Нарративная мастерская
 
Нина Александрикова
Игра
«Такая любовь»
Лаборатория «На стыке»
Нина Александрикова
Нарративный консультант в Доме свободных историй и психологических проектах "Мне не страшно", "Для тех, кто рядом".

Пару слов о том, что такое Т-игры
Самая первая Т-игра была придумана буддийскими монахами. Она заключалась в том, чтобы пройти путь от одного качества к другому, например, от страха к смелости. Во время своего путешествия на Тибет Джой Дрейк и Кейт Тейлор увидели, как группа монахов увлеченно что-то пишет на песке. А по приезду из этого путешествия в Шотландию, в 1978 году, создали настольную игру «Трансформация», с которой и началась, собственно игропрактика.

С этого времени Т-игры мало изменились, и в большинстве случаев выглядят как настольные, хотя есть психодраматические игры, где игрок передвигается по игровому полю самостоятельно, а не с помощью фишек. Сегодня Т-игры объединяют в себе игротехнику, психотерапию и коучинг.
В 2006 году Марина Ростиславовна Битянова (автор и создатель Большой психологической игры) впервые вводит понятие игровой оболочки и предлагает использовать игру как некое обрамление, общий фон работы, а вот содержание этой оболочки совсем не игровое.

В основе игровых оболочек лежит работа с метафорой, для которой используются колоды МАК.
Почему именно игра?
  • Универсальность
  • Ресурсность
  • Гибкость правил
  • Есть место для авторства игрока
  • Легкий, веселый способ разрешения сложных проблем
Краткое описание платформы «Такая любовь»
«Такая любовь»-это игровое поле, на котором размещена метафора путешествия, дорога. С идеями, которые легли в основу этой игры можно ознакомиться в статье Ольги Зотовой «Метафора ритуала перехода в терапевтических и коучинговых беседах» и на курсе у Дарьи Кутузовой «Прогоффский дневник и нарративная практика».
Главная идея метафоры перехода, метафоры жизни как путешествия состоит в том, что каждый человек в своей жизни оказывается в ситуации неопределенности, в ситуации выбора.
Когда непонятно что выбрать, куда двигаться дальше, как себя вести, какой путь предпочесть. Иногда такие ситуации могут быть связаны с внешними обстоятельствами-развод, повышение в должности, смерть близкого. А иногда выбор назревает изнутри. Такие периоды называются лиминальными стадиями и сопряжены с тем, что старые способы жить, функционировать, развиваться уже не работают, а новых еще нет. Такие стадии переживаются болезненно, повышается тревожность, приходит растерянность. Сил на то, чтобы сделать шаг вперед нет. Именно для таких периодов, подходит метафора путешествия.

Игра полностью построена на принципах и философии нарративной практики, но легко можно трансформировать ее, например, под коучинговые запросы.
  • В качестве клеточек, которые надо заполнить выступают основные понятия, которые исследуются в карте пересочинения и уплотнения предпочитаемой истории (Умения, Ценности, принципы, Надежды).
  • Ходами в игре считаются вопросы, которые располагаются на соответствующих белых полях.
  • В конце игры составляется Послание (терапевтический документ), в котором отображаются все умения, навыки, ценности и действия, которые удалось собрать за игру.
Есть на игровом поле и клеточка «Идеи», она предназначена для деконструкции ограничивающих, мешающих идей, которые сопутствуют ситуации собеседника, которые могут мешать двигаться вперед.
С выбором вообще связано много дискурсов, например, о том, что выбирать надо умом, что с выбором нельзя тянуть бесконечно, если отказываешься выбирать-значит ты безответственный человек, что выбор должен быть трудным и много других. Деконструирование становится возможным благодаря исследованию альтернативных значений, образов при обсуждении метафорических карточек.

Вообще игра на платформе «Такая Любовь» созвучна визуальному повествованию. Так как в процессе обсуждения метафорических карт активизируются процессы воображения, мыслительная деятельность, происходит как я люблю говорить "оживление метафоры". Метафора путешествия, дороги создает то безопасное пространство, которое лежит между игроком и его реальной ситуацией, поэтому он может безопасно проигрывать, просматривать свои представления и переживания. Метафора дает возможность следовать за образом, и в тоже время разворачивать события, наполнять их смыслом с авторской позиции.
Цель игры:
Собрать, переписать или написать предпочитаемую историю путешествия собеседника.

Прохождение ситуации выбора в игровой форме.

Игра полностью соответствует карте пересочинения и уплотнения предпочитаемой истории.

Общий алгоритм:

1. Вход в игру - формулирование запроса. Я использую волшебный вопрос ОРКТ:

  • Если бы у вас были сапоги скороходы и вы могли бы за секунду преодолеть весь путь вашей ситуации, то где бы вы оказались в конце путешествия?
  • Как бы вы поняли, что путь пройден?
  • Чего вы бы достигли в конечной точке пути?
Запрос пишется на бумаге и выкладывается на конечной точке, около солнышка.

