Нарративная мастерская
 

Личные размышления о «депрессии»:

не только проблема, но и возможность чему-то научиться


Барри Салливан

Барри Салливан — терапевт из австралийского города Дарвин, находящегося на землях народа Ларраккия. Двадцать один год работает в организации Relationships Australia Northern Territory и помогает индивидам, парам и семьям. Интерес к нарративным идеям у Барри появился после решения поменять свою педагогическую карьеру и получить степень бакалавра в области социальной работы. С неугасимым интересом он продолжает учиться у своих собеседников и развивать нарративные навыки и знания.

barrysullivan96@yahoo.com

Аннотация


Большую часть 2022 года я провёл в депрессии, что повлияло в том числе и на мои действия в личной и профессиональной жизни, меня словно парализовало. Эта статья описывает навыки и знания из нарративной терапии, благодаря которым я вышел из-под тёмной тучи депрессии, и демонстрирует, как я использовал полученные в личном опыте знания для работы с клиентами — в том числе с теми, кто также справлялся с депрессией.


Ключевые слова: депрессия, эйджизм, чувство личной несостоятельности, занятие позиции, нарративная практика


Sullivan, B. (2023). A personal reflection on “depression”: Not only a problem but also a learning opportunity.
International Journal of Narrative Therapy and Community Work, (1), 43–51. https://doi.org/10.4320/DRXL2290
Местоимение автор: он/его


© Barry Sullivan. Распространяется на условиях лицензии Creative Commons «Атрибуция-Некоммерческая-Без Производных»

Опубликовано издательством Далвич-центра, www.dulwichcentre.com.au

*Статья дается с некоторыми сокращениями.

Предыстория
В странах западного пути развития — таких, как Австралия — депрессия сейчас рассматривается как индивидуальная проблема, с которой можно справиться лекарственными и психологическими средствами. В своём опыте проживания депрессии я испробовал оба способа — и оба мне помогли. Но этим история не исчерпывается. Использование таких ярлыков, как «депрессия» и «проблемы с ментальным здоровьем» отражает индивидуалистическое и медикализованное* понимание проблемы (Медикализация – это процесс, при котором естественное физиологическое, поведенческое или эмоциональное состояние человека, а также жизненные коллизии, включая процесс взросления, и социальные проблемы, такие как алкоголизм и наркомания, получили свое научное описание в среде профессиональных медиков. В этом случае обычные, часто не связанные с патологией человеческие ситуации рассматриваются как медицинская проблема, становятся объектом лечения и профилактики. Здесь работник сферы здравоохранения - эксперт и носитель власти).
Нарративная терапия предлагает другую точку зрения: проблемы относятся не столько к индивиду, сколько к социуму, и являются социально-сконструированными. Поэтому для работы с депрессией и поиска способов с ней справиться становится значима деконструкция социального влияния.


В предисловие к книге «Narrative therapy classics» (White, 2016), Кэролин Марки (2016) процитировала вопрос, заданный ею молодому клиенту, отец которого проживал сложные времена: «Наблюдая за своим отцом дома, что ты замечаешь в его действиях, что помогает лекарствам работать ещё лучше?» (2016, стр. 4). Этот вопрос, вместе с вопросами Майкла Уайта к пациентам психиатрической больницы Гленсальда (Stewart, 2016), напоминает мне о том, что внимание к индивидуальному знанию, выборам и действиям помогает укреплять чувство собственной влиятельности человека. И это важно учитывать при поиске способов справляться с проблемами, получающими название «депрессия», вне зависимости от использования лекарств.

Экстернализация, называние и деконструкция

По мере собственного противостояния депрессии я понял, что могу применить в своей жизни некоторые нарративные идеи, регулярно использовавшиеся мною во время консультаций. Я обратился к карте определения позиции (White, 2007, pp. 40–59) и записал несколько мыслей. Названием, точно отражавшим мой опыт депрессии в том году, стало «Суровый судья».

Последствия влияния Сурового судьи были в том числе такие:
На мои чувства: под влиянием Сурового судьи моё настроение «падало», что часто сопровождалось неприятными ощущениями в животе. Уровень энергии ощущался как достаточно низкий, а Суровый судья словно высасывал из моей жизни радость.
На мои отношения с партнершей: Суровый судья принудил меня отстраниться от моей партнёрши Кэрри и не давал заметить её вклад в наши отношения.
На мою работу: Во мне провоцировалось чувство, словно я больше не справляюсь и недостаточно хорошо работаю. Под влиянием Сурового судьи снижалось моё чувство удовлетворенности работой и росла убежденность в том, что я разочаровываю клиентов и коллег.
На мои мысли о себе: Поскольку мне важно поддерживать физическую форму, Суровый судья пытался отравить эту ценность негативными суждениями о себе: «Ты должен делать больше. Ты должен выглядеть более подтянуто». Поскольку мне также важно быть полезным и помогать клиентам и коллегам, Суровый судья и это попытался обратить против меня: «Ты хорошо справлялся, но больше ты на это не способен». Суровый судья также утверждал, что проблема находилась внутри меня, что со мной что-то не так и что каким-то образом это является частью моей личности.

