужный ответ по шкале от «крайне негативно» до «очень позитивно». В опроснике перечислены типовые ситуации, в которых образ тела может влиять на эмоции:
- Когда рядом со мной красивые люди моего пола;
- Когда рядом со мной красивые люди другого пола;
- Когда я иду в публичное место и т.д.

Так можно выявить, насколько нарушение образа тела приносит человеку дискомфорт. Чем чаще и чем в большем количестве ситуаций человек испытывает негативные эмоции, тем сильнее оно на него давит.
Нарушения поведения при проблемах с образом тела можно условно подразделить на две группы:
  1. Стратегии избегания в широком смысле, когда человек не делает что-то, например, не ходит в бассейн, потому что стесняется своей полноты;
  2. Стратегии компенсаций, когда человек пытается замаскировать свое тело или улучшить его каким-то образом, например, носит мешковатую одежду.
Диагностировать нарушения поведения можно тоже просто в разговоре, используя для этого опорные вопросы. Можно спросить про опыт спортивных занятий, про питание, замечает ли человек, когда он устал, как часто он болеет. Разными путями исследуем эту зону: есть специальные упражнения, но любые практики и медитации здесь тоже подходят.
Метод Моше Фельденкрайза
Это еще один способов исследования расхождений в реальном и воображаемом теле.
Ненарушенный образ тела в голове человека приближен к реальности. В норме в своем воображении мы представляем себя, как есть - ни больше, ни меньше. Когда наше тело меняется в процессе жизни в связи с возрастными изменениями, рождением детей, наступлением менопаузы, картинка тоже меняется. Нормальный образ тела гибок и изменчив: он постоянно перестраивается и модифицируется.
Есть разные способы исследовать, насколько картинка в голове у клиента соответствует реальности, причем это можно делать и на диагностическом этапе, и в процессе терапии. Например, есть хороший вопрос про зеркала: как часто вы смотритесь в зеркало? Но многие клиенты избегают этого, и даже специально не покупают больших зеркал и избегают витрин. Они не любят про это рассказывать, потому что сложно выдержать эмоции: «Я смотрю на свое тело и испытываю такое!» Но как тогда сформировать представление о теле, если человек его не видит? Он видит ноги, потому что штаны натягивает, видит зону запястий – они не вызывают у него негативных эмоций, и тут он еще может быть в контакте с реальностью. Но все остальное тело ему кажется часто огромным и отвратительным, и он просто не хочет на себя смотреть.
В таких ситуациях нам помогает методика Моше Фельденкрайза. Это не психолог, а инженер, который создал метод развития человеческого потенциала, основанный на телесном осознавании. Сейчас иногда его относят к практикам телесной терапии, но на самом деле это не совсем телесная терапия. Моше предложил использовать бессознательный образ собственного тела, который часто расходится с реальностью.
Методика очень простая. Человек с закрытыми глазами с помощью веревочки или просто руками оценивает параметры своего тела, а помощник записывает результаты. Каждый раз перед очередным измерением клиента обязательно спрашивают: «Как вам кажется, какой размер у…?» В оригинальном методе так замеряются 26 параметров: от высоты и ширины головы до размеров правой и левой стоп.

После всех измерений рисуется две схематичные картинки в масштабе 1:10: реальный и бессознательный образ тела. У человека с нервной анорексией, который представляет себя очень полным, а на самом деле очень худой, разница может быть огромной. Но даже у абсолютно здоровых людей, которые не имеют проблем с образом тела, разница может быть существенна – 20-30% считается нормой.

В методе Моше Фельденкрайз это расхождение трактуется особым образом. Допустим, у человека разница между воображаемым и реальным образом тела в пределах нормы, за исключением ступней ног. Ступни трактуются как опора, и, если они слишком маленькие - у человека недостаточно опоры. Очень большая «воображаемая» голова говорит о том, что человек слишком рационален. Кстати, мы заметили, что психологи часто представляют свою голову больше, чем она есть - возможно, это наша профессиональная специфика.

На основе анализа бессознательного образа тела Мойше делает выводы об особенностях структуры характера (психотипе личности), но мы это не используем.
Кейс от Насти
К нам обратилась клиентка - женщина 36 лет среднего телосложения с нормальным весом как раз с проблемой с питанием. Там не было чего-то супер-страшного, например, нервной анорексии, а просто атипичное расстройство пищевого поведения, при котором человек склонен уменьшать порции и мало есть.

