Нарративная мастерская
 
Светлана Седун

Карты-Призвания
\Masters\


Карточная нарративная методика
В творческой лаборатории «На стыке» Фонда «Будущее сейчас» состоялось заседание, посвященное знакомству с нарративной карточной методикой «Карты-Призвания\Masters\».

На нашей встрече автор «Карт-Призваний» Светлана Седун рассказала о методике в целом и показала разные версии издания для разных профессиональных задач, в том числе для работы в группе, с подростками и семьёй. Участники лаборатории испытали колоду в деле и поделились своими впечатлениями.

«Карты-Призвания» - это набор карточек, отражающих систему базовых типов культурно-значимой деятельности, присущих нашей культуре (таких как Учитель, Защитник, Шут, Родитель, Путешественник и т.д.). Они помогают личности активизировать ресурсы, заложенные деятельной культурой, формировать субъектную позицию в культурно-значимой деятельности, меняться и расширять поле собственных возможностей, а также индивидуализировать базовые культурные деятельностные роли и развивать предпочитаемую жизненную историю в процессе создания соответствующего нарратива. Развитие этих способностей помогает самоопределению и максимально содержательной самореализации в деятельности, формирует готовность развиваться в самых неожиданных для себя направлениях. Нарративные практики могут активно использовать карты не только в индивидуальной терапии, но и в групповой работе, а также в качестве базы для игровых практик.
Образование: Социология, социальная психология (ГУУ), аспирантура (Кафедра индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ). Тема диссертации: «Консультационная поддержка самоопределения в неблагополучно протекающем кризисе профессионального развития».

Разработчик «Карт-Призвания», автор книг по коррекции профессионального и жизненного пути личности. Выступает на радио и TV с индивидуальными интервью по вопросам профессионального развития.



Светлана Седун - психолог-профконсультант с 20-летним стажем, директор профориентационной лаборатории «Мастер».
Что такое «Карты-Призвания» \Masters\?
Карточная методика «Карты-Призвания» адресована профессионалам в области практической психологии, психологического консультирования и психотерапии, а также для психолого-педагогической и социальной работы. В целом, она рассчитана на работу со взрослыми клиентами и группами. Однако, одна из версий предполагает работу с подростками или семьёй.

«Карты-Призвания» \Masters\ - это система из 160 базовых культурно-деятельностных ролей - архетипов деятельности (культурных, социальных, производственных, родовых) связанных с проявлением социально-полезной активности, без которых не может существовать наше общество и культура.
«Карты-Призвания» - не профессии. В колоде присутствуют, к примеру, такие роли как Мудрец, Наблюдатель (Зритель), Родитель, Крёстный (Замещающий родитель) и т.д. Эти роли не являются профессиональными, однако, они деятельны, и представить себе нашу культуру и общество без них было бы сложно.

На сегодняшний день существует 3 модификации методики. Каждая из них имеет единообразную рубашку (чтобы можно было работать с картами также и наугад), а вот содержание инструмента и его основная часть у разных версий инструмента разнятся.




Модификации методики
1. Версия «Базовая»
  • Универсальная версия для индивидуальной работы, без картинок – только текст.
  • На каждой карте: название и краткое авторское описание выбранной роли.
Задача пояснительного текста к роли – активизировать максимум личных ассоциаций человека с данной ролью в его личном опыте. С базовой колодой исключён случай, что человек возьмет карту и скажет: «Я не знаком с этой ролью, у меня совершенно нет опыта в ней, я не знаю, что сказать».

Я работала с этой колодой с подростками, в частности, с «пограничниками». И мне понравился один очень емкий отзыв от клиента, страдающего депрессией. Парень разложил колоду по стопочкам (предпочитаемые роли, роли, которые ему нравятся, но недоступны вполне, роли, которые он точно отвергает и т.д.) и сказал: «Как интересно! Раньше я думал, что буду двигаться по очень узкому жизненному коридору, что нет альтернатив. А тут - столько возможностей передо мной открыто! Мне есть куда двигаться, и что осваивать.»








Когда мы выполняем индивидуальные упражнения с этой колодой, люди часто начинают сами, без подсказки, рассказывать истории о себе в данной роли, даже не зная, в каком подходе я работаю и для чего созданы карты.

Я рекомендую колоду «Базовая» для начала работы, поскольку она лучше всего отражает философию продукта.

Базовая колода вышла год назад, за это время неоднократно апробирована и показала себя хорошо. Хотя, стоит, безусловно, учитывать такие ограничения инструмента, как, например, его российское происхождение, возрастные ограничения и клинические ограничения (например, я не рекомендую использовать колоду в случае диссоциативного расстройства идентичности и т.д.)

2. Версия «Играем вместе!»
  • Универсальная колода для групповой работы, в частности, в подростковых группах и в семье.
  • На каждой карте: название, краткое авторское описание роли (такое же, как в базовой колоде) + цветная клипарт-картинка, облегчающая навигацию.





Возрастные ограничения:
  • С 14 лет – самостоятельная работа; ·
  • С 11 лет - работа в зоне ближайшего развития со взрослыми;
  • Детей младше 11 лет тоже можно включать в игру (в инструкции написано, как).
Данная колода вышла недавно, она чуть-чуть более тяжёлая по весу, поскольку сама карта чуть более широкая.

Обратите внимание, что «Карты-Призвания» – это не метафорические карты. Задача клиповой картинки – облегчать навигацию по колоде. Она создана с тем расчётом, чтобы однозначно восприниматься любым человеком. Например, всем понятно, что сова сидит на книжках – это Эксперт. Если картинка интерпретируется однозначно, это не метафорическая иллюстрация.

