Нарративная мастерская
 
Валерия хольтерманн / Алена рожкова / роза алиева
Забота о себе для помогающих практиков через призму навыков осознанности
Материал по результатам открытой встречи 1 марта

Ведущие встречи

  • Роза Алиева,
    нарративный практик, инструктор практик осознанности
  • Алена Рожкова,
    танцевально-двигательный терапевт, нарративный практик, ведущая курса «Что можно рассказать телом» по работе с телом в нарративном подходе
  • Валерия Хольтерман,
    психолог, нарративный практик, инструктор практик осознанности, тренер программы «Осознанное самосострадание»
  • Роза:
    Основная сфера моих интересов сейчас — базовые навыки осознанности.

    Именно поэтому меня пригласили на эту встречу. После этого, повинуясь внутреннему отклику, я пригласила Леру и Алену в качестве соведущих, чтобы развить направления темы, которая мне интересна.

    Тема заботы о себе достаточно распространена, популярна и известна. Есть много идей, как можно о себе позаботиться. Тем не менее, она всегда актуальна. Сегодня немножко подсветим навыки осознанности с точки зрения того, как проявлять заботу нам как помогающим специалистам.
О чем наша встреча
  1. Практики осознанности (Роза Алиева)
  2. Самосострадание и его роль в контексте заботы о себе (Валерия Хольтерман)
  3. Телесная осознанность и телесные практики (Алена Рожкова)
Практики осознанности
Роза Алиева
Тема осознанности достаточно популярна в последнее время.
Мало того, она уже достаточно затерта.

Что такое осознанность?

Осознанность — это направление внимания намеренно,

в настоящем момент, безоценочно

Джон Кабат-Зинн, автор программы снижения стресса посредством осознанности

(англ. Mindfulness-Based Stress Reduction)

Осознанность — набор психологических навыков,

в основе которых лежит особый способ направлять внимание с гибкостью, открытостью, любопытством и заботой

Расс Хэррис, писатель и тренер по ТПП (терапии принятия и последовательности)

в парадигме третьей волны КПТ (Acceptance & Commitment Therapy - ACT)

В своих консультациях очень часто использую метафору осознанности, как некой лампочки, которую я могу включить.

Для меня осознанность — это прежде всего процесс направления внимания. Причем это постоянный процесс, не то, что можно сделать раз и навсегда. Он протекает как река. Если вернуться к метафоре с лампочкой — это возможность подсветить то, что сейчас со мной происходит, слепок моего личного момента «здесь и сейчас»:
  • Что я слышу?
  • Что я вижу?
  • Когда смотрю, вижу ли я что-то?
  • Когда слушаю, слышу ли я что-то?
  • Что я чувствую?
  • О чем я думаю?
  • Какое у меня отношение?
Например, на встрече я чувствовала волнение, воодушевление, вытяжение вперед, потому что мне было важно донести свои идеи до участников. Все это приправляется тем, какое у меня отношение сейчас ко всему — не важно, к реальности, к мыслям, к тому, как я к этому отношусь, приятно мне это, не приятно, хочу ли я это изменить.

Это для меня является осознанностью, которую можно включать, про которую можно вспоминать. Лично для меня осознанность (может, у вас по-другому) — это не то, что я делаю 24/7, но к чему я могу возвращаться как к некому процессу, к практике.

Осознанность и нарративная практика

В практиках осознанности и подходе Mindfulness есть много перекликающихся моментов с нарративной практикой.
Мы живем в реальности, которая сплетена из историй, нарративов, слов. Мы рождаемся с уже созданными историями про нас. Это одна из форм реальности – нарративы. Мы знаем все про мир, про реальность вокруг через истории и слова. Мы складываемся из этих знаний. Во мне очень много знаний и историй, которые сплетаются во мне и создают меня, в том числе.

В подходе осознанности предполагается, что наш мир существует в двух реальностях:
  1. Нарративная реальность через истории, которые нам рассказывают и которые мы рассказываем.
  2. Феноменологическая реальность.

Феноменологическая реальность

Практики осознанности предлагают некую феноменологическую реальность — это то, из чего она проживается физически. Это не то, как мы думаем об этом, а то, как проживаем это как процесс. Каждое наше мгновение состоит из кучи событий, на которые мы можем направить внимание.