Мы работали достаточно долго и питание наладилось. Через год работы она сказала:
«Все-таки надо мне что-то с образом тела делать!» Я предложила попробовать методику Моше Фельденкрайза. Мне самой было интересно, потому что ИМТ у клиентки был в норме.

Вообще тема телесности, внешнего вида, красоты для этой женщины была очень важна. Она постоянно ходила к стилистам, утром делала макияж, чтобы отвести ребенка в садик при полном параде. Ее проблемы с питанием, в том числе, именно поэтому начались. Меня поразило, что расхождения получились очень небольшие. Более того, зоны, которые часто измерялись, например, талию, она угадала с точностью до миллиметра. Она себя показала чуть более высокой, с немного большими ступнями и длинной шеей, но при этом слегка укоротила ноги и расширила бедра, потому что считала себя полной.

Я сама нарисовала 2 картинки, прислала ей по электронной почте и предложила обсудить при встрече. На клиентку результат произвел сильнейшее впечатление, хотя если бы я не присматривалась, вообще бы разницы не заметила. Она мне написала:

- Я увидела реальную фигуру как мужскую, выдуманную - как женскую. (на самом деле там более выражена талия, меньше бедра и т.д.) Было огорчение, разочарование – но при этом я почувствовала себя отомщенной, потому что стало понятно, что я не выдумываю из головы. В 20-25 лет я не понимала, что не так - вроде бы размер небольшой, а чувствую себя толстой. Более того, я объективно понимала, что этого мне не изменить. Сделать ноги короче я не смогу никакими диетами. Теперь есть сознание, что это надо принять.

Дальше мы поговорили, и я обратила ее внимание на противоречие: с одной стороны, у женщины был запрос на подростковую худобу, с другой - на женственность, и это как раз картинка, которая у нее в голове – более объемные бедра, выраженная талия. До этого я пыталась без картинок вывести это противоречие, но она не понимала, что оно существует. Ей хватило одного взгляда на картинку, чтобы понять, что она идет в противоположных направлениях – мечтает быть женственной, но не хочет быть хоть сколько-то округлой.

Дальше женщина сделала прекрасную вещь без моей помощи. Поняв, что ее фигура – это типаж манекенщицы, к чему стремится большинство женщин: длинные ноги, не очень выраженная талия, широкие плечи, плоская грудь, она нашла женщин с похожим телосложением в интернете (актрис, манекенщиц), посмотрела, как они одеваются, и сформировала для себя совершенно новый образ. Позже клиентка мне писала о том, что раньше мечтала о пластической операции, чтобы изменить свою фигуру до форм, которые ей нравятся, но теперь поняла, что точно этого не хочет, потому что это будет уже не она и т.д.

