Нарративная мастерская
 

ЭСКАПИЗМ

Александра Шершукова, Екатерина Винокурова

КАК РЕСУРС, ЦЕННОСТЬ
И ВИДИМОЕ СООБЩЕСТВО

  • Александра Шершукова,
    нарративный практик,
    ИГРОВОЙ ТЕРАПЕВТ
  • Екатерина Винокурова,
    нарративный практик
Эскапизм:
определение
Эскапи́зм, (англ. escape — убежать, спастись) — избегание неприятного, скучного в жизни, особенно путём чтения, размышлений и т. п. о чём-то более интересном; уход от обыденной реальности в инобытие, инореальность, иномирие; бегство от действительности.
Википедия
Процесс мечты обогащает жизнь, делает ее более интересной, является стимулом к творчеству и помогает человеку стать более счастливым. Однако мечтания могут двойственно влиять на жизнь человека, не все из них полезны.

Эскаписты – люди с богатым воображением, и они живут, скорее, в своем внутреннем мире, а не в мире реальном. Они говорят о себе так:
- Я чаще мечтаю, чем действую, мне сложно быть реалистом.
- Мир в моей голове интересней и теплее, чем реальный.
- Мне сложно общаться с другими, я предпочитаю воображать дружбу.
- Я много читаю, смотрю кино, играю, слушаю музыку, а потом придумываю свои сюжеты и персонажей. Мне было бы очень скучно и тяжело без моего воображения.
Мы пользуемся чуть более сложным определением:
Эскапизм — это отношения человека с действительностью, требующие компенсации или дополнения в виде ухода в воображаемый мир.
На сегодняшний день можно наблюдать разные проявления такого ухода: ролевики, геймеры, представители субкультур, к примеру, анимэшники, фандомщики. Дауншифтеры совершают физический уход, отказываясь от карьеры и уезжая куда-то на острова. Есть люди-кидалты (сокращение от англ. kid — ребёнок и adult — взрослый), которые отказываются взрослеть и сохраняют предпочтения, которые были свойственны им в детском или подростковом возрасте.

Раньше эскапизм изучали философы, социологи, филологи и психиатры. В психологии о нем заговорили относительно недавно, особенно в нашей стране. Дарья Кутузова начала изучать эскапизм еще в 2000 годах, сейчас им занимается Институт психологии РАН. В Израиле изучается Maladaptive Daydreaming Disorder (расстройство навязчивых грез), которое тоже можно рассматривать как форму эскапизма.

Существует три подхода к изучению эскапизма:
1.

Как нечто однозначно негативное, к чему пока тяготеет классическая психология.

В этом подходе эскапизм часто связывается с девиантным поведением (например, известный феномен хикикомори, когда люди запираются и никуда не выходят) или с зависимостями – алкогольной, наркотической, когда человек просто выключается из этого мира.
2.
Безусловно положительный подход к изучению. Он обычно свойственен литераторам.


Здесь эскапизм воспринимается как способ восполнить силы с помощью воображения и выразить это в реальном мире.
3.
В последнее время появился амбивалентный подход.



Эскапизм воспринимается как источник энергии и сил, однако есть понимание, что он может привести к «застреванию» в мире фантазий и развитию неблагоприятных форм воображения.
Эскапизм:
ИСТОКИ
В онтогенезе ребенку свойственны мечты и фантазирование, потому что воображение тесно связано с игрой, а игра с творчеством. Например, у маленьких детей (дошкольников, младших школьников) уровень воображения позитивно связан с социальным статусом, потому что детям, у которых сильнее развито воображение, легче придумать и воплотить более сложные сюжетные ролевые игры. В какой-то момент из игры воображение переходит в творчество, которое активно развивается в подростковом возрасте.

Постепенно ведущая деятельность меняется, у многих эти навыки отходят на второй план и уже не играют такой роли. Но у некоторых людей это остается важной частью жизни. Мы хотели бы обратить внимание именно на них.
Почему воображение в какой-то момент становится эскапизмом:

  • Во-первых, это связано с тем, что есть социальный контекст, рассматривающий такие понятия, как взрослость, серьезность.
Существуют дискурсы, например, «к определенному возрасту надо перестать играть, пора повзрослеть и заниматься серьезными вещами». В этот момент способность ребенка играть и творить перестает восприниматься как деятельность, заслуживающая внимания.

