Нарративная мастерская
 
фестиваль нарративных практиков
Разрыв отношений
Соня Степанова о переживании расставания с партнером
Читать!
Соня Степанова
Психолог, нарративный практик, АСТ-терапевт
Я Соня, психолог и нарративный практик. Я стараюсь бережно относиться к любым переживаниям собеседника и предлагаю совместно найти подходящий путь. Психотерапия для меня — это пространство для изменений. Мне важно идти вместе с клиентом и подсвечивать то, что оставалось незамеченным, обращать внимание на связь представлений о себе, о возможности влиять на свою жизнь и различных внешних факторов, помогать видеть большее количество возможных выборов и находить то, что может стать смыслом и опорой.
Я выступала на фестивале нарративных практиков со своим исследованием про работу с людьми, переживающими расставания, и написала про это статью. А еще я люблю работу с группами и веду с коллегами читальный клуб, киноклуб и другие психологические мероприятия, где стараюсь выстроить безопасное пространство для обсуждения и высказывания разных мнений.

Более подробную информацию обо мне вы можете найти на сайте: http://sastepanova.tilda.ws/
Соня Степанова
Психолог, нарративный практик, АСТ-терапевт
Я Соня, психолог и нарративный практик. Я стараюсь бережно относиться к любым переживаниям собеседника и предлагаю совместно найти подходящий путь. Психотерапия для меня — это пространство для изменений. Мне важно идти вместе с клиентом и подсвечивать то, что оставалось незамеченным, обращать внимание на связь представлений о себе, о возможности влиять на свою жизнь и различных внешних факторов, помогать видеть большее количество возможных выборов и находить то, что может стать смыслом и опорой.
Я выступала на фестивале нарративных практиков со своим исследованием про работу с людьми, переживающими расставания, и написала про это статью. А еще я люблю работу с группами и веду с коллегами читальный клуб, киноклуб и другие психологические мероприятия, где стараюсь выстроить безопасное пространство для обсуждения и высказывания разных мнений.

Более подробную информацию обо мне вы можете найти на сайте: http://sastepanova.tilda.ws/

Статья написана по результатам работы над проектом в мастерской на третьем блоке и обсуждения на фестивале.

Один из самых частых запросов, с которым я сталкиваюсь в практике, связан с переживанием расставания с партнером. Я постаралась проанализировать свою работу, как я задаю вопросы и на какие идеи опираюсь. Мне важно отметить, что расставания бывают очень разными и могут осмысляться огромным спектром метафор, начиная от «освобождения» и «точки, которая повернула жизнь в лучшую стороны» и до «конца жизни». Далее речь пойдет скорее про расставания, которые собеседники маркировали как «тяжелые» и «травматичные».

Как у меня появился интерес к этой теме?

Когда мне было 18-19 лет, у меня и моих друзей начали происходить первые расставания с партнерами. У всех это происходило очень по-разному, в том числе были друзья, кому этот процесс давался очень тяжело, и людям могла быть нужна помощь психолога и психиатра. Мне было непонятно, почему для кого-то расставание является трагедией, как будто жизнь человека останавливалась, а для кого-то расставание могло быть не очень влиятельным событием в жизни. Когда я поступила на психфак, я выбрала тему «кризисы» для написания курсовой работы, и начала подробнее изучать расставания через призму кризисного состояния.

А потом тема моих работ уточнилась до «кризисов, связанных с расставанием», и по этой теме я писала дипломную работу. Так случилось, что одновременно с тем, как я выбрала такую тему для исследовательской работы, в моей жизни случилось, собственно, то самое кризисное расставание, и я подумала: «Ааа вот что нужно было, чтобы сюда попасть. Вопрос теперь только в том, а как отсюда выйти?». И вектор моего интереса сместился с того, почему расставания бывают такие разные, на то, что происходит в момент расставания с человеком, и как люди выходят из тяжелых состояний.

Факторы, влияющие на то, как проходит переживание, связанное с расставанием

В процессе написания работ, читая литературу, я попробовала собрать список факторов, которые указываются чаще всего как влияющие негативно на переживание, на его длительность, силу и т.д:

1
Длительность общения
Тут мне важно сказать, что бывают очень разные истории, и в том числе истории про то, как люди встречались месяц-два. Они могут не обозначать эти отношения как длительные, при этом для них это были очень значимые отношения, и разрыв переживался тяжело. Но в других историях этот фактор действительно может быть влиятелен. Например, для людей, которые провели в отношениях 10 лет, устройство их жизни и быта может быть очень сильно связано с тем, как были выстроены отношения.
2
Степень близости с человеком, а также ценность и важность отношений
3
Отсутствие поддержки / признания обществом проблемы
4
Наличие признания правоты / неправоты со стороны партнера
Люди, которым удалось сохранитm диалог и прояснить, может быть, не сразу, но через какое-то время, что случилось с историей их отношений, и удалось сохранить и признать важность и значимость друг друга, признать ошибки (кто в чем был прав и не прав) отмечали, что им стало легче и проще принять факт завершения отношения.
5
Переживание потери в детстве или детские травмы, связанные с чувством брошенности
6
Незакрытые прошлые отношения
Имеются в виду переживания, связанные с прошлыми отношениями, в том числе связанные с разрывом, которые не признавались ранее человеком и могли избегаться
7
Запрет на выражение эмоций / избегание эмоций
8
Внезапность / резкие изменения в жизни
9
Отсутствие объяснений причины разрыва
Исследования показывают, что люди, которые понимают причины разрыва отношений, быстрее восстанавливаются и более удовлетворены своими следующими отношениями. Внезапность и отсутствие объяснения могут вызывать у человека шоковое состояние, которое забирает большое количество сил. Расставания, про которые мы будет говорить далее, часто связаны с сильными шоковыми состояниям
10
Незаконченные дела, связанные с отношениями, в том числе требующие общения с бывшим партнёром
11
Появление двойной реальности
Это касается тех ситуаций, когда при расставании вскрывается измена, обман и т.д. Представления человека о том, как выглядела его жизнь и его история отношений внезапно меняются. Есть воспоминания о том, что думал и чувствовал человек, пока он был в отношения. И есть взгляд из настоящего с новыми подробностями.
12
Насилие в момент расставания
13
Наложение нескольких кризисных ситуаций друг на друга (например, потеря работы, переезд, смерть близкого и т.д.)

