Нарративная мастерская
Помощь, когда травма не осталась в прошлом
«Пытки могут лишить человека надежды, оставить его сломленным и бездеятельным. Иногда в одиночном заключении люди теряют веру, чувство собственной влиятельности, они ощущают себя слабыми и опозоренными. Более того, если человека держали в клетке и обращались с ним, как с животным, человек может прийти к мысли, что он действительно практически животное» (p.58)
Нарративная хартия прав авторства
Нарративная хартия прав авторства была разработана Дэвидом Денборо во время визита в центр лечения и реабилитации жертв пыток в Рамалле
Гадир: Экстернализируя «боль и отчуждение»
Намерения
Цели
Ценности
Убеждения
Надежды
Мечты
Миссии людей.
Беседа восстановления авторской позиции с Гадир
Восстановление участия Махмуда в жизни Гадир
Беседы восстановления участия
МАРИАМ БУРКАН
Беседы восстановления участия с детьми
Список тюремных навыков Хекмута
Навыки сохранения связей в семье, когда твой муж в тюрьме.
«Сезоны жизни: как бывшие заключённые восстанавливают свои жизни»
Нихая Махмуд Абу-Раян
История насекомого — Namousah
Жизнь в оккупации: уникальные навыки и знания, поддерживающие работников в Наблусе
Этот документ описывает, что помогает работникам в Наблусе справляться с жизнью в оккупации. Он создан с надеждой разделить его с другими людьми, живущими в условиях военной диктатуры; как в Палестине, так и других частях мира.
В ожидании будущего
Некоторые из нас научились в сложные времена смотреть в будущее. Мы держимся за знание, что это не будет длиться вечно. Историю своего навыка я могу проследить до бабушки. Она всегда просила меня думать о будущем, строить планы, готовиться, мечтать. Она оживляла для меня будущее. Когда израильские военные силы взяли Наблус и оккупировали город, нам нужно было оставаться в доме многие, многие дни. Моя бабушка за это время умерла. Мы не только терпели оружейный огонь вокруг нас, но не могли переместить тело бабушки. Оно лежало в одном доме с нами и это очень нас расстраивало. Нам нужно было найти способ, как с этим справиться. Каким-то образом я нашёл в себе силы переместить её тело, вытащить из нашей комнаты. Мы прикладывали усилия, чтобы говорить друг с другом о разных вещах, чтобы вместе пережить это время. Мы держались за веру и молитвы. Что это не продлится вечно. Мы смотрели в будущее. Теперь, в любые сложные времена, при любом столкновении с проблемами, я смотрю в будущее. В настоящем могут происходить трудности, но, как сказала бы бабушка, мы должны планировать, мечтать и готовиться к будущему.
Поиск
Из-за оккупации наша экономика в очень бедственном положении. Мы ищем работу и способы развивать наши навыки. Мы ищем решений наших сложностей. Поиски — форма сопротивления этой оккупации.
Любовь матери к нашим детям
Как женщины, мы видели много плохого, наши семьи страдали. Мы делаем всё возможное, чтобы защитить детей. Наши матери делали так же. Они дарили нам любовь, и мы дарим любовь будущим поколениям. Наша забота о детях — словно проект нашей жизни. Мы ищем способы подарить им чувство уникальности. И если наши жизни оказываются в опасности, мы делаем всё, чтобы позаботиться об их безопасности. Моя маленькая дочь двух лет недавно упала в бассейн с водой. Хотя я не умею плавать, я смогла обеспечить ей безопасность. Любовь матерей к детям — огромная сила. Она огромна по всей Палестине.
Учиться, узнавать и быть независимыми
Достоинство
Быть вместе
Смех и навыки юмора
Все наши рыдания, все наши слёзы связаны с оккупацией, блокпостами и солдатами. Но у нас есть навыки смеяться над серьёзной ситуацией. В арабском есть пословица, что худшие ситуации в жизни — те, над которыми мы смеёмся. У нас есть множество историй об этом. Помню времена, когда мы со смехом проезжали блокпосты. Солдатам это не нравилось. Однажды, когда я смеялся, они вытащили меня из машины. Был дождь, вода собиралась в лужи. Они заставили меня стоять в одной из них, но потом я нашёл камень, чтобы присесть. Я не показывал злости или горя. Я держался юмора. Нам приходится быть осторожными с этим и выбирать время и место. Но у нас есть навык применять юмор в сложных ситуациях. Это связано с арабской историей. Мы знаем примеры из прошлого, когда люди использовали воображение и придумывали истории, чтобы выбраться из определённых ситуаций. Мы также знаем некоторые семьи, известные своим юмором. Мы ждём от них, что они нас рассмешат. Помню знаки на ослах, перевозивших людей между деревнями, когда солдаты блокировали дороги. Они означали, что ослы превратились в такси! Мы спасали себя и друг друга через юмор.