Помощники Сурового судьи

Суровый судья нанял двух помощников, позволяющих ему обрести больше власти над моей жизнью: эйджизм и чувство личной несостоятельности. Изначально деконструировать эйджизм и его влияние на меня я решил благодаря Белинде Эммерсон-Уайт, моему супервизору в Relationships Australia NT. Во время супервизорской сессии она назвала эйджизм как одну из возможных причин моих страданий. Поразмыслив об этом, я пришёл к согласию с Белиндой в том, что индивидуалистический и капиталистический дискурсы продуктивности могут способствовать расцвету эйджизма. В отличие от более коллективных сообществ, чествующих и признающих мудрость и опыт возраста, австралийское сообщество, кажется, больше ценит присваиваемую молодёжи и людям среднего возраста энергичность. Это может — особенно в рабочем контексте — укреплять такие идеи, как «После того, как тебе исполнилось 60 или 65 лет, ты больше не можешь приносить ничего ценного в работу» или «У тебя стало меньше энергии — конечно, тебе сложно». Уайт (2004a, pp. 168, 174) утверждал, что наша западная культура сконструировала нормы, следование которым позволяет стать адекватным и ценным членом сообщества. Личная несостоятельность в этих идеях — это нереализация своего потенциала, невоплощение его в полной мере или отставание от других (2004a, pp. 152–153). Это влияние «современной власти» (2004a, p. 157) приводит к тому, что «людей побуждают активно участвовать в оценке собственной жизни и жизни других….через повседневные и общекультурные практики нормализующей оценки» (2004a, p. 169).

Влюбленные (фрагмент)

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Благодаря этому анализу, я смог занять чёткую позицию по отношению к Суровому судье и интернализованным эйджизму и чувству личной несостоятельности: я решил, что хочу уменьшить их влиятельность в моей жизни, потому что они размещают проблему во мне и тянут меня на дно; у них нет никакой заинтересованности в том, что лучше для меня и моей партнёрши или для моих клиентов и коллег. Пуджа Райна (2022, p. 53) процитировала одного из своих клиентов: «Я не депрессивный человек. У меня с депрессией выстроены отношения». Это утверждение подарило мне надежду, что я смогу изменить статус Сурового судьи, интернализованного эйджизма и ощущения личной несостоятельности, смогу низвести их до второстепенных игроков в моей жизни.

Привилегии и невыгодное положение

Прежде чем перейти к тому, что я узнал из всех описанных выше размышлений и рассказать, как я применил это к консультированию с клиентами, хочу заметить, что, как белый мужчина из среднего класса, я обладаю не заслуженными привилегиями, дающими мне преимущество при столкновении со сложностями, попадающими в категорию проблем с ментальным здоровьем. У многих клиентов, с которыми я работаю, нет доступа к такому же уровню привилегий.

Социальные проблемы, находящиеся за пределами контроля человека, могут повлиять на его возможность справляться со сложностями в своей жизни. Более того, вместо того, чтобы разместить проблемы в доминирующих социальных и культурных структурах, влияющих на жизнь человека, с ним обходятся так, словно проблема находится внутри него и присваивают ярлык «переживает проблемы с ментальным здоровьем». Я говорю об этом не для того, чтобы сложилось впечатление, будто нет возможности развернуть альтернативную, предпочитаемую историю. Однако важно признавать реальность привилегированности и невыгодного положения и делать видимыми их возможное влияние на жизнь людей.

Знания для моей работы с клиентами: название, приближенное к опыту, и деконструкция.


Некоторые клиенты уже приходят с ярлыком «депрессия». Я могу задать такие вопросы: «Откуда появился этот ярлык? Возможно, вы услышали его от кого-то — доктора, друзей, членов семьи?» Моё намерение здесь — пригласить клиента подумать о названии депрессии. У меня нет желания строить предположения, что название «депрессия» клиенту однозначно помогает или не помогает, я просто приглашаю к дальнейшему исследованию. Я могу продолжить: «Название «депрессия» не всем одинаково подходит. Насколько оно подходит вам?» Если клиент проявляет к этому интерес, я видоизменяю свои вопросы с учётом их контекста и предыдущих ответов. Я могу спросить: «Подойдёт ли Вам, если мы вместе исследуем знания из вашей культуры, которые могли бы помочь? Даёт ли Ваша культура Вам какие-то полезные идеи об альтернативном названии такой проблемы, как депрессия? Если бы я спросил кого-то из пожилых или других уважаемых Вами людей, какое название они бы использовали для такой проблемы, как депрессия?»