2. Игроку предлагается выбор - чем играть, с помощью чего двигаться по полю. Можно слепить фишку из пластилина, можно играть кольцом, кулоном, браслетом, монеткой, можно иметь свои фишки.

3. Ходы осуществляются вопросами. Для карточек с вопросами есть чистые поля. Вопросы составлены по группам (ценности, принципы, умения и т.д.). Ответами на вопросы заполняются поля с соответствующими обозначениями.

4. Для того, чтобы заполнить большие клеточки игрок выбирает подходящую метафорическую карту или рисует, пишет на пустой. Если вопросы выступают в роли движущей силы, то метафорические карты-предмет для диалога игрока и ведущего.

  • Как эта карта отражает ответ на выпавший вопрос?
  • Почему именно этот образ сюда подходит?
  • Как эта карта помогает тебе двигаться к финишу?

5. Поскольку на самом игровом поле, на дороге нет никаких клеточек и ранжирования, и в игре не используются кубики, то продвижение по дороге регулирует сам игрок. Именно он определяет как передвигать свою фишку, с какой скоростью ему комфортнее идти по игре.
Завершение игры

Игра завершается:
  1. Либо когда все клеточки, кроме послания, заполнены карточками.
  2. Либо если игрок добрался до финиша, до конца пути.





В первом случае есть возможность дополнительно обсудить какие препятствия мешают двигаться к цели, поговорить о том, чего может не хватать.

В заключение составляется терапевтический документ с обсуждением того, что было самым важным и что хотелось бы унести с собой больше всего.
Дополнительные возможности
Правила на платформе «Такая Любовь» вещь гибкая, так как это поле метафор, на котором можно развернуть любую нарративную беседу.




Образы рождаются в режиме реального времени, истории появляются из слов, значений, которые привносит собеседник, и тут же рождаются новые значения. Использовать такую подложку из метафоры на консультации может каждый.

Участникам лаборатории я предложила выполнить пару упражнений.
Упражнение 1
Для того, чтобы потом можно было придумать похожую подложку для своих консультаций, разбейтесь, пожалуйста на пары и поразмышляйте над теми образами, метафорами, которые подходят к вашим консультациям. Может быть вы вспомните самые частые запросы, или выражения слова, которые звучат, может быть это будут отзывы собеседников. Если хотите, можете взять себе в помощь картинки (сказочное место), чтобы настроиться на работу.

У вас есть по 5-7 минут на расспрашивание в обе стороны.
Вопросы:

  • Представьте, что вам надо рассказать клиентам о своей работе с помощью маленького видеоролика. О чем бы он был? В каком месте вы бы его снимали?

  • Что делал бы терапевт, а что собеседник? Чем бы он закончился и почему? Запишите или зарисуйте те образы, которые у вас получатся.
Обсуждение.
Про волшебство

Все случайности в играх не случайны.)) Мне часто приходится слышать про волшебство, совпадения, знаки и прочие чудесные вещи, которые происходят во время игр.
Моя цель в работе - создание безопасного пространства, где появляется место, воздух, территория, на которой собеседник может спокойно проговорить то, что для него важно. Место, где много выбора, есть даже выбор не выбирать.
И трансформацию, я понимаю, как ее понимал Майкл Уайт в свидетельском отклике. Умеренные изменения, которые доступны. То, что может произойти с человеком, когда он слышит значимый текст или слова. Изменение мыслей, изменение направления движения, изменение действий. Поэтому так важно следить в игре за своей позицией:
  • Поддержка.
  • Безоценочность.
  • Неосуждение.
  • Неэкспертность.
И помнить о рисках - решать проблему, продвигать, помогать, назидать.
Техника безопасности

  • Игра-это не психотерапия. Не рекомендуется играть людям с психическими расстройствами или в пограничном состоянии. Игра может ухудшить психическое состояние человека.

  • Именно эта платформа не предназначена для игр с семейными парами, родителями с детьми и подростками, младше 14 лет.

  • Игра не волшебная таблетка, которая разрешит все проблемы. Если хочется получить моментальных ответов на все вопросы, озарений, осознаний - есть другие игры.
Упражнение 2
Мне кажется, хватит уже говорить, стоит немного посмотреть как это работает. Предлагаю немножко войти в игру.

Как я уже говорила, вход в игру - вопрос. Я сейчас опять попрошу вас разбиться на пары и вспомнить какую-то ситуацию любую, которая вызвала у вас чувство удовлетворения, радости. И вытянуть или выбрать в открытую вопрос. А затем в парах на него попробовать ответить. Можно взять Мак.
Вопросы:

  • Как этот вопрос связан с вашей ситуацией?
  • О чем он заставляет вас задуматься?
  • Куда размышления над этим вопросом вас продвигают?

Можете записать или зарисовать ответы на карточки, можете оставить ту МАК, которую выбрали. По 5 минут в обе стороны. А потом мы вместе попробуем найти для вашего ответа подходящую клеточку на поле.

Обсуждение. Завершение встречи.