Что происходит с нашим мозгом, когда мы расстаемся?

На влюбленность и привязанность существует взгляд как на физиологический процесс. Во время разрыва отношений в организме начинает происходить дисбаланс некоторых гормонов и нейромедиаторов. У любящих людей обнаруживается меньшая активность миндалины — отдела мозга, который отвечает за переживание таких эмоций, как страх, тревога и гнев. У влюбленных менее активна задняя поясная извилина, которую часто ассоциируют с переживанием болезненных ощущений. Когда происходит разрыв отношений, активность этих участков возрастает. Более того, отвержение близкого человека вызывает в мозге такую же реакцию, как и физическая боль.

В эксперименте, где людям предлагали посмотреть на портрет бывших партнеров, выяснили, что у людей активизируется вторичная соматосенсорная кора и островковая доля. Эти зоны также бывают активны у тех, кто ударил себя молотком по пальцу. Также в момент отвержения в мозг выбрасываются опиоиды, которые являются натуральными обезболивающими. Для нашего мозга душевная боль во время расставания кажется такой же реальной, как физическая боль от удара.

А есть ли разница в переживаниях людей, которые были односторонним инициатором разрыва, людей, отношения с которыми завершили в одностороннем порядке, и людей, отношения которых закончились по договоренности и при участии обеих сторон? Что говорят исследования?

Чаще всего исследования говорят, что человек, которого оставили в одностороннем порядке, переживает это сильнее и тяжелее, и ему требуется больше времени, чтобы справиться с произошедшим. Но когда я искала исследования, я заметила, что работ про переживание людей, которых оставили, намного больше, чем исследований про то, что происходит с людьми, которые выбрали быть односторонними инициаторами. И здесь мне бы хотелось поделиться результатами моей дипломной работы. У меня была достаточно небольшая выборка, но когда я просила выбрать самое сильное или сложно переживание, респонденты с разным опытом почти всегда обозначали как самые тяжелые те ситуации, когда они являлись единственными авторами. Что касается ситуаций, когда решение о разрыве отношений было принято обеими сторонами, то чаще всего встречается идея, что такие расставания легче и быстрее переживаются людьми.

Как через нарративную призму можно попробовать ответить на этот вопрос?
Ситуации, когда разрыв отношений происходит в одностороннем порядке, могут быть связаны с дисбалансом власти и с нарушением авторства. Для многих моих собеседников было важно не только то, что происходило в отношениях, но и то, как отношения завершались. Например то, что их в какой-то момент перестали слышать и воспринимать как равных участников отношений. Этот дисбаланс влияет не только на людей, голос которых в моменте не услышали, но и на тех, кто выбрал быть единственным инициатором разрыва отношений. Собеседники могли отмечать, что чувствую сильную тяжесть и вину за принятое решение.

Если говорить про отношения, которые закончились по договоренности, то это ситуация, когда каждому из участников удается сохранить авторство, возможность влиять на ситуацию. А также договоренность часто бывает связана с возможностью вести диалог с партнером, признавать важность вклада в жизни друг друга, и с сохранением ценности другого.


Я постаралась собрать и проанализировать свои наблюдения и подытожить работу, которую я вела в течение года своими собеседниками. Я попробовала выделить запросы, с которыми я встречалась, а также идеи, которых я придерживалась, и действия, которые я предпринимала.

Шоковое состояние

Первое, с чем я часто сталкивалась в работе с людьми, переживающими расставание, — это шоковое состояние. Но, на мой взгляд, работа с шоковым состоянием — это отдельная тема, о которой говорить можно много. Мы не будем долго на ней останавливаться, я скажу основные принципы, которые важны были для меня в работе с шоком.

Базовые потребности
Уточнять, насколько удовлетворяются базовые потребности (еда, сон, отдых)
Помощь рядом
Узнать, есть ли кто-то, кто может быть рядом, помогать какое-то время
Антикризисный план
Помочь составить памятку, что делать, когда совсем плохо / антикризисный план (кому и куда позвонить, какие действия можно предпринять)
Заземление и якорение
Давать упражнения на заземление и якорение, если это подходит. Например, есть памятка ВОЗ в виде комикса, она в открытом доступе
Итоги, паузы, отражение
В беседах я заметила, что часто подытоживаю, делаю больше пауз, возвращаю слова клиента
Информирование
Спрашиваю согласие человека, хочет ли он, чтобы я поделилась той информацией, которую знаю. Если он соглашается, я рассказываю, что знаю про шоковое состояние и работу эмоций

Запрос: «Я хочу поговорить. Я хочу рассказать историю»

Часто этот запрос возникал, когда у человека не было возможности рассказать про происходящее кому-то в своем окружении, например, потому что у расставшихся была одна и та же компания друзей или просто не принято это обсуждать, или нет людей, которым человек доверяет и т.д.

Когда Паша зашел в кабинет он практически сразу сказал, что ему важнее всего сейчас рассказать, что случилось, и чтобы его просто выслушали. Чуть больше 40 минут он рассказывал про бывшую девушку, отношения и то, как они завершились. А когда договорил, сказал, что ему не только стало легче, но и появилось ощущение, что произошедшее наконец стало реальностью. До этого он не находил возможность с кем-то обсудить расставание. У Паши было две компании друзей, одна — общая с бывшей девушкой, и там он не хотел обсуждать с кем-то эту тему, потому что переживал, что если расставание уже сказалось на атмосфере, то обсуждения могут ситуацию только ухудшить.

Вторая — компания друзей, с которыми они вместе учились в школе, и там на Пашу очень влияла идея, что “парни не поймут”. На следующих сессиях мы обсуждали отношение Паши к произошедшей истории, посмотрели подробнее на то, как он относится к себе и своим действиям в отношениях, и может ли он сделать для себя какой-то вывод из произошедшей истории. Мы также продолжили обсуждать идеи, которые не давали возможность делиться переживаниями и обсуждать случившееся с друзьями. Наша работа закончилась на моменте, когда Паша сказал, что понял для себя, что в отношениях ему точно не подходит, и решил, что предложит обсудить школьным друзьям эту тему.


