Нарративная мастерская
 
Алена Рожкова
Как добавить больше движения в нарративную беседу
Материал подготовлен по итогам открытой встречи 22 апреля.
Алена Рожкова
Танцевально-двигательный терапевт и начинающий нарративный практик

Более 10 лет работаю в модальности танцевально-двигательной терапии. Это для меня базовая история. Нарративной практикой начала заниматься в прошлом году. Это тоже часть моего профессионального интереса. Поговорим о том, как могут сочетаться и обогащаться за счет друг друга эти два метода, как это может служить человеку, когда он приходит к помогающему практику и хочет что-то изменить, улучшить и каким-то образом организовать себе более приятное и радостное существование в этом мире.
Тело — это процесс
Для меня тело всегда было и остается достаточно интересным процессом. В танцевально-двигательной терапии есть идея, что тело — это процесс, а не что-то статичное или окончательно определенное. Хотя у нас есть форма тела, данная природой, но даже она может меняться в разные периоды нашей жизни. Для того, чтобы понимать и охватывать каким-то образом этот процесс, в танцевально-двигательной терапии существует такое понятие, как языки тела.

Но прежде, чем начать разговор, мне стало интересно, почему вам это интересно.
Настя:
Мне интересно послушать про процесс, как ты сказала, про нарратив тела. В сессиях очень часто у клиентов бывают и зажимы, и напряжения. Кто-то говорит, что я вообще своего тела не чувствую. Ну, руки есть, ноги, и в принципе все. И еще мне интересно, как нарративная беседа сочетается с работой с телом.
Коростелева Надежда:
Интересно, как можно добавить движения в нарративную беседу и узнать побольше про телесность.
Надежда Соколова:
Я занимаюсь PlayBack-театром и многие годы, уже больше 20 лет обучаю этому подходу. Тело в PlayBack-театре играет очень важную роль. Через тело можно рассказать историю зрителя и намного интересней прожить ее. И еще тело является для PlayBack-практика инструментом. Ведь когда мы переходим из истории в историю, все время играем разные роли, умение заземлиться, почувствовать, где твой центр, вдохнуть-выдохнуть и многие другие моменты, связанные с телом, помогают нам как раз произвести дероллинг, чтобы держать энергию, чтобы быть готовым пойти в следующую роль.
Алена Рожкова:
Я два года занималась PlayBack театром, поэтому понимаю, о чем вы говорите. Вообще перформативные практики — это очень интересный процесс с точки зрения выразительности и сиюминутной, существующей здесь и сейчас истории. Я говорю не только о PlayBack, но в целом о перформансе, как таковом. Тело здесь, конечно, очень важный инструмент.
Введение
Немного теории, чтобы понимать, на что я опираюсь в работе, чтобы поговорить о телесности, о языках тела в нарративной беседе.
В танцевально-двигательной терапии танец не является завершенным, законченным действием. В целом танец используется не для того, чтобы каким-то образом рассказать человеку о том, что с ним происходит, а для того, чтобы сам человек через свободное движение, через выразительную для себя телесную, двигательную историю рассказал самому себе о том, что происходит с ним, возможно, даже впервые в своей жизни.

Танец в танцевально-двигательной терапии — это, скорее, метафора жизни.

Когда танцтерапевты говорят о теле и о том, как его понимать, опираются на четыре языка тела. У этих языков нет градации, ранжирования, то есть нет понятия первый, второй и т.д. язык. Поэтому я их перечислю просто списком, как привыкла об этом говорить:

→ Телесные ощущения;
→ Эмоции и чувства;
→ Непосредственно движения;
→ Образы и ассоциации.

Эти языки между собой связаны так, что каждый из них может дополнять друг друга. Рассмотрим это на примере. Например, возьмем одну из базовых эмоций в различных классификациях — радость. Что мы можем сделать, чтобы почувствовать радость прямо сейчас? Можно вспомнить, в каком контексте мы эту радость испытывали и погрузиться туда своим вниманием. Например, я испытывала радость, когда у нас наступила теплая погода после затяжной весны. Я открыла занавески, а там чистое небо и яркое солнце.
Когда я об этом рассказываю, возможно, вы замечаете, как у меня поднимается грудь, мой корпус становится чуть выше, я раскрываюсь.
Чувство радости вызывает у меня ощущения в теле — раскрытие грудной клетки, подъем. Так мое тело начинает радость преобразовывать в движение. Я раскрываюсь, мои руки поднимаются, я как будто сама чуть-чуть поднимаюсь, у меня распахнутый взгляд, улыбка, ощущение распахнутости. Это похоже на то, как если бы я раскрывалась как окно навстречу солнцу и небу.