Для меня забота о себе — это сделать в моменте паузу, встретиться с реальностью, которая состоит из различных моих личных феноменов, и попробовать увидеть эту реальность прямо сейчас.

Практикум

«Включаем лампочку»

Но в чем может быть моя забота о себе в том, что я вижу и слышу? Как можно позаботиться о себе через это? Предлагаю вам прямо сейчас попробовать это сделать, ответив на вопросы:
Обратите внимание на то, что вы сейчас видите и слышите. Вы можете посмотреть предметы вокруг себя или в окно и встретиться там с какой-то реальностью. Даже если она всегда постоянная, она чуть-чуть всегда меняется. Сейчас идет легкий снег, через 2 часа может выглянуть солнце, потом наступит весна, снег растает, и это будет уже другая картинка. Вы можете услышать чей-то голос; звуки вашего личного пространства, если вы находитесь в помещении; уличные шумы на улице. Можно расширить слушание еще дальше и услышать мир.

Обратите внимание на свои ощущения — как вы сидите, что ощущаете, комфортно ли вам, какие у вас сейчас эмоции, нормально ли вам с этим? Какие у вас сейчас мысли, как они на вас влияют?
Все это является процессом, который постоянно меняется, раскрывается и сворачивается — это осознанность, которую мы можем включать, заглядывая внутрь себя.

В моем понимании осознанность, забота о себе помогающего практика (это то, что мы сделали прямо сейчас) — как можно чаще в течение дня, даже на консультациях задавать себе вопрос, как мне сейчас, что я вижу, слышу, чувствую, нахожусь ли я в контакте, как на меня это влияет, могу ли я что-то в этом изменить.
— Сложно увидеть весь комплекс, увидела свою кошку и отвлеклась.
— Это нормально — так работает внимание. Оно переключается. В любом случае, когда мы включаем эту лампочку, редко, когда в моменте появляются все ощущения и звуки. Скорее всего, внимание все равно переключается от одного к другому , идет по кругу, перескакивает от более ярких ощущений к менее ярким. Я заметила, как мурлыкает кошка, а потом могу себя спросить – какое у меня к этому отношение, мне это приятно или нет? Дальше можно перевести внимание на себя, заметить свое положение тела. Я чувствую, что мне устойчиво, комфортно, приятно. Это тоже часть осознанности и заботы о себе.

Например, я сегодня одела приятную для тела рубашку, она для меня комфортна, и я это чувствую. Я чувствую, как волосы касаются шеи. Я чувствую, что у меня есть немножко напряжение в области поясницы, и я знаю, как это можно исправить. Этот дискомфорт может возвращаться, но я могу его раз за разом замечать, включая осознанность, и чуть-чуть менять. Я вижу слушателей, у которых включены камеры, и это тоже как-то на меня влияет. Мне может быть приятно, нейтрально, иногда что-то неприятно. Я могу заметить, как у меня стопы опираются на пол, и в этом есть моя включенность и заземленность.
Дальше мы сделаем еще одну практику, связанную с телесностью, с тем, как можно менять в себе что-то, что мы обнаруживаем, тем самым влияя на свое состояние.

Практикум

«Центрирование»

Это очень простая практика, которую можно делать в любых ситуациях и в любых состояниях — стоя, сидя, даже лежа. В этой практике соединяются моменты осознанности, про которые я рассказала, телесность, про которую Алена расскажет, и мое отношение, про которое будет говорить Лера. Я эту практику очень люблю и даю ее на каждой консультации.
  • Шаг 0: включение
Оглянитесь вокруг, заметьте свое пространство, при желании можно заглянуть в любое воображаемое пространство и осмотреть его. Это тоже расширяет нашу сферу восприятия. Когда вы смотрите на что-то, подумайте в моменте, рождается ли что-то в голове. Я смотрю на цветок, и я уже знаю историю этого цветка, знаю, как он называется, знаю, что у него белый горшок, что он растет немножко под наклоном. Я могу это все заметить. Каждую секунду в голове рождаются эти истории.

