Нарративная мастерская
 
Мария Шлычкова

Письменные практики
в помощь психологу


ФЕСТИВАЛЬ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Мария Шлычкова,

НАРРАТИВНЫЙ ПРАКТИК,
СТУДЕНТКА 5 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ МГУ им. М.В. ЛОМОНОСОВА


Работаю с запросами про неуверенность в себе, тревогу, стыд и
чувства вины, про низкую самооценку, с чувством, что все идёт наперекосяк
и падением в яму.

Люблю смотреть кино, ходить на концерты и вечерами читать книги, укутавшись в плед.
Почему я выбрала эту тему
У меня была сложная клиентка, сессии с которой очень тяжело давались, я даже ходила с ней на супервизии. Тогда я только-только начинала практиковать, и думала, что, наверное, я плохой специалист, руки опускались, вообще не знала, что делать. После одной такой сессии я поняла, что меня просто накрывает, а до супервизии еще несколько дней - мне было очень некомфортно.

На следующий день начался третий блок нарративной практики, и я поделилась с группой своей проблемой. Олеся Симонова посоветовала попробовать письменные практики, чтобы подбодрить себя. До этого я вообще с ними не сталкивалась, кроме давних попыток вести дневник, но у меня это не сильно хорошо получалось.

Я обратилась к работам Дарьи Кутузовой, и тема меня сильно заинтересовала. Я подумала, что, наверное, психологу было бы полезно иметь такой инструмент, который можно применять после неудачной сессии, чтобы успокоиться и понять, что терапия прошла не так плохо, как кажется. Я решила создать собственную письменную практику, которая помогала бы терапевту восстановить ресурсы после сложных сессий.


О проекте
Дарья Кутузова приводит правила безопасности для того, чтобы избежать ретравматизации при работе с письменными практиками. Особенно серьезно к ним нужно отнестись тому, кто заполняет письменные практики в одиночку.

1. Отложите письменные практики, если у вас:

➢ Скачут мысли, в голове звучат голоса, которые мешают жить,
➢ Депрессивное состояние;
➢ Посттравматическое расстройство.
Примечание: Существуют специальные письменные практики для таких состояний, но в них предусмотрен человек, который курирует практикующего. В одиночку можно провалиться в проблемные истории, из которых сложно выплыть.
2. Перед тем, как заняться письменными практиками, организуйте место и время для работы, чтобы чувствовать себя спокойно и безопасно.
3. Подумайте о тех, кто может оказать поддержку при необходимости.
4. Помните, что то, что вы пишите – это только ваше, что ваши записи никто не увидит. Иначе (осознанно или нет) включится внутренний цензор и работа будет менее полезной.
5. Главное правило – не насилуйте себя и не пишите, если не хочется.
При создании своей практики я руководствовалась именно этими принципами.

Письменная практика
В ПОМОЩЬ ТЕРАПЕВТУ ПОСЛЕ ТРУДНОЙ СЕССИИ
Время выполнения: 15 минут.

В ходе исследования я протестировала письменную практику на 2 группах терапевтов,
одна из которых заполняла ее 10 минут, другая - 15 минут.
Второй вариант мне показался более оптимальным.
У меня была идея создать максимально структурированную письменную практику, потому что для меня важно, чтобы помимо временного ограничения, была бы еще четкая структура вопросов. Моя письменная практика разделена по блокам, все вопросы пронумерованы. Чтобы легче следовать по нумерации, есть лапки, которые подсказывают, куда лучше идти.
Структура письменной практики:
Блок №1
ЗАЗЕМЛЕНИЕ
Блок №2
«ПРОБЛЕМНЫЙ»
Блок №3
ОСНОВНОЙ
ПРАКТИКУМ И ОБСУЖДЕНИЕ
Участники встречи в рамках Фестиваля нарративной практики выполнили письменную практику и потом поделились своими впечатлениями

