Нарративная мастерская
 

МЕТАФОРА ОТНОШЕНИЙ И КОНТАКТА В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ

Мы живем в теле. И отношения свои выстраиваем посредством тела. Мы тянемся или обращаемся друг к другу, подпускаем кого-то ближе, а кого-то держим на расстоянии. Протягиваем друг другу руки или предлагаем другому руку помощи. Не смеем поднять взгляд, или, наоборот - смотрим во все глаза. Отталкиваем кого-то, желая разойтись. Делаем первый шаг, стремимся к близости. От всего сердца любим, радуемся или печалимся. Все это - прямые отсылки к телесному опыту или телесные метафоры отношений. В психотерапии тело - прямой и красивый путь к тому, чтобы увидеть, понять и изменить способы построения отношений. Для этого в несложных и метафорических техниках можно проанализировать способы устанавливать и разрывать контакт, поддерживать баланс между близостью и сепарацией.

Владимир Мохов
Телесный практик, канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии МГМСУ, ведущий обучающих программ по телесно-ориентированной терапии и психосинтезу
Занимаюсь достаточно много психотерапией и обучением психотерапии. Основные темы, с которыми ко мне приходят люди и с которыми я люблю работать – это межличностные отношения и личные кризисы разной природы. Я по образованию возрастной психолог, поэтому разные идеи, связанные с развитием, отношениями внутри этого развития и кризисами для меня как были, так и остаются мейнстримом.

Использую разные направления, и телеска – не единственное из них. Есть еще психосинтез, письменные практики, с которыми работаю и веду фасилитируемые группы. Но все-таки психосинтез и телеска – это основное, что я люблю и практикую достаточно часто.

Также много преподаю, участвую в разных интересных проектах. Например, с Павлом, Олесей и коллегами мы вывозим студентов в летние школы и прекрасно общаемся в нарративном контексте. Нарративная практика – это еще одна область, в которой я так или иначе представлен.

Меня легко найти на Фейсбуке под моим именем. В моих ближайших планах сделать там серию постов про то, что такое телеска и про мифы об этом подходе, чтобы люди меньше его боялись. Мне кажется, что телесно ориентированной психотерапии уже пора в этом смысле дать какой-то coming out, потому что слишком часто сталкиваюсь с непониманием в этой области.

Меня попросили выступить на конференции, потому что якобы телесно-ориентированная терапия всем интересна, и я очень этому рад. Но прежде, чем начать рассказ о том, как в телесно-ориентированной терапии можно работать с отношениями, хотел бы буквально в двух словах сказать, что это за подход, чтобы мы разговаривали на одном языке и не было мифов, которые часто встречаю.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ:
ЧТО ЭТО ТАКОЕ
Телесно-ориентированный подход – это достаточно старое направление психотерапии. Не углубляясь в его историю, хочу рассказать про два мифа, которые обычно встречаю, когда говорю людям, что занимаюсь телеской.
Первый миф связан с тем, что якобы телесно-ориентированная психотерапия работает исключительно с проблемами, связанными с телом, например, с психосоматическими заболеваниями или с токсичным отношением человека к своему телу. Она, конечно, работает с такими запросами, но этим вовсе не ограничивается ее сфера деятельности. Я, как телесно-ориентированный психотерапевт, могу работать эффективно и с другими проблемами, в том числе это отношения, личные кризисы, планирование будущего (ближе к коучингу) и т.д. В этом смысле телесно-ориентированная психотерапия точно также, как и многие другие направления психотерапии, достаточно универсальна. Она работает не исключительно с телом, а с помощью тела и через тело, если так можно сказать.
Второй миф, который тоже часто слышу и которого хочу сейчас избежать, заключается в том, что якобы телесно-ориентированная терапия работает исключительно с телом, как будто ко мне человек приходит на прием и я начинаю своими руками «колдовать» с его телом. Конечно, такое бывает, но это далеко не самый постоянный формат работы. Обычно мы начинаем с того, что разговариваем, что-то рисуем, делаем что-то еще, может быть, обращая внимание на тело, но это не телесная работа в чистом виде, а все-таки психотерапия.
Рассказывая про телеску, я люблю рисовать такую картинку:
Есть старая китайская метафора, которая говорит о том, что наше Я вступает во взаимодействие с внешним миром и другими людьми посредством разума, чувств и тела. В этом отношении многие психотерапевтические направления входят в работу с человеком через один из этих входов. Когнитивные практики предпочитают разговаривать, и в этом смысле апеллировать к разуму, гештальт-терапевты - работать с чувствами, телесно-ориентированные специалисты – с телом.

