Нарративная мастерская
 
НЕУДОБНЫЙ РЕБЁНОК
ЧУВСТВО ВИНЫ ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ ПРИ ОТДЕЛЕНИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ
Людмила Ильина
На Фестивале решила быть человеком-оркестром, одновременно рассказывая про работу с Чувством Вины и показывая все самые любимые инструменты, которые у меня есть в нарративной практике.
Тема, которую я взялась исследовать, называется «Неудобный ребёнок. Чувство вины взрослых детей при отделении от родителей». Заинтересовалась ей, потому что основная часть моих собеседников люди до 30 лет, и в этом возрасте процесс сепарации бывает достаточно ярким, и часто в наших беседах мы встречаемся с Чувством Вины, которое его осложняет, вызывает тяжелые чувства.
Если честно, сейчас я выступаю не с экспертного уровня, а с уровня человека, который просто столкнулся с этой проблемой и ищет свой путь работы.
Потребность изучать чувство вины появилась, поскольку это тема непроста для меня, в работе с ней мне хотелось иметь больше опор. Первоначально у меня скорее, больше опыта работы, чем изучения литературы. По мере поиска информации, я еще больше отметила для себя, что Чувство Вины в книгах часто описывается как сопутствующее главной проблеме осложнение, а не как основной фокус автора. Например, говорится о том, как работать с сепарацией, созависимостью и другими проблемными процессами, и мимоходом упоминается, что они могут вызывать чувство вины, но нет информации о том, откуда чувство вины само по себе берется. Мне важно было осмыслить феноменологию того, что происходит в моем кабинете.
процесс сепарации
Два слова о процессе отделения от родителей, который так же называют процессом сепарации. Этот процесс начинается от рождения, когда ребенок физически отделяется от матери, и может длиться всю жизнь. Признаком того, что данный процесс в большой степени пройден, является то, что человек начинает сам управлять своей жизнью, принимать решения и получать от этого удовольствие.

Существует, как минимум, 5 уровней сепарации:
1
Физическая
– ребенок родился и физически отделился от матери
2
Территориальная
– ребенок перестал жить с родителями
3
Экономическая
– ребенок перестал зависеть от родителей финансово
4
Психологическая
- отделять свои чувства от родительских, понимать разницу между своими желаниями и желаниями родителей, не бояться вступать в конфликт, не прерывать отношений после конфликта. Не строить свою жизнь ни ради, ни вопреки родителям
5
Ценностная
- понимать, что ценности родителей могут отличаться от ваших. Можете выдерживать эту разницу.
ЧУВСТВО ВИНЫ:
ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ
Изначально хотела дать книжное определение чувства вины, но потом подумала: «Это очень скупо и не интересно», поэтому решила предложить сразу упражнение, чтобы воочию увидеть Чувство Вины, а заодно продемонстрировать, что такое экстернализация в нарративной практике. Думаю, вы с ней уже знакомы, но вдруг соскучились!
УПРАЖНЕНИЕ
Экстернализация
или «Антрополог на Марсе»
Экстернализация – один из главных инструментов нарративной практики. Его суть в отделении проблемы от человека, и рассмотрении ее как некого влияющего фактора, а не чего-то что является врожденным свойством человека. Для этой цели нам отлично подойдет упражнение «Антрополог на Марсе». Его суть в возможности взглянуть на проблему оторвано от контекста, как антрополог, который прибывает на другую планету и любое явление для него непривычно, необычно и требует изучения.
Участники разделяются на тройки по ролям:
Человек, который готов показать свое чувство вины.
В целях безопасности для упражнения лучше выбрать не такой серьезный вариант, как чувство вины перед родителями, а что-то маленькое, что можно показать: кому-то на ногу наступил или списал на экзамене????
Человек, который расспрашивает с точки незнания
по нарративной карте про чувство вины и просто записывает ответы.
Человек, который отыгрывает
Чувство Вины.
Ему нужно просто зачитывать историю, которую записал расспрашивающий, важно делать это без эмоций и театрализации: «Я, чувство вины за …, выгляжу как…, пытаюсь сделать…»
Вопросы карты:

Часть 1. Обсуждение конкретного, максимально приближенного к опыту человека определения проблемы. Называние проблемы.

  • Вспомни историю, где ты заметил чувство вины, о котором хочешь рассказать.
  • Можешь ли ты описать Чувство Вины при помощи метафоры, как оно выглядит и как оказывает на тебя свое влияние (например, Вампир, который высасывает радость).
  • Что, из того что делает проблема, является для тебя самым дискомфортным?

Часть 2. Исследование влияния проблемы на жизнь человека.