  • Во-вторых, это связано с проблемой адаптации, что мы рассмотрим чуть ниже.
Мы работаем в основном с эстетическим эскапизмом, который связан с погружением в искусство, творчество, фантазию. Пример – любители кино, художественной литературы, компьютерных игр, музыки и т.д. Само по себе погружение – не проблема. У таких людей очень развитое воображение и высокая чувствительность к окружающему миру. Они хорошо подмечают красоту, могут тонко улавливать отношения между другими людьми, способны к творческой деятельности. Само по себе это здорово, и если у человека, способного к такому погружению, не страдает реальная жизнь, то мы называем это продуктивным эскапизмом.
Эскапизм
НЕГАТИВНЫЙ
Тем не менее, иногда это начинает мешать жить, и тогда это уже не продуктивный, а негативный эскапизм, который иногда доходит вплоть до расстройства навязчивых грез (maladaptive daydreaming disorder), когда дримеры мечтают по 5-7 часов в день и не могут остановиться.
Они строят колоссальной сложности сюжеты, выдумывают множество миров и персонажей, это очень красиво, но вызывает проблемы в реальности. В случае негативного эскапизма человек застревает в воображении и не может быть эффективным в реальной жизни.

Также это связано со смежными проблемами внимания и общения – таким людям сложно сконцентрироваться и действовать, им сложно общаться. Людям с высокой чувствительностью, восприимчивостью, бывает сложнее найти друзей, особенно в подростковом возрасте, и тогда они могут дистанцироваться от окружения.
Объективно – друзей нет, общаться не с кем, что остается, кроме ухода? Одиночество и изоляция, как и застенчивость, могут вести к развитию негативной формы эскапизма.

Могут быть более тяжелые проблемы вроде ОКР, депрессии и биполярного расстройства, в некоторых случаях даже шизофрении. Когда мы слышим, что человек проводит часы, мечтая, надо разграничивать эскапизм и такие диагнозы.

Эскапизм может использоваться в качестве копинг-стратегии и иногда связывается с перфекционизмом и прокрастинацией. Когда есть представление об идеале, к которому хотелось бы прийти, но прийти к нему очень сложно, тогда человек или не делает ничего, или с большим трудом выстраивает путь к мечте.
Эскапизм:
ДВА НАПРАВЛЕНИЯ
1. Эскапизм как дополнение
Если мир вокруг достаточно хороший, если ты в классных отношениях с ним, тогда эскапизм делает мир только богаче, насыщеннее. С ним интереснее.

2. Эскапизм как компенсация
Если ты уходишь от проблем в реальном мире с помощью воображения.
Это две грани одного ресурса: ценностей. А именно, того, что нам важно, чего нам хотелось бы, о чем мы мечтаем. Это могут быть воображаемые друзья, счастливое будущее, идеальное общество вокруг, наши сильные стороны - то, что нам важно, но чем очень сложно делиться с окружающими. В принципе, мечтами делиться бывает очень сложно. Это становится еще тяжелее, если есть проблемы с общением, нет налаженного контакта с окружающими людьми.
Эскапизм:
ЛЕГИТИМНОСТЬ
Тут мы переходим к социальному контексту. Важно сделать явление эскапизма видимым и легитимным. Такие люди – мечтатели, эскаписты – часто не видят бережного отношения к себе, и у них возникают сложности, связанные с социальной стигматизацией.

Мы живем в биполярном обществе. Сегодня считается, что если ты трудоголик и «впахиваешь», то ты успешный человек, иначе ты – мечтатель, оторванный от жизни. Но в каждой из крайностей что-то теряется. Придерживаясь исключительно идеи успешности (трудоголизма), человек теряет способность к фантазии и творчеству, а полностью погружаясь в фантазии он теряет продуктивность.
Проблема, с которой сталкиваются эскаписты, – это легитимность, причем она нужна им с двух сторон:

1. Со стороны окружающих, которые могут разрешить либо запретить мечтать;

2. Со стороны самого себя.

Это «внутренние разрешения»: человек может разрешить себе мечтать, а может считать, что его фантазии – полная ерунда, что он часами занимается тем, что никому не нужно, и ему в том числе. Тогда это теряет смысл, обесценивается, а обесценивание – всегда проблема.
Тут встает вопрос о бережном отношении. Нередко находится тот, кто начинает советовать, влезает в личные переживания. Когда мы раскрываемся, то надеемся, что нас примут такими, какие мы есть, а если это не происходит, то возникает конфликт. Человеку важно признание того, что его мечты значимы и могут быть воплощены, а он имеет право быть таким, какой он есть. Бывает очень важно чувствовать себя и мир вокруг – особенными.