Дальше замечаем звуки. Можно попробовать услышать тишину, если нет фонового звука, или кто-то говорит, но когда он делает паузы, появляется тишина. Эту тишину тоже можно слышать и тоже можно спросить себя — как мне с этим?
  • Шаг 1: заземление (наличие опоры)
Сядьте или встаньте устойчиво — ноги на ширине плеч, стопы удобно распластаны по полу, спина распрямлена — максимальная устойчивость и заземление. Проверьте поясницу, чтобы не было излишнего изгиба, как говорят специалисты, будто книжку раскрываем в пояснице. Заметили, как вы устойчивы? Теперь переводим все свое внимание на точки опоры. Если вы сидите, это стопы и таз, если стоите, только стопы.

«Переводим внимание» каждый понимает и ощущает по-своему. Я предлагаю заметить, что стопы опираются на пол, попробовать прочувствовать, что такое физическая опора — не через истории и образы, а физически. У нас есть давление тела, есть площадь контакта тела с поверхностью, на которой мы сидим, и стопы. Почувствуйте давление тела на поверхность. Можно представить, что с каждым следующим выдохом мы будто бы чуть-чуть утяжеляемся и проседаем. Можно немножко поерзать на стуле, добавляя еще больше ощущений.

Наша заземленность и наличие опоры — это не только физическое ощущение, но и внутреннее качество, к которому можно обратиться через физическое ощущение.
  • Шаг 2: распрямление
Второй шаг — это наша распрямленная спина, её вертикаль, некая центрированность, симметричность позы. Можно подчеркнуть ее, сделав чуть удлиненный вдох, как будто бы мы раскрываемся, вырастаем вслед за макушкой. Необязательно это делать с усилием. Мы стремимся не создать прямую спину, а чуть-чуть раскрыться и вытянуться с ощущением, как будто мы вслед за макушкой к солнцу прорастаем.

У нас уже есть опора, центрированность, распрямленность спины— в этом уже много ощущения устойчивости. Попробуйте заметить, как меняется ваше ощущение
  • Шаг 3: расслабление
На следующем шаге мы смягчаем переднюю центральную линию тела, начиная с лица замечаем, не напрягаются ли наши мышцы, дальше горло, плечи. Можно опустить руки и немножко встряхнуть их, будто бы плечи чуть-чуть стекают вниз и заметить направление вниз рук и плеч. Дальше обращаем внимание на грудной отдел и живот. Мы дышим и проверяем, что у нас не напряжен живот, что он не зажат, что нам удобно, комфортно.

Можно сейчас сделать удлиненный вдох через нос и мягкий спокойный выдох через рот. По сути, мы получаем центрированное состояние, которое является результатом практики центрирования. Заметьте свое состояние, когда вы уже осмотрели окружающее пространство, услышали звуки, у вас есть опора, центрированность спины, вы сделали вдох-выдох.
Дополнительные шаги:
  • Шаг 4: добавление ощущений
Еще очень часто добавляют ощущение или отношение к тому, что сейчас со мной происходит. Для этого делая выдох, можно представить или вспомнить ситуацию, когда нам было радостно или приятно. С выдохом как будто бы наше тело еще смягчится, добавится внутренняя улыбка, расширение.
Дополнительные шаги:
  • Шаг 5: расширение внутреннего пространства
Также некоторые специалисты в области эмбодимента предлагают заметить пространство вокруг, мое личное пространство, как будто бы я могу на него как-то повлиять, немножко расширить. У каждого из нас есть внутреннее пространство, которое может быть очень разным. Представим, что мы в 6 сторон замечаем это пространство и чуть-чуть расширяемся вслед за ним из центра наружу.
Практика центрирования делается очень легко и быстро в моменте за 5 секунд, я дольше про нее рассказывала.
Как сделать практику центрирования очень быстро:
  • На вдохе проходим вниманием от стоп вверх к макушке;
  • На выдохе спускаемся вниманием вниз, расслабляя переднюю линию;
  • Добавляем ощущение внутреннего расслабления, улыбки, комфорта;
  • Делаем еще один вдох;
  • На выдохе расширяем внутреннее пространство.
Почему важно расширять внутреннее пространство? Наше телесное состояние проявляется вовне. Представьте, что я, сгорбившись и зажавшись, буду убеждать вас, что практика центрирования — это очень важно и полезно. Совсем иначе будут звучать мои слова, если я буду сидеть с расправленными плечами. Люди воспринимают нас через нашу телесность, нашу физическую проявленность. Можно посмотреть выступления ораторов, особенно телесных практиков, как они себя держат, как они влияют на публику и владеют ее вниманием. Наше состояние как специалистов влияет на то, как мы общаемся с людьми, как они нас воспринимают.