  • В какие сферы твоей жизни (называем имя проблемы) удалось проникнуть? Как она влияет на работу, занятия, сон и тп?
  • Какими стали казаться люди, когда появилось чувство вины, а каким себе казался ты?
  • Что заставляет проблема делать?
  • Какие твои качества, навыки и умения (имя проблемы) обесценивает или делает незаметными?
  • Каким (имя проблемы) представляет твое будущее, чтобы оно ее (проблему) устраивало?

Часть 3. Оценка позиции, выбор и его обоснование

Интервьюер, узнав об эффектах проблемы, просит рассказчика оценить:

  • Каково для тебя иметь эту проблему? Хорошо или плохо? С чем ты не согласен?
  • Почему?

Обоснование:

  • Какие важные для тебя ценности (жизненные принципы) проблема нарушает?
  • Почему ты не согласен с тем, чтобы Чувство Вины в таком объеме присутствовало в твоей жизни?

Часть 4. Исследование влияния человека на проблему

  • На какие сферы жизни твоей жизни Чувство Вины не распространяет свое влияние? Как тебе удалось не пустить проблему в эту сферу?
  • Бывало ли так, что тебе удавалось уменьшить влияние проблемы на свою жизнь?
  • Какие у тебя есть качества, умения, способности, на которые ты опираешься, оказывая сопротивление проблеме?
  • Какие у тебя есть планы, цели и мечты, которые совсем не нравятся (имя проблемы), так как противоречат ее собственным планам на твой счет?

Часть 5. Исследование намерений и обоснование выбора

  • Что бы тебе хотелось сделать с проблемой? Например, прогнать ее с оккупированных территорий, лишить ее сил и прочее? Какие рождаются метафоры?
После первый участник может высказать своему Чувству Вины всё, что хочется, например: «Я хочу, чтобы тебя не было» или «Я хочу, чтобы ты скукожилось и покинуло мою жизнь», а Чувство Вины никак не отвечает на это, а просто принимает.

Это простое упражнение позволяет увидеть чувство вины очень ярко и наглядно. Мне кажется, экстернализация – самая классная часть нарративного взгляда, ведь ты всегда видишь проблему отдельно - не внутри себя, а рядышком.
  • УЧАСТНИК:
    Мне понравилось, что говорить от лица Чувства Вины нужно было не то, чтобы равнодушно, но неэмоционально. Обычно же проблема, в том числе, чувство вины вызывает серьезные эмоции и чувства. Когда просто монотонно зачитываешь текст, как будто бы выстраиваются другие отношения с виной, она иначе воспринимается.
После того, как участники прикоснулись к чужому чувству вины, посмотрели на него, многие отметили, что чувство вины проявляется телесно:
- Я сразу как-то сгибаюсь, ссутуливаю плечи.
- Проходит какой-то холодок по телу, как будто меньше становишься.
- Голова тяжелая.
Действительно Чувство Вины много чего крадет – слова, энергию, выбор. Даже у меня, как у терапевта, оно как будто бы отнимает слова, которыми можно говорить с людьми о том, что с ними происходит.
ЧУВСТВО ВИНЫ:
КАК С НИМ РАБОТАТЬ?
Расскажу для начала о тех сложностях, которые мне хотелось решить, в ходе этого исследования. Самое важное, мне хотелось наметить какой-то понятный путь работы с Чувством Вины. Пускай он будет разным для каждого клиента, но у меня как у практика будет свой внутренний путь, к которому можно возвращаться, если такая поддержка будет нужна. Отмечу, что в работе на меня в основном влияли осколочные эффекты от потери энергии и слов. Мне очень важно было найти способ работы с клиентами, который бы позволял:
Исследовать внутренний кодекс клиента

Так я для себя обозначаю, некий свод внутренних правил, по которым решается, когда чувствовать себя виноватым, а когда нет.
Бережно поддерживать любопытство клиента в исследовании,

не поддаваясь на провокации Чувства Вины.
Не
терять
контакт,

потому что Чувство Вины часто его нарушает.
Понимать, что клиент может получить вместо Чувства Вины,

не на уровне действий, а на уровне чувств.


Вообще важно понять, каков результат работы с чувством вины в принципе, поскольку собеседники часто заявляют как запрос «не чувствовать», но на мой взгляд просто не чувствовать, это значит не замечать чего-то важного.

