Нарративная мастерская
 
Ира Коротеньких, Алиса Кузьмина
«Не могу говорить другим то, что думаю»
Как способствовать в беседах искренности, естественности, живости и прозрачности
Подсознание говорило само за себя, не затронутое ничем, оно свободно стекало с его языка.
—  Рэй Брэдбери, «Дзен в искусстве написания книг»
Алиса:
Сегодня расскажем про проект, над которым мы работали последние месяцы. Он начался с беседы ровно в этой комнате, когда я рассказывала одногруппнице о беседах, которые мне нравились, в которых я чувствовала себя хорошим нарративным практиком, хорошим психологом и вообще выходила после этих бесед как будто еще с большим количеством сил и ресурсов. В том разговоре я поняла, что отличительной особенностью этих бесед было то, что я могла говорить то, что думаю. Целый час я задаю вопросы, которые мне приходят в голову, рассказываю про идеи, которые на меня влияют, оставаясь прозрачной и открытой с собеседником.

Тогда я решила провести эксперимент: если мне от этого так классно, почему бы так не делать в обычной жизни с людьми, с которыми я общаюсь? Так начался этот проект, я начала пробовать общаться с людьми в таком формате. И так же откровенно я поделилась с Ирой темой, которая меня очень заинтересовала — это проблема «Не могу говорить другим то, что думаю». Я даже не знала, как к ней подходить. Оказалось, что Ире это тоже интересно. Сегодня мы поделимся результатами, которые получили.

Ира:
Как-то Алиса в разговоре рассказала мне о проблеме «Не могу говорить другим то, что думаю». В то время я как раз вела группу по творческому самовыражению, плюс у меня 8 лет в логопедии — я просто не могла не откликнуться на эту тему, она меня очень заинтересовала. Мы начали обдумывать решение, стали рождаться идеи и слова: говорить, что думаешь, искренность, аутентичность, самовыражение.
Про эксперимент

Алиса:
Я делилась с Ирой новшествами, которые со мной происходили. Например, я общаюсь с подругой и мне надоело, что она постоянно говорит об одном и том же — сколько можно? Я себя останавливала — зачем так говорить, это грубо, и тут я подумала, а если попробовать? И я просто в более безопасном для подруги формате сказала:

— Очень не хочется тебя обидеть, но такое впечатление, что ты все время говоришь про одно и то же.

— Вау! Это то, что я хотела услышать! Спасибо огромное.


Когда я начала делиться с людьми искренне тем, чем хотелось, оказалось, что и мечты быстрее сбываются, и людям тоже классно, и вообще очень много в этом энергии и творческих позывов.
В интервью, которые мы проводили с собеседниками, мы пытались узнать, как это бывает еще у других людей, и как можно способствовать искренности, чтобы и другой человек мог говорить то, что думает.
Когда я начала делиться с людьми искренне тем, чем хотелось, оказалось, что и мечты быстрее сбываются, и людям тоже классно, и вообще очень много в этом энергии и творческих позывов.
— Алиса Кузьмина.
Что нам удалось выяснить

Ира:
Проблема «Не могу говорить другим то, что думаю» в жизни людей звучит так:

  • Другие люди не знают меня настоящую;
  • Сложно проявляться;
  • Боязнь открыться людям;
  • Не могу сказать о любви, хотя хочется;
  • Сложно говорить с коллегами выше по статусу;
  • Сложно говорить с родными на определенные темы;
  • Сложно говорить с людьми какого-то пола;
  • Сложно проявляться на работе.

Возможно, вы встречались с такими сложностями или знаете людей, которые встречались с ними.
Образ проблемы

Образ проблемы, который возникал у наших собеседников:

  • Клетка;
  • Стена;
  • Преграда;
  • Узда на лошади;
  • Замкнутый круг;
  • Тревожная кнопка
  • Пробка;
  • Стенки бокала, которые ограничивают.

Кто-то называл эту проблему словом «паразит», за которым крылись сомнения в себе или чрезмерный анализ.
Говорить, что думаешь, и делать, что хочешь, позволяет получать удовольствие от жизни, способствует комфорту и спокойствию.
Зачем быть искренним?

Но ради чего говорить то, что думаешь, и что это может дать людям?
Люди это делают для того, чтобы чувствовать себя хорошо. Они выражают эмоции, и это позволяет ощущать себя более живым, естественным, природным, спонтанным. По словам людей:

  • Это про свободу говорить и делать то, что думаешь, про спокойствие и доверие, про расширение круга знакомых и улучшение по работе, какое-то продвижение.
  • Это про счастливые эмоции.
  • Естественное поведение дает комфорт, согласие с собой.
  • Это позволяет решать проблемы и сбрасывать напряжение.
  • Это дает кучу энергии и сил.
  • Это позволяет чувствовать себя настоящим, живым, творческим и открывает путь для вдохновения.
  • Говорить, что думаешь, и делать, что хочешь, позволяет получать удовольствие от жизни, способствует комфорту и спокойствию.
  • Все становится на свои места и добавляется больше близости в отношения.
Благоприятные условия

Условия, которые способствуют тому, чтобы говорить то, что думаешь, делятся на внешние и внутренние.