Эскапизм
И РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
Здорово, когда эскапизм в какой-то мере связан с реальной жизнью. Это может проявляться в творчестве, в навыках, которые получается освоить с поддержкой эскапизма, в ценностях, которые удается выделить благодаря мечтаниям и которых можешь придерживаться в жизни. К тому же мечта – сама по себе ценность и движущая сила.
Эскапизм может связываться с особенностями восприятия. У мечтательных людей богатое воображение и они чувствительны к окружающему миру. Они могут остро чувствовать окружающую их несправедливость, от чего окружающий мир кажется им более холодным, а мечты более теплыми. Здорово, когда есть те, с кем можно разделить мечты. И для этого есть тематические сообщества, в частности, наше.
ИНТЕРВЬЮ С ПРОДУКТИВНЫМ ЭСКАПИСТОМ
- Привет, меня зовут Анна! Александра считает, что я - пример продуктивного эскаписта. Сегодня расскажу, как это переживается изнутри.

- Расскажи, пожалуйста, как давно это с тобой.

- Честно говоря, не знала, что меня можно называть эскапистом, пока не познакомилась с Александрой, которая назвала меня так. Когда вы погружаетесь в мечты, скорее всего, вам не придет в голову, что вы – эскапист. Если только вы не размышляли именно над этим, понимая, что нужно уже как-то назвать ваши мечтания, обозначить это состояние для других людей – особенно если мечты занимают полезное время. Или назвать, например, «Мама, я занимаюсь творчеством», или скрывать: «Я пойду к себе спать, да, хотя еще девяти нет».

Уход в фантазии, более или менее насыщенные, мне привычен давно. Для детей, вроде меня и моих сверстников, здорово, когда рядом был кто-то, кто мог сказать: «Ага, у нас здесь лес, здесь поляна, и мы сейчас будем теми-то». С возрастом, однако, способность преображаться и претворять окружение притупляется. Когда начинается школа, ты занят другим. Переезд тоже влияет на сложившиеся связи, где кто-то мог поддерживать игру – дополненную реальность. Но с возрастом способность воображать не обязательно притупляется, она может измениться.

Например, я начала писать истории, чертить карты, создавать алфавиты, рисовать растения и животных. Не считала, что я эскапист, просто это было хобби, любимое занятие. Отчасти на это мог повлиять переезд, когда знакомых рядом не оказалось, где-то в очень-очень раннем подростковом возрасте. Ребята из нового круга общения, впрочем, тоже не возражали заняться чем-то из этого - эпоха до расцвета интернета и компьютерных развлечений.

Возвращаясь к роли воображения, оно помогало при учебе тоже. Например, одно дело, когда преподаватель в школе говорит: «История такая-то, учите, читайте параграф такой-то». История вообще интересный предмет, но когда говоришь себе: «Хорошо, а вот если бы я попала в эти события – ничего же себе!» Тогда ты чувствуешь, что хочешь узнать, что там дальше. И больше – как жили тогда люди, каким был их досуг, их уровень жизни?

Кроме того, топливо воображения полезно, когда ты хочешь написать какую-то книгу. Например, твой герой должен добраться до какого-то города на лошади. Сидишь и думаешь – сколько времени займет эта поездка? А если дорога разбитая и через лес? И ты идешь и ищешь, сколько люди путешествовали в Средние века, что влияло на их путешествия – все такие мелочи. Эскапизм дает топливо для того, чтобы глубоко копать в поисках нужных сведений. Как правило, этого достаточно, чтобы запоем читать серьезные научные труды. Моя домашняя библиотека заметно расширялась за счет моих пристрастий. Чтобы углубиться в свой мир, мне надо было знать очень много о том, как устроена жизнь вокруг – и сейчас, и когда-то.

Сейчас я уже отучилась в институте, работаю. Вы можете спросить – что сейчас мне дает эскапизм? Для меня он полезен в работе. Например, он отличается от погружения в творчество. Например, моя подруга, когда ее заваливают работой, жалуется: «Все, у меня голова кипит, жду не дождусь, когда пойду расписывать свой платок, но у меня нет на это времени». Я думаю – да, но мне-то как повезло! Мне-то надо просто представить себя одним из персонажей, который, на мое счастье, чувствует себя несгибаемым, разбираясь с горами работы, - и я спокойно делаю свое дело и чувствую себя даже увлеченно. В этом разница. На тебя смотрят и думают: «Бедная, у нее столько работы! Какой трудоголик!», но в этот момент я ас в своей деятельности, мне хорошо!

Или на тебя «накидывается» домашняя работа – посуда, уборка. Еще недавно ты был тем, кто повелевает бумажками, а тут грязная раковина! Сидишь и думаешь – я не могу, я на это уже не способен! Но появляется еще один твой персонаж, который говорит: «Знаешь, со мной в жизни столько всего было, твоя посуда – это ерунда», он засучивает рукава и моет посуду, пока ты размышляешь о его тяжелой судьбе, треплешься с ним в удовольствие, и дело делается!