*истории и имена изменены в соответствии с этическими идеями

На какие идеи я опиралась:
1
Словам важно быть услышанными и признанными
Для того, чтобы история существовала, она должна рассказываться кем-то и кем-то быть услышанной. Когда человек в отношениях, то он является героем этих отношений, и автор истории. Партнер может быть соавтором и свидетелем истории отношений. Когда отношения заканчиваются, то возможность быть героем отношений меняется, также может затрагиваться и меняться ощущение авторства, и теряется тот, кто свидетельствовал историю, кому она могла рассказываться. И в терапии для меня важно создать условия, в которых история человека могла бы быть рассказанной дальше (или завершилась бы одна история и началась другая). Мне важно быть человеком, который слышит и свидетельствует. И важно создавать условия, в которых у человека была бы возможность чувствовать себя автором.
2
Между всем есть отношения, и они важны.
Идентичность человека раскрывается в отношениях
В истории есть «я» как герой этой истории, который действует внутри истории. Есть герои - другие люди (и не только люди), с кем история связана, с кем «я» в ней взаимодействует и выстраивает какие-то отношения. Есть тот, кому история рассказывается. И есть автор истории, который историю рассказывает.

Есть отношения автора к себе как к герою (Что я думаю о себе? Какой я был в отношениях?), автора к другим героям истории (Какое место они занимают в жизненном клубе? Что это за отношения?), есть отношения между автором и тем, кому история направлена и т.д. Для меня в работе было важно прояснять эти отношения и то, как они влияли тогда и влияют сейчас на человека, который ко мне пришел.
3
История расставания вписывается в контекст жизненной истории
Мне было важно обращать внимание на то, что было в прошлом, переключаться на то, что происходит сейчас, и расспрашивать, как из настоящего человек относится к прошлому, и как эта история влияет на историю жизни человека в целом, согласен ли он с таким влиянием.
4
Важность выстраивания социальных связей
Для меня было важно прояснять, есть ли кто-то, к кому можно обратиться или можно ли найти кого-то, кому еще можно рассказывать свою историю, чтобы не замыкать все на процессе терапии.
Нарративная мастерская, Москва, 2023 год
Действия и вопросы
1
Вопросы: как относишься к истории, которую сейчас рассказал? Что больше всего в ней привлекает внимания? Изменилось ли что-то в твоем состоянии, когда твоя история стала услышанной мной? Хочется ли теперь что-то еще сделать с этой историей? Если да, что хочется?
2
Если человек много говорит про другого можно спросить почему это важно: ты говоришь про него / нее, тебе важно про него / нее говорить? Как ты думаешь, почему это может быть важно для тебя?


И ответы могут совершенно разные, начиная от «действительно мне это важно, я бы хотел это важное сохранить в своей жизни» до ответов, да «я хочу, чтобы все признали, что это ужасный человек»
3
Как ты относишься к себе в этой истории? Подходит ли тебе такое отношения? Как ты относишься к (имя другого героя истории)? Какое место в жизненном клубы ты сейчас отвел бы этому человеку? А что ваши отношения там говорят про тебя?

Запрос: “Я хочу посмотреть, что случилось. Я хочу понять, почему это произошло именно так. Я хочу понять, что это вообще было, потому что больше я не хочу в это попадать”

Для Али самой большой проблемой было ощущение нереальности происходящего и ужас от ощущения, что она сходит с ума. Молодой человек внезапно для нее сообщил по переписке, что они расстаются, не дав ей никаких объяснений. Мы с Алей попробовали найти способы, как она может напоминать себе, что реальность существует, обозначить области, куда сомнение точно не проникает, а также поговорить про то как она определяет, что для нее реально. Во время разговора она отмечала, что для нее важно, когда я замечаю и свидетельствую о том, что она чувствует. Затем Аля сказала, что очень хочет разобраться, почему это расставание так сильно ее зацепило, потому что непонимание поддерживает страх новых отношений. Мы вместе, используя метафору про кинокритика, исследовали историю этих отношений и их разрыва как если бы это был фильм. Достроенные ею смыслы помогли повлиять на страх. Аля сказала, что несмотря на то, что ей сложно понять ее бывшего партнера, и некоторые ответы может дать только он, понимание того, что для нее было неправильно в таком расставании, насколько сильно это нарушило ее ценности, помогло снизить страх, который заставлял боятся не чего-то конкретного, а вообще всех отношений.

На какие идеи я опиралась:
1
Писать историю с нескольких точек
Из настоящего — "я сейчас", который сижу в кресле, на стуле, рассказываю историю.
Из прошлого — "я тогда" в произошедшей истории, я как герой внутри этой истории
2
Работа может идти, если на нее есть силы
Выяснить, есть ли сейчас ресурс, силы на работу, узнать, что человека поддерживает, простроить опорные точки и, опираясь на них, делать медленные шаги в исследовании истории
Действия и вопросы
1
Записывать слова, метафоры, смотреть за изменением эмоций (на каком месте это происходит) и подмечать это для клиента, смотреть за изменением положения тела во время рассказа, исследуя «что зацепило»
2
Составить карту событий. Карта может быть чем-то похожа на детскую карту сокровищ, с пунктами и разными обозначениями. И разобрать ее. Расспрашивать про каждую из точек. Что были за действия? Что были за намерения? Что были за чувства? Как ты реагировал? На что? Чего хотелось в тот момент? От ландшафта действий переходить к ландшафту идентичности (и обратно) и расспрашивать про ценности. Что в этот момент реализовывалось? Что нет? Что нарушалось? Какие действия в ответ на нарушения предпринимал? Исследовать каждую из точек, смотреть что и где было нарушено. Рассматривать подробнее место, где кажется, что есть какой-то пробел или разрыв в истории.
3
Реализовывая идею «писать историю с разных точек», можно взять фигурку из настольных игр, поставить и перемещать по карте. Вот здесь ты в прошлом, как ты видишь, что происходит, что думаешь? Чувствуешь? Что вокруг? Затем можно перенести фокус внимания на настоящее. И спросить, сейчас ты, который сидит здесь, как относишься, к тому, что в той точке? Видно ли отсюда что-то, что было не замечено там?
4
Метафора с фильмом. Можно предложить собеседнику побыть режиссером, кинокритиком и исследовать случившееся как сценарий к фильму или киноленту. Как к такому сценарию человек относится? К такому фильму? Он бы стал такой смотреть? И если нет, то, что можно доделать? Какие сцены? Каким героям дать больше текста? Можем мы выпустить спин-офф? Возможно, мы не можем вырезать какие-то сцены, но можем убрать их на второй план или добавить что-то к сцене. Как критик/режиссер, что он скажет: зачем та или иная сцена была нужна? Она как-то раскрывает героев?