Настя:
Этот кейс четко показывает, что порой расхождение, которое нам кажется совершенно незначительным, даже когда мы переносим его на бумагу, может оказаться для человека очень важным. Уверена, что в этом кейсе именно это упражнение сделало прорыв в работе с образом тела. После того, как клиентка увидела себя как будто со стороны, все когнитивные техники, которые я предлагала, например, мы писали историю отношений с телом с детства, пошли намного легче. На самом деле можно использовать эту методику не только так, как предлагает автор, а просто предложить ее сделать и посмотреть, куда это приведет.
Кейс от Риты
- У меня была клиентка как раз с конкретным запросом про тело. Мы дошли до супердинамики за полгода, когда ее эта тема совсем отпустила. Мы делали технику Фельденкрайза на второй встрече, и оказалось, что она себя видит гораздо полнее. Это была крупная армянка за 90 кг при росте 165 см, и это не выглядело некрасиво. Но она такая всю жизнь, и всегда представляла себя гораздо больше – и выше, и мощнее. Когда клиентка смотрела на рисунки, и мы обсуждали с ней запрос, она сказала, что хочет воспринимать себя так, какая она есть на самом деле, потому что образ, нарисованный по реальным размерам, ее устраивает вполне. Проблема была в том, что она видит себя иначе! Дальше мы проводили большую работу как раз с детскими историями, с эмоциями, как у нее закрепился такой мощный и большой образ самой себя.
Арт-техника «Рисунок в полный рост»
Еще один вариант для тех, кто тяготеет к арт-техникам, причем он не только диагностический, но и терапевтический.
Берется рулон обоев, человек рисует себя в реальном размере, а потом ложится на свой рисунок и помощник обводит его контур. Очень интересно наблюдать разницу между тем, как человек себя видит, и реальностью.
Дальше можно постепенно раскрашивать свое тело в реальном размере, потому что с каждой частью может быть связана определенная эмоция, переживание, воспоминание. Разукрашивая этот образ, человек наполняет смыслами каждую часть своего тела, или возвращает то, что, может быть, было когда-то утеряно. Это бывает ярко видно, если было сексуальное насилие. Например, была клиентка, которая говорила, что вообще не чувствует свои бедра и даже старается не смотреть на них, и не потому, что они толстые. Просто там была неприятная история сексуального характера.
Упражнение «Город»
Это упражнение особенно хорошо заходит на стартовом этапе.
Человек рисует на листе А4 контур тела. Обычно люди сначала говорят, что не умеют рисовать, но мы объясняем, что неважно, насколько хорош и похож будет рисунок.
Дальше текст примерно такой:
Представьте, что ваше тело - это самый настоящий город: в нём есть разные районы, популярные места, куда водят туристов, и совсем заброшенные трущобы...
Подумайте:
  • Где в этом городе достопримечательности (какие части/зоны тела вы таковыми считаете)
  • Где располагается деловой центр?
  • Есть ли трущобы, бедные и заброшенные территории?
  • Если ли богатые районы, благоустройством которых всегда занимаются?
  • Есть ли зоны, населённые сепаратистами? Те, которые не ощущаются «своими», но как будто вынужденно входят в границы города.
  • Если ли неосвоенные, тайные местечки?
Прямо на контур тела нанесите карту своего города.
Поделитесь, узнали ли вы что-то любопытное про свой город?

Настя:
Это простое на первый взгляд упражнение вообще огонь.
Рита:
Женщина-армянка, про которую рассказывала, сказала, что ее историческая достопримечательность - это ее нос. Другая клиентка, когда мы почти все заполнили, остался живот и что-то еще, а у меня закончились вопросы, сказала: «Это спальные районы – живот и живот, работает и работает».
На самом деле это проективная методика, из которой можно разное вытаскивать. Вы показываете клиенту какую-то зону и спрашиваете, с чем она эмоционально ассоциируется. Это творческое упражнение, в котором вопросы можно придумывать самому.
Вопросы и ответы
Почему упражнение «Город» вас так воодушевляет? Чем оно отличается от того же прорисовывания карты эмоций и чувств на теле?
Нам кажется, здесь больше смыслов. Можно с человеком обсудить его эмоции и чувства, но их достаточно сложно разделять в разговоре. Часто человек не очень хорошо понимает, что он чувствует, а тут конкретная детская игра: здесь фонарики горят, а там темнота. Эту метафору можно дальше развивать. Здесь на самом деле везде символы. Если клиент не склонен что-то напрямую обсуждать, всегда можно предложить метафору – не одну, так другую. Отсюда можно выйти в предпочитаемую историю – город мечты. Это очень нарративное упражнение.

Кроме того, так иносказательно проще разговаривать про тело, потому для многих это вообще тема очень стыдная. Удивительно, но даже если с телом все в порядке, нам все равно стыдно говорить про него. Например, есть хорошее упражнение – встать перед зеркалом голым, 15 минут себя подробно разглядывать и безоценочно описывать свое тело, но многие клиенты отказываются его выполнять. Для них это неприемлемо, потому что стыдно.

Возможно, истоки излишней стыдливости кроются в религиозности, когда в человеке есть разделение на духовное и телесное - возвышенное и низменное, божественное и греховное. Или из-за связи тела с сексом, которого может не быть, а тело есть. Влияние этих дискурсов в нашей российской культуре достаточно сильное, что дает очень много поводов для деконструкции.

Недавно разговаривала с клиенткой, которая эмигрировала в США. Это полная крупная женщина с ИМТ за 50. Она рассказала, что она сейчас даже не помнит о том, что со ней что-то не так: никто вообще не обращает внимание на ее полноту. Думаю, это вопрос толерантности общества.
Мне кажется, что у женщин по сравнению с мужчинами табуирования намного больше.
Да, есть еще такое разделение, что мужчина скорее про разум, а женщина – про телесность. У женщин обычно больше требований к своему телу, какое оно должно быть, и больше «стыдных» тем, например, месячные или прилюдное кормление грудью.