Когда у тебя есть мир и продуманные персонажи, с ними хорошо о чем-то болтать. Предмет уже зависит от характеров. Например, один может быть полнейшим мерзавцем, который отрицает современные нормы морали, но с ним здорово спорить, обсуждая обстановку где-нибудь на Ближнем Востоке.
Это со мной до сих пор, и оно не уходит.

- А сколько примерно по времени ты погружаешься в эти мечты?

Думаю, что целый день так или иначе. Это может быть не очень глубокое или долгое погружение, но они случаются более-менее постоянно. Самое худшее, когда это состояние наступает ночью, когда ты уже готовишься спать. Если у вас бывает бессонница, наверное, вы очень не любите это осознание: когда только недавно вы хотели спать, а сейчас вам грозит ночь наедине с собой. Я тоже не люблю. Бывает «плохая бессонница», когда просто не спишь, но бывает «продуктивная», когда персонажи неожиданно начинают болтать друг с другом, и ты понимаешь, что надо срочно достать планшет и это записать, потому что утром будет интересно прочесть, но если не записать, то не запомнишь. Так что, к сожалению, иногда уже час ночи. Два, три, четыре. Ты не спишь, и только в пять утра они, наконец, заканчивают свои очень важные беседы. Ты кладешь планшет и выдыхаешь. Спишь сладко после этого, только вот недолго.

- Скажи, персонажи, с которыми ты беседуешь, которые тебе помогают, имеют реальную основу или ты сама их полностью придумываешь?

Как правило, я придумываю их сама, полностью. Но иногда встречаю интересный мир, о котором думаю: похоже создатели не проработали его обстановку и условия так хорошо, как он того заслуживает, можно продумать еще глубже! Тогда мне хочется создать своих персонажей если не в этом мире, то в похожем. Но тех персонажей, кто уже существует, уже был кем-то прописан, я обычно не использую. К тому же, в принципе мне важно, чтобы мои персонажи не особенно бравировали какими-то сверхспособностями. Наверное, предпочитай я себя вообразить каким-нибудь суперчеловеком, появились бы проблемы. Как это было бы? Например, стою над раковиной, а какой-нибудь такой персонаж говорит: «Я Флэш-молния, поэтому я сейчас… смотаюсь подальше от посуды!» или «Я – «Железный человек». Хм, пожалуй, я бы просто нанял помощника на кухню!» И вот ты – выворачиваешь карманы наизнанку и видишь, что это не самый рабочий вариант.

- Можешь рассказать про сюжеты?

Входить в сюжеты очень весело, но ресурсоемко. Интересным сюжет делает и атмосфера. Например, известно, что в китайском зодиаке 12 животных, определяющих год, и 5 стихий, кодирующихся цветом, но кроме года эта система затрагивает месяцы, часы и минуты, плюс все сопрягается со сторонами света и звездами. Вокруг этого мне довелось выстроить целое сообщество.

Исторический и культурный материал подсказывает, где хотелось бы побывать и кем. У героев разные характеры, цели, ценности. Они вступают во множество конфликтов, и прожить эти конфликты самому – ценно в эмоциональном плане и в аналитическом. В сюжете действуют барьеры, которые трудно воссоздать в жизни. Социальные различия, экономические, культурные, политические или религиозные. Эти дает попробовать столкновения на вкус, и выстроить очень заряжающий сюжет!

В нашей повседневной жизни мы не так уж часто можем позволить себе спорить с родными, близкими или кем-то, кто нам не нравится. Но если есть персонажи, то можно попробовать разные позиции конфликта с ними. Какой бы спор не был, это не вы ссоритесь, а они. Этот опыт обогащает. В какой-то мере, не прожив это, не проиграв в себе – трудно понять ценности, идеи других людей. Или стать устойчивее к тем чувствам, которые мы встречаем к себе в реальном мире. Например, коллега – вредный редиска, его привычки и поведение раздражают, но если проиграть такой характер, способы давления, появится закалка.

- Как окружающие тебя люди относятся к твоей особенности?

Кто как. Родители, как правило, занимаются своими родительскими делами, они не особенно сюда лезут. Думаю, пока мы не разъехались, они могли просто радоваться, что их ребенок сидит с какой-нибудь книжкой и иногда выскакивает с чем-то вроде: «А ты знал, что…». Папа, например, сам любил рассказать что-нибудь из истории или философии. Друзья говорят – давай во что-нибудь сыграем. Для них это возможность расслабиться и отдохнуть. Даже если у них идея появилась пять минут назад, это облегчение для них, что есть человек, который может подхватить идею и развить ее сразу. Это помогает. Близкие друзья стараются поддерживать это, им тоже интересно.

