Нарративная мастерская
 

ИГРЫ В ВОЙНУ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Выступление Елены Богиной "Игра в войну" адресовано психологам, родителям и всем, кто интересуется проблемой агрессии в современном мире. Дети играют в войну, этот сюжет часто возникает и на игровой терапии. Елена предлагает рассмотреть эту тему в более широком контексте. На выступлении она обратится к сюжетам компьютерных игр про войну, к реальным войнам и военной психологии. Будет рассмотрено четыре способа нападения и защиты по Ж. Бодрийяру: Волки, Крысы, Тараканы, Вирусы.
Игровой терапевт с 25-летним опытом работы. Член правления и комитета по этике и защите профессиональных прав Ассоциации игровой психотерапии, член Международного общества друзей игры, Ассоциации субъектно-ориентированной игротерапии развития. Работает психологом в детском саду, психологом Отделения медико-социальной помощи детям и подросткам при НД No. 12, ведет частную практику.

Елена Богина
Подумайте, какие у вас ассоциации со словом «война» и «игра». Что у вас возникает в голове, когда вы произносите эти слова?
Что такое недирективная игровая терапия
Вся психотерапия вышла из психоанализа, и игровая терапия не исключение. Основоположники метода: Анна Фрейд, Дональд Вудс Винникотт, Мелани Кляйн, которая предложила игровую технику – психоанализ для детей. Более подробно об этом я рассказываю в курсе повышения квалификации по игровой терапии в Институте практической психологии и психоанализа. Поэтому сейчас не буду на этом долго останавливаться.

Смысл недирективного подхода в игровой терапии заключается в том, что мы предоставляем ребенку самому выбирать, во что он будет играть, и как он будет играть. Мы просто следуем за ребенком по пути его игры. Мне кажется, что этот подход очень созвучен с тем, что надо помогать людям быть самостоятельными и активными, а не оставаться в пассивной позиции. Это особенно актуально, потому что сегодня подростки пассивны, они не могут себя занять, когда у них нет под руками гаджетов. Это идет из самого раннего детства, практически с младенчества. Надо давать ребенку возможность самому действовать, самому придумывать, самому выступать в активной позиции.
Вообще по Фрейду игра – это превращение пассивности в активность.
Пять великих детских игр с правилами
У нас есть ассоциация игровой психотерапии, есть страничка в FaceBook, можно зайти и посмотреть. Проходят разные интересные мероприятия и конференции, а также ежемесячные мастер-классы. Кусочек одного из них - «Пять великих детских игр с правилами» - хочу сейчас рассказать в виде лекции. Существует 5 великих игр, которые вообще двигают вперед развитие ребенка. Они присутствуют в каждом возрастном периоде и имеют очень важное значение для ребенка, поскольку в них проигрываются основные задачи развития. Ребенок решает задачи развития с помощью этих игр
Прятки и салочки
как игры сепарации от матери, начиная от самых ранних младенческих игр в «Ку-ку», кончая салками уже с подростками, когда они выясняют отношения в процессе салочек, пряток или жмурок.
Игра в домик
как игра индивидуации, когда ребенок начинает ощущать свои границы и создает себе какое-то безопасное пространство. Это может быть настоящий домик или фантазии о доме. На игровой терапии он строит себе убежище и говорит: «Вы сюда не заходите», если это индивидуальная терапия. На групповой недирективной терапии ребенок тоже может как-то уединиться, лечь в кресло или залезть под стол и сказать другим ребятам, чтобы они его не трогали, он сейчас в своем домике. Есть и другие варианты игры в домик, например, «Салки – ноги на весу» и т.д.
Игра в магазин
как игра социализации. Ее истоки лежат в первобытных обществах, когда племена начали обмениваться чем-либо. Например, очень важным элементом был обмен женщинами – их переход из одного племени в другое в качестве жен (Жорж Батай). Эта игра очень важна для коммуникаций, и дети часто играют в разные вариации этой игры на игровой терапии. Обычно сначала они хватают игрушки, спрашивают, можно ли их забрать с собой и ничего не отдают. Естественно, забирать игрушки из игровой комнаты нельзя, много конфликтов возникает по этому поводу. Но когда дети играют в магазин и начинают что-то продавать, может быть, сначала за большие деньги (естественно, игрушечные), то потом уже и даром отдают, поскольку контакт между нами уже есть.
Игра в куклы
Игра в войну
как игры гендерной идентификации. Девочки играют в дочки-матери с разными вариациями, а мальчики – в войну. Эта игра действительно очень важна для развития мальчишек, поскольку интрузивный модус по Эриксону у мальчиков развивается к 6 годам, а «войнушки» тренируют их умение сражаться, защищаться, нападать
Как мы играем в войну на игровой терапии
На сеансе мы очень много деремся: защищаемся и нападаем. Все по-настоящему! И у него, и у меня есть щит и меч. Чтобы выжить на игровой терапии, надо и драться и защищаться по-настоящему, иначе тебя так долбанут, что потом придется больничный брать. Это один вариант игры в войну, когда ребенок, играя, принимает на себя роль воителя. Во втором варианте ребенок берет на себя роль режиссера – это игра с солдатиками.
Не всегда ребенок включается сразу. У меня был мальчик, который на протяжении первых 3 сеансов вроде бы хотел играть в солдатики, брал их в руки, но не мог решиться поиграть с ними. Видно было, что ему очень хочется, но решительности не хватает. В детском саду воспитательницы про него говорили, что ребенок очень плаксивый, нерешительный, все время вялый, неактивный. Почему так? Оказалось, у мальчика есть старшая сестра, которая гнобит брата, и он сильно страдает от этого.