Но, хотя мужчины к нам реже приходят, мы замечаем, что в последние годы у мужчин все чаще появляется определенный стандарт требований и к себе, и к партнерше. Это очень частая история, когда мужчина переживает, что он слишком худой, или полнеет с возрастом, а хочет кубики на прессе, или требует от своей партнерши идеальную фигуру и диетическое меню.
Прозвучало, что принять означает как-то смириться. В бодипозитиве для меня тоже звучит «принять и смириться». В вашей работе, когда человек принимает образ тела, но при этом он не отказывается от мысли о том, что хочет что-то менять, возможны ли эти параллельные изменения? Какие есть еще альтернативы, кроме смирения?
Для меня и бодипозитив не про смириться. Это стандартная история, когда клиенты говорят: «Эти жирные женщины с волосатыми ногами – ужас!» С такими «бодипозитивными» женщинами ассоциироваться никому не хочется, мне в том числе. Поэтому для меня принять – это не смириться, а возможность видеть реальность, выдерживать ее и двигаться в желаемую сторону. Но на первом этапе, чтобы принять свое тело, нужно увидеть его реальным взглядом и справиться с теми эмоциями, которые с этим связаны. Если начать изменения без принятия того, что уже есть, то очень хочется сразу убежать, потому что нет точки, с которой можно начать двигаться.

У нас была встреча группа на тему «Мое тело – менять или принять», где мы обсуждали, что такое принять. Изначально все пришли именно с этими двумя сценариями в голове:

1. Либо меняю - значит, не могу принять и всегда должен быть недовольным;
2. Либо принимаю, что как будто бы означает запрет на изменения.

В моем спортклубе висит баннер: «Единственное, что ты можешь совершенствовать бесконечно – это ты сам!» на фоне стройной девушки. Каждый раз смотрю на него в ужасе – это же жизнь положить! Я согласна, что принятие не означает отсутствие изменений. Но при этом важно прислушиваться к своему телу, думать, что, может быть, стоит в питании что-то ограничить или заняться спортом, а не ломать себя через «не могу».

Не менее важно понимать, что в принятии нет радости и бабочек, что я радостно и с любовью смотрю на свои руки или ноги. Принятие может сопровождаться тем, что мне вообще паршиво, что я сейчас такого размера, но я могу это выдерживать.

Наверное, это проще понимать, когда речь идет не про красоту, а про здоровье. Если мы чем-то больны и не осознали это, не сказали: «Да, я болею, мне надо обратиться к доктору, чтобы понять, что со мной происходит, надо сдать анализы и поставить диагноз», мы не можем ничего менять. Без принятия того, что я болен, излечение невозможно. При этом сам процесс принятия вызывает не самые приятные чувства: я сожалею, грущу, плачу. Но это точка отсчета, от которой можно выбирать направление к исцелению.

Важный момент, что после принятия того, что я такой, какой есть, это то, что есть, перестает мешать мне делать то, что мне важно. Когда я в отрицании, то думаю: «Вот изменюсь, и тогда начнется жизнь!» - и не делаю то, что мне хочется делать, не двигаюсь в сторону своих настоящих потребностей. Одна из участниц нашей группы сказала: «Хочу ходить в бассейн – очень люблю плавать, и врачи говорят, что для спины хорошо, но мне стыдно раздеваться. Вот похудею…» - но когда это случится, если никуда не двигаться?
Причины
Мы много обсуждали, где истоки нарушений образа тела. Их можно исследовать вместе с клиентом - это тоже диагностическая и терапевтическая работа. Если человек кропотливый, ему нравится писать, делать домашние задания, это проходит на ура.
Причины возникновения негативной оценки своего тела
можно условно разделить на четыре вида:
1
Биологические факторы (термин Т. Кэша)
Это некая предиспозиция – не то, что само по себе приводит к нарушению образа тела, но при сочетании с другими факторами с большей вероятностью к нему приведет. Например, девочка крупнее сверстников, потому что у нее половое созревание наступило в 10 лет, а у всех остальных в 11,5. Понятно, что в нашей культуре полный ребенок, да еще и при наличии среды, где его дразнят, находится в более уязвимой позиции. Многие с ужасом вспоминают прыщи - гормональные особенности подросткового возраста. Все эти истории могут влиять на формирование образа тела взрослого человека. Если расспрашивать клиентов, они могут вспомнить то, как эти периоды проходили телесно.
2
Семейные факторы
Мы не видели ни одного клиента с ярко выраженным нарушением, у кого бы этого не было. Например, мама своим телом недовольна, полжизни сидит на диетах. При этом она может не делать ни одного замечания ребенку и постоянно говорить, что ты у меня самая красивая. Но дочка подрастет и, скорее всего, тоже будет не довольна своим телом. Сюда же входит, насколько темы секса в семье звучали, был принят или нет тактильный контакт, как вообще с телесностью в семье: какие эмоции показывают мама и другие члены семьи по отношению к телу ребенка.