Но понятное дело, что эскапизм требует времени. Мне не раз приходилось слышать, мол, как хорошо было, когда мы могли этим заниматься, а теперь нет времени и сил. Надо признать, что эскапизм – это очень емкая вещь. Если есть время и силы войти в историю, героя – да, это выигрышно как сиюминутно, и долговременно. Если нет сил и времени, то приходится чем-то жертвовать. Иногда слышу: «Тебе везет, ты меньше работаешь, чем мы, поэтому можешь этим заниматься». Да, это правда – я могу, но они, к сожалению, нет.

В принципе, я бы сказала, что большинство людей из знающих относится положительно. Хотя были те, кто говорил: «А ты в курсе, что за то время, пока ты занималась этим, ты могла бы заработать вот сколько?». Или: «Раз ты эскапист, у тебя одно полушарие может следить, как пробивается чек на гамбургер на дополнительной работе, а другое полушарие – что-то придумывать».

- Что дает тебе эскапизм?

Я бы сказала, что эскапизм дает мне чувство дополненной реальности. Можно иметь несколько точек зрения на происходящее. Можно выбрать из них ту «точку сборки», ту систему ценностей, которая дает ресурс чем-то заниматься (или не заниматься).

Если пошутить, то есть вещи, которые не просто решить с помощью эскапизма или персонажей – например, устойчивые занятия физическими упражнениями. Персонажи могут поддерживать, например, 3 недели, но потом у них «пробный период заканчивается». Они умеют подпитывать, но им тоже нужно топливо, чтобы давать поддержку.

Так что, пожалуй, чувство дополненной реальности, и еще чувство юмора. Кстати говоря, мне не всегда свойственно чувство юмора, а персонажам зачастую еще как! Поэтому, когда они приходят, то могут подсластить почти любую пилюлю порцией шуток.

Хотелось бы сказать, что в отношениях с действительностью и эскапизмом бывает прогрессия и регрессия. Если я сталкиваюсь с чем-то серьезным, важным, например, ссора с близким человеком или ответственное задание, в этот момент эскапизм уходит на задний план. Персонажи отодвигаются, расчищается место и ты сам у руля. Пока ты лично не разберешься, героев, «профанов» ты к рулю не допустишь. Продуктивный эскапизм ведет в ресурсное место, из которого ты выходишь лучше готовым к самоотдаче во внешнем мире.

Отношения эскаписта с действительностью могут выглядеть не так, как в моем случае. Например, если человек ищет восполнение в героях и мире любимой киновселенной, то есть – в образе из массовой культуры, то может покупать предметы, связанные с ним. Некоторые назвали бы трату денег на подпитку любимых образов признаком опасно прогрессии в эскапизме. Мне доводилось читать статью про японца, который приобрел дорогую голографическую статуэтку своей любимой героини и оформил даже брачные отношения с ней, очень сильно привязался к этому источнику.

- Что обозначает сеттинг в данном контексте?

Сеттинг – это окружение для персонажей, мир и время действия сюжета. Проще говоря, когда ты прописываешь условия – есть там магия или нет, пустыня это или лес. Всю совокупность данных можно назвать сеттингом или сценой.

- Как часто надо менять сеттинги? В единицу времени ты существуешь в одном сеттинге или в нескольких сразу, по каким критериям их выбираешь?

У сеттинга как ресурсного места, действительно, есть предел, после которого он может истощиться. Иногда можно заметить, что спустя несколько дней он поддерживает не так хорошо. В общем же сеттинг может давать силы несколько месяцев, иногда даже – несколько лет. Когда он восполняет чуть хуже, можно переключиться ненадолго на другой. Затем снова вернуться. Таким образом, поддерживать удобно два – ведущий и дополнительный. Мне удобнее поддерживать один сеттинг в глубоком вовлечении несколько дней. Однако бывает, что какие-то события в жизни требуют присутствия другого персонажа, из другого сеттинга, но лучше приспособленного. Тогда для этого требуется его вызвать.

Когда поддерживаешь сеттинги, появляются бытовые мелочи, относящиеся к нему. Например, если сеттинг имеет отношение к Азии, скорее всего однажды захочется поставить недалеко китайские чашечки для чая. Такие мелочи помогают легче настроиться на нужную волну. Допустим, один персонаж любит запах курительных палочек или четки, или броши с ювелирными камнями. Его будет легче вызвать, если взять связанную с ним бирюльку.

И сеттинг, и героя выбираешь интуитивно, исходя из жизненных обстоятельств и настроения, исходя из качеств, которые нужны. Как правило, внешний мир подсказывает, что будет ближе.

- То есть внешний мир вызывает персонажей, а не сеттинг?