Когда мальчик начал играть в войну с солдатиками, было непонятно, за кого он. У него было две армии (левая, правая). Причем командиры армий сами не воевали. Я спрашивала, он не говорил, но потом по контексту стало понятно, что он за правых. Начиная с 4-го сеанса он более активно включился в игру, командир, с которым он себя идентифицировал, тоже стал принимать участие в битве.

Прошло несколько месяцев и родители стали замечать, что он дает отпор сестре, не позволяет себя гнобить. То есть ребенок перешел уже в более активную позицию.
Исторический аспект
Об общих корнях войны и игры
Есть старинная средневековая гравюра «Война мышей и кошек». Конечно, в то время было много войн, но люди могли переводить ужасные вещи, связанные с трагедиями и смертями, в игровой план.

Проследить связь игры и войны в историческом аспекте можно на нескольких уровнях:

Уровень 1: Животный мир
Понятно, что войны есть не только у людей. Например, известны муравьиные войны. Есть и соперничество у животных в случае дележки территории или борьбы за самку. Ноги растут оттуда.

Уровень 2: Ритуалы и охота
Это уже начало человеческой истории, когда люди охотились на крупных животных. Это было целое сложное действие, когда кто-то загонял, кто-то принимал на себя удар и бил. Соперник воспринимался как равный, а не мелочь, которую можно просто раздавить. Поскольку это было очень сложное дело, оно сопровождалось предварительными ритуальными плясками в масках, наскальными рисунками и пр. Отсюда возникают связи между войной и игрой.

Например, у ацтеков был ритуал поклонения Солнцу. Две группы играли в круглый предмет, похожий на Солнце, и это символизировало борьбу тьмы со светом. Одна из команд обязательно должна была победить, а другая проиграть. Отсюда родился футбол, если проследить эти связи.

Я считаю, что первые компьютерные игры в реальном времени описаны в Ветхом завете:
14 И сказал Авенир Иоаву: пусть встанут юноши и поиграют перед нами. И сказал Иоав: пусть встанут.

15 И встали и пошли числом двенадцать Вениамитян со стороны Иевосфея, сына Саулова, и двенадцать из слуг Давидовых.

16 Они схватили друг друга за голову, вонзили меч один другому в бок и пали вместе. И было названо это место Хелкаф-Хаццурим, что в Гаваоне.

17 И произошло в тот день жесточайшее сражение, и Авенир с людьми Израильскими был поражен слугами Давида.

Книга Царств (вторая книга пророка Самуила)
Типичная вроде бы компьютерная игра, но только с реальными историческими персонажами.

Вообще в древности очень наглядно видна связь игры и войны. Сама война носила игровой характер. Например, в VII в до н.э. в Элладе война двух городов проводилась в форме состязания. В храме Артемиды встречались представители двух городов, договаривались о месте, где пройдет сражение, о времени и об оружии, например, должны быть только меч и копье, а лук и дротик использовать в войне нельзя. Действительно, типичные правила игры, но с реальными смертями в итоге.