У меня есть клиентка по другой теме, с едой у нее никаких трудностей нет. Она вообще не могла говорить на тему секса, настолько ей было некомфортно, хотя ей уже 30 лет и у нее двое детей. Оказалось, что ее мама – гинеколог, которая часто по телефону обсуждала медицинские подробности. Девочка все это слышала, для нее вообще не было никаких проблем про это говорить, но только если это касалось медицины - все остальное было табуировано. Мы делали упражнение, в котором моя клиентка в воображении возвращалась к себе восьмилетней и рассказывала, как устроены мальчики и девочки. Причем я ей говорила, а она повторяла себе маленькой, потому что иначе ей было невозможно стыдно.
3
Индивидуальные истории
Первый сексуальный опыт, рождение детей и пр. Это могут быть истории отношений, где каким-то образом звучала тема тела, например, кто-то комментировал внешний вид человека: «Я ходила на гимнастику много лет, и тренер постоянно говорил, что мне нужно худеть. Все остальные блевали в туалете». Спортсменки часто такие истории рассказывают.
4
Социокультурные факторы
Общественные дискурсы, насмешки из-за внешнего вида и пр.
Практикум
Упражнение «3х3»
Это упражнение мы делаем с клиентом.
Представьте свое тело, вспомните историю отношений с ним раньше, и подумайте, как воспринимаете его сейчас, когда выбираете одежду, наносите макияж и т.д.
Этап I. Составьте 3 списка (это могут быть части тела и их характеристики, например, цвет глаз, густота волос и пр.).

  1. Три вещи, которые вам нравятся в вашем теле - про что вы точно можете сказать, что этим гордитесь, вам хочется это показывать, например, когда вы делаете селфи, то направляете ракурс в эту сторону.
  2. Три вещи, которые вызывают сложные чувства – они вам не нравятся, вы их стыдитесь, не хотите излишне демонстрировать ни себе, и окружающим.
  3. Три вещи, которые вы воспринимаете нейтрально - у вас с ними не связано никаких особых эмоций – ни суперположительных, ни стыда, ни неприятия.

Этап II. Напротив каждого пункта каждого списка напишите, откуда вы узнали, что это так: возможно, кто-то сказал, что это красиво (некрасиво), или вы где-то увидели и решили, что это хорошо (плохо)? Почему эту часть тела или этот параметр вы воспринимаете нейтрально?
Обсуждение
- Тянет на деконструкцию идей.
Участник
- Я смеюсь над первым списком – ответ один: «Мама сказала!» Мне кажется, мамы - это основные поставщики знаний. Порадовалась, что во втором списке с мамой ничего не оказалось.
Участник
- Везде очевидные стереотипы из интернета, когда просто видишь красивых людей – это и про хорошее, и про плохое.
Участник
- У меня тоже есть сравнение со СМИ, но я всегда проигрываю всем транслируемым образам.
Участник
- У нас была девушка, которая говорила: «Я просто смотрю в зеркало и вижу, что у меня кривые ноги. Очевидно, что это плохо, потому что я сама считаю, что это плохо». Но это поверхностный уровень – почему плохо? Все равно там есть какая-то история.
Участник
- Для меня самым простым оказался нейтральный список, потому что там история отсутствует. Я искала то, о чем я не вспоминаю никогда.
Участник
- Когда я думала про нейтральный список, на каждую часть тела вспомнилась история – не своя, так клиентская: «Вот уши у меня ничего – стоп! У меня была лопоухая клиентка, для которой это было проблемой!» Я понимаю, что любая часть тела – ногти, уши, зубы, язык - все может быть в списке.
Участник
- Мне было сложно с третьим списком - что бы я не находила, все оказывалось не совсем нейтральным! Про каждую часть тела нам уже где-то сказали, дали посыл, каким это должно быть.
Участник
Теоретически после того, как пройдет работа, что у человека должно произойти: все становится нейтральным, все нравится, или вообще ничего не происходит?
Участник
Думаю, лучшим ответом на этот вопрос будет история Риты. Мы знакомы несколько лет, я впервые узнала о том, что у Риты есть эта проблема, только когда она рассказала о ней на группе. Я никогда даже не думала об этом - насколько субъективна эта история!
Настя
История Риты