Картинки добавлены с двоякой целью:
1. Добавить куража в игру;
2. Помочь в навигации по колоде. Благодаря цвету человек достаточно быстро может выбрать интересующую его карту из разбросанных по игровому полю.
3. Картинка создаёт дополнительный ассоциативный ряд к соответствующей деятельной роли.
3. Колода «Light»
  • Исключительно профессиональная версия для работы с психологическими проекциями клиента, не продаётся отдельно от других колод, распространяется только среди профи.
  • На каждой карте: название роли и цветная картинка-навигатор (нет текстовой расшифровки содержания роли, что поддерживает проективный эффект карты, но усложняет возникновение развёрнутой цепи ассоциаций).
Профессиональная колода, маленький и «вкусный» вариант методики, как последыш, вылетела сама вслед за «Играем вместе». Близкие очень просили меня, чтобы эта колода, всё же увидела свет. Она маленькая и лёгкая, красивая и словно создана для лёгкой и забавной игры. Это замечательно, ведь на деле – это обманчивое впечатление «усыпляет бдительность» клиента для входа в весьма глубокую психологическую работу. Впрочем, эту колоду можно использовать и для групповых разминок, и для развития групповой динамики.


Колода «Light» предназначена только для профессионалов и любителям не продается, потому что в ней нет пояснительных текстов к роли. Последнее может представлять потенциальную угрозу для безопасности клиента.

Например, человек, который переживает, что он – не звезда, берет карту «Звезда». Или человек, ставший жертвой насилия, вытащит случайно карту «Палач (Мастер Наказаний). Без помощи психолога, клиенту будет весьма непросто справиться с посланием данной карты.

В случае универсальных колод, прочитав пояснение к карте, человек обязательно вспомнит ситуацию, когда он был звездой, либо сможет найти альтернативный опыт в случае мастера наказаний, однако в случае проективной колоды «Light» ему для этого наверняка потребуется поддержка психолога.

На психодраматической конференции один из участников в перерыве попросил меня вытянуть карту наугад. Это оказалась карта Царь (Персона с максимальным статусом). Мужчина два дня медитировал над картой, потом вернулся и говорит: «То, что я – Царь, мне это конечно льстит, - и что? Ведь на деле я совсем не Царь.» На мой вопрос, прочел ли он пояснительный текст на карте, он ответил отрицательно. Мы разыскали карту, и когда он прочел расшифровку, то сказал: «Да, действительно, в моей жизни это было!». Так вот с колодой «Light» такой возможности получить подсказку нет. И её придётся обеспечить психологу.

Ка вы уже поняли, я говорю о любой роли, которая может оказаться потенциально «пустой» (или травматичной) для клиента. В целом, облегченная колода выдает привычную для клиента - доминирующую - ассоциацию на упоминание роли. Нечто первое, что приходит на ум. И для некоторых задач это прекрасно. Например, когда нам нужна быстрая и диагностичная реакция клиента (в групповой разминке или процессе знакомства, например). Или, когда мы ищем «за что бы зацепиться» с малоразговорчивым клиентом.

«Light» проективна, диагностична и хороша для блицевых процессов, когда надо, чтобы люди быстро вошли в тему и что-то выдали. В руках профессионала - это сильный инструмент. Как сказала Елена Лопухина, когда приобрела для себя эту колоду (вторую в своём арсенале): «Доминирующая ассоциация – это то, что мне нужно!»




Инструкции
В каждой колоде есть инструкция, в которой подробно и доступно описаны: назначение колоды, базовые принципы её работы, ограничения, рекомендации по соблюдению техники безопасности, а также приведены основные упражнения (по ним вы можете вникнуть в суть инструмента и научиться верно его использовать).

  • Я горжусь лаконичностью и объёмностью инструкции к «Базовой» версии. Она затрагивает методологическую суть инструмента.
  • «Играем вместе!» используется как подростково-семейная колода для разношёрстной аудитории – для неё инструкция попроще (более поверхностная), а сам текст объёмнее.
  • У «Light» инструкция небольшая, поскольку предполагается, что профессиональная колода продается в комплекте с другой, и что человек, который ее приобрел, знает, что с ней делать.

Инструкция к базовой колоде кажется небольшой, но на самом деле она самая емкая. Помимо всего перечисленного, здесь есть 6 базовых упражнений, которые в сочетании дают полное представление о том, что это за инструмент.

Колода «Играем вместе», рассчитана на совершенно разных игроков, поэтому инструкция к ней очень подробная. Здесь приведено множество упражнений для разных групп клиентов и уделено повышенное внимание технике безопасности.

Конечно, инструкции надо читать, но я старалась сделать продукт таким, чтобы он сам учил своего хозяина, как с ним работать. И всё же, я настоятельно рекомендую пользователям, особенно психологам, читать инструкцию к методике, прежде чем использовать её, а то ведь доходит до странных вещей:)))

  • Участник:
    Ну, это же нормально : человек берет дома колоду «Light», тянет карту наугад, и у него появляется первая ассоциация - теперь он знает, с чем работать. Не все же можно (без карты) из себя вытащить – иногда многие вещи спрятаны глубоко, а первая ассоциация тебя вскрывает как будто. А потом уже, если сам не справился, можно пойти к психотерапевту.
  • Светлана:
    Да, но карта может случайно вскрыть человека сразу и на ту глубину, с которой не готов встретиться (например, если роль травматична, см. выше). До психотерапевта еще дойти надо, а ящик Пандоры уже вот он, раскрыт на полную катушку. В колоде «Базовая» или в «Играем вместе» везде «подстелена соломка» – в тексте вы всегда сможете найти позитивную опору, на которой продержитесь до визита к психологу - не одна ситуация окажется позитивной, опорной, так другая.
  • Участник:
    - Сначала нужно освоить базовую колоду, пропустить через себя, а потом переходить на «Играем вместе»?
  • Светлана:
    «Базовая» лучше подходит для того, чтобы усвоить глубокую методическую суть инструмента (а суть там серьёзная весьма). Но по наполнению эти две колоды идентичны - неважно, какую вы выберете для начала работы. Они универсальны. Вот колода «Light» - определённо дополнительная, не первая. Картинки на универсальных колодах одинаковые. Чуть-чуть изменены несколько названий ролей так, чтобы роли стали понятны без пояснений.