Уровень 3: Детская игра
Важно, что игра в войну для ребенка происходит на уровне реальности. Даже если нет реальных пистолетов, ружей и пр., например, в детском саду пытаются оградить детей от воинственных игрушек, ребенок берет лего и собирает из него пистолет или из пальца стреляет.

Все равно дети будут играть в войну, как бы их не предохраняли от этого. Это невозможно. Если же нет, я считаю, это не нормальность, потому что ребенок должен чувствовать себя способным на соперничество. Особенно это для мальчиков очень важно.
Групповая игровая терапия
До этого я рассказывала про индивидуальную игровую терапию, но существует вариант групповой недирективной игровой терапии. Для этого нужно большое безопасное помещение, чтобы дети там друг друга не поранили. Этот вариант сейчас, мне кажется, будет востребован. Мы только начали в прошлом году эту работу. Я обычно работала как индивидуальный терапевт, но сейчас считаю, что очень важно набирать группы и работать с детьми, особенно с младшими дошкольниками, поскольку эта группа не охвачена. Во дворы их не пускают, таскают на занятия, а здесь есть возможность общаться со сверстниками и предлагать им игру, получать отказы и договариваться, находить компромиссы и решать конфликты. Думаю, это важное направление будет развиваться. По крайней мере я прикладываю к этому все усилия.
Уровень 4: Реальная война
Конечно, в теперешних войнах много неоправданной жестокости к мирному населению. Уже нет такого игрового обособления, как это было в средневековых рыцарских турнирах. Например, две армии выделяли двух солдат, которые боролись меду собой, и армия, чей солдат проигрывал, считалась побежденной. Тут войны как таковой и не состоялось, поскольку она перешла в соперничество представителей армий.

В современных войнах все иначе.
Рената Салецл
Социолог, психоаналитик, философ. Вышла из Люблянского кружка психоанализа. Начинала вместе с Юлией Кристевой, Славоем Жижеком. Сейчас живет и работает в Америке.
В книжке Ренаты Салецл «О страхе» есть целая глава о современных войнах и страхах современных солдат по данным американских и израильских военных психологов. Рассказывая, как игровое отстранение позволяет пережить ужасы войны, Рената приводит историю солдата израильской армии.
Во время Ливанской войны, чтобы справиться со своими страхами перед окружающими его ужасами, парень представлял себе, что он путешественник, который просто наблюдает все со стороны, или актер на второстепенной роли в массовке на съемках кино. Это ему помогало брать автомат и стрелять в людей. Но его защита потерпела крах, когда он в Бейруте увидел страшную сцену, где вперемешку валялись лошади и люди. Это произвело настолько сильное впечатление, что игровые способы отлетели и он серьезно заболел невротическим расстройством.
Военные психологи США приводят данные из дневников солдат, участвующих в войне в Ираке, о том, что они хотели бы прямого столкновения с противником, поскольку сейчас война идет больше дистантно (с воздуха с орудий, с ракет). Солдаты фантазируют об убийстве противника штыком, хотя на самом деле никогда в реальности это не делали.

Вообще по данным военных психологов ¾ солдат во время боя не хотят никого убивать.

Уровень 5: Компьютерные игры
Эти игры уже над реальностью, но в них тоже понятия «игра» и «война» связаны.
4 способа нападения и защиты по Бодрийяру
Жан Бодрийя́р выделил 4 способа нападения и защиты и символизировал их: волки, крысы, тараканы и вирусы. Мне кажется, этот подход интересен и применим и к истории реальных войн человечества, и к играм.
Волк
это прямое столкновение с противником, когда враг прямо перед нами. Понятно, что все поединки и удары штыком в реальных войнах – это прямое столкновение, когда противники смотрят в глаза друг другу.
Крысы
это прячущийся враг, который возникает из подворотни или подвала, нападает и тут же скрывается. Пример - партизанские войны.
Тараканы
это враги, которые мешают саморегуляции системы. У любой системы есть какие-то связи, которые можно нарушить. Пример войны по типу тараканов – это история с Энигмой (шифровальной машиной) во время Второй мировой войны. Англичане успешно ее взломали и получили возможность передавать ложные сообщения, мешать коммуникациям противника, нарушать его систему обмена информацией.
Вирусы
Это самый страшный враг, поскольку они переформатируют сам объект. Вирус разрушает информацию противника и вместо нее вводит свою. Рената Салецл во многих статьях приводит сравнение террористов с вирусами, потому что они занимаются переформатированием людей. Они размножаются, их становится все больше, и они занимаются еще промывкой мозгов. Всем известны случаи, когда после усиленной агитации в сетях люди присоединяются к террористическим группировкам. С этим врагом труднее всего бороться.
Компьютерные игры
Почему они так важны для ребенка и для подростка?
Если ребенку не дают играть в реальную войну, то он погружается в виртуальную реальность. Моя идея профилактики компьютерной зависимости заключается в том, что лучше играть как можно больше в реальные игры, чем залипать у компьютера. Реальные игры - это движение.

