Нарративная мастерская
 
Карта нарративной беседы о Смерти
И опорные вопросы для нее
I. Оценка уровня тревоги связанной с темой смерти/конечности жизни и способы позаботиться о себе и пространстве вокруг в процессе.
  • Пугает ли тебя что-то, связанное с разговорами о смерти, если да, что что и почему? Как ты оцениваешь уровень своей тревоги, связанной с темой смерти по 10 шкале? (шкалирование)
  • Что могло бы сейчас помочь тебе хоть немножко снизить уровень тревоги?

Можно предложить обнять подушку, укрыться пледом, взять в руки кружку горячего чая, сделать дыхательную практику и т.п.
II. Образ Смерти. Пересочинение образа Смерти.
  • Что ты представляешь себе когда говоришь или думаешь о смерти? Если представить смерть как некий образ, персонаж, то как она выглядит, в каком виде предстает перед тобой в этот момент?
  • Это подходящий для тебя образ? Как он влияет на уровень твоей тревоги (усиливает ее, никак не влияет или уменьшает тревогу)?

Здесь можно поговорить о том, что в разных культурах существуют разные
образы и не всегда они пугающие или довлеющие. Например, в Древне-Греческой
и Древне-Римской культуре богини смерти одновременно отвечали
и за рождение, и за урожай, и выглядели весьма мило и симпатично.

  • Как ты думаешь, если бы ты мог(ла) сейчас выбрать менее тревожный/страшный/пугающий и более подходящий тебе образ Смерти или внести изменения в существующий образ, то как бы она могла тогда выглядеть?
  • Если представить, что в момент завершения жизни к тебе приходит некий образ, персонаж, фигура – как тебе хотелось бы чтобы он/она выглядел(а)? Что делал(а) бы или не делал(а)? Как мог бы звучать его/ее голос? Как ты мог(ла) бы назвать этот, более подходящий тебе, образ? Мог(ла) бы ты дать ему/ей имя?
  • Что в [этом образе] – во внешнем облике или в действиях – могло бы поддержать тебя, дать тебе опору, и ощущение спокойствия и естественности происходящего? Какие телесные ощущения тебе хотелось бы испытывать в тот момент? Почему для тебя это важно? Кто в твоей жизни дает или когда-либо давал тебе похожие ощущения? (возможен переход к карте восстановления участия)
III. Вопросы, которые хотелось бы задать и которые важно услышать.
  • Представь, если бы сейчас ты мог(ла) встретиться с [этим образом] здесь со мной, в безопасной и ни к чему не обязывающей обстановке, о чем тебе хотелось бы поговорить со Смертью? Какие вопросы ему/ей задать? О чем, может быть, рассказать?
  • Почему ты выбрал(а) именно это? Что важного для тебя обнаруживается в этих вопросах/словах? Какие твои ценности проявляются в них?
  • Есть ли у тебя самого/самой какие-то идеи как можно было бы ответить на эти вопросы? И есть ли кто-то, кто возможно уже знает на них ответы?
  • Как ты думаешь, а какие вопросы могла бы задать [Смерть, этот ее образ], тебе? О чем он(а) мог(ла) бы тебя спросить? О чем, может быть, пригласить тебя задуматься или куда предложить направить фокус твоего внимания?
  • Как ты думаешь, почему важно думать или говорить об этом? Есть ли у тебя ответы на эти вопросы или какие-то предположения, идеи?
IV. Влияние этих знаний на нашу жизнь. Собирание даров.
  • А каким/ой, как ты думаешь, [Смерть, образ] хотела бы увидеть тебя когда придет время вашей встречи?
  • Что ты мог(ла)/хотел(а) бы сделать при жизни чтобы эта встреча, которая однажды случится, стала бы приятной для вас двоих?
  • О чем тебе хотелось бы думать в этот момент? Как это знание может повлиять на твою жизнь и на твои отношения с тем, что однажды она завершиться?
V. Подведение итогов (встречи, а не жизни))).
  • Опираясь на то, о чем мы поговорили, как тебе хотелось бы провести оставшееся время твоей жизни? Каким смыслом хотелось бы наполнить это время? Какие твои умения и навыки могли бы тебе в этом пригодиться? (переход к укреплению предпочитаемой истории жизни). Что станет доступным для тебя, если ты будешь оставаться в контакте с этим знанием?
  • Как ты сейчас себя чувствуешь? Что происходит с твоим телом? Куда направлены твои мысли? Что было самым важным для тебя в этом разговоре?
  • Что было самым сложным, а что, может быть, наоборот вдохновляющим?
VI. Практика выхода из междумирья.

  • Вкусно есть
  • Принимать ванную
  • Баловать тело
  • Покупать приятные / давно желанные вещи, цветы
  • Украшать себя
  • Сводить себя на свидание
  • Жечь восковые свечи
  • Дать себе отдых
  • Лежать, если хочется лежать
  • Внимательно прислушиваться к своим желаниям
Ксения Косачева
нарративный практик, участник команды Нарративной Мастерской
Дорогие коллеги!
Я составила эту карту для беседы о тревоге, связанной с собственной смертностью, столкнувшись в своей работе со множеством социальных, культурных и политических дискурсов, поддерживающихся этой тревогой. Я сосредоточилась на том, как безопасно и бережно работать с экзистенциальными вопросами с точки зрения нарративной оптики.

В процессе составления карты я опиралась в первую очередь на идеи работы с Метафорой и на карту Пересочинения, но предполагаю возможность перехода и к другим картам Нарративной практики и расширения этой схемы в процессе практики.

Я буду рада, если эта карта поможет вам в работе и получит дальнейшее распространение. Пользуйтесь и дорабатывайте ее! :)

Если у вас возникнут вопросы, идеи и предложения, свяжитесь со мной – Telegram: @kosa_art