Заботиться о себе — это заметить свое состояние, попробовать его как-то изменить, задавая себе вопросы в конце практики, например, как я могу добавить чуть-чуть больше легкости в свое состояние? Может быть, еще чуть-чуть вытянуться вверх. Или, если я хочу чуть больше принятия, поможет округлость.
Самосострадание и его роль в контексте заботы о себе
Валерия Хольтерман
Моя любимая тема самосострадания как нельзя лучше подходит к теме сегодняшней встречи, потому что самосострадание является одной из основных составляющих заботы о себе любого человека, в том числе, помогающего практика.
  • Валерия:
    Моя любимая тема самосострадания как нельзя лучше подходит к теме сегодняшней встречи, потому что самосострадание является одной из основных составляющих заботы о себе любого человека, в том числе, помогающего практика. Во время работы с клиентами помогающие практики часто сталкиваются с чувством некомпетентности, со страхом, тревогой, бессилием, раздражением, усталостью, нетерпимостью. Мне тоже все это знакомо. Справляться с этими чувствами в моменте бывает очень и очень непросто.

    Самосострадание — это чудесный навык, который может значительно облегчить работу помогающего специалиста, помимо того, чтобы просто улучшить его жизнь. Чтобы понять, что такое самосострадание, дам сначала определение состраданию.

Сострадание — это способность проявлять сочувствие, любовь и заботу к людям, которые находятся в сложной ситуации

Самосострадание — это те же сочувствие, любовь и забота, которые мы направляем на самого себя

Для меня самосострадание — это практически панацея, по крайней мере в чувственном отношении. Научно доказано, что самосострадание значительно улучшает состояние ментального здоровья, повышает эмоциональную устойчивость, хорошо работает с тревогой, с депрессией, с самокритикой, с синдромом самозванца, с негативным образом тела. Есть очень много тем, на которые самосострадание влияет очень хорошо. Это важный инструмент психолога в работе не только с клиентами, но и с самим собой.

У помогающих практиков есть две причины практиковать самосострадание:
1. Ощущение, что с нами что-то не так, что мы не справляемся, некомпетентны, страх невозможности помочь, чувство вины;

2. Эмпатический стресс, когда мы проваливаемся в проблему клиента, особенно если эта проблема перекликается с нашим собственным опытом. В принципе, если мы очень эмпатичные люди, то бывает сложно остаться на поверхности, не проваливаться в это.
Когда мы испытываем эмпатический стресс на протяжении длительного времени, день за днем, у нас появляются его симптомы. Это может быть раздражительность, фрустрация, избегание, беспокойство, плохой сон. Понятно, что это негативно сказывается на нас как на специалистах.

На первый взгляд разница между эмпатией и состраданием довольно неочевидна, но она есть:
Эмпатия — это когда мы чувствуем то же самое, что чувствует наш собеседник;
Тогда мы проваливаемся в те же самые эмоции, и, возможно, нам самим нужна помощь. Если у человека действительно сложная ситуация, нам сложно будет ему помочь.
Сострадание — это когда мы понимаем и поддерживаем собеседника, но совершенно необязательно чувствуем то же, что и он.
Когда-то, может быть, у нас был такой опыт, мы когда-то это чувствовали, мы можем это представить. Мы видим, что человек страдает, но остаемся стабильными, можно сказать, центрированными.
Именно сострадание нам нужно проявлять к клиентам. Но понятно, что это бывает сделать очень сложно, если нас одолевают такие чувства, как вина, ощущение некомпетенции, чрезмерная эмпатия. В таких случаях обычно специалистам рекомендуют проявлять большую заботу о себе. Это может быть профилактика выгорания, когда человек уделяет себе достаточное количество времени на отдых, физическую активность, полноценный сон, хобби, встречи с близкими, также личная терапия и супервизия. Конечно, это все очень важно и помогает нам день за днем становиться более устойчивыми. Но если мы испытываем сложные эмоции в моменте, то забота о себе может оказаться бессильной.