    Разные колоды предназначены для разных функциональных задач психологической и социальной работы. На этом серия продуктов не завершена. Планируется выпуск детской версии, а также профессионального атласа «Карты-Призвания» (в нём вы найдёте много нового и интересного).

    Для социальной работы однозначно лучше подходит версия «Играем вместе!». Она более яркая и дает больше ресурсов человеку, когда он работает с ней. Если сил совсем нет, человек может вообще отвлечься от текста, зацепиться за картинку. Это, конечно, не всегда хорошо, но иногда оказывается важным остаться в контакте с темой роли. И всё же, текст всегда лучше.

    «Карты-Призвания» - нарративная методика. Слово несёт в себе очевидно более мощный потенциал развития, развивает способность искать ресурс на более высоком культурном уровне. Слово – это «Базовая» колода, прежде всего.
Основное положение (гипотеза) методики
Как каждая клеточка организма несет в себе информацию об организме в целом, так каждый человек, будучи воспитан в лоне культуры, несет в себе все роли своей родной культуры. Часть из этих ролей им приняты и осознаны, часть являются непроявленными, вытесненными, теневыми.

С некоторыми из таких ролей он уже может встретиться, обогатив свою личность ресурсами и опытом проживания данной культурно-значимой роли. Он может формировать собственное поле смыслов и опыта, стоящего за личным проживанием ролей культуры, а через опыт нарративного творчества – наполнять и обогащать содержание этих ролей собственным уникальным смыслом. На это, в пределе, и нацелена данная методика.



Основные задачи методики
Предлагаю небольшую табличку, которая систематизирует представление о том, чем и в каких ситуациях психологу и его клиентам могут помочь «Карты-Призвания».
1. Работа с ресурсом личности
Поскольку культура снабдила нас всем багажом ролей, необходимым для выживания и развития культуры, мы можем воспользоваться её арсеналом в сложных ситуациях адаптации, выживания и развития, а также решения сложных жизненных и профессиональных задач. Если у нас возникает какая-то проблема, сложная ситуация, мы можем на время идентифицироваться с каждой определенной ролью и спросить себя: «Как бы я решил эту задачу с позиции данной роли? Какие ресурсы культура этой роли предлагает мне для того, чтобы справиться с ситуацией?»

Может быть, вы знали каких-то персонажей книг, фильмов, которые оказались находчивыми перед лицом сходной проблемы? Или кто-то из ваших близких, будучи в данной роли, что-то изменил в своей жизни и справился с подобной ситуацией? Активизируя ресурсы разных ролей, как бы жонглируя ими, мы используем готовый ресурс культуры для того, чтобы преодолеть актуальную жизненную ситуацию.

2. Освоение ролей, развитие ролей в деятельности
Как я уже говорила, часть ролей и их ресурсов для нас пока недоступны, либо вытеснены в силу каких-либо обстоятельств. Лично я, как разработчик, предполагаю, что к 14 годам каждый человек, так или иначе, уже в целом знаком с каждой из перечисленных ролей.

Однако, бывают и пробелы в культурном опыте (как например, это может быть у детей-сирот или ОВЗ) или глубоко вытесненный опыт. В этом случае, карты несут грандиозный потенциал для развития личности. Подросток, просто листая эти карты, может найти неизвестные ему роли, запросить информацию о них и попробовать эти роли в деятельности. То же самое доступно взрослому, если говорить о социальной дезадаптации. С другой стороны, мы можем вспомнить совершенно забытые нами роли, и наконец, реабилитировать их, начав заново проявлять в доступной деятельности.
3. Самоопределение в деятельности
Многие люди, поверхностно знакомые с колодой, считают, что основное её назначение – это помощь в самоопределении в деятельности. Это и так, и не так.

Обычно, я говорю о том, что «Карты-Призвания» предназначены, прежде всего, для освоения ресурса деятельной культуры. Однако, это только первый, хотя и наиболее распространённый шаг в использовании «Карт-Призвания».

В рамках нашей встречи мы будем говорить в основном о групповой работе с колодой «Играем вместе!» - она широкая по формату и подразумевает, чаще всего работу с выбором отдельных карт, обменом картами, работу с одной конкретной картой из её роли.

В базовой колоде есть только тексты, поэтому работа с ней в основном строится на нарративной практике и на структурировании пространства ролей, что активизирует процесс смыслообразования. Колода помогает человеку создать собственную систему смыслов и ценностей в деятельности. Что является сутью процесса самоопределения. «Базовая» версия подходит для этого лучше – её формат непосредственно создан для подобной работы.
4. Индивидуализация культурно-деятельностной роли
Если самоопределение в культурно-значимой деятельности и является вершиной самореализации, то, возможно, пик этой вершины есть индивидуализация роли, традиционной и известной в данной культуре.

В истории немало примеров, когда конкретные личности кардинально меняли представление людей о культурном образе художника, либо строителя, либо исследователя – привнося нечто принципиально новое в наше представление о них через собственный опыт реализации в деятельности.

Таким образом, можно сказать, что когда человек уже вполне освоил ресурсы культурных ролей, и обрёл свою устойчивую позицию в поле культурно-значимой деятельности, работа с «Картами-Призвания» только начинается, ибо личность в состоянии трансформировать культуру в целом через собственное, уникальное исполнение культурной роли на сцене жизни.
Резюмируя сказанное, можно обозначить некие «этапы большого пути»:

I. На первом этапе мы просто осваиваем и пользуемся «готовым» (созданным и переданным нам) ресурсом культуры,

II. На втором этапе – творчески развиваем и исследуем наше представление о ролях, свою причастность к ним, встречаем новые аспекты уже знакомых нам ролей;

III. На третьем этапе находим свою истинную позицию в поле деятельной культуры;

IV. На последнем этапе трансформируем культуру своим индивидуальным опытом самореализации в поле культурно-значимой деятельности.