Сейчас я на примере перечислила все 4 языка тела, и даже показала их:

→ Ощущение, как будто моя грудная клетка распахивается;
→ Движение, которое раскрывает мои руки и приподнимает мой корпус;
→ Эмоция радости;
→ Образ, что я как окно, которое открывается навстречу небу.

Я постаралась донести идею связанности всех языков тела, которые присутствуют у нас, и с которыми мы взаимодействуем, когда переводим то, что чувствует человек в своей телесности.
Елена Коваленко:
Интересен язык — движение. Я правильно услышала, что движение родилось из образа, когда вы вспоминаете, как вы отодвигали занавеску. Здесь это движение имеется в виду?
Алена Рожкова:
Движение здесь не столько из образа, сколько из того, что в принципе любая эмоция, любое чувство имеют свой двигательный рисунок. Довольно часто это один и тот же одинаковый рисунок. Когда мы говорим о базовых эмоциях, мы, безусловно, можем говорить об определенном мимическом и двигательном рисунке той или иной эмоции.
Например, у меня радость — это всегда распахнутость. Но если говорить о том, как движение может быть языком тела и ключом к телу, то здесь мы смотрим, скорее на то, что человек нам предлагает увидеть в качестве движения. Для этого можно его спросить:

Интересно, твое движение про радость каким будет?


или:


Как то, что ты сейчас чувствуешь, может стать движением?


Довольно часто, работая с телесностью, с движением в танцтерапии (и это наш принцип), мы спрашиваем, как твое телесное ощущение, как твое чувство может быть выражено и стать движением, например, когда человек говорит, что он чувствует тревогу.
Тревога — это одно из самых ярких эмоциональных состояний. У человека может поддергиваться нога, одновременно двигаться голова, он как будто не может найти себе места. Он сидит, но ему хочется начать двигаться. Я задала себе сейчас эмоцию тревоги, и начала ее выражать телом. Выражаться это может самым разным образом, например, потиранием кончика носа либо перемежающимися движениями, когда человек не может усидеть на месте. Когда мы предлагаем человеку понять, какую эмоцию он чувствует, это может стать движением.
То же самое мы можем спрашивать его про ощущения:

Когда ты говоришь, что у тебя пустота в груди, то какое движение эта пустота в груди может сделать прямо сейчас? Каким движением ты можешь выразить эту пустоту в груди?


Когда я сейчас говорю про пустоту в груди, пробую ее ощутить, как будто она у меня есть, я делаю закрывающее движение, мне как будто хочется прикрыть эту пустоту.

Когда мы включаем таким образом движения в нарративную беседу, у нас появляется достаточно много информации, которую рассказывает нам тело собеседника.

Если говорить про образы и ассоциации, как язык тела, то здесь мы точно таким же образом спрашиваем. Здесь нет особых подходов — просто берем образ, который нам предлагает собеседник, например, когда он говорит о своем теле, что чувствует его каменным. Каменное тело — это образ, и у него есть возможность стать и движением, и некой позой. У каменного тела могут быть какие-то эмоции и ощущения, например, я чувствую, что мое тело как камень, оно холодное и в нем нет эмоций, оно безразлично ко всему (эмоция безразличия).

На самом деле все эти языки между собой связаны. Через каждый язык мы можем найти возможность остальные три тоже подключить.
Ольга Слёта:
Получается, и в обратную сторону можно спросить:

Как твое чувство может стать движением?

Я сейчас замечаю у тебя одно и то же движение — про что оно?

Алена Рожкова:
Да. Тут важно учитывать, что не все четыре языка всегда проявляются. Есть люди, которые больше кинестетики, они прямо хорошо ловят ощущения и описывают их, называют свои эмоции. Но при этом не все наши собеседники такие. Иногда случается, думаю, классическая история: «Что ты сейчас чувствуешь?» — «Я думаю, что… Не знаю».

Есть люди, которым телесные ощущения недоступны. Например, я работала с женщиной, которая была не соединена со своими телесными ощущениями, она не понимала, что это такое. Она просто это погуглила, и прислала мне список с вопросами: «Алена, ты это имеешь в виду? Это называется телесные ощущения?» Если необходимо, важно познакомить человека с тем, что такое телесные ощущения, что относится к этой группе, а что относится к группе эмоций и чувств.
Как движение становится важной частью истории наших собеседников
Я уже начала про это говорить. Остановимся подробнее, на что мы вообще смотрим.