У меня размер ноги 43 при моих 180 см, и для меня это было проблемой и эмоционально заряженной зоны со школы и до недавнего времени. Например, сижу в метро, на мне ботинки мужского плана, и я вижу, как 2 парня смотрят на мои ноги и смеются, а я внутренне краснею от стыда. Кроме того, мне раньше было просто невозможно обувь найти, это сейчас есть магазины больших размеров.

Поэтому размер ноги стоял у меня в первом списке какое-то время назад. Сейчас мне по-прежнему не нравится мой 43 размер, потому что люди покупают себе обувь за 1,5 тысячи, я плачу 10 и выше, Каждый раз я должна ехать в специальный магазин, не могу выбрать определенные модели. Но в целом я это приняла, и знаю, что для покупки обуви мне нужно отложить деньги и ехать в особый магазин. Я этому не радуюсь, но это и не является проблемой для меня. Поэтому строчки в упражнении могут остаться теми же, но острота переживания точно падает.

Еще мне кажется, что в этом упражнении ты становишься больше автором: когда понимаешь, откуда взялась та или иная идея, начинаешь думать – а сейчас я согласен с этим? «Мне говорили, что толстый живот – это ужасно. Я посмотрела так и сяк – мне все равно он не очень нравится, но в целом не мешает ничему в моей жизни».

Думаю, если вывести на уровень осознанности и поработать с жесткостью этих посланий, с их однозначностью, можно прийти к принятию. А принятие для меня - это как с моим размером ног – меня это не радует, но я не могу с этим ничего сделать. Но проблема в принятии тела в том, что есть иллюзия, что с телом-то я могу что-то сделать: теоретически можно сбросить 2,3,10 кг, а ногу точно не обрежешь.

Мы обсуждали на группе, что на самом деле отношения с телом можно сравнить с отношением с человеком. Тебе хочется что-то поменять в другом человеке, а он поддается или не поддается - у него тоже свое мнение. Так и у тела на самом деле есть свое мнение. Оно готово измениться до какого-то предела, а дальше – нет, если с ним не посоветоваться. Это процесс, в котором у нас гораздо меньше власти, чем нам кажется.

Считается, что любой человек, если возьмет себя в руки, может похудеть. На самом деле наш вес предопределен генетически, только в небольших пределах мы можем его варьировать – либо вся жизнь борьба. В работе с телом я использую метафору выстраивания отношений с любимым мужчиной, если что-то не нравится, когда мы где-то идем на компромисс.

В танатотерапии есть термин партнерские отношения с телом:
Тело – это партнер в жизни, а не твоя собственность.
Упражнение «Самообъятья»
Можно делать в группе или в индивидуальном формате.
Поговорим про потенциально приятное. В большинстве случаев, если у клиента есть трудность, то есть и критические мысли относительно себя. Они могут иметь разную историю, но будут звучать либо в виде долженствования («ты должна быть такой или сякой»), либо в виде чего-то стыдящего или откровенно унижающего («ты жирная уродина»). У некоторых клиентов этот голос можно выявить очень отчетливо, даже найти его автора. Обычно эти самокритичные мысли сопряжены с ощущением стыда и никчемности разного масштаба.

На самом деле это общий механизм – будь то тело, уровень сообразительности или качества характера. Когда просыпается внутренний критик, с ним в сцепке идут сильные болезненные переживания.
Зачастую, когда мы начинаем к этому критику подходить обычным образом («Может, не так уж все плохо, вы слишком жестоки к себе» и т.д.), не все готовы от него отказываться по разным причинам. Наша задача - взрастить внутри нечто альтернативное. У этого критического голоса есть своя история, свои интонации и свои словечки. Но когда я спрашиваю клиентов, а есть ли кто-то внутри вас поддерживающий тоже со своими словами, интонациями, с добрым посылом к вам, это вызывает обычно недоумение.