Практическое применение

Где можно использовать «Карты-Призвания»
Работа с ресурсом личности
Такой работой мы занимаемся, когда у клиента есть срочная потребность в ресурсе, и надо быстро найти его.
Потребность в быстром ресурсе нередко возникает при личных затруднениях, в критических ситуациях, в процессе психотерапии, в решении творческих задач и т.д., при адаптации к некоторым новым условиям жизни и деятельности.
Мы можем работать со случайной картой, перебирать карты, выбирать ту, что почему-то сейчас ощущается как наиболее значимая, встречаться с её «посланием», личными ассоциациями, старым или свежим опытом в роли. Можем обращаться к значимым фигурам культуры (персонажам книг и фильмов, образам известных людей прошлого, настоящего и даже будущего), пробовать себя в свежих ролях, решать проблемы, поочерёдно примеряя на себя маски разных ролей:
-Как бы я справился с этой ситуацией, будь я Мастером Состязаний (Торговцем, и т.д.)?
Развитие в деятельности
В данном случае, речь идет не только о подростках или об освоении незнакомых ролей (что безусловно важно как для молодых людей, так и для тех, кто испытывает дефицит в некоторых аспектах социальной и культурной адаптации).
Потребность в быстром ресурсе нередко возникает при личных затруднениях, в критических ситуациях, в процессе психотерапии, в решении творческих задач и т.д., при адаптации к некоторым новым условиям жизни и деятельности.

Действительно, вы можете услышать от клиента: «С этой ролью я совершенно незнаком!», даже если потом вам вместе с клиентом, удастся вспомнить об имеющемся опыте клиента в роли. В этом случае знакомство с новой ролью и непосредственно ее проба в своем опыте может дать человеку дополнительный ресурс для развития и выхода за пределы известного и обыденного.

Но я использую эту функцию чаще для диагностики, когда работаю с профессиональной или личностной деформацией и выгоранием.

В этом случае, освоение «спящих» ролей и ролей, которые «не могут быть реализованы на должном уровне» помогает клиенту исцелить деформированную личность через свежую деятельность, часто противоположную той, в которой начинается выгорание. Также, если у нас есть запрос клиента на активный личностный рост, мы можем работать с тенями ролей, со степенью свободы при смене ролей и т.д.

В любом случае, в результате подобной работы личность повышает культурную эрудицию, в частности и эрудицию в формах культурно-значимой деятельности. Он больше узнает о ролях, видит новые аспекты ролей, которых раньше не замечал.

Самоопределение в деятельности
Сегодня мы будем меньше об этом говорить, хотя это значимая тема, а для меня - вообще основной научный предмет. Сегодня у нас просто чуть-чуть другой фокус. Если кому-то интересно, есть запись моего семинара на 12 Нарративной конференции (Москва).
С данным запросом нередко встречаются профконсультанты и карьерные консультанты. Однако, тема, безусловно шире, любой психолог или социальный работник может встретиться с запросом клиента и группы на самоопределение в поле культурно-значимой деятельности.

В рамках данной практики мы работаем преимущественно с универсальными колодами. Используем такие приёмы как:
  • структурирование ролей,
  • их отбор по предпочтительности,
  • обмен ролями в группе,
  • создание насыщенного смыслами, как системами координат, поля ролей,
  • мы также моделируем конкретную деятельность на пересечении нескольких культурных ролей,
  • даём упражнения на отбор ролей, соответствующих особым критериям и т.д.
Безусловно, используем нарративный подход при работе с предпочитаемыми ролями и смыслами деятельности.
Важно, понимать, что мы используем карты не для того, чтобы найти некоторую одну, предпочитаемую клиентом «профессиональную» роль, призвание. Ценность в том, чтобы человек открыл себя как некую точку в культурном и деятельном пространстве смыслов. Человек сам создает свое звездное небо - свою совершенно уникальную систему ценностей и смыслов деятельности через создание тонкой индивидуальной сети взаимоотношений ролей. Мишенями для подобной работы я бы назвала запросы на смысло- и целеобразование, самоидентификацию и коррекцию идентичности, трудности социальной, профессиональной или культурной адаптации.
Индивидуализация деятельности
Конечно, в этом случае, мы прежде всего работаем с историями, с нарративом.
Изначально колода «Карты-Призвания» была вдохновлена именно нарративной практикой, и создана для специалистов, опирающихся на философию нарративного подхода.

Мы поощряем клиента рассказывать истории о себе, развивать личную историю деятельности и предпочитаемую жизненную историю, проявляем социально- и культурно-значимые вызовы в деятельности, обсуждаем социальные и культурно-деятельностные роли в профессиональном сообществе. Например, мы можем обсуждать, что такое психолог в ХХ веке и что такое психолог сейчас внутри своего профессионального сообщества. Используем карты, как повод для церемонии самоопределения.
Сферы применения методики «Карты-Призвания»
  • Психотерапия и психоконсультирование, кризисная и социальная помощь.
  • Все, что связано с активностью по развитию личности и психолого-педагогической активностью, в том числе работа с подростками и юношеством;
  • Самоопределение (консультирование взрослых и юношества);
  • Профессиональная ориентация и профориентация в культурно-значимой деятельности. Помимо профессии существует масса других культурно-значимых деятельностей, например, хобби, волонтерская работа, семейные обязанности и прочее, где тоже необходимо самоопределение.
  • Организационное консультирование и решение творческих задач;
  • Работа с людьми, которые находятся на пике своей деятельностной реализации, в возрасте акме, работа с сообществами и мировая работа.
  • И многое другое.
  • Участник
    Что означает термин культурно-значимая деятельность?
  • Светлана
    Речь идет не о профессиях. Вообще «Карты-Призвания» - это не профессии, а архетипы деятельности. В культурном контексте, а не в плане аналитической психологии, архетипы деятельности – это общие фундаментальные роли, без которых не может обойтись наше общество и культура. Это культурологическое понятие.