Запрос про работу со сложными сильными чувствами

Он мог звучать так: «я просто хочу, чтобы мне стало лучше», «я хочу, чтобы мне стало наконец все равно», «мне мешает, что я столько об этом думаю. Мне мешает это нормально работать», «мне страшно столкнуться с чувствами»

На одной из сессий Инна сказала, что не может больше переживать из-за расставания и с чувствами надо срочно что-то делать, потому что они мешают работе. Она пыталась их игнорировать и прятать, но коллеги все равно замечали, что с ней что-то происходит. То, что чувства не получалось спрятать, и они заставляли ее делать ошибки на работе, очень сильно ее злило. А злость на себя приводила к еще большему чувству бессилия. Когда мы начали обсуждать, почему для Инны было так важно прятать чувства, оказалось, что это был привычный для нее способ отношений с грустью и болью. А еще ей было очень страшно, что если она даст себе один раз возможность почувствовать боль, то она ее затянет безвозвратно или вовсе разорвет.

Мы стали разговаривать про то, как можно по-разному пробовать взаимодействовать с эмоциями, искали примеры в литературе и сериалах. Параллельно мы также находили уникальные эпизоды, которые не поддерживали идею о том, что Инна не сможет справится с чувствами. Например, с бессилием она уже встречалась, и боль тоже давала о себе знать, несмотря на то, что Инна пыталась ее не замечать. И смогла их пережить и не переставала чувствовать другие эмоции, хотя они казались сейчас не такими яркими. Для Инны оказалась подходящей концепция сострадательного отношения к себе. Она сказала, что сначала, такое отношение к себе показалось странным и непривычным, но почему-то продолжало привлекать. Мы обсудили, как на наших сессиях мы можем пробовать применять эту концепцию, как в наших отношениях может проявляться сострадание. Следующие несколько встреч работа с состраданием к себе была сквозной темой. Через некоторое время Инна сказала, что после того как она научилась сосуществовать вместе с болью, слышать себя и сострадательно к себе относиться, она поняла, что эта боль сохраняла связь с тем, что было для нее очень ценно в законченных отношениях, и она не хотела терять.

На какие идеи я опиралась:
1
Встреча с чувствами и эмоциями может быть неизбежна
Разрыв отношений может быть связан с потерей части идентичности, потерей самих отношений, мечт и т.д. Что-то можно восстановить, с чем-то связь может быть утрачена, и это может вызывать очень много сильных чувств и эмоций. Столкновение с ними может быть неизбежно, тогда важно подобрать наиболее подходящий способ сосуществования с ними на какое-то время.
2
Для работы и восстановления нужен ресурс
Сильные чувства и эмоции могут забирать большое количество сил. Я стараюсь держать в голове, что важно обращать внимание на то, какие сейчас есть у человека возможности возобновлять силы, и стараюсь узнавать и искать, что их дает, а также больше уделять внимания уникальным эпизодам, чтобы состояние «плохо» не выглядело тотальным. Я также опиралась на идею, что могут быть области, действия, дела, которые эмоция не захватывает. Мне было важно искать перепады эмоций, когда становится хотя бы на 1% получше.
3
Пространство терапии — это пространство, где безопасно можно пробовать взаимодействовать с эмоциями и учиться новым способам
Нарративный терапевт и собеседник — это команда, где вместе можно искать способ взаимодействия с какой-либо эмоцией, и терапевт может оказывать поддержку.
4
Чтобы что-то делать или с чем-то справляться, для человека важен смысл
Очень важно исследовать предпочитаемое, ценности и ориентиры человека. Это и предпочитаемое на длительную перспективу и предпочитаемое на ближайшее будущее и на сейчас. (А что я хочу деть, когда это состояние закончится? Когда я скажу, что справился с расставанием? А что с учетом сейчас существующего контекста может быть предпочитаемым на самое ближайшее время?) При этом важно вместе с клиентом попробовать оценить степень достижимости. Например, я понимаю, что как терапевт я не очень могу помочь, если человек говорит, что его предпочитаемое — это ничего не чувствовать. Я не могу махнуть ладонью и отключить все чувства. Тогда важно прояснить, что даст «ничего не чувствовать», что хотелось бы от терапевта, и что можно было бы попробовать сделать в том пространстве и тех отношениях, в которых мы сейчас находимся.
Нарративная мастерская, Москва, 2023 год
Действия и вопросы
1
Составлять списки: что уже делал человек – что сработало, что еще можно попробовать, что помогает другим
2
Исследование подходящих способов взаимодействия с чувством: Что дает такая стратегия? Что отбирает? Такое подходит? Как это повлияет на короткой перспективе? А на длительной, если я всегда так буду делать?
3
Иногда бывает, что собеседники говорят: «А я не знаю, как обращаться с ними. Меня этому никто не учил». Тогда можно поисследовать: а где мы можем посмотреть, как можно взаимодействовать с эмоциями, какие есть стратегии? Можно обращать к психологической литературе, литературе других подходов, или научно-популярной. Где этому можно научиться? Как этому можно научиться? Где этот навык можно потренировать? Что каждый из способов может дать с разных сторон?
4
Работа с метафорами. На что похоже состояние? Как это действует, работает? Как метафора из одной картинки может преобразовываться в другую?
5
Дневники эмоций (можно придумать разные форматы: рисунки, таблицы, наклейки, можно использовать приложения)
6
Арт-упражнения
7
Письменные практики
8
Информирование / предложение поделиться идеями, с которыми знаком терапевт (о работе переживания, чувств, эмоций и т.д.)
*На фестивале мы обсуждали, что можно делать, если человек очень хочет уходить в мечтания, воспоминания, и нужно ли что-то делать. Мы пришли к тому, что если это дает ресурс, то можно этим воспользоваться, но важно исследовать, что это дает,а что отнимает, чего лишает и как вообще влияет. И важно расспросить, как человек относится к тому, что мечты и реальность будут расходиться, что с ним будет происходить при столкновении с этим. Он может получить ресурс, а потом встретиться с реальностью, будет ли в таком случае способ рабочим и подходящим?