Как указывалось выше в связи с эйджизмом и чувством личной несостоятельности, может быть полезно разворачивать и деконструировать социально-сконструированные идеи, вносящие вклад в проблемы. Тим Донован и Дэйл Джонс (2022, p. 79) поделились ценным размышлением: «Критически важно выбрать подходящее время, чтобы предложить взглянуть шире...Иначе может произойти захват власти и укрепление центрированной позиции психолога».

Портрет доктора Гаше

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Работая с клиентами из коренного населения, чья проблема получила название депрессии, я стараюсь держать в голове возможные последствия колонизации и продолжающегося расизма. При этом мне важно, чтобы клиент смог ощутить доверие и определённый уровень комфорта со мной, прежде чем я предложу ему деконструкцию. Это может занять несколько сессий и включить, с разрешения клиента, консультацию с коллегой из коренного населения для «совместного ярнинга[1]» (Christensen, 2022, p. 3) и посещение и участие этого коллеги в некоторых сессиях. Когда я ощущаю, что в наших отношениях с клиентом сформировалось достаточное доверие и комфорт, то могу спросить: «Мне кажется, что в Австралии сохраняется значительный уровень расизма по отношению к коренному населению. Что Вы думаете об этом? Сталкивались ли Вы с этим? Если да, как это влияло на Вас?» Я могу затем добавить: «Столкновение с расизмом может побудить вас думать, что такие проблемы, как депрессия, находятся внутри Вас, а не в том, что находится вовне и что вы не можете контролировать. Знакомо ли Вам это?»
[1] Ярнинг (Yarning) — метод обмена знаниями, опирающийся на устные традиции аборигенных культур (Bessarab и Ng’andu,2010; Dean,2010). [...]. Ярнинг — это больше, чем разговор; им могут быть формальные и неформальные обсуждения, которые чествуют и признают значимость истории в обмене знаниями (Shay M (2021). Extending the yarning yarn: Collaborative Yarning Methodology for ethical Indigenist education research. The Australian Journal of Indigenous Education50, 62–70, https://doi.org/10.1017/jie.2018.25) (прим. пер.)

Суицидальные идеи

К сожалению, сегодня в Австралии реальность такова, что сложности, называющиеся проблемами с ментальным здоровьем, могут стать настолько доминирующими в жизни человека, что под их влиянием он пойдёт по пути самоповреждения или суицида. В ситуациях, когда человек говорит о суицидальных идеях, могут преобладать идеи о приоритетности оценки риска и составления плана безопасности. Нарративное понимание приглашает меня как терапевта также учитывать сложность ситуации и продолжать исследовать возможные альтернативные реакции. Я начинаю задавать себе такие вопросы:
  • Когда возникают суицидальные мысли, как я могу сохранять децентрированный фокус внимания на клиенте, одновременно помня об организационных процедурах и требованиях, необходимых для оценки риска и составления плана безопасности?
  • Как при наличии опасений, что я усилю своими вопросами влиятельность суицидальных идей, я могу продолжать приглашать клиента к размышлениям?
  • Я могу формулировать следующие вопросы к клиентам, столкнувшимся с суицидальными мыслями:
  • Какие способы реакции на суицидальные мысли придают вам силы?
  • Есть ли в суицидальных мыслях проявление протеста против условий, в которых вы оказались из-за того, что так устроено наше общество?
  • Можно ли сказать, что суицидальные мысли основаны на вашем желании защитить себя или других значимых для Вас людей?

(Дэвид Ньюмэн, в личном общении, 2023)
Для определения альтернативной идентичности и размышлений о моем противостоянии депрессии и Суровому судье, я использовал второй вариант карты определения позиции (White, 2007, стр. 233–243). Своим попыткам снизить его влияние на мою жизнь я дал название, приближенное к опыту - Уверенный ученик. Мои ответы на вопросы выглядели таким образом:
● Влияние на мои чувства: по мере того, как я больше фокусировался на позиции Уверенного ученика, я начал чаще испытывать на работе и дома чувства надежды, радости и удовлетворения. Я заметил, что могу наслаждаться временем отдыха и сопротивляться убеждениям Сурового судьи «плохо к себе отнестись» (White, 2004a, p. 197).

● Влияние на отношения с партнершей: благодаря появлению Уверенного ученика я смог вновь почувствовать влечение к моей партнерше. Я снова стал ощущать больше удовольствия, когда мы проводили время вместе.