Как я уже говорила, осложняют работу несколько моментов:
Непонимание
Что вообще можно сделать с чувством вины? У человека есть внутренний кодекс, нарушая который он ощущает вину, и неясно как обходиться с таким кодексом. Ведь сказать: «Все, не будет у тебя кодекса, не будешь чувствовать вину», не только прямая дорога к тому, чтобы напороться на справедливую злость клиента, но и противоречит моему личному представлению о работе.
Чувство сакральности темы,

когда мы говорим о родителях.
Яркая особенность Чувства Вины
Это способность маскировать эмоции, например, такие как гнев или отвращение. Также Чувство Вины может скрывать желания и потребности клиента, например, желание пойти учиться в другой институт или развестись. Это банальные вещи, но, тем не менее, они часто совсем не видны, и даже начать о них говорить бывает очень сложно. Вина как будто требует остановить исследования в этом месте - сюда нельзя, и все. Перестать всё ставить под сомнения – «мы ни в чем не сомневаемся, это делается только так и не иначе!»

Вообще почему вам надо любить родителей?
Мой любимый вопрос
У меня возникали вопросы, например, как находить то, что скрывается за чувством вины, какие вообще возможности оно дает (или не дает) и что человек получит взамен чувства вины? А еще как сохранять контакт?

Вина часто говорит, что выбора нет, хотя по факту она маркирует как раз то, что выбор есть:
  • Ты соглашаешься с желаниями и потребностями родителей?
  • Или все-таки выбираешь что-то свое и для себя?

Тут становится понятно, что вина тесно связана с понятиями ответственности, долга, границ и стыда, что создает такой клубок, в котором легко запутаться.

Мои изыскания наводят на мысли, что чувство вины появляется у человека чаще всего в некритическом возрасте, когда критически осмыслять происходящее сложно, причем очень разными путями.
С одной стороны это обусловлено особенностями детской психики, существует понятие детского эгоцентризма, это период, который длится где-то до 7-8 лет ребенка, в это время ребенок как будто бы не отделяет мир от себя, он в своем сознании является причиной всех происходящих событий.
Например, я помню забавное и яркое проявление детского эгоцентричного мышления из своего детства.

Был период, когда я считала, что мои прабабушки живы и здравствуют только потому, что я такая классная, не то, что другие дети. Как видите для меня, происходящие события были приятными, но если задуматься быть причиной всего происходящего очень страшно. Ребенок, не отделяющий себя от мира, считает, что он всемогущий, и если он не предотвратил какое-то событие, то оно произошло по его вине. Развод или ссоры родителей, болезни братьев и сестер, плохая погода и прочее. Если детство выдается безоблачным, то тогда эгоцентризм проходит, не оставляя чувства вины, но если в детстве случилось яркое неприятное событие, в котором взрослые не помогли проставить ребенку границу между собой и миром, если родители активно пользовались чувством вины ребенка в своих целях, то это чувство закрепляется и идет с ребенком во взрослую жизнь.

Второй яркий рычаг для появления чувства вины – это усвоенные идеи. Можно называть их как угодно, интроекты, убеждения, установки, но суть в том, что в каком-то опять же раннем возрасте, когда критическое осмысление еще не происходит, нас знакомят с некоторыми идеями. О жизни, о нас, о том, как устроен мир, эти идеи встраиваться во внутренний кодекс и всю жизнь определять, за что нужно чувствовать вину. Думаю, многие слышали расхожее: «мужчины не плачут» или «родим няньку, а потом ляльку» - эти убеждения явно предписывают вести себя некоторым образом и обещают вознаграждения. Если идеям не следовать, то возникает наказание в виде непереносимого чувства вины и мучительного желания все исправить.

Сюда же я бы определила последствия острого травматического опыта, такого как травля в школе, в виде осколочного ощущения – «я плохой», «со мной можно плохо поступать», остающегося на уровне ощущений, хотя на уровне мыслей есть понимание, что я достаточно хороший человек, и имею право на уважение.
Определив для себя, что Чувство Вины возникает, в случае неследования различным идеям, усвоенным достаточно рано и различным способом, логичным показалось воспользоваться для изучения чувства вины картой нарративной практики, которая называется деконструкция.
ЧУВСТВО ВИНЫ:
ДЕКОНСТРУКЦИЯ
Деконструкция – это инструмент нарративной практики, который позволяет продолжить исследование идеи, которая кажется застывшей. У человека есть идея, которая на него влияет, и он ничего с ней сделать не может – это так и никак иначе, а деконструкция позволяет немного пошатнуть идею и совершить критическое осмысление, которое, возможно, не произошло когда-то. Позволяет человеку выбрать, с каким влиянием идеи он готов соглашаться, а с каким категорически нет, так же в этот момент можно выбрать другое влияние и другую идею, которой бы клиенту было пользоваться полезнее и желательней.