Но тут, наверное, важно сначала сказать, как мы смотрим. Если мы беседуем с человеком оффлайн, нам доступно видеть все его тело. Например, он сидит в кресле или на стуле, и мы видим все его тело, не только лицо. В оффлайн с этим чуть попроще. Например, если верхняя часть не двигается, мы сможем увидеть какие-то движения в нижней части — он перекладывает ногу на ногу, почесывает колено, шевелит ступней, держится за ногу, и мы видим, что рука в этот момент очень сильно напряжена. Для этого нам нужен так называемый ненаправленный взгляд.
Ненаправленный взгляд
Прямо сейчас спросите себя, куда вы смотрите, какой ваш взгляд сейчас — направленный или ненаправленный?
Думаю, скорее всего, он направленный, то есть сфокусированный на какой-то точке (экран, окошко со мной и т.д.). У меня он тоже направленный — я смотрю на кого-то из слушателей, на окошко с кем-то, где есть движение или обращаю внимание на окошко, где есть только имя. Мой взгляд все время с одной точки на другую перемещается.
Ненаправленный взгляд никуда не перемещается. Он как бы старается охватить все, что есть в поле внимания. Если вы сейчас попробуете направить свой взгляд, например, на меня, а потом, закрыть глаза, открыть и попробовать охватить вниманием не только окошко, но и компьютер и пространство рядом, как бы расфокусировав немножко взгляд, вы увидите не только монитор, но и все, что вас окружает в комнате.

Этот ненаправленный взгляд одновременно охватывает все и может внутри пространства перемещаться по разным его частям. Если мы смотрим на собеседника, как на некое пространство, которое нам нужно охватить, то тогда нам становится доступно увидеть не только его лицо и взгляд, но и движения всего тела.
Ненаправленный взгляд практикуется и тренируется непосредственно через упражнение, когда вы сначала переводите взгляд в одну точку, потом как будто бы расширяете его и стараетесь охватить все, что есть рядом с этой точкой, каждый раз увеличивая угол обзора.

Это можно делать с помощью рук, если вам так проще. Вы стараетесь в рамках своих рук охватить все большее и большее пространство. Ненаправленный взгляд имеет смысл просто тренировать.

В онлайн нам видно только верхнюю часть тела собеседника примерно по линию чуть ниже ключиц или груди. Понятно, что, когда я веду в онлайн разговорную, а не двигательную сессию (где подготовленный человек отходит, у него есть место и я могу видеть все его тело), то мне доступно только лицо, иногда верхняя часть грудной клетки. Здесь нужно понимать, что вы ничего с этим не сделаете и не пытаться каким-то образом охватить вниманием то, что невозможно охватить.

В онлайн есть определенные ограничения. Нам здесь нужно ставить такую задачу, которую мы реально можем выполнить. Мы смотрим только на то, что можем увидеть. Если нам доступны руки человека или его плечи, мы можем обращать внимание на них. Все, что нам недоступно, мы даже не пытаемся увидеть. Но если понимаем, что собеседник, например, часто ёрзает на стуле, хотя мы видим только его верхнюю часть, но явно что-то с телом происходит, можно спросить: «Я вижу, что у тебя сейчас происходит динамическая история с телом. Тебе неудобно сидеть? Может, стоит подушечку подложить? Или происходит что-то другое?». Во всех остальных случаях мы видим часть тела, и ничего с этим не сделаешь.
Понятно, что при определенном прокачивании практического навыка работы онлайн мы можем достраивать тело. У нас есть такая особенность — мы все равно плюс-минус предполагаем, что человек в нижней половине похож на то, что мы про него думаем. Внутри нашего образа телесности есть достраивание, и мы можем делать какие-то предположения через вопросы. Например, если человек раскачивается и постукивает ногой, вы можете не видеть движение его ноги и не слышать звука, но все равно видно, что что-то происходит с его корпусом. И это уже повод спросить в эту сторону, потому что это какая-то история тела сейчас проявляется.
В онлайн всегда есть определенные ограничения, которые приходится принимать, каким-то образом использовать и брать в беседу только то, что нам доступно.

Поговорим о том, на что можно смотреть, как я это понимаю. Прежде всего, это такое понятие, как динамика тела.
Динамика тела
У тела есть определенная динамика движения в процессе беседы. Тело может либо идти вверх, либо опускаться вниз. Это нам доступно, даже когда мы смотрим на человека в онлайн.

Представьте, что есть вертикальная линия, которая либо вытягивается каким-то образом, либо сокращается.