Есть люди, у которых рациональная часть хорошо развита, с которыми можно на логическом уровне беседовать, и они могут логические доводы приводить, но почему-то эти доводы не влияют на их переживания. В некотором смысле эти взрослые очень похожи на детей. Когда ребенок упал, разодрал коленку и орет, ему можно рационально объяснить, что все пройдет, через 15 минут будет не так больно, а через 2 дня ты вообще забудешь, но его рыдания этим не остановишь. Скорее, малышу нужна эмоциональная поддержка.
Когда я говорю с клиентами про наличие внутри эмоциональной поддержки, это очень часто вызывает растерянность и даже непонимание, о чем идет речь. Наличие внутри сострадания, заботы, условно говоря, «доброго родителя» - это одна из задач со всяким разным, в том числе, с восприятием тела. Эта внутренняя инстанция в ситуации, когда ты идешь на пляж и действительно стесняешься, когда на тебя смотрят, будет противостоять внутреннему стыдящему критику и позволит это выдерживать.

Упражнение «Самообъятия» как раз про это. В том числе, это медитативная практика осознанности, которая с телом работает очень хорошо, потому что дает возможность почувствовать его и как-то осознать.

Лучше делать упражнение под спокойную музыку.
Настраиваемся
Закройте глаза. Вначале просто почувствуйте, как вы стоите, как ноги опираются на пол. Направьте внимание на стопы. Переносите вес тела на пятки и носок, чтобы ощутить поверхность контакта.
Сделайте несколько глубоких вдохов, мягких длинных выдохов, как бы отпуская напряжение, которое есть внутри.
Сканируем свое тело
Найдите участок тела, зону, которая привлекает к себе внимание не очень приятными ощущениями, например, оно напряжено или побаливает. Заметьте, какие это ощущения, и что хочется этой части тела.

Теперь снова просканируйте тело, и найдите зону, которая привлекает к себе внимание приятными ощущениями, может быть, там внутри тепло, или комфортно, или это часть тела, которая вам нравится, вам приятно о ней думать, наблюдать.
Чувствуем ладони
Теперь в нашу практику мы привнесем элемент воображения. Направьте внимание в ладони. Заметьте, прохладные у вас ладошки или теплые, как они висят. Попробуйте представить, что ваши ладони наполняются светом, теплом, заботой. Я не знаю, как именно вы себе представляете ладони, в которых появляется ощущение света, тепла, заботы, нежности - может быть, как будто вы хотите обнять или потрогать кого-то очень вам дорогого, любимого.
Ощущаем тепло
Положите левую руку на правое плечо, а правую на левую, как бы обнимая себя. Держите руки так, чтобы вам было удобно. Попробуйте через ладони передать своему телу ощущение тепла, даже если у вас прохладные ладошки. Вам может показаться странным обнимать себя, даже смешным. Но для нашего тела это не смешно. Оно реагирует на прикосновение, как ребенок на объятие матери, которое успокаивает, снимает тревогу.

Теперь одну или обе ладони друг на дружке переместите на область груди. Также пусть это будет мягкое, бережное прикосновение. Почувствуйте, как ладошки поднимаются и опускаются вместе с грудной клеткой. Обычно мы редко себя трогаем, еще реже так, чтобы это было мягко, заботливо.

Теперь снова сосредоточьтесь на ощущениях в руках, передавая тепло.
Передаем тепло другому
Откройте глаза и, развернувшись лицом к соседу справа (он будет к вам спиной в этот момент), положите руку ему на плечо мягким, аккуратным, бережным и осознанным прикосновением, как бы передавая теперь ему это ощущение. Если кому-то некомфортно чужое прикосновение, этот этап можно пропустить.