● Влияние на мою работу: Уверенный ученик помогал мне помнить о важном осознании: у меня есть навыки, в частности — навыки в нарративной терапии, которые я могу принести в свою работу с клиентами. Под влиянием Сурового судьи мне было сложно найти подходящий баланс между рабочими обязательствами и временем для себя. Уверенный ученик открыл мне новые возможности: я хочу постоянно продолжать учиться, при этом не беря на себя слишком много. Нормально временами говорить «нет».

● Влияние на мысли о себе: По мере того, как в профессиональной и личной жизни всё больше укреплялся Уверенный ученик, мне стало проще приходить к позитивным заключениям об идентичности: я могу размышлять над идеями, встречающимися в статьях, книгах и музыке и использовать их для расширения собственных навыков. Я могу справиться с задачами и вызовами жизни и по необходимости обращаться за профессиональной и социальной поддержкой.

Примеры на ландшафте действий

Чтобы ответить на вопрос, как мне удаётся воплощать на практике некоторые из перечисленных выше идей, вдохновленных влиянием Уверенного ученика, я начал искать примеры на «ландшафте действий» (White, 2007, pp. 84–86). Они были связаны с моими отношениями с партнершей и моими мыслями и чувствами о себе. Я стал больше говорить с Кэрри о своём самочувствии и выделять время, чтобы заниматься чем-то приятным вместе с ней — обедать, плавать, гулять. Такие решения помогали мне чувствовать больше уверенности в себе и продолжать узнавать новое о моих отношениях. Я также сделал шаги в сторону того, чтобы возобновить регулярные физические упражнения — либо рано с утра, либо ближе к вечеру. Временами для этого мне нужно было отложить чувства, связанные с Суровым судьёй, такие как неохота или недостаток энергии. Практики, возникающие под влиянием Уверенного ученика, наполняли меня удовлетворением и позитивными заключениями о моей идентичности. Другой значимый пример на ландшафте действий оказался связан со смертью моей 92-летней матери в августе 2022. Хотя это было печальное время для меня и трёх братьев, это стало также возможностью выбрать, на чём сфокусировать внимание. Уверенный ученик позволил мне разделить с сиблингами воспоминания о нашей матери, о том, что она значила и продолжает значить для каждого из нас, рассказать о её влиянии на нашу жизнь, поделиться нашими идеями о том, как нести дальше её наследие. Эти шаги укрепились, когда я вместе с двумя братьями произнёс панегирик на маминых похоронах. Так Уверенный ученик помог мне устоять перед приглашением Сурового судьи замкнуться в себе, и это привело к новым позитивным заключениям о моей идентичности.

Ответы на интернализованный эйджизм и чувство личной несостоятельности

Ландшафт действий существует не сам по себе, его важно связывать со смыслами на ландшафте идентичности, или сознания (White, 2007, pp. 78–84). Для меня осмысление и важные заключения об идентичности были связаны с тем, как Уверенный ученик противостоял двум помощникам Сурового судьи: чувству личной несостоятельности и интернализованному эйджизму. В «Карте работы с чувством личной несостоятельности» Уайт (2004a, pp. 196–201) предлагал способ работы с этим чувством через поиск уникальных эпизодов и подкрепляющей их «системы правил/ценностей и принципов» (2004a, p. 199). Реакции моего Уверенного ученика на провал определялись ценностью уважения к себе, клиентам и коллегам. Что это говорило обо мне как о терапевте? Это говорило, что, несмотря на присутствие Сурового судьи и идей о провале, я не потерял контакта с ценностью уважения и старался её воплощать. Я смог продолжать посвящать время и энергию работе с клиентами из позиции Уверенного ученика. Описанные выше размышления над проектом моей альтернативной идентичности напомнили мне о вопрос, поставленный Майклом Уайтом по отношению к оценке последствий собственных действий: «Каково это — видеть, как это происходит в твоей жизни?» (2007, p. 238). Мои ответом стало то, что Уверенный ученик подарил мне надежду, что я смогу продолжить делать выборы и предпринимать усилия к снижению влияния Сурового судьи, интернализованного эйджизма и чувства личной несостоятельности на собственную жизнь. Я мог объяснить эту оценку, опираясь на влияния и примеры, перечисленные выше. Важно добавить, что этот проект альтернативной идентичности не был чем-то исключительным. В течение года Уверенный ученик получал поддержку от участников моего Жизненного клуба (White, 1997, pp. 22–23). Мне бы хотелось продолжить размышлять о том, что эти участники приносят в мою жизнь, и что они могут сказать о том, что они ценят во мне как в человеке, партнёре, члене семьи, коллеге и терапевте.