Если пользоваться этой метафорой, телесно-ориентированная терапия как будто бы позволяет и мне, как терапевту, и человеку, который ко мне приходит, включать в работу тело, а не только разум и чувства. Более того, биосинтез (одно из направлений телесно-ориентированной терапии) в качестве основной цели терапии ставит наведение мостов между этими тремя составляющими Я.
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ:
РАБОТА С ОТНОШЕНИЯМИ
Взаимоотношения – это то, чем я люблю заниматься. Ко мне очень часто приходят люди разного возраста с запросами про отношения разного рода, например, детско-родительские или супружеские. Хотя детско-родительские отношения тоже бывают разными. Мой рекорд – 68 лет маме, 42 года ребенку. Но так или иначе отношения в терапии являются основной темой, которая все время звучит.

Хочу поделиться своими соображениями, как можно смотреть на отношения и работать с ними, используя телесные метафоры. Не претендуя по большому счету ни на уникальность и новизну, ни на серьезную, строгую научную обоснованность, ни на эксклюзивность телески, покажу простую эмпирическую схему, которая помогает мне в реальной работе и которую очень легко перевести в телесную метафору.
Телесная метафора позволяет терапевту работать с телом клиента напрямую так, что он понимает, что происходит. Здесь есть дополнительная ценность для меня: когда мы работаем с телом, люди часто пугаются, потому что не понимают, что именно делает терапевт. Когда мы работаем с телом в метафорическом плане, человеку все понятно, потому что все происходит на уровне действия.

Когда 2 человека устанавливают отношения, то у них есть, как минимум, три больших задачки и еще одна история, связанная со связью, которую я пока оставлю в стороне. Им нужно:
  1. Научиться устанавливать контакт;
  2. Регулировать дистанцию;
  3. Устанавливать границы в отношениях.
Это касается любых отношений межличностного толка - не важно, идет ли речь про отношения мужчины и женщины, мамы и ребенка или начальника и подчиненного.
1. Контакт
Любые отношения начинаются с контакта, который включает в себя следующие моменты:

  • Инициация контакта,
  • Регулировка его глубины или уровня, на котором мы хотим общаться;
  • Реакция другого человека на контакт;
  • Разрыв контакта.




Например, приходит человек и говорит: «Я никак не могу установить отношения». Мы можем начать работать прямо с вопроса, как происходит установление контакта: «Как вы это делаете, какие способы используете для того, чтобы устанавливать контакт?» или «Как вы реагируете на то, чтобы другой человек установил с вами контакт? Как откликаетесь на инициативу?».

В таких случаях можно использовать очень простые телесные метафоры, связанные с инициативой установления контакта. Мы можем прямо в кабинете, не отходя далеко от кассы, предложить человеку поисследовать его способы установления контакта или реагирования на контакт.
Демо 1.
И
НИЦИАЛИЗАЦИЯ КОНТАКТА И РЕАКЦИЯ НА ИНИЦИАЛИЗАЦИЮ КОНТАКТА

Чтобы показать, как я это делаю в своем кабинете, я попросил дочь Лизу (13 лет) выступить в роли клиента. Сначала я предложил ей представить, что хочу с ней познакомиться.

  • Я подхожу к Лизе, неожиданно говорю «Привет» и протягиваю руку.

Так я могу видеть тот способ, который использует человек. В данном случае Лиза посмотрела на меня, пожала плечами, с недоумением сказала: «Привет» и протянула руку. Она использовала этот способ, но бывают и другие варианты:

  • Лиза стоит спиной, я подхожу и неожиданно громко говорю: «Привет!». Лиза испуганно поворачивается и отвечает: «Привет».
  • Предлагаю Лизе представить, что бы она сделала, если бы хотела познакомиться с неким серьезным человеком (в данном случае мной). Лиза помахала рукой и сказала: «Привет». Я вижу, что человек привлекает мое внимание, помахав рукой, чтобы обозначить свое присутствие.
Это почти игра, но я внимательно смотрю на тело. Понятно, что мы с Лизой не находимся в терапевтическом контакте. Если мы с человеком делаем это к контексте терапевтической беседы, то те способы, которые человек использует для того, чтобы устанавливать контакт, отражаются в его движениях, в том, как он дышит, смотрит, что говорит и каким голосом говорит. Все способы его реагирования видны прямо в кабинете, если смотреть на них специально, и они явным образом могут показывать, как человек ведет себя в отношениях и реагирует на действия другого.

Например, одна моя клиентка жаловалась на то, что у нее нет возможности выстроить отношения. При малейшем протягивании руки в ее сторону она начинала отворачиваться и сдерживать дыхание. Я ей протягиваю руку и говорю: «Привет», а ее тело побуждает ее отвернуться и сдержать дыхание.