Дорожные песни
Ценить друзей, которых мы потеряли
Говорить с семьёй
Чувствовать нехватку и желать
Адаптироваться
Мы научились справляться со многим. У нас не было выбора. Помню, недавно я проснулся и увидел, что танк припарковался прямо под моим окном. И я просто вернулся ко сну. Мы привыкли к происходящим здесь экстраординарным вещам. И мы развили экстраординарные навыки адаптации.
Корни (наследие):
Корни дерева приглашают человека к разговору о его наследии: откуда он родом (например, деревня, город, страна); история его семьи или сообщества (происхождение, фамилия, предки, расширенная семья, тотем); кто был его учителями в жизни; любимое место; важная песня или танец.
Земля (настоящее):
Земля показывает, где человек живёт в настоящем; и некоторые из регулярных активностей, приносящих удовольствие.
Ствол (что ценно/навыки):
Ствол собирает то, что помогает человеку проходить через сложные времена. Как он с ними справляется? Какие способы выживания использует? Также ствол показывает, чему человек придаёт ценность, о чём заботится, навыки и способности. Это может включать в себя физические навыки, навыки заботы, доброты, честности и т. д. Затем человек может проследить их историю: от кого он о них узнал? Как давно они в его жизни? Откуда это пришло?
Ветки (горизонт):
Ветки дерева отображают разделённые надежды, мечты и желания: в отношении других, себя, более широкого сообщества. Можно проследить историю этих надежд/желаний: как давно у вас эти надежды? Откуда они пришли? Как вы их сохраняли? Кто познакомил вас с этими мечтами или помог вам их сберечь?
Листья дерева (значимые люди):
Листья означают важных для человека людей. Это могут быть живущие люди или те, кто умер.
Фрукты (переданное нам наследие):
Фрукты отражают дары, переданные человеку, или вклады, сделанные в его жизнь другими.
Цветы/семена (наследие, которое мы хотим передать):
Цветы/семена дерева символизируют дары, которые человек хочет передать другим. Они могут также обозначать уже сделанные в жизнь других вклады.
Дерево жизни из сектора Газы
Этот документ описывает, что помогает работникам в Наблусе справляться с жизнью в оккупации. Он создан с надеждой разделить его с другими людьми, живущими в условиях военной диктатуры; как в Палестине, так и других частях мира.
Корни
Моя семья — с кем я живу
Мой учитель английского
Директор школы
Отдельная комната в доме, где компьютер
Любимая песня — египетского певца, «Надежда моей жизни». Что означают слова «надежда моей жизни»? Когда я слушаю песню, то вспоминаю умершего отца.
Земля, почва
В моём доме два этажа и семь комнат. Мне он очень нравится.
Почему он настолько значим? Здесь, в Дженине, очень важно, что он у нас есть, что у нас есть этот дом.
Некоторые из активностей, которыми я занимаюсь денно и нощно, это учёба и игры с друзьями.
Какое значение этой земли, этой почвы на моём дереве? Она означает свободу: свободу выражать по меньшей мере себя.
Ствол
Как я прохожу через сложные времена? Что помогает мне справиться? Поддержка от других. Мои друзья, которые помогают мне не курить. Дружба и взаимная поддержка — ключевой принцип моей жизни.
Ветки
Мечты и надежды на жизнь: объединённая Палестина. Жить счастливую жизнь — быть техником или инженером.
Листья
Мать, потому что она вырастила меня и помогала мне, когда я совершал ошибки. Она научила меня добиваться успеха и заботиться о безопасности.
Учителя: я многое узнал от них, научился уважать их и уважать себя.
К листьям я также причислил двух своих дядей, которых уже нет. У меня с ними были очень близкие отношения. Они заботились обо мне, когда я был ребёнком.
Лес жизни
Во второй части процесса мы по возможности собираем деревья нескольких людей для создания «Леса жизни». Это может быть лес членов семьи или друзей, участников группового процесса. Ведущий тоже может создать своё дерево.
Когда лес готов, ведущий находит способ признать что-то значимое в каждом «дереве...так, чтобы каждый человек почувствовал, что он сделал вклад в «лес».
Жизненный шторм: и разговаривая о навыках выживания
Если возможно, мы документируем эти навыки выживания.
Мы помним наших друзей и семьи
После того, как все юноши в группе лагеря Дженина поделились своими деревьями жизни, из их слов появился следующий документ.
Мы — группа молодых мужчин из лагеря беженцев в Дженине, Палестина. Нам по 16 лет.
Сегодня мы встретились и поговорили о тех друзьях и членах семьи, кого мы потеряли и кого мы помним.
Некоторые из нас рассказывали о своих дядях, игравших с ними в детстве, и убитых во время массовой резни в лагере беженцев.
Один из нас говорил о своей матери. Он сказал: «она заботилась о моей жизни и научила быть честным человеком. Я помню её слова: «уважай других людей, особенно старших, и заботься о своих братьях»
Один из нас говорил о своём отце, умершем год назад: «Он заботился обо мне всю мою жизнь. Я очень сильно любил его».
Некоторые из нас рассказывали о друзьях и соседях. Как они были важны, как все вместе они говорили, играли и молились.