Подростки могут реализовывать свои интересы борьбы, соперничества в ролевых играх. Есть сообщества ролевиков, которые играют в ролевые игры, где можно двигаться, сталкиваться напрямую. Они воспроизводят исторические битвы, например, Бородинское сражение. Для этого изучаются исторические материалы, специально шьются костюмы. Мне кажется, это действительно может служить профилактикой компьютерной зависимости.

В том числе, нельзя исключать нашу недирективную игровую терапию с реальными игрушками, которая тоже служит профилактикой компьютерной зависимости.

Все-таки это игры с реальными соперниками. Как бы не были красивы картинки, это просто картинки – они не задействуют все удовольствия, например, от движения. Можно, конечно, сопереживать какому-то герою, который очень здорово сражается, даже с ним идентифицироваться, но это не исключает того, что на самом деле ты неподвижно сидишь, смотришь в экран и без конца нажимаешь на кнопки.

Про компьютерные игры я особенно не знаю, много сама не играла, но смотрю обзоры игр на видео, топ-10 лучшего оружия, топ-10 самых тихих убийц. Что касается классификации Бодрийяра, думаю, что все компьютерные игры построены на двух вариантах способов нападения и защиты: волки и крысы. Сколько не видела компьютерных игр, там везде прямые столкновения. Например, во всех стрелялках, когда враг возникает перед тобой, ты бьешь, потому что выбор прост: либо тебя убьют, либо ты убьешь.

Есть компьютерные игры с вирусным элементом. Например, в игре Зомби тебя могут укусить и переформатировать, то есть ты тоже станешь Зомби. Но это уже реже встречается. Все-таки все компьютерные игры нацелены на прямое столкновение. Мне кажется, это здорово, потому что отвечает стремлениям молодого человека одержать верх в прямом противостоянии с врагом.

Лучше играть, чем воевать
В заключение хочу привести отрывок из книги Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»
Все началось с того, что Тихонов прибил к воротам елисейковского сельсовета свои четырнадцать тезисов. Вернее, не прибил их к воротам, а написал на заборе мелом, и это скорее были слова, а не тезисы, чёткие, лапидарные слова, а не тезисы, и было их всего два, а не четырнадцать, – но, как бы то ни было, с этого все началось.

Двумя колоннами, со штандартами в руках, мы вышли – одна колонна на Елисейково, другая – на Тартино. И шли беспрепятственно вплоть до заката: убитых не было ни с одной стороны, раненых тоже не было, пленных был только один – бывший председатель ларионовского сельсовета, на склоне лет разжалованный за пьянку и врождённое слабоумие. Елисейково было повержено, Черкасово валялось у нас в ногах, Неугодово и Пекша молили о пощаде. Все жизненные центры петушинского уезда – от магазина в Поломах, до андреевского склада сельпо – все заняты были силами восставших…

А после захода солнца деревня Черкасово была провозглашена столицей, туда же был доставлен пленный, и там же сымпровизировали съезд победителей. Все выступавшие были в лоскут пьяны, все мололи одно и то же: Максимилиан Робеспьер, Оливер Кромвель, Соня Перовская, Вера Засулич, карательные отряды из Петушков, война с Норвегией, и опять Соня Перовская и Вера Засулич…

С места кричали: „А где это такая – Норвегия?" „А кто ее знает, где! – отвечали с другого места. – У черта на куличках, у бороды на клине!" „Да где бы она ни была, – унимал я шум, – без интервенции нам не обойтись. Чтобы восстановить хозяйство, разрушенное войной, надо сначала его разрушить, а для этого нужна гражданская или хоть какая-нибудь война, нужно как минимум двенадцать фронтов". „Белополяки нужны!" – кричал закосевший Тихонов.
Дальше жители уезда пишут письма с объявлением войны королю Норвегии Улафу, генералу Франко, премьеру Британской империи и Владиславу Гомулке.
- Так… А насчёт Норвегии, Вадя, - насчёт Норвегии ничего не слышно?