Мы можем исследовать, что за этим стоит. Легко догадаться, что здесь это страх, и дальше мы переходим на уровень ощущений, чувств. Мы можем исследовать, что это за чувства, когда они возникли, что напоминают. Как будто бы здесь телесная метафора является точкой входа в работу, которую дальше можно выстраивать любым способом, привычным вам как терапевту, и понятным клиенту в вашем терапевтическом контексте.

По большому счету не важно, как мы дальше работаем. Важно, что человек получил наглядный пример того, что и как он делает в этих отношениях, если конечно он согласен, что так это и происходит. Это исследование, и он может сказать, что обычно поступает иначе. Тогда мы можем попросить его показать, как обычно он входит в контакт. Здесь тоже нет никаких сложностей.

КАНАЛЫ КОНТАКТА
Понятие взято из биосинтеза - направления телесно-ориентированной психотерапии. Это каналы, через которые люди устанавливают контакты, в том числе, в терапевтическом кабинете и в реальных отношениях:

1. Речь и голос;
2. Взгляд;
3. Движения и жесты;
4. Дыхание;
5. Прикосновение.

Когда мы разыгрываем с клиентом инициализацию контакта, можно обсуждать с ним выражение его лица, взгляд, как он двигался и какие конкретно движения делал, как при этом дышал и задерживал ли дыхание, мог ли быть со мной на одной волне в этом отношении, как прикасался ко мне.

Все эти каналы контакта важны. Понятно, что у разных людей есть предпочитаемые каналы и те, которые они стараются не использовать. Это тоже может быть специальным предметом разговора в терапии. В любом случае когда я работаю с клиентом в любой из телесных метафор, которые я дальше покажу, мы пытаемся исследовать эти каналы и смотреть, как человек их использует.
2. Дистанция
Когда мы устанавливаем (или разрываем) контакт в отношениях, то помимо вступления в контакт есть еще много историй про установление дистанции и границ.
Мы сближаемся друг с другом или пытаемся отдаляться, или находим порожки, на которых нам комфортно, и тем самым выстраиваем границы внутри отношений на различных уровнях.
Демо 2.
ПОРОЖКИ

Дистанция в отношениях почти метафорически представлена как дистанция между людьми.

- Лиза, если ты хочешь сказать мне что-то очень важное, хорошее про себя, на какую дистанцию ты ко мне подойдешь?

Лиза подходит на расстояние шага.

- Тебе так хорошо стоять? Комфортно было бы говорить отсюда мне про это?
- Наверное, не очень, но для меня это способ донести до тебя что-то важное, чтобы это осталось между нами.
- Что ты чувствуешь при этом, когда стоишь здесь?
- Нерешительность.
- А если представить ситуацию, что я тебя ругаю, на каком расстоянии от меня тебе было бы комфортнее находиться?
- Подальше.
- Насколько подальше?

Лиза отходит на несколько шагов.
Когда я говорил про порожки, я имел в виду что-то в этом роде. Есть отметки на расстоянии между людьми, где разные способы взаимодействия могут происходить более комфортно. Очень часто случается так, что люди как будто путают эти порожки, например, пытаются донести до другого человека что-то хорошее с длиной дистанции, или остаются слишком близко в момент конфликта. Тогда очень трудно удержать себя в подходящем для обоих сторон способе взаимодействия.

Мы можем с клиентом обсуждать конкретную ситуацию из его жизни и спрашивать, на каком расстоянии физически и на каком расстоянии метафорически он хотел бы находиться в эти минуты, чтобы максимально эффективно решать свои задачи.
Демо 3.
ПРИТЯГИВАНИЕ

Но это еще не все. Когда мы устанавливаем или изменяем отношения, то регулируем дистанцию не только подходя друг к другу или удаляясь друг от друга, но иногда говорим: «Очень хочу, чтобы наши отношения стали ближе» и начинаем притягивать к себе человека. Понятно, что это метафора, мы редко делаем это физически, но, тем не менее, мы можем исследовать, как человек это делает и какие трудности он испытывает. На этом уровне в метафоре отношений (партнерских или других) мы можем делать это очень по-разному.
Поскольку Лиза стесняется перед камерой, она почти не смотрит на меня (к вопросу о каналах контакта).

- Как тебе сейчас стоять вот так?

Лиза пожимает плечами.
3. НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Чтобы было понятно, из каких элементов может строиться такое взаимодействие, предлагаю еще одну схему из еще одного направления телесно-ориентированной психотерапии – бодинамического анализа.