Почему важно, в том числе, видеть эту телесную историю — динамику тела? Потому что довольно часто это неосознаваемый отклик, ответ на то, что человек слышит в процессе беседы.

Часть эмоций, которые испытывает человек, вызывает динамику вниз, например, избегание, грусть, страх, стыд, безнадёжность, печальное воспоминание.

Другая часть эмоций дают динамику тела вверх, в том числе это радость, вдохновение, уверенность.
Возмущение, гнев и злость — это часто динамика вверх. Даже если человек сдерживается, все равно телесно он как будто немножко вырастает.

Поэтому динамика тела дает на самом деле много информации о том, что сейчас может происходить с человеком. Но это не значит, что это точно так, а как предположение — возможно, что сейчас здесь что-то происходит. На это мы можем обращать внимание.
Движение и поза
Постепенно мы перешли к движению и позе, как маркерам эмоционального фона.

Наверняка, многие смотрели старый сериал про доктора Лайтмана «Обмани меня». Конечно, в нем есть то, что я называю «поп-составляющей», но героя списывали конкретно с Пола Экмана. Он написал, в том числе, большую книгу о психологии эмоций. На самом деле не он был первый. Первым Чарльз Дарвин заметил, что животные и приматы грустят, злятся, боятся одинаково, что лицом, что телом. Есть определенные маркеры, по которым мы можем делать некие предположения, что сейчас эмоционально происходит с человеком.

Здесь уже включаются не только динамики тела, но вполне знакомые по собственным переживаниям двигательные паттерны или маркеры — выбирайте название, как вам нравится. Я предпочитаю называть это двигательным рисунком или рисунком движения, потому что паттерны — это что-то устойчивое, мне это не очень близко. Когда я говорю про двигательный рисунок, в нем появляется разнообразие и уникальность, потому что мы никогда не говорим, что вот это у тебя про это — ты плечи подняла, значит, тревожишься. Говорить так — не мое, мне это не нравится. Мне кажется, это вводит некоторую схему. Но это дает нам возможность немножечко понимать, задавать вопросы, которые дают возможность и самому человеку про это в большей степени узнать.
Когда мы злимся, мы стискиваем зубы, показываем их, расширяем ноздри, наши плечи поднимаются, при этом голова идет немного или вперед, или назад. Если посмотреть, как злятся животные, обязательно какой-то из этих маркеров есть в любом проживании гнева в теле. Когда мы печалимся, наше лицо и тело как будто стекают вниз.

Иногда, когда человек не может сказать, что он чувствует, не может назвать эту эмоцию, мы по этим рисункам можем помочь ему ее назвать, сделать ее таким образом видимой. Тело само рассказывает, говорит вместо вербалики. Невербальное в этот момент говорит больше, чем вербальное.
Елена Коваленко:
Интересно твое мнение, зачем мы это делаем? Из того, что я услышала и из своего опыта для того, чтобы сделать эмоции видимыми. Так бывает, что у человека есть разрыв с эмоцией, и используя разные языки, мы делаем картинку более объемной.
Алена Рожкова:
Для меня это про обогащение истории, про больший объем информации, который мы можем брать во внимание и предлагать человеку использовать. Когда слышу, что человек говорит: «Мне все равно», а его тело показывает иное, например, у него поднимаются плечи, — у меня есть предположение, что человеку не все равно, и мне интересно это проверить. Когда мне все равно и не все равно — это разная мимика, разные движения.

Может показаться, что здесь про то, что можно поймать человека. Нет, скорее, это про то, чтобы увидеть, что еще он про это знает, но по какой-то причине молчит. Может быть, забыл, не смог в какой-то момент для себя назвать, определить. Мне кажется, это может ему не давать идти дальше в том, чтобы рассказывать про себя другие истории.
Елена Коваленко:
Хочется поделиться. Не так давно я начала использовать сказка-терапию. Мне кажется, метафора в нарративной практике пересекается с этим подходом. В сказке классно заметно, что возвращение в тело и направление внимания человека в тело очень часто помогают сделать то, что происходит, опытом, каким-то действием. Часто прямо заметно, что история идет из головы — это мир, который человек конструирует из своих логических схем. Когда получается сделать что-то на уровне тела, какие-то небольшие действия (что-то снять, что-то надеть) дают мощный эффект. Как будто бы история начинает жить в другой плоскости, и это всегда про опыт, когда что-то становится именно опытом.
Алена Рожкова:
Есть такой термин «втелеснивание», который ввели коллеги из эмбодимент-сообщества. Это калька с английского embodiment. Это слово у нас сложно приживается, нет в русском подходящего варианта перевода. Втелеснивание означает, что любой опыт, хоть со знаком +, хоть со знаком -, прожитый телом, интегрирован. Если человек добавляет к тому, что он говорит, что-то телесное — не важно, движения, ощущения, эмоцию — у него появляется целостность проживания. То есть тело помогает нам интегрировать опыт и тело же помогает нам этот опыт достать.

