Нарративная мастерская
 
Татьяна Вавилова, Изабелла Гурджа и Анна Агамирян
Конструктор практик заботы о себе
Мы расскажем о нашем проекте: поделимся находками из клиентских сессий, разработанной нами методикой и краткой историей эволюции понятия «забота о себе».

В рамках сессий, которые мы проводили в ходе работы над проектом, звучало много идей о том, что такое забота о себе. Хотим поделиться некоторыми из них.
Идеи из клиентских сессий: как люди понимают заботу о себе?
Бережное использование и восстановление ресурса;
Повышение качества жизни;
Вовремя замечать, когда что-то не ОК;
Навык;
Быть в контакте с собой;
Чувствительность к себе;
Прислушиваться к своим ощущениям, замечать желания;
Делать не как надо и как правильно, а как хочу я;
Уделять внимание маленьким, но важным вещам;
Уважать себя;
Принимать себя;
Когда сделано мной для меня;
Расслабленность и разрешение себе не париться;
Окружать себя тем, что отражает меня;
Деятельное проявление любви к себе;
Выстраивание границ;
Наполнение важным и фильтрация того, что засоряет жизнь;
Выбирать себя и ставить свои интересы в приоритет;
Баланс между усилием и насилием;
Знать себя, знать свои границы и тонкие места.
Почему мы выбрали эту тему?

Нам самим важно уделять время заботе о себе, и мы захотели поисследовать, как это происходит у других: как другие понимают заботу о себе, как её проявляют.
Также нам не нравится «инстаграмное» понимание заботы о себе, условно правильное, которое сегодня транслируется и навязывается, как универсальный способ заботы. Такие «правильные» способы заботы часто являются недоступными, сопряженными с финансовыми возможностями и возможностями окружения.

Сейчас много книг посвящено заботе о себе, хорошему отношению к себе и т.д., где фигурирует конструкт заботы. В них достаточно часто встречается фраза, которая на самом деле в книжных, в редакторских кругах считается сомнительной, потому что через нее пытаются протолкнуть ложную мысль:

«Как на самом деле нужно заботиться о себе»


Кажется, когда мы слышим слово НУЖНО, уже ни о какой заботе не идет речь, поскольку это навязанность, которая достаточно часто справедливо встречает сопротивление.

Мы захотели сделать продукт, с помощью которого каждый найдёт свой уникальный, подходящий именно ему способ заботы о себе через узнавание себя и понимание своих актуальных потребностей. Вы сможете собрать свои личные способы заботы о себе из разных элементов.

Наш конструктор поможет улучшить уже знакомые способы заботы о себе и найти новые, которые подойдут конкретно вам. В противовес навязыванию, эти способы будут сконструированы из ваших идей, потребностей и того состояния, в котором вы сейчас находитесь.

Эта персонализированная забота о себе очень сильно перекликается с идеями нарративной практики, что каждый человек уникален, каждый эксперт в своей жизни и знает, что лучше ему сейчас, в конкретный момент времени.
Анна Агамирян
Историческое развитие «заботы о себе»

Мы не ожидали, что археологические раскопки понятия «заботы о себе» уведут нас аж к античности. Оно прямо пронизывает всю философию этого периода, и если вы назовёте любого древнегреческого философа, то он наверняка что-то писал о «заботе».
Исследователи заботы о себе (оказывается, есть и такие!) выделяют три вехи развития представления о «заботе о себе»:

1. Античность
Сразу представляется Древняя Греция и Древний Рим, люди в тогах, философы Платон, Сенека и прочие. Нужно четко понимать, что там были граждане, которых как раз касалось это понятие, рабы, которые выживали, и женщины, которые жёны и дочери граждан, тоже не наделённые привилегиями заботы о себе. К сожалению, забота о себе в истории (и до сих пор) остается прерогативой отдельных групп людей.
Мы можем найти разные версии о чём заботиться (извечная философско-психологическая проблема соотношения души и тела) и как: советы по режиму дня, упражнениям для тела, непрерывному самообразованию для духа и непременное понимание себя (что-то напоминает? ☺ ). Исследователи определяют заботу того периода как специфический рефлексивный способ бытия.
До нас дошли и другие идеи, например, философия гедонизма, как крайней степени заботы. Там же можно найти корни очень важной нарративной идеи об авторстве.