Самосострадание замечательно тем, что его можно практиковать в моменте. Конечно, есть практики, которые занимают длительное время, например, самосострадательное письмо самому себе или длительная медитация. Но мы также можем помочь себе в момент сложных эмоций, и это даст эффект, похожий на центрирование. Мы ощутим себя более заземленными, более понятными, даже если мы будем сами себя понимать.

Кроме того, самосострадание помогающего практика — это дар клиентам, потому что невозможно поддерживать других, если мы не поддерживаем себя. Если мы расплескиваемся, наши эмоции нестабильны, то очень сложно помочь другим людям.
В самосострадании есть три основных компонента:
  • 1) Осознанность

    Это когда мы замечаем то, что испытываем эмоции (страх, боль, тревога, ощущение безвыходности и т.д.). Мы должны их прежде всего заметить, потому что когда мы в сильном стрессе, эмоции могут нас переполнять, и обратить внимание на то, что сейчас я испытываю вот это и вот это, может быть довольно сложно. Это нарабатывается практикой. Плюс, многие из нас привыкли жить в стрессе, и дополнительный фактор стресса может пролететь незамеченным. Так что первый шаг — это заметить, что мы страдаем, испытываем сложные эмоции.

  • 2) Признание общности человеческих переживаний

    Важно помнить, что я не один страдаю. Другие люди тоже испытывают подобные чувства. Это не про обесценивание («Дети в Африке тоже страдают, ты чего расклеилась?»), а про то, чтобы разделить переживание. Человек — социальное существо, ему важно разделять свои опыт и эмоции с себе подобными.

  • 3) Доброта к себе

    Даже в сложный момент, когда мы чувствуем, что не справляемся, понимаем, что да, сейчас я испытываю те же эмоции, что и мой клиент, мне сложно ему помочь, мы не критикуем себя, а относимся к себе с добротой, как добрый друг. Опять же в нашем обществе есть тенденция обращаться с собой хуже, чем с другими. Если бы люди обращались со своими друзьями и близкими также, как с собой, возможно, многие бы остались в одиночестве.

Практикум

Соматическая практика «Успокаивающее прикосновение»

Прикосновение — это надежный способ выражения доброты и сострадания другим. Мы все знаем, что 4 объятия в день помогают делать человека счастливым, более стабильным, Объятия и прикосновения вызывают физиологические изменения в нашем теле. Даже если мы просто наблюдаем, как человек прикладывает руку к сердцу, это может вызвать изменения в наших эмоциях, в нашем теле.

Предлагаю поэкспериментировать, какое именно прикосновение дает вам поддержку. Кристен Нефф, которая вплотную занимается темой самосострадания, предлагает много разных вариантов, в том числе, например, погладить себя по щеке или обнять свое лицо. Понятно, что если мы работаем с клиентами, это не всегда уместно. Может быть, нормально сидеть, подперев щеку. Нужно поэкспериментировать, что помогает именно вам.
Предлагаю несколько вариантов, которые можете попробовать для себя:

  • Рука на лице;
  • Рука у сердца;
  • Одна или обе руки на животе;
  • Руки на коленях;
  • Незаметное поглаживание себя (по руке, бедру или ноге);
  • Незаметное пожатие рук самой себе.
Могут быть другие варианты. Но главное, все это делать с намерением выразить себе поддержку: «Ты моя хорошая, все будет хорошо! Мы справимся».

Например, мне ближе всего поглаживание себя. Это активное сострадание. Простое прикосновение воспринимается пассивно. Такие жесты можно применять прямо во время сессии, чтобы выразить себе поддержку. Так постепенно возвращаешь себе способность занимать позицию именно помогающего практика. Ты уже немножко поднимаешься над уровнем клиента и видишь ситуацию со стороны, также становится легче обходиться с чувствами вины, некомпетентности и пр. Мы понимаем — я просто человек, все люди ошибаются, мы справимся, все будет хорошо.