Для меня тело — это кладовая, в которой хранится масса всего интересного. Если мы имеем возможность в эту кладовую регулярно заходить, то оттуда можем доставать подкрепления из состояний, необходимые нам для дальнейшего движения истории. Точно также мы можем через тело эти новые, необходимые для нас истории укреплять, поддерживать или присваивать. Когда я говорю, что я уверенный в себе или радостный человек, но при этом у меня плечи опущены и грустное лицо, мое тело говорит другое — закрытость и нежелание, чтобы ко мне лезли.
Анара:
На мой взгляд, зная свои состояния через телесное проявление, подробно их узнавая и изучая, мы можем влиять на свои состояния, менять их, меняя телесное, наблюдая за телом.
Алена Рожкова:
Абсолютно точно, это возможно, когда есть хороший контакт с телом и знания, как именно у меня это проявляется, как мое тело на это реагирует, и как мой опыт может создавать мое движение, необходимое мне.
Маркеры эмоционального фона
На что можно обращать внимание?

«Обращать внимание» означает, что вы можете сверяться со своими ощущениями, и тем, что говорит собеседник.
· Плечи и грудная клетка;
Приподнятые плечи и чуть-чуть отодвинутая грудь могут говорить о чувстве страха, потому что мы в страхе стараемся отодвинуться от потенциально опасного объекта, нам нужно в этот момент стать меньше, спрятаться. Приподнятая передняя часть, немного задранные плечи могут говорить о сдерживаемом гневе, потому что базовые эмоции злости и гнева — это движение наверх, мы как бы начинаем готовиться к битве.
· Руки;
Сжимание кулаков может говорить о том, что сейчас в процессе собеседник встречается со своим гневом или злостью.
· Лицо;
Явно сжатые челюсти — это тоже про гнев, потому что гнев вообще-то — это дыхание. Если посмотреть танец хака, вы увидите там чистый гнев, просто оформленный в ритуальный танец. Его очень любят танцевать новозеландские футболисты. В интернете есть много роликов про то, как танцуется хака. Там явно видны вытаращенные глаза, раздутые ноздри и форсированное дыхание, потому что в момент гнева нам нужно очень хорошо дышать. Нас прямо поднимает волна гнева, и когда человек его сдерживает, понятно, что часто он задерживает и дыхание.
· Дыхание;
Очень важный маркер — это остановки дыхания. Когда вы видите, что человек не дышит, уже можно задавать ему вопросы. Человек может даже не замечать, что он не дышит. В этот момент я обычно спрашиваю: «Знаешь, когда мы заговорили на эту тему, я обратила внимание, что ты, кажется, перестал дышать. Как ты думаешь, что происходит сейчас с твоим телом? Что происходит с тобой?» Это конкретный вопрос не про то, что я себе придумала, а про то, что увидела: «Я вижу это, а ты это замечаешь?» Часто человек говорит: «О, правда!», и начинает дышать. Эта часть становится откровением. В какой-то момент человек понимает: «Правда, я в этой ситуации, оказывается, не дышу», и я тогда задаю тот самый вопрос: «А как это отражает твою жизнь?».
Иногда я спрашиваю прямо: «Слушай, а ты сейчас дышишь?». Довольно часто я это делаю в онлайн. Мне начинает казаться, что человек не дышит, или я замечаю, что я перестаю дышать, потому что мое тело работает в этот момент как резонатор. Если я вижу какие-то намеки на то, что человек в этот момент не дышит, его грудная клетка не движется, как до этого двигалась, я могу прямо спросить, дышит ли он сейчас. Человек выдыхает: «О, сейчас задышала!» — «А давай об этом поговорим — что это было? Почему твое дыхание остановилось, что произошло?»