    Если у Юнга архетипы принадлежат бессознательному и не могут формироваться в процессе жизни человека, то культура легко выводит понятие архетипа на уровень сознания, подразумевая под ним базовые формы культурного бытия.

    Когда мы говорим о культурно-значимой деятельности, то имеем совершенно разные формы человеческой деятельности – не только профессию, но и семейную реализацию, социальную и гражданскую активность, милосердие и волонтёрские задачи и т.д. Сегодня у человека появляется много больше свободного времени и встаёт задача, чем его наполнить с позиций здорового человеческого бытия.
  • Участник
    Почему именно 160 архетипов, а, например, не 162 – больше не нашлось? Как долго создавалась методика, какой материал скомпилирован здесь? Что легло в основу карт?
  • Светлана
    Можно послушать мою презентацию год назад, в которой я об этом рассказывала подробно. Отвечу коротко, почему 160. В науке есть такое понятие – линия демаркации: когда слишком много – мы умножаем сущности, когда слишком мало – теряется соль.

    Я пыталась сделать 90 карт (традиционное количество карт в колодах такого плана), но у меня не получилось. 160 – это ровно тот минимум, когда сохраняется смысл, но нет перебора. Я сейчас пытаюсь сделать детскую версию, что в целом возможно, но сокращать очень тяжело.

    Что касается основы карт, в целом разработка такого типа структур – это зона культурной антропологии, внутри которой существует масса классификаций значимых ролей, а вот культурно-деятельностных я не встретила. Все классификации культурных феноменов грешат чем-то, ко всем есть определенные вопросы. Естественно, классификации создаются исходя из задач, для которых они создаются. Но при этом к любой из классификаций есть одна и та же претензия – это пересеченные критерии классификации. Можно взять 2 карты, и так или иначе они будут чем-то близки.

    Когда я создавала эту колоду, у меня было такое ощущение, что это паутина: каждая карта определенным образом связана с другой. Именно так и создается некая страховка для поля культуры – каждая роль немного «страхует» другую - если одна роль выпадает, ее страхует другая. Так бабочка попадает в паутину, и паутина со всех сторон начинает реагировать – все связано со всем.

Практикум

Приведу некоторые из упражнений, опробованных участниками лаборатории (убраны упражнения «И это тоже я?», «А вдруг война?», «Фуршет» поскольку они нуждаются в подтверждённой квалификации ведущего).

Все приведённые упражнения имеют цель исключительно знакомства с колодой и не раскрывают полностью её профессиональных возможностей, о которых можно прочесть в инструкции, вложенной в комплект каждой версии.
Разминка
«Ресурс случайной карты»

(Работа с колодой «Базовая»)
  • Выберете проблему, с которой хотите поработать (актуальную, но не слишком глубокую, либо ту, которую вы уже преодолели – это учебная ситуация).
  • Возьмите наугад от 1 до 3 карт.
Когда мы берем не одну карту, а несколько, у нас появляется выбор – это определенная страховка в плане безопасности, если что-то пойдет не так.

  • Откройте первую карту, внимательно прочитайте описание и задайте себе вопрос:
- Каким образом этот персонаж справился бы с моей проблемой?
- Как решал бы данную проблему я сам, будучи в этой собственной роли?

  • Возьмите следующую карту, и снова подумайте над этим вопросом.

Данное упражнение призвано активизировать культурный ресурс, стоящий за любой из базовых культурно-деятельных ролей. Это работа со случайной картой.

Здесь также можно было бы упомянуть другое (диагностическое) упражнение, использующее «эффект Таро» (эффект проекции): клиент берет любую карту наугад карту и рассказывает, какие ассоциации она сейчас вызывает в его собственной жизни.
Подсказка: Если сразу не удается придумать, как случайная роль может решить вашу конкретную проблему, попробуйте для начала войти в данную роль, идентифицироваться с нею, вспомнить, в каких ситуациях вы бывали в этой роли и какой ресурс она потенциально содержала тогда в себе персонально для вас. После такого разогрева ответить на этот вопрос будет проще.
  • Отклик участника:
    У меня были проблемы с мамой. Я достала 3 карты: Клоун, Борец и Коммуникатор. Как я могла бы преодолеть эту проблему из этих трёх ролей?

    • Клоун мог бы постоянно поднимать настроение мамы, смешить, рассказывать что-то интересное.
    • Борец – человек, который сражается за что-то с другим, добивается своего, - помогал бы маме решать ее проблемы.
    • Коммуникатор (агент-посредник, миротворец, переговорщик, переводчик), например, посылал бы маме в помощь своих детей.
Упражнение 1
«Мозговой штурм»
(Работа с колодой «Играем вместе!»)
Данное упражнение отсылает нас к эффекту творческого решения проблем, замечательно представленного в известном психологическом упражнении «6 шляп де Боно» Меняя роли, из которых мы оцениваем на проблему, мы меняем свой взгляд на неё, используем разные деятельные инструменты для её решения. Эту же методику можно использовать, например, при решении творческих задач, в организационном консультировании и в контексте мировой работы.
На заметку: Эффект смены контекстов в восприятии проблемы можно использовать также через простое перелистывание (касания до культурного контекста разных) карт. Прикасаясь к разным базовым ролям, мы бессознательно актуализируем культурный опыт поколений, связанный с каждой ролью. Иногда, просто перебирать карты оказывается мощным средством, чтобы успокоиться и прийти в себя в ситуации острого переживания. Это хорошее упражнение для психологической самоподдержки, доступное любому человеку, даже не психологу.)
Вернёмся к упражнению «Мозговой штурм» для решения проблем и задач. В групповом формате количество человек практически не ограничено (максимум 160, см. инструкцию).