Практикум

Практика самосострадания

Эта практика может быть продолжением практики прикосновения. Ее можно проводить в полном варианте, но во время сессии она может сводиться буквально к нескольким секундам.
1) Подготовка
Сядьте удобно, почувствуйте под собой опору. На вдохе потянитесь макушкой кверху, выпрямляя спину, и на выдохе попробуйте расслабить переднюю часть тела, лицо, живот. Сделайте несколько глубоких вдохов, и подумайте о ситуации, которая вызывает у вас стресс прямо сейчас, может быть, что-то случилось на работе или какие-то проблемы в отношениях. Это что-то от легкого до среднего, потому что наша цель сейчас просто научиться выполнять эту практику.
2) Осознанность
Позвольте ощутить себе обстоятельства проблемы, чтобы прочувствовать ее в теле. Подумайте, где в теле ощущается эта проблема. Попробуйте установить контакт с этим дискомфортом, а затем скажите медленно и четко, вслух или про себя, фразу, которая описывает ваши ощущения, например: «Мне сейчас плохо. Это момент страдания» или «Мне сейчас больно (неприятно)». Это осознанность, когда мы замечаем и признаем свои чувства.
3) Признание общности человеческих переживаний
Теперь скажите себе снова медленно и четко: «Страдания — это часть жизни. Другие люди могут чувствовать то же, что и я. Я не одинок».
4) Доброта к себе
Теперь положите свои руки на сердце или в другое место, где тело почувствует вашу поддержку, и скажите себе: «Пусть я буду добра к себе. Пусть у меня будет достаточно мужества и силы, чтобы изменить ситуацию. Пусть я приму себя такой, какая я есть», или что больше подходит в вашей ситуации.

Если сложно подобрать нужные слова, представьте, что у вашего друга или любимого человека есть такая же проблема, как у вас. Какие слова вы могли бы сказать этому человеку? Какое сообщение вы хотели бы передать? И скажите эти слова самому себе.

В заключение сделайте несколько вдохов и выдохов и закончите практику.
Эту практику можно сделать очень быстро, помня ключевые моменты самосострадания:
  • Осознанность («Я замечаю свое страдание»);
  • Признание общности человеческих переживаний («Я не одинок»);
  • Доброта к себе («Пусть я буду добра к себе, пусть у меня будут силы справиться с этим»)
Сочетание прикосновений с ключевыми моментами самосострадания работает лучше всего.
Участник:
— Тяжело с общностью.
Валерия:
— Мне тоже знакома эта проблема. Мне кажется, главное — просто практиковаться. Со временем ощущение общности будет развиваться. Важно в повседневной жизни тоже замечать, когда нам плохо, и когда другим людям тоже плохо. Думаю, у нас как у помогающих практиков не должно быть проблем с этим.
Участник:
— Меня мучает вопрос — так понимаю, может, неправильно, что осознанность на первых этапах (постоянно замечать, что я вижу, что чувствую, переключение на себя, на эмоции) — это достаточно энергозатратный процесс, особенно когда ты учишься. Как не увлечься этим и не сделать так, чтобы инструмент, который призван сделать хорошо, наоборот, будет мешать: «Я вижу цветочек!!!», чтобы на это еще больше сил не тратилось. Где найти тот чудесный баланс, чтобы относится бережно к себе, но и в работе был прогресс?
Валерия:
— На первых порах может быть очень энергозатратно все время быть осознанным. Есть определенное время (3-5-10 минут), которое мы уделяем практике (делаем медитацию или замечаем, например, свои чувства). Нужно выяснить комфортное количество времени, комфортное количество раз в день. Кто-то ставит себе будильник на несколько раз в день с вопросом: «Что я сейчас чувствую?» Постепенно это войдет в привычку.

Роза:

— Когда мне задают такой вопрос, я всегда спрашиваю — чтобы что? Вы можете понаблюдать за собой, насколько часто вы вспоминаете о вопросе: «Как я сейчас?» Важно добавить туда именно отношение, например: «Я хочу добавить туда легкости, внимания к себе, а не то, чтобы это было работой и тяжким трудом». Если я хочу увидеть этот цветочек, смотрю на него с удовольствием. Осознанность точно не про насилие, а именно про легкость.
Телесная осознанность и телесные практики
Алена Рожкова
Когда мы говорим о любой осознанности (неважно, через что мы заходим в эту тему), мы говорим, что мы делаем это телом. Просто потому, что все, что мы делаем в этой жизни, мы делаем телом. И все, что мы не делаем, мы не делаем телом тоже.
  • Алена:
    Слушая Леру и Розу, я обратила внимание, что и там, и там мы говорили о теле. Когда мы говорим о любой осознанности (неважно, через что мы заходим в эту тему), мы говорим, что мы делаем это телом. Просто потому, что все, что мы делаем в этой жизни, мы делаем телом. И все, что мы не делаем, мы не делаем телом тоже. Это не моя фраза, она из формулировок сообщества эмбодимент-практиков.