Запрос «Я во всем виноват, я плохой / Другой во всем виноват, я ничего не могу»

В разговорах, которые у меня были с собеседниками, часто появлялся маятник. Он мог раскачиваться из точки, где человек говорил, что он виноват во всем, в точку, где плохим и виноватым во всем становится другой. И затем маятник мог возвращаться обратно.

Одновременно с маятником про вину мог быть маятник про ответственность от «я отвечаю вообще за все и за состояние всех» – до «я вообще ни за что не отвечаю, от меня ничего не зависит». И в том и в другом случае собеседники отмечали, что им очень дискомфортно, и они часто чувствуют бессилие, не чувствуют, что могут как-то повлиять на ситуацию.

Когда мы работали с Алей, еще одной проблемой для нее было чувство вины. Аля очень часто обращала внимание на те, моменты, где она была не права или ей казалось, что она могла бы поступить по-другому, и другие действия привели к иному развитию событий. Аля говорила, что вина дает ей хотя бы иллюзию, что она может что-то контролировать, и еще дает объяснение такому расставанию (страдания сейчас как искупления вины прошлого). Но такое объяснение очень больно ее задевало и на смену вине приходил гнев и ненависть к бывшему партнеру, которые старались ее защитить и отстоять ценности. Аля назвала это замкнутым кругом, из которого хочется выйти, потому что ни вина, ни ненависть не возвращали ей такое чувство контроля жизни, которое было бы для нее подходящим. Она все время ощущала бессилие. Во время бесед мы с Алей пытались определить, какое чувство контроля было бы для нее подходящим, как бы она проявлялось в жизни и отношениях с другими людьми. Обсуждали понятие “авторства” в нарративной практике и то, какие идеи и представления есть у Али. Идеи подходящего чувства контроля и авторства оказались связаны для нее с представлениями об ответственности. Аля сказала, что когда маятник сильно раскачивается,ее выкидывает либо в вину, либо в ненависть, там уже невозможно выстроить нормальные отношениях с ответственностью, и следовательно невозможно вернуть себе предпочитаемое чувство авторства. Мы стали исследовать, как она может удерживаться в середине и не давать маятнику раскачиваться. Одним из способов было насыщение ее истории уникальными эпизодами, в том числе из настоящего, про подходящее чувство контроля.

На какие идеи я опиралась:
1
Ответственность / вина – это мыслительный конструкт, который можно критически исследовать (деконструировать)
Мне было важно исследовать, что для человека значит «ответственность» и что значит «быть ответственным человеком», обсуждать границы ответственности в отношениях и искать баланс ответственности, подходящий для собеседника
Если в разговорах появлялась «вина», то также было важно обсудить, какие о ней есть представления и какие идеи
2
У авторства есть границы
Мне было важно обсуждать с людьми, что они как авторы своей жизни / отношений могут делать, а где их авторство может пересекаться с авторством другого человека, и как им кажется, как они могут понять, что нарушают авторство другого человека
3
Переключение с ландшафта идентичности на ландшафт действий
Когда обсуждались идеи про вину и ответственность, мне было важно возвращаться к ландшафту действий и предлагать посмотреть, как они могут проявляться в действиях и выглядеть в повседневной жизни, как, например, про них может узнать / понять другой человек, если это важно
4
Соотнесение предпочитаемой истории с ограничениями авторства
Например, в ситуации, когда собеседник говорил, что он во всем виноват, и что как только он изменится, он вернет бывшего партнера, мне было важно подчеркнуть, что человек может меняться, если ему кажется это важным, может предлагать какой-то вклад в жизнь другого человека, но мы не знаем, какой выбор сделает другой человек
Нарративная мастерская, Москва, 2023 год
Действия и вопросы
1
Реакция на слова-маркеры: «всегда», «никогда» и т.д. Точно ли всегда? Когда не так? Когда по-другому?
2
Исследование темы ответственности, если эта тема проявляется в разговоре: Что такое ответственность? Что значит «я отвечаю»? За что отвечает человек? Где границы ответственности? Что значить быть ответственным человеком. Если что-то пошло не так, что я могу сделать? Если я не последовал своим принципам, то что я здесь в настоящем могу сделать? В каких действиях проявляется моя ответственность? Важно ли, чтобы другой человек видел проявление ответственности? Как он может об этом узнать, если да? Когда всю ответственность за происходящее берет один человек, что становится невозможно для другого?
3
Разговор про действия: есть ли намерение что-то сделать сейчас? Что я мог бы сделать с учетом контекста, который меня окружает (с учетом прошлого и настоящего)? Что я не сделал, но хотел бы, и что я могу из этого сделать?
4
Экстернализация вины и ответственности
5
Упражнение: нарисовать два круга. Первый круг — в него входит то, что касается твоей жизни, твоя ответственность, туда выписать все тревоги, мысли, вопросы, проблемы. Второй круг — все вопросы, за которые отвечает другой человек. И рядом с кругами написать, что за это отвечает такой-то человек, у него есть вот навыки, умения, опыт, чтобы решать вопросы, есть вот такие возможности обратиться за помощью и т.д.

