Находясь в этой узкой версии, человек не является ей на самом деле. Ему не нужно менять себя для того, чтобы этим не быть. Ему нужно просто обнаружить выход в океан своих безграничных возможностей. Но когда он выйдет в этот океан (если выедет туда), то если он будет в позиции персонажа этой истории, то ему станет очень страшно, потому что он просто окажется кем угодно, и будет не очень понимать, что с этим делать. Ему придется, вероятно, проживать одновременно хаотично в зависимости от волн океана все возможности своего существования.
Поэтому первая и самая важная задача, которую мы решаем в процессе нарративного консультирования - это создание условий, чтобы человек перешел, что называется, в активную позицию по отношению к своей жизни или в позицию автора этой истории. Вот у нас есть история, мы являемся этой историей. Мы можем себя воспринимать как персонажа, то есть со мной это происходит, и мы можем воспринимать себя как автора этой истории. Автор – это тот, кто может смотреть на этот океан и делать какие-то выборы. Он выбирает, какие события отобрать, каким смыслом их наделить, с чем идентифицироваться, и обладает способностью писать историю. Поэтому он автором и называется – он обладает способностью выбирать и делать эти истории.
Автора не нужно создавать. Мы опять же исходим из допущения, что человек является этим автором, но большую часть времени про это не знает. Мы создаем условия, чтобы он видел себя автором не просто со стороны, а практически им являлся, чувствовал, что он может выбирать, и фактически воплощал эти свои выборы разных эпизодов, их смыслов, взаимосвязей, того, кем он хочет себя конструировать, и делал это.
Дальше, когда в процессе нарративной беседы люди себя каким-то образом переписывают, делают какие-то выборы, понимают, кем они, возможно, хотели бы быть, с помощью вопросов нарративного терапевта, а также специальных условий, которые тот создает прямо на приеме для того, чтобы человек перешел в авторскую позицию. Эти условия состоят в том, что сам терапевт занимает не экспертную позицию, то есть сам он не чувствует, и не верит, и не думает, и никак не проявляет свои способности сделать выборы за человека и привести его куда-то – решить, что ему хорошо, что для него лучше. Вместо этого он постоянно задает человеку разные вопросы, которые направлены на то, чтобы он сделал эти выборы и видел себя автором.
Таким образом внутри этого взаимодействия человек ощущает себя автором, потому что в этом взаимодействии терапевт ведет себя как НЕ-автор, как НЕ-специалист, как НЕ-эксперт по жизни этого человека, но зато как эксперт по задаванию разных вопросов, которые помогут человеку сделать свои выборы. Так вот, терапевт ведет себя как НЕ-специалист, и поэтому человек комплиментарно занимает позицию специалиста, эксперта, того, кто может выбирать в своей жизни. Он на приеме постепенно переходит в авторскую позицию.
Когда в этой авторской позиции человек обнаруживает себя в океане возможностей, то он чувствует себя спокойно, особенно если с ним еще терапевт, который задает разные вопросы, которые позволяют сделать свои выборы. Эти вопросы задают какие-то ориентиры, как шаг за шагом продвинуться к своим выборам, как оценить, что это выбор действительно мой и правильный, как отсеять все лишние влияния (социальные, личные и т.д.), которые могут мешать принять свое решение.