    Есть история про то, что есть я, а есть мое тело, и периодически я с ним будто бы контактирую. Хотя я уже 12 лет говорю о теле, все равно периодически себя ловлю на том, что вербально поддерживаю разделенность — есть голова, есть тело, есть ум, душа, сердце. И это тоже вопрос осознанности: как я говорю о своем теле. Последние несколько лет я приучаю себя к тому, чтобы говорить о том, что есть я-в-уме, есть я-в-теле, а есть Я-целостная, ум и тело — это и есть я.
Мне бы сейчас хотелось, чтобы вы обратили внимание, как ваше тело спустя час встречи? Где вы? Как ваше тело — оно с вами или оно куда-то уже ушло? Сейчас у вас были практики, где вы проявляли самосострадание, в том числе, используя ваше тело и прикосновения к нему. Как вам после практик — стало легче, теплее, расслабленней?
— После вашего вопроса моя голова удивилась — что, час прошел? А тело ответило — да, прошел!
Если я правильно понимаю, это про то, что мне в уме очень интересно, хочется информацию брать, а телесно понимаю, что я переполнена, мне как будто надо немного притормозить, замедлиться, немножко посидеть в сторонке. Это говорит мое телесное Я, которое где-то перегрузилось, где-то не успевает усваивать, или просто хочет поспать, потупить и т.д. Это как раз для меня про телесную осознанность, когда я очень четко понимаю, или как минимум, умею задать себе вопрос — а это кто сейчас говорит? Какая часть меня сейчас хочет получить какую-то информацию? А какая часть меня не хочет этого, а хочет пить кофе в парке?

Для меня телесная осознанность заключается в том, чтобы все время интересоваться у самой себя — мне как вообще с этим? Умом и моими представлениями о том, как это нужно делать, все понятно, а что про это думает мое телесное Я? Что на самом деле там происходит?
Наше состояние может меняться в зависимости от того, где мы находимся, в каком контексте. Довольно часто помогающие практики встречаются со своим телесным Я, к сожалению, уже на этапе выгорания, Когда я понимаю, что у меня есть обязательства, мне необходимо что-то делать (клиенты, запись и т.д.), а телесно с этим уже сложно. Тому может быть очень много причин. Здесь говорили про эмпатию, про то, что у нас может быть очень сильная вовлеченность в истории клиентов. Но мы же вовлекаемся не только эмоционально, не только головой. Мы вовлекаемся и телесно.

Если я очень вовлечена в процесс, это сразу видно. Даже когда я только слушаю и задаю вопросы, если я осознаю положение тела в пространстве (где стоят мои ноги, как расположены руки, удобно ли мне вообще в кресле, насколько я приближена к собеседнику или отдалена от него), каким образом я вообще телом работаю, я могу регулировать, в том числе, свое эмоциональное и ресурсное состояние.
Прямо сейчас проверьте, как вы сейчас телесно — где ноги, руки, как дыхание? Может, вам нужно немножко отодвинуться, увеличить дистанцию, тем самым сохранить чуть больше ресурса для себя? Или, наоборот, вам хочется приблизиться, сократить это расстояние? Проверьте, как вам вообще в пространстве. Возможно, вам хочется подвигаться. Например, если мне приходится час сидеть на месте, я пытаюсь уже покусать кого-нибудь. Это знают все мои мастера по маникюру и педикюру. Я эту свою особенность знаю, поэтому прошу меня не задерживать, или хотя бы делаю простые движения, которые показывают моему телу, что все нормально, нас никто никуда не заковал, мы здесь не навсегда и можем делать, что хотим. Когда мы работаем с нашими собеседниками, у нас тоже есть возможность немножко подвигаться.
В 2016 году я проходила свое первое обучение по психотравме. Я была единственная в группе, кто работал через тело. Если вы занимались на достаточно энергоемком обучении, связанном с травмой, то помните, что телесно там очень устаешь, хотя осознаешь это уже позже. Я помню, как на всех паузах я ложилась на пол, задирала ноги, трясла руками. Мне было все равно, что обо мне подумают мои коллеги, я давала своему телу возможность подвигаться и сбросить напряжение.