Происходящее в нашей жизни влияет на то, какой сеттинг мы хотели бы видеть своим ресурсным местом, а еще на то, персонаж с какими качествами может стать нашим дополнением. Сам по себе сеттинг питает образ персонажа, а детали сеттинга в повседневной жизни могут помочь вызывать нужное настроение и нужного героя. Но запрос на сеттинг и на персонажа исходит из нашего самоощущения, а это, в свою очередь, часто зависит от внешнего мира, от нашей потребности в том или ином ответе на вызов.

В конце концов, мы всегда взаимодействуем с реальностью, и хорошо, когда можно сделать ее интереснее или удобнее. Реальность и фантазия сцепляются благодаря событиям.

- Уход в свои истории не мешает взаимодействовать с людьми? Допустим, на работе кто-то обращается, а ты в своем мире: «… А? … Что?»

Не мешает, нет. Я воспринимаю обстановку дополнено, будучи и там, и там. Я не «превращаюсь» полностью в кого-то другого. Не становлюсь полностью персонажем, который будет гаркать на босса, например. Однако, да, есть вещи, которые могут помешать взаимодействию. Например, если у героя эмоциональная травма из-за последствий его сюжетной линии, из-за тяжелой ситуации, которую за него проигрывал, то бывает трудно радоваться во внешнем мире, пока не залечишь его душевную рану, не найдешь для него самого способ найти внутреннюю опору.

- А ты видишь мир или ты его конструируешь? Персонажи на тебя выходят или ты на них?

Мне кажется, что сначала во внешнем мире встречается что-то, оставляющее впечатление. Своего рода семечко, которое может со временем «вырасти» во внутренний мир, его героев, его истории. Особенно если «полить» такое семечко впечатления образами, которые дополнят картинку. Тогда сеттинг, мир достраивается и оживает – тем глубже, чем больше информации ты привлекаешь. Тогда его персонажи растут и делаются тем сильнее и ресурснее, чем больше ситуаций пережить с ними. Герой, обычно, появляется раньше всего. Сначала это впечатление от него, неуловимый слепок, манеры, привычки. Тогда начинается интуитивный поиск его имени. Потом углубляются интересы персонажей и окружение. Это взаимное движение навстречу в темноте. Если кто-то из героев «активен», тогда обращаешь больше внимания на вещи, которые привлекают этого персонажа. Более художественная личность побуждает любоваться, например, тем, как солнце или фонари просвечивают сквозь листву, или какие точные дизайнерские линии у проезжающих дорогих автомобилей. Мир играет разными оттенками в зависимости от того, какой ты, и можно быть другим, если смотреть на вещи глазами персонажа не очень на тебя похожего.

- Как ты себя сейчас ощущаешь при таком публичном внимании? Присутствует ли здесь кто-то из твоих персонажей сейчас?

Сейчас с вами просто я. Конечно, было бы естественно предположить, что я, например, сейчас в чьей-нибудь шкурке. Например, если бы я боялась выступать перед публикой, и сейчас кто-то спасал меня из этого положения. Однако это просто я. Дело в том, что владение разными характерами и героями дает накопительный эффект, выправляя проблемные черты и позволяя быть собой с не меньшим удовольствием и спокойствием. Как я себя ощущаю сейчас? Дружелюбно и очень хорошо. Я не стесняюсь, когда вижу много людей. Мне очень приятно с вами общаться, и для этого не требуется вызывать кого-то, кто бы помог мне преодолеть страх общения с публикой. Но я даже сейчас чувствую, что да, неподалеку есть один персонаж. То есть он не принимает никакого участия, просто выжидает, поскольку я собираюсь скоро вернуться к его истории.
УПРАЖНЕНИЯ

Есть техники, связанные с воображением, которые используют, чтобы восполнить энергию, подзарядиться. Часть из техник помогает, к примеру, создать место силы (отдыха). Хотелось бы познакомить с частью из них.
Представьте себе пространство, которое полностью соответствует вашим предпочтениям, куда хочется на какое-то время погрузиться и там отдохнуть. Возможно, там есть некий поддерживающий персонаж, кто мог бы дать совет, поддержать, направить. Можно представить себе некоторое идеальное общество, в котором хотелось бы находится. Один наш собеседник предложил даже написать кодекс такого общества, чтобы по его содержанию отслеживать свои ценности.