Мы просто начинаем двигательный момент раскручивать каким-то образом, в зависимости от того, что происходило. Но если есть уже предыстория, то можно формировать любые вопросы про это.
Эмоции
Повторюсь, маркеры печали — это динамика вниз, опущенные плечи, немножко скорбное лицо. Человек может в какой-то момент в беседе «опустить» лицо, и для меня это уже маркер — что произошло? Тело поменяло свое положение — может, человек просто устал сидеть. Он пришел, сидит, выпрямившись, держит марку, а на самом деле ему уже давно хочется облокотиться на стол и подпереть лицо рукой. Это тоже может быть что-то про его жизнь.
У базовой эмоции отвращения есть социальные проявления: стыд и презрение. По одной из классификаций стыд — это отвращение, направленное на себя, а презрение — отвращение, направленное на другого. Я сделала что-то, что в моей стае не принято и неправильно, и мне стыдно, или кто-то сделал так — я его презираю. У отвращения всегда недовольное лицо: «Фу!» и очень активный нос, как будто пахнет плохо, я могу от этого умереть. Включается система ориентации — это опасная или безопасная еда, это можно съесть или нельзя.

Маркер стыда — я становлюсь как бы меньше. Мне стыдно, я хочу стать невидимой. А в презрении, наоборот, я становлюсь выше, динамика идет вверх, потому что кто-то сделал что-то, что его статус уронило, а мой статус, наоборот, либо остался на том же уровне, либо возвысился. Плюс, мне хочется отодвинуться от этого, потому что при эмоции отвращения мы отодвигаемся подальше, чтобы нас это не зацепило.
Тревога — это очень часто беспокойное тело, которое места себе найти не может. Когда мы делаем двигательные процессы про эмоции в группе то, показывая тревогу, я начинаю перемещаться. Часто, когда мы делаем двигательные процессы про тревогу, это постоянное броуновское движение либо стояние на месте, но постоянные мелкие движения (почесывание, потирание, похлопывание), которые все время меняются. Тело не находится в статике, чем-то постоянно обеспокоено.

Помимо динамики вверх либо вниз, мы можем наблюдать еще за сужением или расширением, то есть тело может сужаться или расширяться. С эмоциями тут есть интересная связь, потому что страх, гнев, печаль, преимущественно тревога, нуждаемость, как переживание неудовлетворенной потребности — это те эмоции, которые нас сужают, тело становится узким, напряженным. Эмоции, которые нас расширяют — это удивление: «Ааа! Да ладно! Офигеть!» или интерес: «Ух ты! А что такое происходит!». Здесь тоже задействован нос, как в отвращении, только наоборот, мы как будто пытаемся принюхаться к тому, что нам интересно. Радость — это тоже эмоция, которая расширяет.

Когда я рассказывала про маркеры, я говорила про базовые эмоции. Но есть еще сложносоставные чувства. Там надо смотреть, что с динамикой тела (вверх/вниз), что с мимикой — в комплексе. Когда мы разбираемся со сложносоставными чувствами (зависть, вина, безразличие, равнодушие), я иногда сравниваю это с кочаном капусты, в котором есть кочерыжка, иногда две. Эти 1-2 кочерыжки — это базовые эмоции, которые находятся в основе сложносоставного чувства. Например, в обиде могут быть 2 кочерыжки (гнев и печаль), а может быть еще какая-то кочерыжка-базовая эмоция. Поэтому, например, в равнодушии я бы смотрела на контекст, задавала вопросы:

Если бы твое равнодушие было движением, то каким?

Теневые движения
Это движения, которые сам человек не осознает, но которые делает. Они незаметны человеку, пока мы не говорим про это.

Приведу пример. У меня есть клиентка, которая в определенный момент беседы начинала гладить себя по стопе. У меня в кабинете есть мягкие пуфы, она сидела на пуфе, дотягивалась рукой до стопы и все время гладила ее. Это было ее теневое движение. Когда я ее спросила, про что это движение, она ответила, что она и не замечала его.

Это может быть всякого рода потягивания себя за волосы, вообще любые движения. Вы можете обратить внимание, что во время беседы человек потирает мизинец большим пальцем. Он этого может вообще не замечать. Это и называется теневое движение — движение, которое иногда появляется, но оно не осознаваемо и логически вообще не связано с тем, что человек говорит и что происходит в беседе. Мы можем взять это в беседу, обратить внимание человека на теневое движение (понятно, не называя его теневым, это чисто терминология) и сделать его видимым. Это движение находится в тени для самого человека, но несет в себе какое-то послание.