Даже если вы не осознаете себя в напряжении, тем не менее, очень верная практика, помощь и поддержка вашему телу, которая будет увеличивать вашу осознанность и предотвращать усталость — это давать возможность своему телу сбрасывать напряжение, которое есть всегда. Даже если у вас «легкие» собеседники, классная история, все хорошо, вы получили массу удовольствия, поймите — мы работаем телом, и, естественно, наша сосредоточенность все равно создает определенные микронапряжения. Где-то мы в меньшей степени вдохнули, где-то подзамерли, где-то так увлеклись, что застыли и боимся спугнуть поток интересной истории. Это все в теле отражается.

Наблюдайте за телом, направляйте внимание в тело, потому что (ничего нового не скажу) осознанность — это умение направлять поток внимания на ту или иную историю своей жизни, и не важно, что это телесная история — как я сижу, как разговариваю со своими собеседниками, что преобладает в моем теле, когда я работаю, как я могу дать своему телу больше пропускной способности и т.д. Задавание таких вопросов, фокус внимания на них, включение тела в то, чтобы приходили ответы, для меня является началом телесной осознанности.

Да, это может быть очень затратно по началу. Но для этого можно ограничивать себя во времени, ставить напоминалки, проверять себя после каждого собеседника, как мне с телом, сколько мне ОК собеседников в день, сколько рабочей нагрузки ОК. Это тоже про телесную осознанность, точнее, что мы спрашиваем об этом и у тела.
— Я сейчас учусь на курсе по пренатальным потерям от фонда «Свет в руках». Я начала думать, что у меня просто стартовал СДВГ, потому что не могу высидеть 2 часа лекции. В какой-то момент у меня не было возможности сидеть и слушать. Я ходила по дому в наушниках, и оказалось, что могу ходить и воспринимать информацию. Теперь поняла, почему. Я думала, у меня какие-то проблемы.
Как я узнала про свою такую особенность. У меня раньше тоже было ощущение, что со мной что-то не то. Я не понимала, почему мне хочется выдернуть руки, когда мне делают маникюр, у меня начиналась легкая истерика. Я жила в Москве, и, если я застревала в пробке, у меня начиналось что-то вроде панической атаки-истерики. Мне нужно было срочно выйти из машины, я чувствовала себя отвратительно. Это было еще до того, как я начала работать танцевально-двигательным терапевтом. Потом во время обучения танцтерапии был определенный процесс, где я обнаружила себя в очень раннем возрасте, буквально в пеленках, и вспомнила, как мою сестру заматывали в куколь. Скорее всего, меня тоже. Мне казалось небезопасным, что я вся скована. Телесное ощущение, что меня сковали и нет выхода, триггерило меня.

Это тоже про осознанность. Вы можете поисследовать любую непонятную историю, когда ваше тело пытается сделать что-то другое, чем говорит ваш ум, понять, что вас здесь беспокоит, и находить возможность телесно дать своему телу то, что ему нужно. Например, мне было достаточно потопать ногами в машине. Еще я перестала записываться в один день на маникюр, педикюр и парикмахера, а также просила мастеров укладываться в час.

Это может быть такая же история с тугим пеленанием, как у меня, а может быть какая-то другая. Не всегда надо в это сильно погружаться, если только интересно. Но нужно дать телу то, что оно хочет, что ему в этот момент важнее, потому что оно так или иначе возьмет свое. Когда есть неосознаваемая область, которая влияет на нас, нужно сделать ее осознаваемой хотя бы вопросом: «Я не знаю, почему со мной так происходит, а что мне надо? А, мне надо походить, и тогда я смогу снова работать, отлично! Я буду давать себе это».

Берегите себя в теле! Давайте себе в теле все, что нужно. Оно вам ответит большой благодарностью, ресурсностью и поможет во всем, что вы захотите в помогающей практике делать. Тело — ваш партнер, это 100%!