Сядьте поудобнее, закройте глаза…
Представьте свое самое предпочитаемое состояние – то, в которое сейчас хотелось бы окунуться. Побудьте в нем немножко. Что хорошего в этом состоянии? Что захотелось бы из него забрать с собой?
Попытайтесь вспомнить, кем вам хотелось стать в детстве? Определите, как этот человек выглядит, какими качествами обладает? Какие из этих качеств сейчас сильны в вашей жизни?
Представьте самую классную суперспособность, которой вам хотелось бы обладать. В каких ситуациях вы хотели бы ее применить, для чего она была бы вам полезна? С какими навыками она связана? Может быть, какие-то из них есть уже сейчас, хотя развиты не до такой степени?
Представьте себе воображаемого друга (то, чем занимаются дети – почему бы и нет?). Это может быть человек, животное или воображаемая личность. Какого бы друга вам хотелось? Какие у него были бы черты, что бы он умел, чем мог бы вас поддержать?
Любопытная подробность. Философ искусственного интеллекта Элиезер Юдковский в руководстве по созданию умных персонажей говорит: чтобы создать умного персонажа, нужно быть настолько же умным. Поэтому если вы смогли представить существо или человека с определенными способностями и качествами, вы тоже на них в какой-то мере способны. Это то, к чему вы можете обращаться, когда нуждаетесь в поддержке.
Видимое сообщество
Мы столкнулись с тем, что делиться чем-то ценным, в том числе мечтами, сложно. Но если есть кто-то, кто может выслушать и разделить эти ценности, тогда они приумножаются и их можно продвигать.

Поэтому мы вместе с нашими питерскими коллегами создали сообщество, куда могут прийти люди, которые любят мечтать, фантазировать, играть, творить. Сообщество, где они в безопасной принимающей обстановке могут поделиться тем, что им важно, и начать привносить мечты в жизнь.
Мы собираемся устраивать группы поддержки для таких людей и встречи, причем как в Москве, так и в Питере. Добро пожаловать!

Рассказать о том, что для тебя важно, значит сделать первый шаг к тому, чтобы позволить себе мечтать. Чтобы говорить о своих мечтах – нужна смелость. Если найдется человек, готовый публично поговорить о своих мечтах, тогда и те, кому страшно поделиться своими фантазиями, поймут, что они не одни. Если есть те, с кем можно это разделить, то мечты выходят на новый уровень.
ОПРОСНИК«ЖЕЛАНИЯ»
Техника, которая поможет сделать ваши «хотелки» видимыми.
I. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Закончите предложения так, как сочтете нужным. Тогда вы сможете понять, что вам сейчас важно в жизни, к чему хотелось бы стремиться, насколько это реалистично, а если это просто фантазии, то почему они важны.

1. Было бы здорово, если я...

2. Если бы я мог_ла, я бы...

3. Было бы приятно, если...

4. Я бы был_а счастлив_а, если бы...

5. Я бы очень хотел_а, но это невозможно...

6. Мое самое сильное желание...

7. Мое самое невероятное желание...

8. Я бы многое отдал_а, чтобы...

9. Вот если …. , то я…

10. Если я постараюсь, то…

11. Мои мечты…

12. Мои цели и мои мечты...


II. Пронумеруйте желания по силе: 1 - самое сильное, 2 - почти самое сильное и т.д.
III. Поставьте:

- Букву «М» (мечты) там, где вы говорите о мечтах, близких вам, но которые пока по тем или иным причинам не могут стать вашими прямыми целями;

- Букву «Ф» (фантазии) там, где ваши мечты не могут быть реализованы вообще;

- Букву «Ц» (цели) там, где ваши мечты могут стать вашей целью, которую вы могли бы реализовать.

Обсуждение
- Дай, пожалуйста, свое определение эскапизма.
- Отношения человека с действительностью, требующие компенсаций или дополнения в виде ухода в воображаемый мир. На самом деле под этим скрывается сразу две вещи: это или положительная форма, когда это дополнение, или негативная форма, когда это компенсация.
- Что имеется в виду под действительностью?
Реальность, окружающая человека, социальный контекст, в котором он живет. Люди, с которыми он общается, материальные и жилищные условия, общество, которое он наблюдает. Все, что он может воспринять, что имеет какое-то отношение к нему, к чему он сам имеет отношение.
- Как можно оценить эскапизм с точки зрения нормы или не нормы?
Главный критерий лично для нас – мешает это человеку жить или не мешает. Если человек социально адаптирован, у него есть источник дохода, он не чувствует, что эскапизм занимает у него слишком много времени, при этом решает какие-то интересные для него задачи, то это положительная для него штука.
- Эскапизм может прогрессировать так, что человек совсем погрузится в свой мир?
Это интересный вопрос. Мы связываем это, в том числе, с проблемами общения. Когда есть общество, которое заинтересовано, когда ты можешь поделиться с ним, тогда это развивает. А если человек один в своем «коконе», убегает от того, что его окружает, и не может завести какие-то новые связи, тогда да, это может прогрессировать и затягивать все сильнее и сильнее, вплоть до дримерства, когда мечтают очень много.
- Как быть с критикой окружающих?
Это как раз важная часть, она про легитимность. Здорово, конечно, сказать – «давай вылей свой эскапизм через творчество, свяжи его с реальной жизнью». Но очень велик страх осуждения. Поэтому над этой темой нужно работать. Для начала требуется безопасное пространство, где просто не получаешь обратной связи. По крайней мере, мы пришли к этому.
- Кому важно, чтобы эскаписты были, и кому важно, чтобы эскапистов не было? Кому это выгодно?
На меня действует мысль, что воображение и мечта – это хорошая вещь. Но есть люди, которые держатся прагматичной точки зрения. Мол, если ты не делаешь что-то своими руками, если это не окупается, тогда это не имеет никакой ценности. Возможно, за счет этого они самоутверждаются, сложно сказать.