  • Рассмотрим (учебную) проблему (я ее взяла «с потолка»):
«Есть сказочное государство, все жители которого вдруг перессорились между собой. Поскольку это продолжалось достаточно долго, был собран совет Мастеров, чтобы подумать – как бы всех помирить»

Дальше выбираем, какого именно Мастера будет представлять каждый из участников за этим Круглым столом.

  • Карты раскладываются на поле рубашками вверх.
  • Каждый участник берет одну карту, внимательно прочитывает ее содержимое. И придумывает решение, которое предложил бы его Мастер для решения данной проблемы(задачи).
  • Затем, участники Круглого стола по кругу предлагают своё решение совету Мастеров.

В завершении можно устроить шеринг или продолжить игру, предложив небольшой группе прийти к единому плану спасения сказочного государства и оценить его последствия.
Варианты решения участников «Мозгового штурма»:

Мастер делать сообща (со-деятель, участник, партнер):
«Думаю, что в государстве всегда есть насущные экстренные дела, которые нужно решить не откладывая. Предлагаю объединить людей для их решения.»

Вассал (слуга, подчинённый): «Я найду себе господина, и буду исполнять все, что скажет Господин!»

Лидер (вождь, полководец, вожак): «Я придумаю выгодную себе цель. И поведу людей за собой к этой цели».

Ученик (студент): «Для меня ситуация постоянных ссор и конфликтов - учебная задача. Пусть они ссорятся и мирятся – мне нужно нарабатывать любые навыки. Поэтому я рассматриваю это с пользой для себя, как вариант практики.»

Мастер долга и обета: «Каждый просто должен делать то, что должен. И тогда у людей не будет времени и полномочий спорить друг с другом».





Охотник: «Буду охотиться на ключевых людей, готовых мириться».

Царь: «Я развяжу войну с соседним государством. И все внутри объединятся»

Мастер слова: «Я напишу произведение, где распишу возможные негативные варианты развития событий».

Домработница (домохозяйка): «Я созову всех на генеральную уборку королевства. Хватит жить как в помойке!»

Гостеприимец: «Я приглашу всех на званый ужин, там все перемирятся».

Садовник (земледелец): «Я насажу прекрасный сад, и в нём люди забудут, зачем нужны ссоры».

Защитник (мастер обороны): «Я буду учить людей соблюдать правила общения, чтобы до войны не дошло».
  • Отклик участника:
    Интересно, что у меня сначала не было вообще никаких идей, что бы мог сделать мой персонаж. Но когда я слушала остальных, возникали свои интерпретации, и в результате родилось несколько вариантов!
  • Светлана:
    Это особенность мозгового штурма - когда мы слушаем ассоциации других участников, у нас рождается следующий круг ассоциаций и решений.
  • Отклик участника:
    Когда я слушала идеи своих коллег, у меня лично было ощущение, что мы говорим о нашем обществе. Я просто видела конкретных персонажей, которые в нынешней социальной ситуации пытаются предложить примерно то же самое.
Первые два упражнения «Случайная карта» и «Мозговой штурм» были призваны продемонстрировать, как «Карты-Призвания» могут одновременно удовлетворить потребность клиента или группы в «быстром, горячем ресурсе», служить диагностикой, способствовать сплочённости группы и способствовать поиску решения проблем.
Упражнение 2
«Рассказ о Мастере»
(Работа с любой универсальной колодой «Карты-Призвания»)
Это упражнение, как и предыдущие, позволяет личности или группе аккумулировать культурный ресурс на пользу текущего психологического процесса. Оно обеспечивает взаимную глубокую психологическую поддержку участников. После упражнения они, как правило, испытывают ощущение покоя, весьма тёплые чувства, находятся в наполненном, ресурсном состоянии.

Упражнение развивает позитивные для личности и группы культурные дискурсы, является основой для проведения церемонии самоопределения, способствует развитию предпочитаемой личной истории участников.

  • Выкладываем на поле колоду. Для демонстрации в рамках данного мастер-класса сделаем так: половину карт выложим рубашками вверх, половину вниз: пусть каждый участник для себя определит, как ему сейчас интереснее работать: как профессионалу (неизвестная карта) или клиенту (известная);
  • Задача: выбрать одну карту и в паре рассказать (своему визави) любую историю (что в голову придет) о некоем Мастере с выбранной карты, которого вы знаете (либо лично, либо по книгам, фильмам, публицистическим материалам и т.д.). Речь может идти о любом человеке, которого вы идентифицируете с данной картой. Обменяйтесь в паре взаимно впечатлениями об услышанном.
После выполнения упражнения у участников заметно поднялось настроение. Это неудивительно: взаимный обмен энергией, плюс образ Мастера, плюс новое позитивное знание – всё это дает ресурсы.
  • Отклик участника:
    Я почувствовала ответственность перед «своим» Мастером – ты должен рассказать самые важные вещи про этого человека. Ты как бы его посол или представитель, даже часть его - это как будто включает некий дополнительный ресурс.
Упражнение 3
«Антикарта»
(Работа с колодой «Играем вместе!»)
Как я уже говорила ранее на данном мастер-классе, в любой колоде «Карты-Призвания» есть особая карта, которая называется «Анти-картой» (джокер, квест по колоде). Что она означает?