Запрос про незавершенность и несправедливость

Это могут быть два разных запроса, но я объединила их в одну группу, так как в моей практике они часто шли вместе. Собеседники могли говорить: «Со мной поступили несправедливо, я никак не могу это отпустить», «я все время возвращаюсь в эти отношения. Мне кажется, что они были не такие херовые, чтобы так их заканчивать», «в начале отношений мое мнение спрашивали, а чтобы их закончить — нет, я что, в отношениях перестал быть человеком? Это несправедливо так поступать»

Денис на протяжении трех лет возвращался к отношениям, которые завершила его бывшая партнерша. Он говорил, что мысль о несправедливости могла часами крутиться у него в голове и не давала ничего делать. Во время бесед мы долго обсуждали идеи Дениса, связанные со справедливостью. Он рассказывал, что с детства было представление о том, что если человек причинил вред, то плохое ему вернется, и справедливость будет восстановлена. Такую идею очень подкрепляли фильмы и сериалы. Когда Денис видел, что нехорошему герою пришло возмездие, он чувствовал удовлетворение. Но оказалось, что в жизни и в отношениях с девушкой эта идея не работала. Когда он видел ее неудачи, чувство удовлетворения приходило на очень короткое время, если вообще приходило. А затем появились и сострадание, и боль, и грусть. Мне было важно расспросить его, о чем могли говорить эти чувства и к чему они его возвращали. В ходе рассуждений Денис пришел к тому, что в тех отношениях было очень много важного и ценного для него. Он также сказал, что в тех отношениях остался он как партнер, и вернуть себе эту грань идентичности он сможет, только если решиться на новые отношения. Это были его первые серьезные отношения, которые он хотел бы запомнить. Но такой разрыв отношений, где его мнения не спрашивали, портил для него всю историю. На мой вопрос: “как тебе кажется, а какое завершение было бы для тебя справедливым?” - он ответил, что ему всегда казалось, что месть, а сейчас кажется, что диалог. Мы обсудили, какое место в жизненном клубе он мог выделить бывшей девушке и при каких условиях. Мне также было важно уточнить, что Денису будет важно сделать, если диалог не получится, что тогда поможет ему почувствовать чуть большую завершенность и справедливость в этой истории. Денис сказал, что вариант с диалогом идеальный, но он понимает, что это может не случится. Тогда какая-то часть боли и тяжести осталась бы с ним, но его поддержало бы, если бы он нашел похожие истории. А придало большей завершенности, если бы он четко для себя обозначил, вопросы и тезисы для диалога и четко описал, какое место сейчас занимает бывшая девушка в жизненном клубе, и условия при которых оно может измениться.

На какие идеи я опиралась:
1
Справедливость — это тоже конструкт, который у каждого человека может выглядеть по-своему
Важно исследовать представления о справедливости и понять, что именно нарушено
2
Когда люди к чему-то возвращаются, значит в этом есть что-то важное
Мне было важно вместе с людьми исследовать, что происходит до того, как они возвращаются в какую-то точку, во время возвращения в точку и после, а также попробовать разобраться в причинах (возвращаются потому что что-то было нарушено и это попытка восстановить, потому что оттуда что-то хочется забрать с собой и т.д.)
3
Если в результате несправедливости нарушается авторство, важно выяснить, какое именно авторство нарушилось, к какой грани идентичности оно относится
У собеседника могло нарушиться авторство именно как автора романтических отношений, при этом чувство авторства в сфере работы могло никак не пострадать. Собеседник мог говорить: «Да у меня на работе-то все нормально, и в отношениях с друзьями все нормально, но когда речь заходит про отношения, то я понимаю, что все»
4
Идеи и смыслы переводить в действия
После обсуждения идей и мыслей возвращаться к тому, как они выражаются в жизни, в каких действиях, и что из этого может помочь прийти к большему чувству завершенности
Действия и вопросы
1
Исследование действий в ответ, когда нарушалась справедливость. Свидетельствование этих действий
2
Вопросы: какой я пострадал в этой истории? Что было нарушено? Что из этого возможно восстановить? Если не 100%, то хотя бы маленькую часть возможно восстановить? Будет это подходящим?
3
Что такое справедливость? В какой момент она нарушена? И везде ли она нарушена? Есть ли способы ее восстановить? И нужно ли это? К чему эти способы ведут?
4
Про завершенность: что я не сделал, но хотел бы сделать? Были ли какие-то препятствия, что это были за препятствия? Если можно что-то из намерений сделать сейчас, чтобы почувствовать чуть большую, чтобы это было? Какие действия я теперь могу предпринять, чтобы произошедшее встраивалось в контекст моей жизни?
5
Использование карт dis-membering
6
Вызвать на встречу образ партнера, написать ему письмо и т.д.

Запрос: «кажется, я теперь никому не доверяю», «я не доверяю себе, потому что я что-то не досмотрел, я что-то не сделал»

Отношения Киры завершились после того, как она узнала об измене своего партнера. На первую сессию она пришла со словами, что теперь не знает, как доверять себе, раз была так слепа и ничего не замечала. Она рассказывала, что стала меньше общаться с друзьями, потому что начала ждать предательства и с их стороны тоже. Мы начали очень медленно исследовать историю доверия Киры с самого детства. Для нее было открытием, с каким большим количеством страхов справлялось раньше ее доверие. И одновременно ей было очень больно от того, как оно пострадало в тех отношениях, где она меньше всего этого ждала. Кира сказала, что первым шагом в восстановлении для нее будет возвращение доверия себе, а потом уже другим людям. Возвращение доверия началось с того, что Кира составила список потребностей, которые у нее есть как у человека, и пробовала их слышать, а также замечать и развивать отношения со своим телом.