Дождь

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Уроки для моей работы с клиентами

Размышляя над вышеописанным, я задаю себе вопрос: как я могу наилучшим образом поддерживать клиентов, ради них самих или их отношений, в смещении фокуса внимания с проблемы на альтернативное и более полезное чувство собственной идентичности? В случае индивидуального клиента, который сталкивается с проблемой, получившей название депрессии, я бы сперва использовал первый вариант карты определения позиции, упоминавшуюся выше в этой статье.


Клиент может предложить приближенное к опыту название, подходящее лучше, чем «депрессия»; однако для простоты описания я обычно использую слово «депрессия». Я могу сказать: «У меня есть предположение, что Ваша жизнь не исчерпывается историей депрессии. Верно ли это? Хотите ли чуть больше исследовать эту идею?» Здесь моим намерением является аккуратная и уважительная организация скаффолдинга, который бы позволил исследовать предпочитаемую историю идентичности с опорой на вторую версию карты определения позиции. Я помню, что моя роль как терапевта - «отстраниться от допущения, что мы можем являться основными авторами» (White, 2007, p. 233) и пригласить клиента занять авторскую позицию.

Старая башня на закате

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Если клиент выражает заинтересованность в дальнейшем исследовании, я могу спросить: «Можете ли вы вспомнить, когда депрессия чуть ослабляла своё влияние, меньше присутствовала в вашей жизни, вы могли ей противостоять или каким-то образом реагировать на неё?» Если клиент ощущает неуверенность, я могу добавить опор: «Не обязательно это что-то огромное, это может быть что-то совсем небольшое. Это могло произойти в последние несколько дней или месяц или два назад». Когда у клиента получается привести несколько примеров, я могу затем пригласить его к придумыванию приближенного к опыту названия этих потенциальных прорывов: «Как вам удалось это предпринять? Как бы вы назвали совершённые вами действия?» Я специально выше использовал словосочетание «потенциальные прорывы», потому что важно пригласить клиента к тому, чтобы наделить их значимостью (или нет): «Когда вы размышляете об этих примерах, кажется ли, что они имеют для вас какое-то значение, или они ощущаются простой случайностью?»

И если клиент придаёт им значимость, я могу дальше исследовать с ним влияние или возможное влияние этих эпизодов в разных сферах жизни: «Если [название прорыва] чаще бы присутствовало в вашей жизни, как это могло бы повлиять на ваши мысли и чувства по отношению к себе? На ваши отношения? Работу»? И, снова с опорой на вторую версию карты определения позиции, я могу пригласить клиента занять позицию по отношению к прорыву: «Можно ли сказать, что [название прорыва] – это что-то, чего бы вам хотелось больше в жизни? Это что-то важное для вас?» Если он даёт положительный ответ, я приглашаю клиента к тому, чтобы обосновать свою позицию: «Почему это важно для вас? Связано ли [название прорыва] с какой-то ценностью или ценностями в вашей жизни? Можете ли рассказать о другом примере, когда бы вы переводили в действие [название прорыва]»? (см. White, 2007, p. 239). Продолжая исследовать этот и другие прорывы, я надеюсь укрепить альтернативную историю и в работе с клиентом помочь ему подсветить предпочитаемые способы жизни и действия (Donovan & Johns, 2022, p. 89), сфокусироваться на их выборах и прорывах.

Документирование и передача навыков противостояния депрессии

Несколько лет назад Жасмин (псевдоним) и я провели несколько консультационных сессий в исследовании влияния депрессии на её жизнь и её противостояние этим влияниям. Майкл Уайт и Дэвид Эпстон часто использовали письма к клиентам, чтобы помочь им укрепить альтернативные предпочитаемые истории и навыки, которые помогали этим историям развиться. Помня об этом, я пригласил Жасмин составить совместный документ, отражавший использовавшиеся ею навыки.

Держать депрессию в рамках

Регулярно заниматься спортом

Использовать стратегии по совладанию с депрессией — например, выполнять дыхательные упражнения из Beyond Blue, если я замечаю, что депрессия пытается взять верх

Напоминать себе о помогающих мыслях, таких как:

  • я ценна и заслуживаю хорошей жизни
  • я компетентна в своей жизни и отношениях
  • я хочу отойти подальше от представления о себе как о жертве и сблизиться с представлением о себе как о человеке, у которого достаточно мужества встать во весь рост
  • я могу горевать и быть настоящей, и это поддерживает самоценность и понимающее отношение к себе
  • я могу говорить о своей силе
  • я могу принять и простить себя
  • я могу сказать «нет» и не чувствовать стыд за это

Важно помнить, что я могу справляться с депрессией, даже когда не чувствую её. Например, предпринимая такие действия:

  • ведение записей в дневнике
  • организация рутины и следование ей
  • чтение помогающих книг, таких как Breaking the patterns of depression, Michael Yapko (1998) и How Dante can save your life by Rod Dreher (2017).