У каждой роли колоды есть свой Антагонист – противоположность, и Тень – образ человека, который неправильно, комично, искаженно реализует задачу данной роли. Пример роли Путешественник: антагонист – Домосед, тень – Скиталец и Перекати-поле. Или, например, если роль - Мастер отдыха, то её Тенью будет, например, Лентяй. На самом деле это тоже важная и весьма культурно-значимая роль, которая сама по себе вполне автономно пребывает в культуре.

На встрече я предложила всей группе поработать с одной, выбранной наугад картой (чтобы было веселее и разнообразнее), и придумать для неё как можно больше антагонистов или теней. Нам выпала карта «Бунтарь» (революционер, мастер трансформации жизни, тот, кто стремится кардинально и безвозвратно изменить к лучшему существующее положение дел в науке, религии, социальном устройстве, политике, искусстве и т.д.)
Некоторые Тени и Антагонисты, найденные для «Бунтаря-Революционера» группой:

Тени:
  • Разрушитель.
  • Террорист, который разрушает существующее, не предлагая новое, и весьма радикальными методами.
  • Нигилист – по сути разрушает все и не создает ничего нового.
  • Человек, который рубит сук дерева, на котором он сидит.
  • Анархист.
  • Шут – тот, кто говорит революционные вещи, но в забавной форме.
  • Прожектёр.
  • Диссидент – несогласный. Как надо он не знает, а с этим не согласен.
  • Робин Гуд – действует против, но глобально, по сути, ничего не меняет.







Антагонисты:
  • Домосед – человек, который лежит на диване у телевизора и его ничто не интересует.
  • Чиновник – человек, который на деле старается как раз ничего не менять.
  • Подпевала - человек, который со всем соглашается.
  • Емеля.
  • Консерватор, старообрядец или старовер – человек, который сопротивляется изменениям сознательно.
  • Обыватель или кто не выходит из зоны комфорта.
  • Конформист – тот, кто осознанно придерживается существующих правил и норм.
  • Кошка –дипломат, всегда сама по себе, независимая натура.
  • Реакционер – тоже борец, но борец за сохранение статус-кво.
Игра с Анти-картой хорошо подходит не только для групповой, но и для индивидуальной работы – с психологом либо без него. Упражнения такого рода помогают разрядить напряжение, проявить существующие проекции и ассоциации (вы видите, какие разные нашлись в нашем примере тени и антагонисты), показать проблемы и вызовы, характерные для роли, в неявной форме дать высказаться Альтер-эго клиента, а зачастую сделать роль более объёмной и сыграть её во всех её лично-значимых ипостасях.

Наблюдая за участниками, я ощутила гордость за них – какая изобретательность и культурная эрудиция в поиске антагонистов и теней! Этот процесс навеял воспоминания о мировой работе по Минделлу*. И дело тут не только в теме вызова, в духе революции и бунтарства. Так легко в этом упражнении вскрываются основные проблемы, проявляются «неприкаянные духи общества», его актуальные вызовы. В продолжение, если бы не было ограничений по времени мы могли бы сыграть каждую из этих ролей антагонистов и теней в формате психодрамы. Думаю, могло бы интересно получиться.

*Арнольд Минделл – американский психотерапевт, писатель и основатель процессуально ориентированной психологии.

Работа с подростками

Для работы с подростками я рекомендую колоду «Играем вместе!»: за счет системы навигации по картинкам она удобна в групповой работе, к тому же, цветные картинки держат внимание и снижают напряжение, дают молодому человеку чуть больше пространства для ассоциаций.
Формулировки подходят для подростков – как это не удивительно, но они им понятны. В моей практике были случаи, когда дети 11-12 лет признавались, что никогда не слышали названия некоторых ролей - таких, как, например, чиновник, эколог, просветитель, казначей, сторожил или волонтёр. Но когда они читают пояснения к картам, все отлично понимают и могут приложить роль на себя.

Но в целом мы говорим о ребятах постарше - 14-15 лет. В отношении них основной фокус работы с «Картами-Призваниями» – тема просвещения о видах культурно-значимой деятельности, вспоминания ролевых моделей, которые они встречали в актуальной культуре или в области истории человечества.






Ребята могут уже приложить роли на себя, попробовать их, найти сходные друг с другом роли по неким критериям, рассказать личные истории, связанные с ролью. Мы также имеем ввиду здесь и тему личностного, а также деятельностного самоопределения с постепенным выходом на профессиональное самоопределение.

Однако, задача, я подчёркиваю, не выбрать какие-то предпочитаемые роли, а освоить само пространство деятельных ролей, проидентифицироваться с каждой из них, сформировать свою личную систему смыслов и соотношений – как именно роли связаны и взаимодействуют друг с другом.

В инструкции к этой колоде много упражнений для подростков. Хочу обратить ваше внимание на то, что карты-роли, представленные колодой можно классифицировать по разным основаниям: и на основе своих субъективных предпочтений, и в тематическом,содержательном плане. Например, мы можем попросить подростков выбрать все карты, которые связаны с общением с людьми, или те, которые могут помочь выживанию, или те, которые направлены на взаимодействие с природой. Для подростка это новая интересная задача. Своего рода путешествие по пространству ролей и возможных деятельностей.

Могут иметь место также и маленькие упражнения: например, взять 2 карты, сравнить их и рассказать, чем они похожи и чем отличаются, попробовать из двух карт сложить некую одну, особую деятельность. Допустим, есть 2 карты - Пророк и Казначей – надо придумать какую-то деятельность на их сочетание (финансовый аналитик, игрок на фондовой бирже и т.д.). Для ребят эта задача в зоне ближайшего развития, но, тем не менее, это возможно.

А ещё у меня есть такая идея об использовании «Карт-Призваний» в школьной практике: Представьте школьный класс. Каждый ученик выбирает из набора понравившуюся ему карту, возможно, работает с ней на группе в формате личного рассказа, а на следующий раз пишет сочинение или обзор по этой роли. После из всех сочинений (обзоров) учеников класса складывается одна общая книга о ролях с коллективным автором.