  • Больше всего откликнулся вопрос: «Что бы ты хотела сказать себе при встрече с тем, другим?» Он позволяет продумать заранее слова самоподдержки. Мне показалось, что я немножко по-другому посмотрела на моменты, которые мне казались неудачными в сессии. Работа над этой практикой позволила мне осознать свое ограничение и смотреть на свои неудачи не так: «Ты это не умеешь, а должна уметь», а «Ты не можешь уметь все, да и не должна уметь все». Это хорошее чувство. Единственное замечание – ответы на вопросы 5 и 6 у меня совпали: то, что мне помогает в принципе, помогает и сейчас.
  • Мария:
    Спасибо. Мне очень откликаются твои слова, что ты не можешь и не должна уметь все. Очень часто себе так говорю и этим себя успокаиваю. Даже перед этим выступлением я сказала себе: «Ну, я же не должна хорошо выступить!»
  • Мне очень понравились лапки, они меня тоже немножко заземлили. Вообще понравилась сама идея и структура. Наедине с собой об этом безопаснее беседовать, чем если с кем-то. Можно посидеть, подумать, заглянуть немножко вперед, где-то вернуться тоже здорово. У меня было ощущение, что есть мои проблемы, есть не мои проблемы, а есть точно не мои проблемы. Было классно для себя это четко сформулировать. Спасибо.
  • Я бы переформулировала последний вопрос: «Принесла ли эта встреча в твою жизнь какой-то полезный вклад, и если да, то какой». Он уже не звучит, как «Вы уже перестали пить коньяк по утрам».
  • У меня есть вопросы к первому блоку. Понимаю, что он должен успокоить, но не успокоил. Просто это не моя техника. Для меня лучше срабатывает обычное заземление - просто не люблю монотонную работу. Но карта мне нравится. Для меня это способ решить – достаточно ли мне сейчас письменной практики или пора на супервизию.
  • Мария:
    Круто, что ты затронула тему заземления. Хотела бы сказать, что не всегда нужно именно рисовать. Именно в этой карте я даю возможность этого не делать, потому что первый блок опциональный. Если вы чувствуете, что вам сейчас нужно заземлиться, то рисуйте, если вам это не подходит - можно это не делать.
  • Любая проблема, которая возникает во время сессии, на что-то указывает. Проблема не бывает просто так. Она обычно вызывает некоторые вторичные чувства и вторичные эффекты и прямо указывает на то, что мы с этими вторичными эффектами не согласны. Именно потому проблема и возникает. Мне показалось, что важно поговорить о вторичных эффектах, а не о проблеме, потому что проблема – это, скорее, следствие, а вторичные эффекты – это проблема. Если бы их не было, то и реакции бы не было на них. Я это говорю на основании опыта своих нескольких тысяч разговорах о зависимостях. Я понимаю, что никогда не бывает проблем с зависимостями от слова никогда, проблема глубже. Точно также здесь - когда мы говорим, что у меня возникает проблема на сессии (любая), то она обычно показывает, что у меня проблема не в том, что она возникла, а в том, что есть нечто более глубокое, что проявляется через проблему. То есть проблема является неким ответом.

    Если смотреть с точки зрения нарративной практики, например, через отсутствующее, но подразумеваемое, то проблема есть ответ на некоторую ситуацию: а что для меня эта ситуация, почему она так важна? А она мне точно почему-то важна, потому что иначе у меня бы не было на сессии проблемы. Мне показалось, что это может вывести в более прогрессивную стадию, потому что мы обсуждаем в большей степени проблемную историю. Даже если я начинаю из проблемной истории выходить – а что бы я сделал ВМЕСТО, то ответа у меня нет до тех пор, пока я не понимаю, вместо ЧЕГО?

    Мне показалось, что идея письменных практик небесполезна, по крайней мере. Это на самом деле не про вопросы, а про способ думания. Сами вопросы мне показались нормальными. Вопрос: «Почему ты не согласен с тем, что это присутствовало» задан, но мне кажется, важно поисследовать ответ – почему ты на самом деле не согласен. Скорее, это акцент на вторичные выгоды, который, возможно, показывает дальше путь на свои угрозы (или дорогу к терапевту или интервизору).
  • Мария:
    Мне кажется, это более глубокая работа, которую письменная практика не может выполнить. Моя идея, что письменные практики - это как палочка-выручалочка, чтобы привести себя более-менее в порядок. Если есть желание разобраться глубже, то надо идти уже к супервизору или к личному терапевту, а это просто первичная помощь.
  • Лично мне не хватает как будто вопроса про позицию терапевта по отношению к проблеме. Есть проблемы, с которыми я не то, чтобы не согласна - они как индикатор того, что я могу улучшить. Мое отношение к сложности на сессии не всегда негативное: бывает прикольно сложно - что я могу с этим сделать? Здесь как будто бы становится понятно, туда ли я иду вообще.
  • Мне нравится, что вся практика уместилась на одном листе, потому что когда листов много, их нужно листать, нет цельной картины. Меня не смутило то, что в п. 6 как будто что-то повторяется. В этом я вижу возможность укрепить свои навыки – можно еще что-то добавить, и мне это понравилось. После карты я поняла, с какими вопросами мне нужно поработать самой, а какие лучше вынести на супервизию или терапию.
ПИСЬМЕННАЯ ПРАКТИКА
в помощь терапевту после хорошей сессии
У меня есть идея, что похожая практика может быть полезна после удачных сессий тоже. Ведь бывает так: действительно хорошая сессия прошла, мы порадовались и забыли. Думаю, стоит иметь что-то, что бы нам напоминало – мы сделали это хорошо.