На какие идеи я опиралась:
1
Терапия во многом строится на доверии
Терапия — это процесс, основанный на доверии клиента терапевту и терапевта клиенту, и это то, что можно обсуждать в рамках терапевтических отношений. Это можно сделать открытым, обсуждать с клиентом, спрашивать, могу ли я что-то сделать, чтобы повлиять на доверие, и может ли человек что-то сделать. Интересоваться, как должны выглядеть наши отношения, чтобы в них было возможно доверие.
2
Предлагать опыт доверия
Мне важно показывать человеку, что я продолжаю ему доверять, несмотря на то что он может не доверять мне: «Ты не доверяешь мне, о'кей, я это понимаю, я всё равно буду доверять тебе, и тому, что ты говоришь»
3
Тело, базовые потребности человека, которые важны для выживания, и доверие связаны
Тело дает нам почувствовать голод, жажду, холод, сонливость. Для того, чтобы человеку выжить, требуется хотя бы небольшая степень доверия своему телу. И это точка, в которой можно исследовать доверие
4
Желание скрыть уязвимое и отсутствие доверия могут быть связаны с травмой
В ситуациях, когда на меня влияла эта идея, мне было важно поделиться ей с собеседником и обсудить его отношение к этому. Если мы приходили к тому, что это правда можно назвать «травмой», то совместно изучали литературу, обсуждали принципы работы с травмой и договаривались о стратегии работы так, чтобы она была понятна собеседнику
Действия и вопросы
1
Свидетельский отклик / самораскрытие (техника из консультирования). Это позволяет рассказать про наши мысли, чувства и при этом одновременно подтвердить что-то важное для человека. Но здесь важно задавать себе вопрос: зачем я сейчас это говорю? Моя основная мотивация — это поделиться своим или это подсветить ценности клиента? И важно уточнять у собеседника, нужно ли ему это сейчас, поможет ли это ему
2
Оставаться на связи между сессиями. Например, если человеку становится совсем плохо, он может написать сообщение. Заранее на сессии мы можем обговорить, что я могу делать в переписке, чтобы помочь (вопросы задавать, давать упражнения, эмпатически реагировать и тд)
3
Исследование истории доверия к себе / к другим. и когда уже есть опоры в настоящем, то можно начать исследование того, что было в прошлом, в ситуации, когда доверие было утрачено.
Вопросы: как человек познакомился с доверием? Был ли кто-то, кто его познакомил? Как история отношений с доверием развивалась? Что прервало доверие? Что было за секунду до? Секунду после? Что было в каждой из этих точек (чувства, мысли, намерения)?
4
Исследовать историю отношений с телом и историю доверия телу. О чём говорило тело? Почему в конкретный момент телу было важно дать именно такой ответ?
*На фестивале мы обсуждали, что позиция нарративного практика помогает показывать доверие. Мы верим словам собеседника, мы не навязываем идею, как должно быть, и не навязываем норму. Также помогают нарративные вопросы, уточнения, хочет ли он на что-то откликнуться, как он относится к той или иной идее. Прозрачность нарративной практики также может помогать проявлять доверие: я могу рассказывать, что это за техника, как она работает, зачем я что-то говорю, зачем я что-то спрашиваю, вообще про любые моменты, которые могут быть непонятными или любопытными.

Запрос «не понимаю, кто я теперь, что мне важно в жизни»

В нарративном подходе достаточно много различных практик исследования идентичности, различных вопросов и карт, которые могут помочь.


Ближе к концу работы Инна как-то сказала “мне кажется, я снова живой человек, только теперь какой-то совсем другой”. Несколько встреч мы посвятили тому, что попробовали подытожить, какой она была, когда начинала отношения, какая пришла на первые сессии ко мне, и что о себе она узнавала в процессе бесед. На одну из таких встреч Инна принесла две свои фотографии. Мы попробовали с ней вместе сделать два коллажа, описав мечты, надежды, цели и ценности, каждой из девушек на фото. А потом соединили их третьи листом по середине, на котором Инна нарисовала мост. И написала список того, что ее поддерживало весь этот переходный период.

На какие идеи я опиралась:
1
Идентичность конструируется и переконструируется в процессе социального взаимодействия
Идентичность человека может быть разной в разных отношениях. Она конструируется и переконструируется в процессе социального взаимодействия. Находясь в социальном контексте и являясь частью этого контекста, человек может открывать для себя, что для него важно или что он ценит, на что он хочет надеяться и переконструировать свою идентичность, что также может привести и к новому отношению к произошедшей истории. При потере / переформировании отношений человек может терять связь с частью идентичности, которая проявлялась в них, и его представление о себе может быть непредпочитаемым. В отношениях с терапевтом можно исследовать, какая часть проявлялась в отношениях, и обсуждать, есть ли способы заново ее услышать, выстроить связь, и конструировать новое представление о себе
2
При разрыве отношений происходит миграция идентичности
«Миграция идентичности – процесс перехода из одной «главы жизни» в другую. И некоторое время обязательно будет «пространство между», когда вы «уже не там» и «еще нигде». Прошлое уничтожено, будущее неизвестно, посреди – страшная болтанка и пустота» (Дарья Кутузова). В связи с этим, мне было важно с собеседниками определить, что им важно в периоде «между», нужны ли им опоры, хотят ли как-то выстроить отношения с неизвестностью и тд. А также исследовать прошлое и выстраивать мостик между ним, настоящим и предпочитаемым в будущем.
3
Для движения в какую-либо сторону нужен ориентир
Исследовать, что для человека является ориентиром, ценностью. Как он понимает / чувствует «важность» чего-то в жизни
Нарративная мастерская, Москва, 2023 год
Действия и вопросы
1
Составить список того, что происходит каждый день и не меняется. Есть ли какая-то рутина, ритуалы? (чистить зубы по утрам, пить чай на рассвете, гулять в парке, гулять с собакой в определенные часы и тд).
2
Работа с фотографиями. Можно выбрать фотографию, на которой есть человек и предложить описать, что за человек на фото. Какие у него навыки и умения? Что ему важно? Какое впечатление он производит? Сходится ли это с тем, как он себя чувствует в настоящем? Хочется ли что-то из этого взять в настоящее?
3
Про ценности: мне было важно выяснить, какие были ценности, что было важно в жизни до случившегося, что важно было в момент расставания, и есть ли что-то что важно сейчас. Что из того, что было важно, осталось, что поменялось? Как случившаяся история повлияла? Если что-то, что раньше было незамеченным, но сейчас подсветилось?
4
Вопросы про предпочитаемое и ценности: как бы выглядел идеальный день? Как бы выглядела ваша жизнь, если бы мы махнули волшебной палочкой так, что проблемы и непосильные сложности исчезли? Если представить, что вы прожили долгую жизнь, что бы вы хотели, чтобы про вас говорили после? Какие истории рассказывали бы? Кто бы их мог рассказывать?
5
Для укрепления или восстановления связи с ценностью можно обращаться к карте re-membering
6
Можно предлагать упражнения или списки ценностей, например, в терапии принятия ответственности много таких вопросов и упражнений, у них есть телеграмм-канал, где много примеров и литературы
7
Колесо баланса, есть примеры с заполненными сферами жизни, но можно взять пустое и самому заполнить различные сферы
8
Мы рисовали карту идентичности: на каждой встрече выделяли какие-то навыки или давали название встрече, писали про что она была, что говорит про человека. Находили кусочек идентичности. Одна встреча – это была какая-то одна веточка. На эту веточку клеилась наклейка, дорисовывался рисунок, или подписывали 1-2 слова
9
У Дарьи Кутузовой есть сайт с большим количеством различных письменных практик (в том числе есть цикл практик при разводе, разрыве отношений)
Запрос собеседника очень часто бывает связан с различными идеями про расставания