Направлять энергию на важные и ценные для меня и моей жизни сферы, такие как забота о себе, мои отношения с детьми и партнёром.
Жасмин согласилась поделиться этим документом с двумя другими клиентами, столкнувшимися с проблемами, получившими название депрессии. Один из этих клиентов отправил ей благодарственное сообщение. Жасмин также поделилась со мной тем, что процесс соавторства этого документа, передачи его другим и обладание копией, позволяющей обратиться к документу в любой нужный момент, стало для неё большим подспорьем. Перечитывание этого документа было полезно и для меня, оно помогло укрепить мою предпочитаемую идентичность «Уверенного ученика». Особенно меня трогало утверждение «Я могу принять и простить себя» и «Я могу сказать «нет» и не чувствовать стыд за это». Сейчас я больше направляю внимание на «справляться с депрессией, даже когда я её не чувствую» и насколько возможно регулярно перечитываю свой список навыков Уверенного ученика, чтобы помнить о них. Мне важно признать здесь вклад Жасмин в мой проект альтернативной идентичности.


В завершение я расскажу о двух примерах, как в своей личной и профессиональной жизни я даю отпор Суровому судье и остаюсь в контакте с Уверенным учеником: вклад в жизнь других и музыка.

Вклад в жизнь других

Одним из действий, предпринятых ранее в этом году, когда Суровый судья особенно сильно вмешивался в мою жизнь, стало привнести вклад в чью-то жизнь, тоже затронутую депрессией. Возвращение к документу, который мы составили с Жасмин, помогло мне предпринять этот шаг. Мне также помогало понимание ценности и значимости «связывания историй и прорывов» (Denborough и др., 2006), и поддержание контакта с моей бывшей коллегой Люси.

Горный пейзаж за госпиталем Сен-Поль

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Люси переехала в другой штат, чтобы заняться частной практикой, и мы оба были исполнены энтузиазмом от возможности связать вместе некоторых наших клиентов через рассказывание историй. Люси и её клиент Рэй задокументировали свою совместную работу по противостоянию депрессии и прислали мне этот документ, назвав его «Начало движения: противостояние депрессии, ставшей для меня ночным кошмаром». Моим изначальным намерением было поделиться этой историей с парой, с которой я работал в то время и чьи отношения пошатнулись под грузом депрессии. К сожалению, я потерял с ними контакт и решил отдать дань открытости Рэя, поделившись собственным откликом. И Рэй, и Люси дали согласие на то, чтобы я привёл их слова здесь. Ниже я цитирую свой отклик, сформулированный в соответствии с четырьмя категориями отклика внешних свидетелей ( White, 2007, pp. 190–191).
Меня зовут Барри, я работаю психологом-консультантом в Дарвине. Люси передала мне твою историю. Рэй, некоторые слова сильно отозвались во мне: «Депрессия утверждала, что я ни на что хорошее не способен, и это подтачивало мою уверенность. Мне пришлось заговорить. Я должен был вернуть себе право голоса и сказать другим людям: «Я в депрессии». Теперь я могу повернуться к тем, кто тоже страдает, и протянуть им руку помощи. У меня есть другие знания». Читая твою историю, у меня сложилось чувство, что ты придаёшь большое значение отношениям с семьёй и друзьями, тебе нравится действовать и ты нацелен на то, чтобы не позволять депрессии управлять твоей жизнью. Знакомясь с твоей историей, я представлял тебя как человека, который карабкается по горе, иногда соскальзывает, но в целом устойчиво продвигается к вершине. Причина, по которой меня так зацепили твои слова, в том, что моя жизнь тоже оказалась под влиянием депрессии. Моя уверенность пошатнулась, и только когда я поговорил с моим коллегой, женой и другим психологом, всё начало улучшаться.

Рэй, твоя история принесла в мою жизнь изменения. Она напомнила мне, что если депрессия попытается вернуться в мою жизнь, я могу, как и ты, вернуть себе право голоса. В своей роли психолога, я работаю с людьми, пострадавшими от депрессии, и я постараюсь держать в голове твои слова о том, чтобы «протянуть руку помощи» и «иметь другие знания», с тем, чтобы я продолжал поддерживать их в противостоянии депрессии.”
Рай, с помощью Люси, прислал мне отклик на мои слова.
Дорогой Барри.