Внутренние:
  • Желание сказать что-то;
  • Состояние внутренней уверенности, свободы, безопасности;
  • Снижение значимости общения с человеком, изучение того, что значат отношения с этим человеком.
Внешние:
  • Безопасность;
  • Понимание того, что тебя поймут и выслушают, что тебя готовы услышать;
  • Доверие;
  • Принятие;
  • Безоценочность;
  • Интерес;
  • Вопросы, которые создают опоры;
  • Внимание;
  • Атмосфера, где собеседники открыты к разным точкам зрения;

По мнению одной собеседницы:
«Здорово, если собеседник тоже искренен и говорит то, что думает».
Если другие люди говорят то, что думают, и реакция спокойная, значит, и я так могу.
Техника безопасности

Некоторые собеседники поделились техникой безопасности, как у них происходит процесс говорения, в каких условиях и что они могут сделать, чтобы обезопасить себя:

«Если другие люди говорят то, что думают, и реакция спокойная, значит, и я так могу»;
«Можно в компании посмотреть на человека, с которым интересно пообщаться, и попытаться понять, открыт ли он к другим. Если да, то можно с ним быть искренним»;
«Прощупать, что за человек перед тобой — сначала сверка по стереотипным фасадам, например, можно пообсуждать какие-то новости. Если все хорошо, тогда можно пойти чуть глубже и поговорить об его эмоциях. Если здесь тоже адекватный ответ, то можно перейти к более интимным темам».

Если хотя бы один собеседник настроен на искренность, естественность, открытое проявление себя, то сам контакт становится глубже, и для другого человека появляется возможность ответить тем же.

Искренность и нарративная практика

Алиса:
Однажды мы обсуждали беседы, которые уже провели, и нам задали классный вопрос: а была ли эта живость, искренность, естественность в наших интервью с людьми? Мы призадумались — кажется, нет. И вдруг мы поняли секретный ингредиент, который есть в искренних беседах:

Если хотя бы один собеседник настроен на искренность, естественность, открытое проявление себя, то сам контакт становится глубже, и для другого человека появляется возможность ответить тем же.


Наверное, главная проблема интервью, которые мы проводили, была в том, что у нас были заготовленные вопросы, по которым мы шли. Из-за этого улетучивался естественный, живой процесс, когда одному человеку интересно что-то узнать про другого, и поэтому эти разговоры были немного формальными. После одной такой сессии, за которой наблюдали ребята, с которыми мы учились, друг мне сказал, что это была не нарративная практика: «Что это вообще было?»

Оказалось, что как раз принцип открытости, прозрачности, который есть в нарративной практике — это то, что позволяет работать с такими запросами, просто потому что нарративный практик не предлагает свою концепцию и свое представление о том, как должен строиться процесс, и как именно решать проблему, а авторство отдается человеку. Кажется, что с этим запросом нарративная практика здорово может работать.
Обсуждение: что поможет искренности

Мы подготовили вопросы про случаи, когда нам удается быть открытыми, естественными, искренними, предложили участникам обсудить их и, если получится, нащупать, как можно это возобновлять и у себя, и у других людей, может быть, есть какие-то техники, инструменты, которые помогают. Мне, например, помогают прогулки.

— Такая беседа про искренность уже располагает группу незнакомых людей быть искренними в процессе — я не могу лукавить, потому что тема про искренность. Мы говорили про то, с каким собеседником легко быть искренним в разговоре. Это какие-то внешние проявления: например, он должен быть включенным в беседу. То есть я должна замечать, что ему интересно со мной разговаривать, что он меня внимательно слушает, у него понимающее лицо и взгляд. Мне очень понравилось идея прощупывать почву, прежде чем говорить искренне о важных для себя вещах. Можно начать разговор с далекой точки и прощупывая, как котик лапками, сближаться, сближаться, сближаться.
Интересно, здесь, в группе незнакомых людей нужно ли было прощупывать, или удалось сразу разговаривать искренне?

— Первые вопросы были на знакомство и на то, чтобы посмотреть, какие люди со мной в группе, искренни ли они в ответах. Конкретно мне, чтобы быть искренней, важно, чтобы человек тоже делал усилия в мою сторону. Это взаимный процесс. После первых вопросов я поняла, что люди дают развернутые ответы, внимательно меня слушают, на меня смотрят, наклоняются ко мне телом — и я выдохнула. Этот выдох для меня характерная штука — я выдыхаю и понимаю, что мне не нужно контролировать свои мышцы, свое лицо, свой голос. Это про некий легкий поток.

— Я заметила, что для всех искренность, в нашей группе по всяком случае, это про свое. Для меня искренность — это про тело, когда я чувствую себя расслабленно. Для кого-то искренность может быть про речь. Если мне говорить искренне легко, то с тем, чтобы заходить в помещение, сразу чувствовать себя телесно комфортно, есть вопросы. Еще я обнаружила, что искренность может быть ценностью, и ее можно поддерживать и укреплять. Я подумаю над этим. Думаю, что поддержать эту искренность может заземление. Мы обсуждали, что если замечаешь, что тебя немножко штормит или в плюс, или в минус, хорошо помогает обратить внимание на себя. Можно подышать, заземлиться. Еще есть техника центрирования, центрироваться можно тоже. Это помогает восстановить контакт с собой.