Есть пример, скажем, «мермейдинга», когда люди хотят быть русалками. Они делают себе из ткани и блесток хвосты, участвуют в шоу и получают за это хорошие деньги. Если хочется кем-то быть, тогда это важная часть идентичности. Было бы неплохо, чтобы люди могли продвигать то, что им важно, даже если это выглядит нестандартно.

Вообще творчество помогает вписаться в мир, увидеть его более ярким и хорошим. Более того, когда творишь, и творения накапливаются, то впоследствии уже сложно сказать, что ты занимаешься «фигней», труднее все это обесценить, ведь вот она - твоя стопочка «реального материала», который ты сделал.
- Похоже, что Будда и Христос тоже были неплохими эскапистами, лучшими.
Человеку хочется верить, что его мир и он сам – особенные. Он наделяет мир вокруг особенными чертами, в том числе, когда верит в те или иные силы. На этом мне бы не хотелось останавливаться, чтобы не задевать ничьи чувства. Но это про то, что в окружающем мире, есть то, во что тебе хочется верить.
- Если у девушки есть безответная любовь, и она со своим героем строит в голове какие-то истории, это является эскапизмом или это что-то другое?
В какой-то мере является, причем, как понимаю, по типу компенсации. Тут может быть история и про влюбленность в персонажа, не имеющего под собой реальной основы. Но тут важно смотреть, что внутри: о каких отношениях идет речь, какие качества в человеке важны. Если разобрать это, то можно выделить ключевые ценности и то, почему привлекает именно этот человек.
- Соотнесите, пожалуйста, эскапизм и зависимости.
Это очень хороший вопрос. Есть разные типы эскапизма. Один из них – когда человек «улетает» за счет наркотических или алкогольных веществ. Это не то, чем мы занимаемся. Есть вариант с игровой зависимостью – но это неоднозначно связано с эскапизмом. Мы думали, как разделить игровую зависимость и эскапизм, в каких случаях игровая зависимость связана с эскапизмом, а в каких нет. Мы пришли к такому критерию. Есть игры типа ментальной жвачки, а есть связанные с исследованием и погружением. Например, те, где нужно схлопнуть кристаллы «три в ряд» – это ментальная жвачка, когда нужно просто разгрузиться и чем-то занять мозг. А если можешь как-то соотнестись с персонажем, если интересует мир, в котором он действует, если интересно изучать его и что-то создавать там, то это уже эскапизм.
- Персонажи, о которых говорили, ощущаются человеком как подвластные ему, или они своей жизнью живут, и надо ждать, пока они наговорятся?
Я бы сказала, что бывает по-разному. Это зависит от проработанности персонажа. Чем больше проработан персонаж, тем более твердая у него точка зрения, позиция, которой он придерживается. Важно разграничивать это с шизофренией, когда человек не отличает того, что он создает сам, от независимых от него голосов в голове. Дримеры прекрасно осознают, что их фантазии – это фантазии. Есть объективные критерии разделения шизофреников и дримеров, к этим людям нужно по-разному относиться. Это вопрос безопасности и критичности.
- Если внешние проявления одинаковые, а внутреннее содержание разное, зачем их разделять?
Человеку с шизофренией часто требуется помощь, он не адаптивен в этом мире. На самом деле такие люди не одинаковые. Ведь дример понимает, что это просто его хобби, образ жизни. Есть разные способы помочь человеку, в случае с шизофренией работают одни способы, а в случае дримерства – другие.

Кроме того, разделять эти состояния важно, потому что иногда я слышу от клиентов-эскапистов: «Не сочтите, что я шизофреник». Это актуальная проблема.
  • Олеся Симонова:

    В начале 2019 года мы обсуждали, как делать мероприятия нарративных практиков более интересными и живыми. Мой учитель Катя Жорняк сказала, что было бы круто использовать опыт международных конференций, когда на выступления нарративных практиков приходят люди, которые обладают личным опытом в этой теме, и рассказывают свою историю. Сегодня я впервые увидела реализацию этой идеи. Поздравляю, вы пережили тот же опыт, что переживают на европейских конференциях нарративные практики! Спасибо Але и Кате!