Также ребята могли бы обсудить в небольших группах, как они уже встречались с конкретной ролью – на собственном опыте, при знакомстве с интересным человеком, быть может, в литературе. После они могут рассказать, как данная роль проявлялась в разные исторические эпохи, как и чем она отличается в разных странах. Это исследовательская деятельность, которая, при должном подходе, весьма заинтересует подростков.

Есть более психологические, даже психотерапевтические игровые упражнения, например, «Фуршет», но в тексте данной статьи мы не будем описывать её. Так как игра подразумевает определенную квалификацию ведущего и соблюдение техники психологической безопасности. Важно понимать, с кем можно делать это упражнение, с кем нет, и какая роль может оказаться для человека травматичной в данный момент.

Другие упражнения можно посмотреть в инструкции к колодам.

Основная задача «Карт-Призваний» в работе с подростками – это освоение ролей, рефлексия своего опыта в ролях, предпочтение той или иной роли или комплекса ролей, и умение интегрировать роли в некие комплексные деятельности. Главный образ для такой работы – метафора путешествия по пространству человеческих деятельностей, а самого подростка, как путешественника, способного в некий момент попробовать на себе каждую из представленных ролей.

Работа с семьей

Как я уже говорила, на создание «Карт-Призвания» меня вдохновила нарративная практика. И вот, недавно, меня осенила прекрасная мысль, как именно можно работать с картами в семье. Нечто наподобие настольной игры. Представьте: За столом собираются разные поколения семьи: бабушки-дедушки, мамы и папы, юношество, дети младше 11 лет сидят рядом с родителями, но тоже принимают участие в игре.
У меня был случай. Я апробировала карты в одной семье. Мама-психолог и двое детей – 11 и 5 лет. Младшая девочка, несмотря на инструкцию, также приняла участие в игре на равных (правда, она ещё не умела читать, и ей нужно было (предварительно выбрать из трёх случайных карт, а затем) объяснить суть карты. Игра прошла на ура. Мы встретились с детьми через неделю. Мы шли по улице, дети взяли меня за руки и наперебой стали рассказывать самые интересные истории своей жизни… Где тут здесь зона ближайшего развития (для карт), в каком возрасте? Это очень интересно.
Творятся необычные вещи. Создаётся культурно-деятельная история рода. Когда по кругу бабушки-дедушки, папы-мамы, дети и подростки рассказывают про себя какие-то истории деятельности, идет процесс ткачества - создания фамильной истории в деятельности.

Естественно, процессом управляет старшее поколение – бабушки-дедушки, у них много историй, они могут выбирать из них то, что по смыслу сейчас больше соответствует динамике процесса. Для среднего поколения это самоопределение, отдых души, профилактика выгорания, плюс передача опыта. Младшее поколение слушает и усваивает фамильные истории, которые могут повторяться не один раз. И вносит свою лепту в пространство серьёзного общения, игры взрослых.

Я очень верю в потенциал колоды именно в ключе рассказывания семейных историй.
  • Участник:
    Чем отличается культурно-деятельностная роль от профессии? Я часто вижу здесь пересечения. Типичный пример – посол – вроде как профессия. Шут – это роль или профессия?
  • Светлана:
    В профориентации вы можете найти весьма чёткое разделение понятий - деятельность, работа, специальность, профессия. Профессия предполагает определенную систему развитых профессиональных компетенций, которые позволяют в любой ситуации в стабильном режиме воспроизводить эту роль при любом, даже самом сложном уровне профессиональных задач. Профессия также подразумевает интеграцию субъекта в профессиональное сообщество.

    В то же время, деятельность как таковая не подразумевает, что мы являемся в ней профессионалом. Каждый из нас может найти ситуацию в своей жизни, когда он был шутом. Даже если человек не умеет шутить, быть может, когда-то он случайно сел в лужу, и все засмеялись. Но это не значит, что он профессионально может исполнять роль шута. Пока у него нет этой компетенции. То же можно сказать о любой другой роли колоды: Советчике, Чернорабочем, Поваре и т.д.

    Основной «водораздел» между понятиями: профессия требует определенного уровня компетенций. Но как деятельность базового уровня роль доступна для любого. Приготовить яичницу, выстирать грязную пелёнку, посоветовать нечто другу между делом.
  • Участник:
    Если я правильно понял, можно быть послом по профессии, а можно исполнять роль посла, не обладая особой компетентностью, на уровне интуиции, например, если в семье какие-то неурядицы. Слово одно, а смыслы разные – в одном случае это культурно-значимая деятельность, а в другом – профессия.- Сначала нужно освоить базовую колоду, пропустить через себя, а потом переходить на «Играем вместе»?
  • Светлана:
    Да, так. Посол – весьма престижная профессия, доступная единицам. Но каждый из нас, в какой-либо ситуации представлял свою группу перед неким другим сообществом, был послан «голубем мира» между двумя влюблёнными и т.п.

    Это, в частности, определяет и то, для чего мы используем «Карты-Призвания». Они не для того, чтобы выбрать себе одну, наиболее подходящую роль. Каждый человек может исполнять любую из 160 ролей. Чем больше ролей он присвоит, тем богаче его внутренний мир, тем больше накоплено внутреннего ресурса, тем богаче система смыслов жизни и деятельности. «Карты-Призвания» могут, конечно, косвенно использоваться для профориентации, но только в контексте личностного самоопределения – формирования уникальной личной системы смыслов деятельности. А прежде всего, это инструмент для работы с культурно-деятельностным ресурсом личности.
  • Олеся:
    Здорово, что было столько маленьких упражнений, где мы смогли колоду на себе попробовать, подержать в руках – мне кажется, это лучший способ познакомиться.