Существует множество идей, доходящих иногда до абсурда, которые могут вызывать чувство вины в отношениях с родителями. На Фестивале мы коллективно вспоминали примеры таких идей:
- Ты не хочешь со мной жить, а по идее должен этого хотеть!
- Ты должен отплатить за то, что тебе жизнь дали.
- Ты должен быть благодарным.
- Ты не должен доставлять огорчения.
- Если бы ты меня любила, то делала бы так, как я хочу. Любовь – это делать так, как я хочу.
- Нельзя нарушать целостность семьи. Это означает не переставать общаться с родственниками, любить их, принимать в своем доме, делиться с ними всем: «Пусть твой троюродный брат из Таганрога поживет у тебя в Москве месяц-другой, и устрой его на фирму, в которой работаешь».
- Нельзя попирать честь семьи;
- Ты должен содержать родителей.
- Нужно отчитываться.
- С тобой что-то не так, нужно себя вести определенным образом, чтобы тебя полюбили, приняли: «Ты не соответствуешь моим ожиданиям, из-за этого я себя плохо чувствую - ты виновата. Ты меня в гроб вгонишь, если ты делаешь так! Ты просто убиваешь мое сердце! Сокращаешь дни мои жизни».
- Нельзя выносить сор из избы.
- Нет никого ближе нас!
- Ты должен доедать мамин борщ,
иначе ты добавишь маме седых волос!

Отвлеченно довольно забавно думать, что недоеденный борщ добавляет маме седых волос, но для человека, проблемой которого стало Чувство Вины, очень редко это смешно. Бывает, что человек сам над некоторыми своими идеями смеется, но ничего сделать не может и… едет к маме. Чаще всего это достаточно болезненная история. Возможно, мама сама и не говорит: «Любовь – это делать так, как я хочу», а так говорит идея в голове её ребенка, но как эта идея появилась – другой вопрос.

Чтобы начать работать с подобными идеями, мне, как терапевту, в первую очередь надо в них усомниться. Однако, нельзя забывать про ловушку: я могу сомневаться в чем угодно, но как разделить ценности клиента и то, в чем стоит сомневаться. Важно не начать деконструировать то, что человеку реально важно, что ему хотелось бы сохранить, чтобы не быть директивным практиком: «Мы сейчас все уберем и построим новый мир!»

Давайте попробуем поотвечать на вопросы карты деконструкции коллективно, поищем, что прячется за Чувством Вины вместе.

Первый вопрос на этом этапе помогает понять,
откуда эти идеи появились:

- В какой момент, в каком возрасте, в каких ситуациях у тебя возникла идея о том, что ты должен не доставлять огорчений маме? Как вообще ребенок узнает, что он никогда не должен огорчать родителя?
Самый частый ответ – это слова родителей, которые люди слышали в детстве:
- У меня от тебя голова болит!
- Ты можешь меня убить!
- Не кричи, я так устала.
- Я обижусь, если ты будешь продолжать.
Что происходит в этот момент с ребенком? Какие чувства и эмоции у него возникают?
Изначально до этих слов он что-то делает и чувствует себя нормально: возможно, злится, обижается или печалится. Например, мама говорит:
- Собирайся в садик!
- Нет! Не хочу!
- Не расстраивай мать! Где валерьянка…

И раз за разом в этот момент ребенок вместо обиды, грусти или злости получает коробочку, в которой лежит чувство вины. В какой-то момент он перестает париться, и вместо своих собственных чувств ощущает вину – как же, ведь мама расстраивается, лекарство пьет!

Когда я спрашиваю клиентов, в какой момент эта идея появилась, как раз появляются очень похожие фразы.
Дальше выясняю, как вообще все эти идеи предлагают реагировать на отношения с родителями:

- Каким ты должен быть, что ты должен делать в этих отношениях?
- Угождать.
- Делать, что скажут.
- Не быть собой.
- Подчиняться.
- Быть удобным ребенком.
- Соответствовать представлениям.
- Мимикрировать.
Мы уже видим, что клиент потихоньку начинает забывать,
как он выглядит реально.
Следующий логичный вопрос про то, что эти идеи делает трудно доступным:

- Что становиться недоступным, когда ты мимикрировал, подчинился, спрятался?
- Понимать, что хочешь.
- Отстаивать свои ценности.
- Быть собой.
- Уважение к родителю. Пропадает ощущение, что это люди, которые справляются.
- Простраивать свои границы.
Даже больше скажу, что когда перестаешь чувствовать границы, ощущаешь, что родители ни с чем не справляются, появляется синдром Бэтмена – я за все отвечаю и все могу: раз мама говорит, что я могу ее убить – значит, могу убить, а могу и не убить, а, наоборот, исцелить и сделать счастливой.