Это схема навыков межличностных отношений. Когда мы устанавливаем отношения, у нас есть как минимум 6 навыков, которые мы используем.
Мы должны уметь:
1. Дотягиваться до человека;
2. Схватывать его;
3. Притягивать и удерживать его около себя;
4. Получать и давать в этом взаимодействии;
5. Отталкивать и держать на расстоянии, если хотим, чтобы наши отношения были ограниченными и достаточно здоровыми;
6. Отпускать, когда разрываем отношения.

Надеюсь, это понятные метафоры.
Примечание: Обычно работаю с клиентом на уровне метафоры, но на самом деле речь идет не только о метафоре, а о том, что человек в ходе своей жизни действительно учится этим действиям. В ходе его психомоторного развития как раз формируется структура его характера. Конечно, в этом коротком выступлении я туда не полез, но хочу, чтобы вы понимали, что за этим стоит не только метафора, а, как минимум, еще вопросы психомоторного развития ребенка.
Демо 4.
ДОТЯГИВАНИЕ


Первый навык и первый момент, возможный для исследования в терапевтическом кабинете, это дотягивание.
- Лиза, попробуй дотянуться до меня.

Мы делаем это поднимая руки, как сделала Лиза вполне спонтанно. Часто это первый шаг в отношениях.
Надеюсь, это понятная метафора «сделать первый шаг в отношениях». Лиза сделала то, что обычно делают люди, дотягиваясь до другого.
- А если я стою слишком далеко, что ты не имеешь возможности сделать первый шаг, что ты предпочтешь сделать?
- Я думаю, это зависит от того, как сильно я хочу дотянуться до человека.

Тут Лиза теряет опору, потому что я не проявляю достаточной чуткости и не делаю первый шаг тоже.
Очень часто в кабинете работаю с движением навстречу при первом шаге – как человеку его делать?

- Лиза, посмотри мне в глаза и протяни руки.

Это движение дотягивания, исполняемое в кабинете, очень часто связано с теми чувствами, которые человек может испытывать при попытке дотянуться до другого и установить с ним контакт.
Демо 5.
СХВАТЫВАНИЕ И ПРИТЯГИВАНИЕ.


Второй вопрос, наверно, самый часто появляющийся в кабинете – это схватывание и притягивание.
Мы можем исследовать эти движения. В телеске есть общеупотребимое представление о том, что правая рука – это действие, левая рука – это чувства: так мы притягиваем и удерживаем. Если приходит клиент с проблемой, что он не может сделать более близкими отношения, поисследуйте, как он делает это движение.
И наоборот, отталкивание:

- Лиза, медленно отталкивай, смотри мне в глаза и говори: «Нет!»
- Нет!

Упрямый подросток легко говорит НЕТ, для него это вообще не вопрос.
Эта телесная метафора навыков - дотягиваемся, схватываем, притягиваем и удерживаем, обмениваемся чем-то, отталкиваем и отпускаем - кажется очень простой, но в терапевтическом контексте и в терапевтическом контакте можно обнаружить очень много интересных вещей. Приведу свой любимый пример.

Ко мне пришла девушка с запросом: «Не могу развестись с мужем». Она прожила с ним 1,5-2 года, все надоело, не хочет больше с ним жить, но внутри не может от него уйти: «Как будто понимаю, что и как нужно сделать, но не могу». Понятно, что мы сначала долго разговаривали про эту ситуацию. Я предложил с ней поиграть в телесную метафору отталкивания.

- А что вы хотите сделать? Возьмите мою руку, попробуйте меня оттолкнуть, используя всю силу двух рук.

Мы с ней встаем и я показываю ей один очевидный факт.
Она меня отталкивает, но при этом изо всех сил вцепляется мне в руку и очень сильно держит рукой. Я вижу, что человек может увеличивать дистанцию, то есть отталкивать, но при этом не отпускает.

- Вы видите, что вы делаете?
- Ой! Оказывается, я так делаю?!

Дальше были чувства, разные истории, почему она не может отпустить и шла обычная работа.
Эти навыки и простейшие по сути своей метафоры, которыми я часто пользуюсь, позволяют в моей практике находить очень простые и понятные метафорические входы в исследование того, что же именно происходит в отношениях - как человек дотягивается, принимает отношения, притягивает их к себе, отталкивает и отпускает. Естественно, можно тренировать соответствующие навыки внутри движений, как правило, включая уровень чувств (работу с чувствами).
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Павел: Помню, мы с тобой проводили подобные практики. Поясню для остальных: мы с Владимиром Моховым вместе участвуем в проекте, где обучаем студентов-психологов. То, что он рассказывал про телесные метафоры, отчасти мне знакомо, потому что он на мне это проделывал. Скажем так, благодаря Володе у меня есть опыт работы с телесными метафорами.