— Для меня стало открытием, что искренность — это и про тело, и про слова, и что есть еще дискурсы на эту тему. Сейчас в социальных сетях гуляет история про то, что мы за то, чтобы быть живыми, искренними, и как будто бы всем нужно быть искренними, но не всем это может подходить. Кому-то это может не подойти, ему ОК промолчать, и это тоже нормально. Считаю, это тоже про искренность — ты выбираешь себя в этот момент и делаешь не так, как говорят люди со стороны, как принято, а так, как тебе ОК.

— Присоединюсь к идее про заземление и внимание к себе. В группе прозвучали слова, что искренность помогает расслабиться, многие кивали, у многих это совпадало. Я подумала, что мне обратное очень помогает — если я себя чувствую расслабленно телесно, у меня получается более естественно говорить и себя проявлять. То есть естественность в теле помогает естественности в речи.

Для меня стало открытием, что искренность — это и про тело, и про слова, и что есть еще дискурсы на эту тему.

— Мне кажется, что искренность чаще возникает в тех областях разговора, где мы чувствуем себя достаточно безопасно. Мы вряд ли будем заводить искренний разговор про то, в чем сами не уверены, это очень сложно. Искренность, которую мы все проявляем, чаще всего возникает в моменты, когда мы более-менее уверены. А там, где мы совершенно не уверены, мне кажется, искренности добиться очень сложно. Здесь спровоцировать это состояние и ввести себя в него не получится без контакта с собеседником. Там, где мы более-менее понимаем свои границы и уверены, что никакие слова их не нарушат, и всегда можно вернуться в безопасное состояние, можно заводить искренний диалог. Но начинать его с вещей, в которых ты совсем не уверен, мне кажется, совсем не получится.

— Мне хочется дополнить, что очень важна среда, в которой ты находишься. Трудно быть искренним, допустим, в полицейском участке под конвоем, потому что это давит морально. Например, здесь мне очень легко быть искренней, потому что ты знаешь, что тебя не осудят и примут то, что ты говоришь, без критики. Для меня еще важно некоторое разрешение, например, иногда Даня Макаров говорит, что тупить можно. Это про то, что здесь безопасно, никто на меня не нападет и не съест. В этом пространстве я могу быть любой, чувствовать себя уверенно, безопасно, свободно. Это разрешение быть в разных состояниях, не только супер-умным, классным и т.д. Можно быть разным — тупить, не догонять, 50 раз переспросить, и тебе никто не скажет, что ты тупица. Это очень важно.

— Мне пришла в голову мысль, что мы рассуждаем об искренности, априори уже подразумевая, что наша искренность нужна тем, кто общается с нами. В жизни очень часто бывает так, что я со своей искренностью могу оказаться совершенно ненужной, неважной, неуместной, абсолютно неадекватной, скажем так. Если подумать, то мне, чтобы быть искренней, нужно со стороны человека любопытство, реальный интерес ко мне, желание проявить участие именно в моей жизни. Мне нужно очень много со стороны собеседника углубления внутрь меня, ему действительно должно быть очень небезразлично, кто я, для чего я, как я. Только в этом случае я смогу раскрыться и быть собой.

— У нас в группе поднялась тема про самодостаточность искренности вне контекста, что как будто хорошо быть искренней, это однозначно, это цель, к которой нужно стремиться. Как будто бы мы в этом потеряли тему контакта и взаимодействия, как будто бы эта искренность стала отдельной от других людей, в пространстве которых она может проявиться, а может и не проявиться.

— Другие люди могут способствовать искренности, могут не способствовать, с ними может быть уместно быть искренним, может не уместно, с ними может быть безопасно, может быть не безопасно. Хорошо бы с этим сверяться — это про это?

— Да, искренность — это не абсолютная ценность всегда, в каждом конкретном случае можно выбирать быть искренним или нет. Для меня искренность — это больше про чуткость к себе. Если она есть, то и искренность возможна. А если я себя не чувствую, то быть искренней тяжело.

— Да, это как раз про контакт с собой, из которого можно говорить искренне с другими, и как будто бы из этого контакта можно тогда с позиции авторства говорить или не говорить о чем-то.
Алиса:
Спасибо всем огромное за эту беседу, что вы поделились своими идеями и сделали это искренне! В свою очередь, мы с искренним любопытством вас слушали и очень много всего нашли. Очень приятно, что вам эта тема откликнулась. Ваши отклики — это большой вклад в наш проект.

Ира:
Чтобы у вас была возможность потом вернуться в это состояние, вспоминая наш разговор, мы подготовили закладки с фразами из наших бесед с людьми — смешными, прикольными, серьезными — разными.
Ред. Эти закладки вы видели, пока читали текст, ниже вы можете их скачать для себя.
Статья подготовлена с использованием материалов с фестиваля Нарративной мастерской 12 июня 2021 г. Книжные закладки можно скачать на этой странице или по ссылке.