После прочтения письма мне стало интересно, пришёл ли ты в консультирование до опыта депрессии или после. И мне стало любопытно, помог ли тебе этот опыт в работе. Здорово знать, что кто-то ещё с живым опытом помогает другим. Думаю, это действительно важно для людей. В моей жизни депрессия помогла мне говорить с другими и помогать им понимать её. Мне понравилась твоя аналогия с покорением горы. Мне бы в голову этот образ не пришёл. Когда я был в депрессии, это ощущалось как дыра, из которой было сложно выбраться. Но сейчас, когда я оказался за пределами дыры, мне подходит твой образ. Я могу представить себя покоряющим гору, и сейчас я где-то на половине пути. Я пытаюсь взять и другие вершины.

Мне кажется, ты похож на меня, тоже пытаешься двигаться вперёд и быть сильнее, и, возможно, поэтому тебя зацепили какие-то слова, как «говорить», «протянуть руку помощи» и «иметь другие знания». Кажется, это поможет тебе говорить и с клиентами. Рад, что мои слова отозвались тебе. Я также понимаю, что я не один в своём живом опыте. Это самое важное. И по этой причине нас, которые проявляются, должно становиться больше. Мы можем помочь другим людям пройти через это и изменить свою жизнь. Я узнал, что если поделиться историей, то это может поменять процесс мышления другого человека. Хорошо знать, что что-то, что я сказал, получилось забрать себе. Когда я оглядываюсь на свою историю и читаю «Начало движения», это оказывается серьёзным напоминанием сделать что-нибудь. Я не хочу снова попасть в ту дыру; я хочу продолжать двигаться вверх по этой горе. Неважно, что ты делаешь, делай что-нибудь — и будешь двигаться вперёд. Спасибо за твоё письмо.
Кажется, что этот процесс принёс позитивное изменение в жизнь Рэя, и точно оказал большую помощь мне. Я периодически в этом году перечитывал оба отклика и это, вместе со знанием, что я сделал позитивный вклад в путешествие Рэя через депрессию, помогло мне ослабить влияние Сурового судьи в собственной жизни. Это также укрепило Уверенного ученика и через это — мою альтернативную историю идентичности. Как и в случае с Жасмин, я хочу признать, что готовность Рэя поделиться своей личной историей и затем вместе с Люси поработать над ответом сделала вклад в мой путь.

Музыка

В статье 2020 года американского семейного терапевта Криса Билса попросили вспомнить, как он наблюдал за работой семейного терапевта Израэля Зверлинга с «семьёй с очень обеспокоенным и рассеянным человеком, который был расстроен чем-то, что произошло до начала сессии» (Beels et al., 2020, p. 34). Израэль обнаружил, что молодой человек знал песню «Moon River», и пригласил его спеть её с ним. Это привело к тому, что в начале семейной сессии стало ощущаться спокойствие. Причина, почему меня так зацепило это трогательное взаимодействие, в том, что оно демонстрирует уникальную способность музыки переносить кого-то совсем в другое эмоциональное состояние. Это также резонирует с моей историей любви к пению и музыке, передавшейся мне от матери. Я очень хорошо помню, как она слушала и подпевала песням на радио. Пение и музыка предлагают мне как личные, так и профессиональные возможности. За этот год, по мере того, как я пытался минимизировать влияние Сурового судьи, я обнаружил, что когда я слушаю и подпеваю или просто пою наедине с самим собой, это становится для меня огромным источником радости и комфорта. Музыка и пение помогли мне укрепить Уверенного ученика, и я неоднократно слушал и подпевал “Moon River” (Mercer & Mancini, 1961) с тех пор, как прочитал интервью с Крисом Билсом. Некоторые строки стали особенно значимыми для меня. «Я переплыву тебя однажды» давали мне надежды, связанные с Уверенным учеником. «Двое бродяг, отправившиеся посмотреть мир» напоминали о членах жизненного клуба, поддерживающих меня на пути укрепления альтернативной идентичности. Утверждение Дэвида Денборо (2008, p. 164), что «музыка, мелодия и песни определённым образом формируют нашу идентичность, кто мы есть в мире» подтолкнуло меня подумать, как я могу использовать некоторые аспекты словесности, такие как музыка, песни, история и поэзия, в работе с клиентами. Я понимаю, что важно внимательно следить за тем, чтобы оставаться в «децентрированной, но влиятельной» позиции в этих взаимодействиях, что важно не позволять моему энтузиазму по отношению к музыке и песне увлекать меня прочь от фокуса внимания на клиенте. В то же время, я бы хотел использовать Уверенного ученика, чтобы оставаться открытым к возможностям. Например, внимательно слушая на консультации, я могу заметить намёк на интерес к литературе и развить его в приглашение, как, например: «Правильно ли я понимаю, что есть какая-то определённая история, поэма или песня, которая по-особенному говорит с Вами, которая, возможно, поддерживает Вас в трудные времена, не оставляет в одиночестве, даёт поддержку или опору? (Denborough, 2008, p. 166) Если это приглашение встречает позитивный отклик, я могу продолжить: «Можете чуть больше рассказать об этой истории, поэме или песне, о её истории в Вашей жизни? Что в этой истории, поэме или песне делает её для Вас особенной? Кто ещё в вашей жизни или уже знает об этом или понимает, что делает её для Вас особенной?» Такие вопросы, заданные в подходящий момент, стали для меня чем-то новым, но, возможно, я могу использовать помощь Уверенного ученика для того, чтобы ступить на новую территорию и пригласить клиентов и коллег предпринимать схожие шаги по территории альтернативной идентичности.