2. Средние века
Идеи о заботе о себе были подвержены религиозному влиянию: через предписания и священнослужителей религия властвовала над всей жизнью человека. Частной жизнью пренебрегали взамен жизни коллективно-духовной, повсеместно практиковалась аскеза, забота о теле подменялась его «укрощением». Здесь мало место для Я и заботы об этом Я.
Интересно, что и в первый, и во второй периоды тело было отделено от души или разума человека, в средние века пожалуй чуть больше, чем в античности. Во время исследования у нас появилась гипотеза о том, почему сейчас мы можем ощутить больше единства с нашим телом (вспомните телесные практики, направленные на тело) — повысился уровень медицины и уровень и продолжительность жизни. Скорее всего, тело всегда чем-то страдало.

Слева направо: Татьяна Вавилова, Изабелла Гурджа, Анна Агамирян

3. Современность
Почему сейчас возможна забота о себе?
В основе нашего конструктора лежат следующие идеи:
  • Переход к индивидуальным ценностям, где ты можешь действовать не в интересах коллектива, а отстаивать свои. Нормы расширены, правила поведения допускают твоё проявление (эмоций, самостоятельных выборов).
  • Возможность эгоистической позиции «я забочусь о мире заботой о себе».
  • Проживание жизни «здесь и сейчас»: этот момент важен и имеет значение его качество, на него влияет моё физическое и психическое состояние.
  • Человек — постоянно развивающаяся сложная система, наши идентичности меняются и существуют параллельно друг с другом: я как друг, как дочь и как работник существуем в один и тот же момент, но забота о каждой части меня может отличаться.

Поэтому мы приходим к тому, что нам нужно много способов заботы и понимание, чего хочется именно сейчас. Мы можем понять, что нам нужно, только если узнаем себя (кажется что-то такое нам говорили из Античности ☺ ).
Татьяна Вавилова
Конструктор практик заботы о себе
Определение индивидуальных особенностей среды, которая мне сейчас подходит.

Конструктор поможет найти ответы на следующие вопросы:
  • Что и как я уже делаю для себя?
  • Чего не хватает?
  • Как ещё я могу позаботиться о себе?

Для удобства работы с конструктором предлагаем вам скачать раздаточные материалы [скачать pdf-файл здесь] и распечатать их.

Для начала нам понадобится лист, который выглядит, как на картинке ниже (схема №1). Мы начнём работать с левым, самым широким столбцом — будем записывать в него подходящие практики заботы о себе (далее в тексте сокращённо ЗОС).
Схема №1
Этап 1. Поиск практик (действий, способов, ритуалов) ЗОС, которые уже есть в моей жизни, и тех практик, которые хочу включить в свою жизнь.

На схеме ниже (схема №2) по горизонтали расположены 5 групп. Каждая предлагает идеи, через что можно позаботиться о себе. Опираясь на эти идеи, можно понять, «что» мне хочется или «кто» может мне помочь. Вторая ось, вертикальная, нужна, чтобы взять идею из любой группы «что / кто» и определить, мне хочется добавить это в жизнь или, наоборот, ограничить.
Схема №2 (нажмите, чтобы увеличить)
Например, в первой категории «Предметы» можно вспомнить о питьевой воде и об одежде. Воды хочется пить больше, и в качестве практики ЗОС можно всегда держать под рукой бутылочку воды, это будет «увеличение». А вот одежда в шкафу, допустим, лежит таким образом и в таком количестве, что чтобы найти подходящую, приходится перебирать весь шкаф – в этом случае практикой ЗОС может стать задача по сортировке одежды и избавления от той, что перестала нравиться или той, что не подходит по другим причинам. Это будет «ограничение».

Итак, 5 категорий – это векторы для размышления о той среде, которая нас окружает. А ось «добавить-ограничить» – это подсказки для поиска конкретных практик ЗОС. Записывайте идеи практик ЗОС списком в широкий столбец листа.

Вопросы в помощь:
  • Что из этой категории есть в моей жизни? Как мне с этим – хочу ли что-то менять?
  • Чего в моей жизни слишком много, а чего не хватает?
  • В каких условиях мне комфортно и приятно? Какие условия для жизни мне важно создать для себя?
  • Чего мне хочется в моменты, когда моё состояние и настроение хуже, чем хотелось бы?
  • Чем / кем мне хочется окружить себя?


Этап 2. Определение влияния найденных практик ЗОС на состояние.

Теперь, когда у нас уже готов список практик ЗОС, попробуем понять, зачем мы вообще всё это делаем, на что влияют собранные практики.