ОПРОС

На встрече я предложила набросать вопросы и темы, которые участники хотели бы обсудить после хороших сессий, чтобы в дальнейшем использовать это в письменной практике.
- Заметить, какие у меня есть классные качества.

- Понять, что я чувствую, когда моя работа получается хорошо.
  • Мне кажется, в этом месте должна быть отсылка к принципам: что это говорит о моих принципах, что для меня важно. Например, мне важно помнить про позицию нарративного практика (децентрированность, влиятельность). Для меня это тоже важный аспект, как и принципы.

- Что особенно удалось и почему.

- Что помогло добиться такого эффекта.

- Как готовиться к следующей сессии.
  • Например, можно просматривать записи прошлых сессий и настраиваться на контакт с человеком еще до встречи. Так заранее попадаешь в контекст беседы. Или выделять на основе предыдущей сессии предпочитаемые истории и на их основе выписывать вопросы, которые можно задать.

- Какой хороший вопрос я задала на сессии?
  • У меня была клиентка, которая говорила:
    «Запиши этот вопрос и потом мне его пришли!»

- Что поможет не забывать, что бывают и такие удачные сессии? Как долго я хочу помнить об этом?

- Как можно назвать хорошую сессию (как название книги или фильма), или каким бы героем мог быть клиент? Придумать метафоры хорошей сессии.

- К какой основной мысли пришел клиент?

- Каким терапевтом я себя увидел в этой сессии?

- Как я вообще узнал, что эта сессия хорошая?

- Какие есть индикаторы в поведении клиента, которые помогают понять, что мы движемся в нужную сторону?

- Какие эмоции я испытываю на хорошей сессии?

- Кому бы я хотела похвастаться? С кем поделиться?

- Как именно я хочу рассказывать про эту сессию? Есть ли разница в том, как рассказываешь про хорошую и плохую сессию?
  • Когда я думаю о том, как бы хотела рассказать про хорошую сессию, у меня рождаются метафоры чего-то поддерживающего. Там точно меняется эмоциональный фон. Про хорошую сессию мне хорошо рассказывать, приятно погружаться в воспоминания о ней. Воспоминания о плохой сессии высвечивают неоднозначные моменты. Обычно ведь не вся сессия плохая, но я помню в первую очередь про сложности и говорю про них. Когда я думаю про хорошие сессии, то всегда больше про то, какой у меня был классный клиент. После плохих я думаю, что это я плохая, многое не увидела и т.д. Это неадекватный фокус смещения на самокритику.

- Что бы мог помочь тебе вспомнить, что в хороших сессиях присутствует не только хороший клиент, но и хороший терапевт?

- К чему тебя ведет эта сессия? Как она тебе поможет по жизни, если все дальше так будет продолжаться?
  • Например, у меня после очень хороших сессий сразу планка поднимается. Но как быть с тем, что не все сессии будут такими хорошими, и что мне поможет, когда будет не настолько удачная сессия. Ведь если я могу так работать, то почему не всегда это получается?

- Всегда ли у меня хорошие сессии именно с этим клиентом? Или со всеми клиентами у меня одинаковые сложности? Как бы выглядела хорошая сессия именно с этим клиентом?

Мы набросали вопросы про то, что важно помнить во время хороших сессий, когда они проходят, а также между сессиями с одним клиентом. На их основе я попытаюсь сделать карту для хороших сессий.

Спасибо!