Наша возможная тактика — сделать это движение видимым для человека, потому что в нем есть послание, и по возможности расшифровать это послание.
Александр Ульянченко:
Если обращать внимание на телесные признаки, как сделать так, чтобы это было предпочтительным в контексте того, о чем мы с человеком говорим? Например, если я заметил, что человек делает какое-то движение, предположил, что это может быть про гнев и злость, а для человека это совсем не про это, и внес бы такую идею, возможно, это было бы совсем не полезно для человека. Как можно говорить про это и обращать внимание, чтобы было полезно, может быть, предпочтительно?
Алена Рожкова:
Я всегда предлагаю и говорю, что у меня есть к вам предложение. Ты можешь на него соглашаться или нет. Даже когда люди приходят на тренинг по работе с эмоциями через тело, они могут встретиться с тем, что: «Фигня какая, я вообще не так тревожусь» — «ОК, я тебе просто предлагаю, попробуй, может быть, что-то для себя возьмешь. Не пойдет — мы не будем этим заниматься».
Вообще с телесностью важно быть бережным. Я смотрю на это с той точки зрения, что если человек не готов, если его тело не готово, или по каким-то причинам он думает, что ему туда не надо, мы не форсируем события. Действительно, мы можем создать какую-то ретравматизацию, не дай бог, если будем говорить: «Давай, злись!».

Буквально недавно я сделала предложение, связанное с более четким ритмом движений, и клиенту не зашло, ему было некомфортно. Он на следующую сессию опоздал на 15 минут и сказал, что после прошлой сессии ему было плохо, у него включилось сопротивление, по его словам. Я понимаю, что в какой-то степени, возможно, я поторопилась с этим предложением, или человек согласился, не предполагая, что так выйдет.
Поэтому я всегда стараюсь предложить. У меня бывает такое, что человек приходит на тренинг и говорит, что он не хочет идти в этот процесс — ОК, просто будь здесь. Иногда в индивидуальной работе это хорошо срабатывает: «Хорошо, не хочешь делать это, мое предложение тебе не подходит — давай просто посидим».

Это правда, мы не всегда можем знать, подойдёт ли наше предложение человеку. Например, раньше со мной бывало, что мне специалист сказал: «Давай это делать» — «Давай! Я же пришла поработать над этим!». Но я не всегда могу понимать, что это может быть мне неполезно. Из синдрома тренированной отличницы я могу в это пойти, а потом мне плохо, все болит — зачем я туда полезла?! Понятно, что сейчас у меня с этим попроще, но раньше так и было. Я вообще не обращала внимания — полезно мне это или нет, сказали делать — делаю.
Здесь есть тонкий нюанс — не только предлагать пробовать, но и наблюдать за реакциями. Иногда человек говорит: «Нет, не хочу!», а ноги в это время уже танцуют. Вы можете сказать: «Я слышу, что ты не хочешь, но вижу, что твои ноги на месте не стоят. Ты точно не хочешь?».

А иногда видишь, что человек говорит: «Хорошо, я буду это делать», а тело протестует. И тут я тоже обращаю внимание: «Слушай, мне кажется, твоя рука испугалась, нет?». Стараюсь обратить это в игру, потому что мы, правда, не всегда можем это понимать. Иногда даже говорю: «Слушай, не знаю, почему, но мне хочется тебе это предложить, как тебе это? Попробуем эксперимент устроить?»
Brainstorm
В танцевально-двигательной терапии, по крайней мере, в той школе, которую представляю я, и вообще в том способе работать, который мне близок и который мне важно поддерживать — бережном способе и в то же время целостном — я не говорю человеку, что с ним происходит, хотя иногда вижу больше, чем видит человек, просто потому что это моя работа. Я не предлагаю никаких интерпретаций, особенно, если этих интерпретаций у меня не просят. Иногда просят, но интерпретацию или какое-то отражение я даю тоже определенным способом, определенным языком.

Я не говорю: «Колени — это у тебя про папу». Просто мне недавно безапелляционно заявили, что колени — это про родителей. Танцтерапия не про это, здесь колени — это про колени.

Иногда человек у меня спрашивает: «А про что это? Зачем, почему я так двигалась?». Действительно, бывает сложно понять — я делаю такое движение, что это значит: «Доктор, кто я? Что со мной? Расскажите, вы же танцтерапевт, вы по телу разбираетесь». Поэтому мы задаем классический вопрос:

А как это отражает твою жизнь?

Предлагаю попридумывать разные вопросы для нарративной беседы, которые как раз отталкиваются от движения. Можно преобразовывать этот вопрос или придумать новые вопросы. Может, вы вспомните свои недавние сессии и попробуете туда вписать свой вопрос.
Татьяна Рус:
Можно, заметив какое-то движение, спросить:

На что такая реакция — на тему, на интонации, на внутренние ощущения,

которые связаны с какими-то воспоминаниями?