Мулен де ла Галетт

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Заключительное слово



Многие годы я возвращался мыслями к статье «Народная психология и нарративная практика» (White, 2004b). В ней Уайт говорил о том, что «мудрость» не принадлежит академиям и экспертам, но может быть найдена в «повседневности», в ежедневных действиях. Слова, которые я привожу ниже, как раз пример такой повседневности. Мне всегда нравился крикет, несмотря на прошлые и нынешние связи этой игры с колониализмом. Моя партнёрша знает о моём интересе к спорту, и нашла книгу о крикете по выгодной цене, автобиографическое издание о жизни современного английского игрока в крикет Джонни Бэйрстоу. Она купила её в этом году (в период, когда Суровый судья был особенно силён) и дала мне её, просто потому, что знала, что она о крикете. Читая книгу, я понял, что она также и о депрессии — большую часть своей жизни Джонни приходилось справляться с продолжающимися последствиями суицида его отца, вызванного этой болезнью. Это произошло в подростковом возрасте Джонни. К концу книги Джонни предлагает такие «мудрые» слова: Жизнь продолжается. Она должна продолжать. И вам нужно ловить счастье в те моменты, когда оно случается, наслаждаться им там и тогда, когда оно происходит, и столько, сколько оно длится (Bairstow & Hamilton, 2017, p.)

Источники


● Bairstow, J., & Hamilton, D. (2017). A clear blue sky. Harper Collins.
● Beels, C., Newmark, M., White, C., Freedman, J., Combs, G., & Denborough, D. (2020). Teaching through history to create a third unheard voice in psychiatry: Stories from New York City. International Journal of Narrative Therapy and Community Work, (4), 32–38.
● Christensen, K. (2022). Yarning as decolonising practice. International Journal of Narrative Therapy and Community Work, (1), 1–8.
● Denborough, D. (2008). Collective narrative practice: Responding to individuals groups and communities who have experienced trauma. Dulwich Centre Publications.
● Denborough, D., Koolmatrie, C., Mununggiritj, D., Marika, D., Dhurrkay, W., & Yunupingu, M. (2006). Linking Stories and Initiatives: A narrative approach to working with the skills and knowledge of communities. International Journal of Narrative Therapy and Community Work, (2), 19–51.
● Donovan, T., & Johns, D. (2022). Reclaiming lives from sexual violence: Understanding shame through innovative narrative therapy. Routledge.
● Dreher, R. (2017). How Dante can save your life: The life-changing wisdom of history’s greatest poem. Regan Arts.
● Markey, C. (2016). Preface. In M. White, Narrative therapy classics (pp. 1–4). Dulwich Centre Publications.
● Mercer, J. (composer), & Mercer, H. (lyricist). (1961). Moon River [performed by A. Hepburn]. On Breakfast at Tiffany’s [record]. RCA.
● Raina, P. (2022). Transforming the landscape of identity for people with social anxiety. International Journal of Narrative Therapy and Community Work, (2), 47–53.
● Stewart, K. (2016). Psychotic experience and discourse: An interview with Michael White. In M. White, Narrative therapy classics (pp. 55–94). Dulwich Centre Publications.
● White, M. (1997). Narratives of therapists’ lives. Dulwich Centre Publications.
● White, M. (2004a). Addressing personal failure. In M. White (Ed.), Narrative practice and exotic lives: Resurrecting diversity in everyday life (pp. 149–232). Dulwich Centre Publications.
● White, M. (2004b). Folk psychology and narrative practice. In M. White (Ed.), Narrative practice and exotic lives: Resurrecting diversity in everyday life (pp. 59–118). Dulwich Centre Publications.
● White, M. (2007). Maps of narrative practice. Norton.
● White, M. (2016). Narrative therapy classics. Dulwich Centre Publications.
● Yapko, M. D. (1998). Breaking the patterns of depression. Clarkson Potter.