- Пока ничего…А что тебе Норвегия?

- Как то есть что Норвегия?!.. В состоянии войны мы с ней или не в состоянии? Очень глупо всё получается. Мы с ней воюем, а она с нами не хочет…

… Почему такое молчание в мире? Уезд охвачен пламенем, и мир молчит оттого, что затаил дыхание.
Это замечательный пример творческого подхода к игре в войну. Мне кажется, действительно все ужасы войны лучше высмеивать и применять в игре, чем испытывать в реальности. Лучше играть, чем воевать.
Вопросы-ответы
Вопрос: В игре в войну ребенок учится делить всех на две части: свои и чужие, хорошие и плохие. Я в принципе эту установку считаю неправильной. Люди с такой установкой более агрессивные, им трудно выживать. Хотел бы услышать ваш взгляд на это. Не лучше ли устранить ребенка от всяких войнушек?
Елена: Считаю, что не лучше. Наоборот, это очень важно. Играя в войну ребенок наделяет других свойствами, но это же игровые свойства. Сейчас ты чужой, сейчас ты враг, но только до того момента, когда игра закончится. Каждая игра имеет свое место и время. Я приводила пример войны в Элладе. В VII в до н.э. знали, что можно отделить войну и игру. Конечно, сейчас идут тотальные войны, когда не жалеют мирное население, в том числе детей. Но если подходить к войне с точки зрения игры, игрового взаимодействия, всегда можно поставить условные рамки: сейчас ты мне враг и я с тобой сражаюсь, но игра кончится, и уже в неигровой реальности мы с тобой можем спокойно общаться. Также как спортсмены в поединке – сейчас боксеры дерутся не на жизнь, а на смерть, но бой кончается и они пожимают друг другу руки.

У всего должно быть свои время и место. Ребенок, когда играет, учится этому, с одной стороны. Но с другой стороны никто не отменял существование плохих людей и врагов, которые действительно хотят тебе зла. Если считать, что все люди хорошие и желают тебе добра, то, наверное, выжить в этом мире будет сложно.
Вопрос: В чате возникла бурная дискуссия по поводу отношения войны и женщин: нужно ли женщинам участвовать в играх в войну, что они оттуда получают, могут ли они научиться сами воевать, есть ли в этом смысл и т.д. Прокомментируйте, пожалуйста.
Елена: Когда мой сын был маленький, он рос во дворе, где было полно мальчишек и только одна девочка. Когда они играли в войну, брали ее санитаркой. Второй пример – недавно у меня был мастер-класс по игре в войну на конференции, там были одни девушки. Я им дала задание на 20 минут, как этюд у артистов: представьте себе, что сейчас военное время, как бы вы повели себя в этих обстоятельствах. Результат меня совершенно поразил, я не ожидала его.

Первое, что возникает у женщин – это оборонительная позиция. Они погасили свет, закрыли в аудитории все шторы, взяли игрушечные автоматы, гранаты, кто-то встал у двери, чтобы сторожить. Было ощущение, что враг у ворот, страшно. Но потом постепенно участницы начали действовать. Сказали, что раненые поступают – давайте сделаем госпиталь, будем перевязывать (и перевязывали солдатиков). Потом сказали, что вроде фронт отодвигается, вот салют в честь победы – наверное, мы какой-то город заняли. Кто-то предложил собрать посылку для солдат на фронт.

Кстати, некоторые вообще отказались играть, они говорили, что эта тема для них слишком актуальна, что для них это не игра, а часть жизни. Кто-то даже выходил из аудитории, кто-то сидел, как замороженный.

В конце концов война кончилась и все были довольны. За 20 минут девушки прожили чисто по-женски все тяготы войны. Это был очень интересный опыт. Считаю, что для взрослых тоже очень важно играть. Хочу организовать группу игровой терапии, но для взрослых, со своими взрослыми играми.