Мой вопрос про людей, которые не знакомы с принципами телесно-ориентированной терапии. Нет ли здесь опасности спекуляции или очень топорного взгляда на саму метафору? Я понимаю, когда человек, который понимает, что делает, работает с этой метафорой, тогда он все-таки будет более тонок в отношении нее. Но если человек просто попробует её взять, как ты думаешь, нет ли здесь опасности и возможных негативных последствий?

Я спрашиваю потому, что есть много популярной литературы, где написано, что можно посмотреть, как человек стоит, и исходя из этого получить его эмоцию, или поза, в которой спит ваш партнер, говорит о том, какой у него характер.
Владимир: Думаю, эти метафоры, наверное, действительно слишком просты для того, чтобы их использовать в магическом ключе:))) Предполагаю, что человек, который работает в психотерапии, работает внутри общетерапевтического сеттинга, и понятно, что речь идет о том, что эта метафора используется всегда в контексте запроса и реальной жизненной ситуации человека. Речь не идет о том, чтобы посмотрев, как Лиза меня отталкивала, что-то сказать про наши отношения. Тут ничего не скажешь, потому что в этих демо контекста нет.

Когда человек в моем кабинете рассказывает мне свою историю, то, что мы делаем с ним на сессии, оказывается частью его истории (ландшафта, контекста), с которой он ко мне пришел. Тогда эти простые метафоры начинают работать, потому что человек делает это как будто бы имея установку показывать мне как терапевту то, что происходит у него в жизни. Тогда телесные метафоры начинают работать.

В простой жизни то, как я притягиваю или отталкиваю физически зависит от того, как натренированы мои мышцы. Это никакого отношения не имеет к способам выстраивания отношений.

Павел: Это как-то связано с дыханием?
Владимир: Есть правило, общеупотребимое в телесно-ориентированной психотерапии. Как любое правило, у него есть тысячи исключений, но, тем не менее, как общее правило оно работает: дыхание, как минимум, отражает контакт человека со своими чувствами. Если мы что-то делаем телом, находясь в терапевтическом контакте с человеком, то углубление дыхания свидетельствует о том, что человек лучше начинает контактировать со своими чувствами и вообще как будто бы ему становится хорошо, мы делаем то, что телу хорошо. Если же человек теряет контакт со своими чувствами и начинает защищаться, то, что происходит, для него плохо, и он дыхание сдерживает или сбивает.

В этом отношении для телесно-ориентированного психотерапевта процесс дыхания является постоянным фоном, за которым мы наблюдаем и на который мы можем ориентироваться, как на сигналы да-нет. Но здесь как с переходом дороги – когда зажигается зеленый сигнал светофора, не стоит сразу ломиться на проезжую часть, сначала надо на машины посмотреть. С дыханием то же самое. Это просто подсказка - то, на что я обращаю внимание и что могу раскрутить, но не то, чему можно однозначно верить.

Когда человек делает какое-то движение, но не дышит, это значит, что фактически он отрезает свои чувства и перестает понимать, что он делает. Здесь в ход вступают защитные механизмы. Я могу спрашивать у человека, что он сейчас чувствует, когда он это делает. Общая логика такая.
Олеся: Ты упомянул о психомоторных навыках детей. Мне любопытно, есть ли какая-то хорошая книга или статья, которую ты бы порекомендовал по этому поводу почитать? Людям, у которых есть дети, хочется в этом чуть-чуть разобраться подробнее. Есть ли специалисты, которые работают с детьми? Мне кажется, хорошо, когда человек, погруженный в тему, рекомендует что-то, что он сам считает ценным и важным.
Владимир: Мне сложно ответить на этот вопрос по одной простой причине. Психомоторное развитие – это двигательное развитие, а движение в книжке не покажешь. Главная засада в этом. У нас в Москве много специалистов по психомоторному развитию, есть профессиональные публикации нейропсихологов Архипова, Сафроновой, Воробьевой. Сафронова и Воробьева работают вместе, Архипов чуть-чуть отдельно. Эти специалисты по психомоторному развитию создают целые истории по психомоторной коррекции.

С хорошими книжками тяжело, потому что это либо большая теория нейробиологического и нейропсихологического свойства про развитие мозга, а объяснить это сложно. Грубо говоря, ребенок в 4 месяца учится переворачиваться – это всем известно и понятно. Дальше вопрос заключается в том, как именно он переворачивается: использует ли он ногу, как поворачивает таз, голову, плечевой корпус. Это невозможно описать в книжке.