Такой Бэтмен с чувством вины может всю оставшуюся жизнь жить двумя жизнями – своей и маминой, и никогда от мамы не уезжать.
Мы становимся бэтменами, когда перестаем ощущать свои границы, в первую очередь границы возможностей.
Например, когда я опрашивала знакомых как им откликается моя тема, услышала такой вариант:
- Я бы хотела, чтобы у меня было две жизни: одна для себя, другая для мамы, чтобы прожить ее с мамой возле теплой печки. Хорошо, что мама сказала, что она этого не хочет.

На самом деле очень забавно, что этот момент - разрешил родитель отделяться или не разрешил, бывает очень важным.

Иногда все внешнее говорит, что не разрешает, но если хотя бы прозвучат слова: «Хочу, чтобы у тебя была семья и дети», взрослому ребенку все-таки чуточку полегче.
- Что тебе эти идеи обещают: если будешь молодцом, всем идеям последуешь, что произойдет?
- Ничего хорошего.
- Тогда зачем это делать?
- Не накажут.
- Будут любить.
- Все отстанут.
- Не будет санкций.
- Мама будет счастлива.
Интересно, что часто это распространяется на все мирозданье: чувство вины связывается с твоей возможностью быть успешным, любимым и пр. Например, частая идея, что если будешь себя так вести, тебя никто не полюбит, ни с кем не сможешь жить и работать. Как будто если ты будешь всем этим идеям следовать, все время жить с мамой*, то счастье и успех обеспечены, а мама будет все время здоровой и не умрет никогда.
Примечание*: Речь обычно идет про мам, потому что именно в этих историях папы часто нет. Это еще одна большая тема для разговора, почему про маму говорить легче. У меня была только одна история, когда не было мамы. В основном нет папы, и нет по-разному: либо физически, либо психологически, то есть папа такой недоступный, что про него разговор не ведется, да и он ничего не просит.
Естественно, когда начинается критическое исследование по карте деконструкции, клиент может сказать: «Да, мне это доставляет неприятности, но делать-то что? Я все равно чувствую вину – понимаю, что мама не умрет, если я не съем борщ, но она же расстраивается!»
ЧУВСТВО ВИНЫ:
ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ ИСТОРИЯ
Мне кажется, параллельно с выходом в предпочитаемую историю очень важно, чтобы клиент или замечал, что с ним происходит, а если он этого не умеет, учить его этому. Очень большим рычагом для отделения является понимание, что ты себя плохо чувствуешь в отношениях, которые переполнены Чувством Вины. Иногда люди даже физически болеют, потому что собственной жизни как бы и нет. Это бывает видно на этапе экстернализации, потому что чувство вины сдавливает. Часто слышу: «Я просто не могу дышать, пообщаюсь с мамой и потом неделю восстанавливаюсь, отлеживаюсь».
Первый вопрос, который я задаю:

- А если это чувство вины просто захватит вообще всю власть и ты всегда будешь делать так, как мама хочет, что произойдет с твоей жизнью? Как ты думаешь, ты будешь счастливым, успешным, никто не умрет, все будут тебя любить, если будешь жить с мамой и уделять ей очень много времени? Что будет происходить?
- В лучшем случае мама будет счастлива.
- Мне кажется, через некоторое время мама предъявит
новые претензии.

- Мама не будет счастлива.
- Похоже, этого Таиланда (института, семьи и прочего,
что я хочу) вообще не случится.

И тут мы начинаем говорить о ценностях клиентах. На самом деле, неважно, что это: семья, рок-концерты или серфинг на Бали – в этой истории часто, что не предложи, все не подходит. Особенно сложно, когда чувство вины сплетается с абсолютно разными желаниями ребенка и родителя: «Не хочу я семью и детей, а родители просят – роди!» Иногда бывает прямое управление телом: «Роди ребенка и живи, как знаешь. Но воспитывай его так!» или «Роди и отдай мне, а сама делай что хочешь».
В этот момент мы потихоньку сворачиваем в предпочитаемую историю – а что хочется реально:

- Чувство вины – это, конечно, здорово, но тебе подходит быть в отношениях с мамой только с чувством вины? Что там есть еще?
Обычно там есть любовь, забота, уважение. Многие вспоминают хорошие истории, часто родители – не дьяволы во плоти.
Тогда мы говорим о том, что может быть еще, если не чувство вины:

- Как можно проявлять заботу о родителях и одновременно заботу о себе? Есть ли вообще способы, которые тебе подходили бы?
Здесь бывает по-разному. Иногда способ позаботиться о себе и о родителях – вообще прекратить болезненное общение, а иногда достаточно просто поговорить с мамой открыто: «Смотри, я могу только вот это, и больше ничего не могу.»