Один из нас говорил о своём брате.
Мы все потеряли значимых для нас людей, некоторых из-за насилия, некоторых по болезни. И сегодня мы говорили о них, мы вместе вспоминали их. Это наполняет нас гордостью и печалью. Чтобы помнить, нужна определённая сила.
Мы думаем, что нашим близким очень понравилось бы то, что мы вспоминали их. Мы думаем, они были бы довольны и горды, что мы говорили о них сегодня.
Мы делились тем, что, как нам кажется, они бы сказали, будь они сегодня с нами:
«Он поблагодарил бы меня за то, что я говорю о нём. Я хочу, чтобы история о нём распространилась по всему миру».
«Люди, которых я потерял, были бы горды мной и моей семьёй. Они были бы счастливы».
«Мой отец говорил мне, что его жизнь исковеркана. Он говорил мне идти другой дорогой, чем какую выбрал он. Я слушаю его слова. И думаю, он бы гордился этим».
Один из нас также сказал:
«Наш сегодняшний разговор напомнил мне, что я должен оставаться в живых, чтобы помнить жизнь моего друга».
В конце собрания, один из членов группы сказал ведущему и гостям из Австралии и Канады:
«Вы позаботились о нас сегодня. Вам не всё равно. Моя мать рекомендовала мне заботиться о себе всю мою жизнь. Наш сегодняшний разговор напомнил мне о ней».
Мы — группа молодых людей из лагеря беженцев в Дженине, Палестина. Нам по 16 лет и мы помним наших близких. Сегодня мы сказали нашим любимым людям:
«Мы никогда не забудем вас. Мы любим вас и мы помним вас».
Мы бы хотели отправить наши слова и это послание другим молодым людям в разных странах, потерявшим своих близких. Мы надеемся, что наши слова помогут вам. И мы будем рады услышать о том, как вы помните и цените тех значимых людей, кого вы потеряли. Спасибо.
Команда надежды Хамзы
Ниже — пример команды жизни Хамзы. У Хамзы — эпилептические судороги, и из-за медицинской халатности за время его трёхлетнего заключения в израильских тюрьмах его здоровье серьёзно пострадало. При помощи вопросов Нихаи Абу-Раян он создал этот список команды:
Дай мне подумать...[через некоторое время]...Я бы назвал её Командой Надежды (Saraya Al- Amal).
Цели жизни
После этого рисуется «карта целей». Мы просим человека нарисовать карту, отражающую разные вклады этих людей в достижение цели:
Празднование достижения целей
В ожидании будущего
НАВЫКИ: плавание и танцы
НАДЕЖДЫ НА УСПЕХ: иметь галерею и быть учителем
ВАЖНЫЕ ЛЮДИ: мать и отец
МЕСТА: мой дом и моя школа
Фестиваль воздушных змеев
Ритуалы признания
Подобающее отношение к женщинам: голоса палестинских мужчин
Этот документ появился из слов мужчин — сотрудников центра лечения и реабилитации жертв пыток в Рамалле, Палестина. Он написан в надежде дать ответ основанному на гендере насилию в Палестине и за её пределами. Его следует читать вместе с документом «Путь палестинских женщин: испытания и успехи» со словами и точкой зрения женщин, работающих в TCR.
Как мы справляемся с этой проблемой в нашей работе?
Каковы последствия такой жестокости?
С какими дилеммами или вызовами мы сталкиваемся в попытках ответить на насилие в адрес женщин?
Как семьи отвечают на попытки защитить женщин и предотвратить насилие?
Что мы делаем как работники сейчас и что ещё мы можем сделать?
Путь палестинских женщин: испытания и успехи
Этот документ был создан со слов женщин — сотрудниц центра реабилитации и лечения жертв пыток в Рамалле, Палестина.
Говоря о насилии против женщин
Другие формы насилия против женщин
Последствия насилия по отношению к замужним и одиноким женщинам
Сложности, стоящие перед нами
Некоторые из наших способов отвечать на насилие над женщинами в их домах
Письмо тем, от кого ускользает желание жить
Возможно, здесь, в Палестине, так сложно говорить о суициде, потому что это харам. Но мы хотим быть здесь для людей, от которых ускользает желание жить. И это письмо от нас, собравшихся вместе психологов TRC, ко всем, от кого ускользает желание жить. Мы хотим говорить с вами.
Деятельная доброта
В работе TRC
Есть место признанию прав и достоинств человека
Это место надежды и силы
И прекрасной доброты
Слушая истории горя
Насилия и жестокости
Они встречаются с детьми, взрослыми, семьями
И целыми сообществами
В каждом вздохе — мудрость
Сила и целительное воздействие
Здесь они создают что-то очень ценное
Позволяя царствовать свободе и будущему
В работе TRC
Есть место признанию прав и достоинств человека
Это место надежды и силы
И деятельной доброты
Пэм МакКи и Джил Рассел оказали серьёзную финансовую поддержку, благодаря которой стало возможным издание этого пособия.