Закройте глаза, почувствуйте ладонью дыхание человека. Попробуйте внутри произнести пожелание, обращаясь к этому человеку и передавая через руку свое послание:

  • Пусть твоя жизнь будет легкой.
  • Пусть ты будешь в безопасности.
  • Пусть ты будешь настолько здоров и счастлив, насколько это возможно.
  • Пусть ты будешь счастлив.
Передаем тепло себе
Положите вторую руку снова на грудь и произнесите пожелание, только уже обращаясь к себе, тоже внутри, передавая и себе через руку тепло:

  • Пусть моя жизнь будет легкой.
  • Пусть я буду в безопасности.
  • Пусть я буду настолько здоровым, насколько это возможно.
  • Пусть я буду счастлив.
Замечайте, какой отклик вызывают у вас эти слова, есть ли разница между тем, когда вы это желали другому, и тем, как вы желаете себе. Если еще есть какое-то пожелание, произнесите его про себя.
Завершение
Развернитесь снова в круг. Постойте, замечая, что у вас происходит внутри, почувствуйте пространство круга, в котором мы сейчас создавали ощущение заботы друг о друге и о себе. Подумайте, насколько легко вам было в этом процессе, и, если было трудно, то почему. Представьте, что вы увидите, когда откроете глаза, подумайте об этом. И открывайте.
Обсуждение
- Состояние очень похоже на медитацию с самим с собой. Но я почувствовала, что то, что мы желаем не только себе, но и другому, усиливает эффект. Медитировать в группе круче)). Я понимаю теперь, почему люди ездят медитировать все вместе. Это правда поддерживает.
Участник
- Очень понравилось пожелание легкой жизни. Сначала было сопротивление внутри – какой легкой жизни? Это вообще неправильное пожелание! Надо другого желать. И только потом, начав размышлять, я поняла, что оказывается, у меня внутри есть установка, что легкой жизни не бывает, что это плохо, что жизнь – борьба и преодоление.
Участник
- Расслабленное состояние, в котором хочется подольше остаться.
Участник
- Я обратила внимание, что self compassion проще доносить мамам, как отношение к своему ребенку. Когда Рита говорила: «Представьте себе близкого», я сразу представила младшую дочку.
Участник
- Я чувствовала тепло, несмотря на то, что у меня пальцы были холодные и в спину дуло. Поймала себя на том, что желать другим было гораздо энергичнее, чем себе.
Участник
- Я поймала себя на ощущении, что обнять себя хотелось гораздо раньше, чем было сказано. Было очень заметное переживание, что это круг. Для меня оно знакомо, я люблю на концерты ходить.
Участник
Рита:
Часто оказывается, что другим легче желать, чем себе: другие пусть будут счастливы, а я – и дальше возникает внутренний диалог – не заслужил, не достоин и т.д. Это можно потом обсуждать.

Эта моя авторская практика – гибрид из всего. Есть буддистская практика Метты, есть практики Self-compassion из подхода Compassion-Focused Therapy (CFT). В DBT есть похожая практика, когда мы желаем всем и себе. Данная база набрана из разных источников, потому что действительно все они очень по-разному модифицированы. Например, есть вариант - если ты не можешь желать себе, то пишешь письмо как будто бы от друга. Сейчас мы в группе с психологами это осваиваем уже 3,5 месяца. Понять суть можно за 3 дня, а именно научиться это делать требует времени. В любой практике вскрывается куча нюансов и нюансиков.
ОТЗЫВЫ


  • Мне понравилось упражнение «Город» - в нем столько метафор, причем они могут прямо по ходу появляться, люди сами могут докладывать какие-то штуки. Хочется сказать спасибо за очень деликатную атмосферу, которую вы с собой принесли. Сегодня это была в чем-то терапевтическая группа. Например, я поняла, что представления о теле приходят не только от мамы, что они могут меняться в процессе жизни.

  • Для меня новой стала идея про принятие. Раньше для меня принятие было равно смирению. Еще для себя я хотела бы чуть больше продумать упражнение про части тела, которые нравятся или не нравятся, с этим разобраться и что-то деконструировать.

  • Мне очень откликнулось про маму, которая ребенку говорит, что он красивый, а сама находится в разладе со своим телом. Наверное, это вообще про жизни – ты можешь говорить одно, но если ты в себе ощущаешь другое, то это влияет на тебя самого и окружающих.
Здорово, что вы откликались и мы могли по ходу что-то менять. Было ощущение сотрудничества: что мы не ведем группу, а вместе коллегиально обсуждаем свой опыт. Это очень комфортный формат! Спасибо.
Рита и Настя