На самом деле большим переломным моментом является понимание человеком своих ограничений, что он действительно ничего больше не может предложить. Часто мамы и папы в этом месте успокаиваются, услышав прямой ответ: «Я реально могу приезжать только раз в месяц в субботу и все.»

Мы часто деконструируем каждую идею по отдельности и очень подробно. Важным моментом становится именно критический взгляд на то, кто ты в этой истории и кто твои родители, потому что чувство вины очень часто сопровождает смену ролей: непонятно, кто кому мама, кто кому ребенок.
Когда мне клиенты рассказывают о том, что они делают для своих родителей, я спрашиваю:

– Вот эти функции кто обычно выполняет?
- Ой, а это вообще мамин муж должен был делать.

Или:

- Мама. Получается, как будто бы я мама мамина.

Этот момент понимания бывает очень ярким и неожиданным: «Это уже готовый человек, которого я не просил меня рожать, а должен быть его родителем навеки». Он помогает разделить, что я вообще должен делать, а что не должен, хочу ли я оставаться ребенком или уже готов стать родителем взрослого человека, который не будет развиваться и радовать меня как ребенок.
Чувство вины чаще вызывают родители в двух случаях:

  1. Когда они как раз не дают ощущение того, что они справляются, и я становлюсь мамой своей маме или папе;
  2. Когда экспертные и директивные родители, наоборот, планомерно пестуют идею: «Ты должен делать так, иначе ты очень плохой». В случае такой контролирующей семьи чувство вины может захватывать очень сильно.
ЧУВСТВО ВИНЫ:
ПОЛЬЗА
Для меня стало важным открытием, что чувство вины вообще не всегда вредно.

Я начинала исследование с ощущением, что никому не надо чувствовать себя виноватым, но потом поняла, что чувство вины имеет место быть, если ты его сам выбираешь. Оно как индикатор того, что на самом деле для тебя важно. Например, по твоей вине произошла авария и ты хочешь заплатить за ремонт пострадавшей стороне.

В этом случае, когда человек хочет возместить ущерб, возможно, чувство вины выполняет регулирующую функцию в нашем обществе. Здесь можно обратить внимание на близость понятий «вина» и «ответственность», отмечу эти чувства переживаются по-разному: ответственность не сгибает плечи и не вызывает постоянного мыслительного потока, как все исправить.

Чувство вины, уже после того как произведена терапевтическая работа, может служить маячком, дарит вопрос: что мое Чувство Вины сейчас маркирует. Например, есть Чувство похожее на Вину, оно помогает задуматься: возможно я сейчас в ситуации выбора? Между чем и чем я выбираю? Что я испытываю в связи с этим? Какие ценности я отстаиваю, выбирая то, а не иное.

Чувство вины может удерживать в отношениях, пока не найдены новые, более предпочитаемые способы жить в этих отношениях. Иногда это единственное, на чем все держится. «Я бы просто все сжег и уехал!» – сепарация через конфликт – а чувство вины помогает все-таки поддерживать отношения до того, пока не найдется что-то другое, что можно на это место положить.
  • УЧАСТНИК:
    Думаю, здесь речь не о благости чувства вины, а, скорее, о пользе той работы, которую оно пытается выполнить, может быть, не слишком эффективно, но хотя бы так, чем никак.
Последний вопрос:

- Вспомните свои чувства вины и подумайте, есть ли среди них предпочитаемые, которыми хотелось бы по-прежнему пользоваться, и не предпочитаемые, которые мешают. На что бы вам хотелось заменить последние? Может быть, на выбор, свободу, гнев или заботу о близких в приемлемой форме? Иногда это грусть.
ЧУВСТВО ВИНЫ:
ОБСУЖДЕНИЕ
  • УЧАСТНИЦА:
    По отношению к родителям чувство вины можно заменить на уважение. Это делаю я сама, и иногда это предлагаю тем, кто ко мне обращается. Есть классическая ситуация, когда родители начинают нуждаться в заботе – не вызывают скорую, не принимают лекарства – и детям приходится включаться. У меня это всегда вызывало много протеста. В любой ситуации продолжаю отстаивать то, что я ребенок. Например, если мне пришлось вызывать для мамы скорую, сидеть рядом с ней, то я все равно на следующий день приду и спрошу: «Мам, я поесть принесла, скажи свое мнение - вкусно или нет?», а не просто: «Мама, ты поела?» Так я даю возможность родителям быть взрослыми и оставаться экспертами – задаю вопросы, советуюсь. Даже если я уверена 10 раз, что мне что-то нравится, все равно спрашиваю маму, что она думает.
  • УЧАСТНИК:
    Меня очень поддерживает идея о признании наследования. У моей семьи есть идеи, не все, но некоторые из которых я разделяю. Думаю, что часто моих родителей заставляет транслировать чувство вины их желание сохранить ценность, которая есть в семье, в роде, в них самих. Для них (и для меня) важно, чтобы я взял это наследство, ценил его, приумножал и развивал. Для меня это большой ресурс.
  • ЛЮДМИЛА:
    Да, если эту историю исследовать глубже, то там можно найти столько всего интересного, что можно себе присвоить. Необязательно идти в прародителей, иногда достаточно посмотреть на родительскую историю до нашего появления. Иногда родители транслируют идею, что с нашим появлением их жизнь закончилась: «До тебя было клево, а после начался кошмар» - они хотели хорошего ребенка, а ты как будто их злостно обманул. Эта история дает возможность заглянуть туда, где им было хорошо, и понять, какие это люди, в какой жизненной ситуации они находились, почему делали те, а не иные выборы, какую ответственность на себя взяли. Подумать о том, что ты как взрослый человек, у этих взрослых людей хочешь принять в наследство, а что нет.
  • УЧАСТНИК:
    Еще есть интересные случаи, когда один из родителей «поехал» - с какого-то момента у него появилось психическое заболевание, зависимость, токсичное поведение и т.д. Я часто расспрашиваю про то, какими родители были, когда они только принимали решение о том, что ты появишься, и простраиваю отношение не к тем людям, в которых они превратились, а к тем, прежним. Часто с ними находится значительно больше общего. Вообще жизнь всегда начинается с искры любви, я разделяю эту веру.
  • УЧАСТНИЦА:
    Часто работаю с приемными детьми, когда родителей нет, и нужно как раз восстановить эту историю. Иногда там пустота или полный треш (убийства, насилие и пр.). Тут мне помогает фраза: «Ты родился, потому что люди любили друг друга, но просто их любовь длилась не так долго, как тебе бы хотелось». Когда приходится работать с отказниками, которые вообще ничего о себе не знают, я выхожу на тему наследования: «ОК, откуда у тебя уши? Откуда глаза? В кого ты талантливый?»
  • УЧАСТНИЦА:
    Еще есть чувство вины, когда мама с папой развелись, и ты виноват, что папа ушел: «Его козлиная порода!»
  • ЛЮДМИЛА:
    Здесь можно сделать более видимой альтернативную историю: о том, что ты не только сын козла, но и козла, который умеет играть на гитаре! А еще у него глаза красивые. Ты можешь увидеть ту часть личности своих родителей, которую до этого было не заметно, и это очень сильно может повлиять на Чувство Вины, которое пестовалось годами.
  • УЧАСТНИЦА:
    Я сейчас говорю про чувство вины, которое началось, скорее всего, с детско-родительских отношений. Мне бы хотелось его заменить или дополнить любовью к себе, заботой о себе, принятием своего внутреннего ребенка. Мне помогает даже простая визуализация этого ребенка: представить его рядом, успокоить, обнять.
  • УЧАСТНИК:
    Меня поддерживает идея, что мы вырастаем в людей, которые нам нужны были в детстве, и мы можем пойти туда и дать своему внутреннему ребенку сейчас все, в чем он нуждается.
  • УЧАСТНИЦА:
    Благостная история! Но чувство вины может преобразоваться в равнодушие. Когда нечего взять от родителей в своей жизни, говоришь спасибо и пошел.
  • ЛЮДМИЛА:
    Да, это так, и я считаю это одним из отличных способов обойтись с Чувством Вины.
  • УЧАСТНИК:
    Как тебе кажется, как мы поступили с чувством вины? Я почувствовал, что с моим точно что-то изменилось.
  • ЛЮДМИЛА:
    Я вижу путь от чувства вины к чему-то иному, и мне кажется, что мы этот путь сегодня прошли. В определенный момент мы перестали говорить про Чувство Вины и идеи, которые его вызывают, и начали обсуждать то, что у нас может быть вместо него. Знание о том, что есть выбор, ощущение своих реальных возможностей, благодарность, заботу о близких, радость общения, свободу, гнев, равнодушие, свобода не общаться.
  • УЧАСТНИЦА:
    Если уж деконструкция, то зачем вообще с чувством вины что-то делать? Может быть, его оставить?
  • ЛЮДМИЛА:
    Может быть, но пока никто не соглашался. Про это мы тоже говорим, но быстро оказывается, что все-таки чувство вины слишком сильно забирает энергию и многие мечты. Поэтому мы начинаем с того, что чуть-чуть снижаем градус. Я уже говорила, что в самом далеком начале у меня было желание идти на баррикады, рушить старое, возводить на этом месте новое, но я поняла потом, что это вообще не работает, потому что чувство вины, кроме неприятного, маркирует очень много хорошего. Часто я Чувство Вины возникает, потому что я не хочу расставаться с тем, что хочу присвоить.
  • УЧАСТНИК:
    Хочу добавить (но это может вызвать протест) – мне кажется, что иногда очень позитивным бывает чувство долга - не долженствования, а ощущения, что я служу какому-то смыслу. Оно бывает очень позитивным и продуктивным, например, отсюда растут лидерские способности у человека. Но это уже, скажем, не первый шажок - не то, во что чувство вины превращается сходу.
  • ЛЮДМИЛА:
    На самом деле почему бы нет? Не мне решать, куда клиенту выйти из чувства вины – может быть, опять в чувство вины. Здесь я свой нарративный взгляд сохраняю и абсолютно не знаю.
  • УЧАСТНИЦА:
    Кстати, случай с больными родителями, которым дети отдают ресурсы, как раз про долг. Там, может быть, есть и любовь, но любовь подразумевает участие, а тут работа, которую я не выбирал ни разу, она неприятная, тяжелая, но я ее делаю, потому что это мой долг.
  • УЧАСТНИК:
    Хотелось, чтобы эта граница была проведена, потому что она здесь прямо неявная. Я говорю не про тот долг, который надо отдать, а о добровольно взятом обязательстве. Оно совершенно по-другому действует: если долг положен, он придавливает к земле, а взятый долг дает опору.
  • УЧАСТНИЦА:
    Есть такая идея, что мы не можем вернуть долг родителям - они нам дали жизнь. О реальном полноценном возврате долга речь не идет.
  • УЧАСТНИЦА:
    Вообще определение данности в чувстве вины очень яркое – что я могу, что не могу. Могу ли я вообще отдать этот долг? А если я отдам вообще всю свою жизнь – это поможет родителям? Если я умру наконец, они будут счастливы? Оказывается, нет.
  • ЛЮДМИЛА:
    Действительно, очень сложно наш долг перед родителями измерить и абсолютно невозможно его отдать. Нельзя вернуться в 76 год и сказать маме: «Не делай этого!».
  • УЧАСТНИК:
    Это было очень круто - узкая тема, но целостная и всеохватная!
ЧУВСТВО ВИНЫ:
РЕЗЮМЕ
В конце хочется подытожить путь работы с Чувством вины при отделении от родителей, который мы сегодня озвучили.
Чувство Вины обычно вызывает из-за некоторых убеждений или идей, которые возникли довольно рано, в докритическом возрасте, где-то до 7-8 лет. Эти убеждения или идеи могли быть сформулированы самостоятельно, с ними могли познакомить значимые взрослые, они могли возникнуть вследствие травматического опыта.
Вина имеет ряд особенностей, которые осложняют как работу с этим чувством, так и жизнь клиентов. К таким особенностям относятся: способность Чувства Вины мимикрировать под ценности и желания, маскировать собой гнев, отвращение и другие эмоции. В работе с Чувством Вины при сепарации работу может осложнять идея священности родителей и любви к ним, непонимание самого психолога, что клиент может получить, после того как работа с Чувством Вины закончится.
Для работы с Чувством Вины хорошо подходят такие инструменты как экстернализация, которая помогает взглянуть на Чувство Вины со стороны, как на что-то, что не является составной частью человека. Деконструкция, помогающая взглянуть на убеждения и идеи, критически их оценить и сделать новые выборы.
Так же обязательным и важным моментом в работе с Чувством Вины является исследование ресурсов и возможностей, признание некоторых существующих ограничений. Обращение внимания на то, что Вина часто маркирует ситуацию выбора – куда ограниченные ресурсы будут потрачены.
Важным этапом является исследование желаний, ценностей и надежд, доступ к которым перекрывается Чувством Вины. Исследование тех отношений, которые клиенту хотелось бы выстроить со своими родителями, и, возможно, проверка возможности таких отношений.
Важно не забывать, что Чувство Вины не обязательно должно исчезнуть на все 100% и это не должно быть целью, первоначальными целями может быть снижение его силы и исследование его функций.
В итоге клиенты могут получить свободу выбора и возможность реализовывать свои ценности максимально подходящим им способом.