Я часто встречалась с идеями про позицию жертвы или позицию проигравшего, идеей «кто первый бросил тот и выиграл». Мне кажется, в обществе очень много противоречивых идей про расставание и разводы. И изучение идей, влияющих на человека, с помощью деконструкции часто было отдельной параллельной линией в разговорах с собеседниками. Про идеи можно подробнее почитать в статье Стефании и Дины «О работе с расставанием. Терапевтический и социальный опыт»

Набросок карты

Изначально у меня не было в целях сделать карту по работе с расставанием. Мне намного ближе следовать идеям и из них уже задавать вопросы, а не опираться на схему с заготовленными вопросами. Но бывают моменты, когда теряешься или чувствуешь себя в тупике, тогда готовые вопросы очень помогают. Когда я обсуждала с Олесей проект, у меня систематизировались вопросы и направления того, как я работала, и получалась некоторая структура. Олеся предложила мне вопросы одного психолога, где структура во многом совпадала. Я решила посмотреть, могут ли они сочетаться и соединила все в единую структуру. У меня получилась скорее не карта, а набросок карты, с которым можно работать дальше.

Этапы работы с проблемой:
1. Исследование проблемной истории, выделение и называние проблемы
Вопросы: что случилось? Как выглядит история, которая со мной произошла? Кто и что на меня сейчас влияет? Что важное, ценное стоит за этим? Как относишься к истории, которую сейчас рассказал? Что больше всего в ней привлекает внимание? Изменилось ли что-то в твоем состоянии, когда твоя история стала услышанной? Хочется ли теперь что-то еще сделать с этой историей? Как ты относишься к себе в этой истории? Подходит ли тебе такое отношения? Как ты относишься к другим в ней? Какое место в жизненном клубе ты сейчас отвел бы этому человеку / этим людям?

2. Работа с виной и ответственностью
Вопросы: о чем тебе говорит вина? Что она предлагает делать и думать? Есть ли что-то, с чем ты согласен? А с чем нет? Куда вина тебя ведет? Вина в чем-то помогает? Есть что-то, в чем она мешает? Если ты согласен в чем-то с виной, что ты был не прав, как ты теперь можешь возместить ущерб / повлиять действиями на ситуацию в настоящем? Связаны ли здесь вина и ответственность? Где границы твоей ответственности в отношениях с другим человеком? Что значить быть ответственным человеком? В каких действиях проявляется твоя ответственность? Важно ли, чтобы другой человек видел проявление ответственности? Как он может об этом узнать, если да? Когда всю ответственность за происходящее берет один человек, что становится невозможно для другого?

3. Обсуждение авторства и границ
Вопросы: Какой я пострадал в этой истории? Что было нарушено? Что из этого возможно восстановить? Если не 100%, то хотя бы маленькую часть возможно восстановить? Будет это подходящим?
Что дает мне обвинение другого? Что это значит для меня? В ответ на что возникает обвинение? Что важного для меня стоит за ним? Что оно предлагает думать про другого человека? А что про меня? Как я к этому отношусь?
Мог ли я нарушить авторство другого человека? Как я могу понять, что такое произошло? Что мне кажется важным сделать, если такое произойдет снова? Важно ли мне сейчас что-то сделать, если такое произошло в прошлом?

4. Минимизация проблемы (и её последствий)
Вопросы: как помочь себе в укреплении ценного? Что стоит сделать, чтобы изменить условия, поддерживающие проблему, на те, что ей мешают? К чему это побуждает? Как это можно использовать?

5. Отношение к проблеме
Вопросы: что произошедшее означает для меня? Как я отношусь теперь к произошедшему? Подходит ли мне такое отношение? Если я так отношусь, то что я чувствую? Что становится возможным? Какой вывод можно из этого сделать? Хочется ли мне еще изменить свое отношения?

6. Определение смысла происшедшего и новой идентичности
Вопросы: что нового вошло в мою жизнь, когда это случилось? Что я узнал, чему научился, с этим опытом? Чего бы не произошло без него? Каким человеком я стал? К чему мне теперь хочется стремиться?

Когда я писала дипломную работу, я часто встречала, что пишут про проживание утраты, как смерти, дальше делают комментарий в одну строчку про то, что и для переживания расставаний и разводов характерны примерно те же этапы. Мне не очень нравится четкое следование этапам периодизации, но нравится одна из существующих, которая была собрана М.К. Гросицкой. Ее статью можно найти в свободном доступе в интернете. Она специалист, который работает в рамках понимающей психотерапии, и статья написана через призму этого подхода. Но мне кажется, что там достаточно много идей, которые можно позаимствовать. В ней также много литературных источников и цитат из эссе, в которых можно найти истории других людей, что может быть полезно собеседнику.


Я расспрашивала собеседников про то, что могут давать знания о стадиях проживания. Вот некоторые пункты, которые они указывали:

  • Надежду, что это не только со мной происходит, с другими это тоже случалось, и они как-то это пережили
  • Понимание и готовность к тому, с чем я могу встретиться
  • Определенность
  • Могу взять оттуда хорошее описание, чтобы сказать, что со мной происходит
Но остался финальный вопрос: как же определить, когда переживание расставание считается законченным?

На фестивале мы пришли к тому, что не всегда история переживания расставания может иметь окончание, и не все могут хотеть историю завершать. Скорее важно, чтобы она из проблемной превратилась в более предпочитаемую. И мы отметили, что часто история расставания перестает быть проблемной тогда же, когда она перестает быть доминирующей в жизни человека и становиться одной из многих других историй. При этом это вовсе не значит, что человек встречается с равнодушием по отношению к бывшему партнеру, утраченным отношениям и т.д.

Ссылки и литература:



Соня Степанова, психолог, нарративный практик

ТГ: @Sonya_Aleksandrovna