Изучим схему ниже (схема №3). Здесь мы предлагаем 4 основных «Индикатора» состояния и ещё один дополнительный (для кого-то он важен, а для кого-то – нет).
Схема №3 (нажмите, чтобы увеличить)
У каждого человека есть свои способы отслеживания своего состояния. Кто-то обращает много внимания на эмоциональное состояние и при появлении раздражительности / злости понимает, что пора позаботиться о себе, а появление радости и спокойствия сигнализирует о том, что всё хорошо. Кто-то замечает усталость / напряжение / вялость в теле, кто-то ориентируется на ясность мышления и способность думать, находить решения. Для кого-то индикатором состояния являются отношения с другими – насколько комфортно и хочется идти на контакт, как в целом обстоят дела в разных отношениях. Для кого-то важно ощущение связи с чем-то высшим и опора на внешние силы, вера.

Взгляните на пустые столбцы по правую сторону от списка практик ЗОС, которые вы только что нашли и записали. Выберите из вариантов на схеме выше, какие индикаторы состояния для вас важны, и подпишите каждый столбец. Возможно, у вас есть свои индикаторы, которые не упомянуты на схеме? Запишите их в свободные столбцы.

Вопросы в помощь:
  • Как я понимаю, что мне пора позаботиться о себе? Что служит подсказкой, ориентиром?
  • О чём мне важно заботиться, поддерживать, сохранять, укреплять?

Задача этого этапа – пройтись по списку практик ЗОС и в каждой строке проставить галочки в тех столбцах, где данная практика оказывает влияние. Одна практика может отражаться в нескольких колонках. Например, день, проведённый в тишине и покое, влияет на отношения с другими (с новыми силами хочется идти на контакт и общаться), поход на выставку влияет на эмоции и мышление (дает новые впечатления и пищу для размышлений).
  • На что влияет эта практика?
  • О чём именно я таким образом забочусь?

Когда все галочки проставлены, давайте взглянем на общую картину. Подсчитайте количество галочек в каждом столбце и определите, где галочек больше всего, где меньше всего.

Вопросы в помощь:
  • В каких столбцах галочек много, а в каких мало?
  • О чём хочется заботиться больше?
  • Определим столбцы с минимумом галочек. Какие практики ЗОС могут оказать влияние на эти индикаторы? (Можно вернуться к Этапу 1 и поискать варианты практик, а можно изучить коллективный документ, который мы собрали с участниками нашего выступления на Фестивале нарративных практиков (скачать в pdf)
  • Определим столбцы с максимумом галочек. Какие навыки и знания помогают мне так внимательно заботиться о себе?
  • Почему мне важно уделять время этому индикатору (индикатор с наибольшим количеством галочек)?
  • Что это говорит о моих ценностях?
  • Какие мои жизненные принципы это отражает?
  • Как это характеризует меня как личность?
  • Такое большое внимание к этому индикатору – что оно говорит о моих надеждах и мечтах?
  • Что самого лучшего может произойти с человеком, который придерживается этих принципов?


Этап 3. Планирование практик ЗОС.

Мы добрались до завершающего этапа работы с конструктором – теперь подумаем, как встроить собранные практики ЗОС в свою жизнь.

Найдите среди распечатанных материалов лист с таблицей, она выглядит вот так (схема №4):
Схема №4 (нажмите, чтобы увеличить)
Выберите из своего списка 5 новых способов заботы о себе (или тех способов, которые уже есть, но хочется, чтобы они были чаще / больше). Впишите их в первую строку таблицы. Вопросы в таблице помогут вам встроить практики ЗОС в свою повседневную жизнь.

Надеемся, что работа с конструктором практик заботы о себе напомнила вам о ваших способах и позволит привнести в жизнь новые! Мы открыты к вашим вопросам и интересным добавлениям к практике.

Выражаем благодарность Олесе Симоновой за супервизию проекта и поддержку в реализации наших задумок!
Слева направо: Изабелла Гурджа, Анна Агамирян, Олеся Симонова
Материалы для ознакомления:

  • Раздаточные материалы для распечатки (включает схему №1, схему №4 в формате pdf) — скачать
  • Коллективный документ практик заботы о себе (включает 4 изображения в формате pdf (одним файлом) или png (4 изображения в zip-архиве) — скачать в pdf, скачать в png
Статья подготовлена с использованием материалов с фестиваля Нарративной мастерской 12 июня 2021 г.