То есть вывести на другие языки тела.
Алена Рожкова:
Думаю, такой вопрос мог бы звучать так:
Я вижу, твоя правая рука сейчас сжалась в кулак. А что ты сейчас чувствуешь?
Или:
Я вижу, твоя правая рука сейчас сжалась в кулак.
Как ты думаешь, на что сейчас реагирует твоя правая рука в нашей беседе?
Ольга Быкова:
Что тебе сейчас хочется сделать телом?
Алена Рожкова:
Идеальный вопрос!
Коростелева Надежда:
Если бы твое тело могло говорить словами, что оно сказало бы нам сейчас?
Алена Рожкова:
Классно! Я бы, может, даже сузила вопрос до какой-нибудь части тела. Это зависит еще от собеседника. Чуть позже скажу еще про ограничения, когда движение не полезно в беседе. Например:
Если бы твоя нога могла говорить, что бы она сейчас об этом рассказала?

Но опять же, если там есть движение. Иногда обращение полностью к телу вызывает затруднение. Поэтому я бы этот вопрос переформулировала так:
Если бы ты сейчас мог сказать это телом, то каким движением бы ты это сделал?

Вопрос Надежды прекрасен, но его можно модифицировать на тот случай, если человек не очень понимает, что мы от него хотим. А в обращении с телом люди часто не понимают: «Я же поговорить пришел, причем здесь мое тело?»

Настя: 

То, о чём мы сейчас с тобой говорили, похоже на то, чего тебе хотелось?

Алена Рожкова:
Думаю, это вопрос про надежды, желаемое. Здесь напрямую тело не упоминается, но вдруг я вижу, что внешне что-то поменялось, например, стала прямей спина, поднялась грудь. Тогда да.
Буквально недавно у меня была такая история. Мы начали говорить про мечты и состояния, которые с этими мечтами связаны. Женщина сразу воспряла. Я говорю: «Слушай, я вижу как будто игривость, ты телом начинаешь «играть» — как это связано с твоей способностью мечтать?». Да, можно смотреть и сопоставлять, когда у человека меняется тело в процессе, например, когда мы на ландшафте идентичности. Довольно часто там прямо меняется тело, появляется рисунок уверенности, другая стать, твердость в выражении, человек говорить начинает по-другому, голос звучит, наполняется эмоциями.

Наталья Певцаева:

Вот это твое движение телом как тебе — это хорошо или плохо для тебя?

Алена Рожкова:
Вопрос вообще огонь, я себе запишу. Он настолько нарративный, я в нем вижу прекрасный симбиоз того, с чем работаю я и что вижу в нарративной практике.

Анара:

О чем эти слезы / улыбка / сжатые кулаки?

Алена Рожкова:
Это классический и подходящий для многого вопрос. Опять же, мы не эксперты в жизни человека, мы не знаем, про что эти слезы. Мы просто видим их и предлагаем к вниманию самому человеку.

Ольга Слёта:

Как ты познакомился с этим движением? Есть ли история у этого движения?

Алена Рожкова:
Огонь! Мне тоже нравится! Классные идеи, супер!

Ольга Быкова:

Ты сейчас делаешь так…, мимика такая...

В каких еще ситуациях ты замечаешь такие движения в своем теле?

Алена Рожкова:
Я бы еще добавила указание, о каких именно движениях мы спрашиваем («я вижу, как прищуриваются твои глаза»), потому что человек может этого не замечать, особенно на лице. Это может быть его теневым движением. Мы делаем видимым это движение и сопоставляемся с человеком, что он действительно ощущает, когда совершает это движение.

Наталья Певцаева:

Как можно назвать это твое движение? На что оно похоже?

Алена Рожкова:
Здесь мы можем использовать два языка тела — движение и образ или ассоциацию («С чем это у тебя ассоциируется»), и отсюда можем назвать движение, например, Разящая ладонь или Сморщенный нос.

Анара:

Когда ты это чувствуешь, какие образы рождаются?

Алена Рожкова:
Можно дополнить:
И как это может стать движением?

Например, когда человек говорит, что ему приходит образ дерева, то все тело тоже может стать деревом. Мы можем дальше развивать этот образ, уже вовлекая туда тело:

Если бы твое тело было деревом, то каким бы оно было?
Можешь мне это показать?

Иногда бывает, что, когда человек включается в этот образ телом, он начинает много узнавать, например, про свою укорененность, или, наоборот, неукорененность, или про устойчивость/неустойчивость. Я сейчас очень обобщаю для примера — корпус как ствол, ноги, как корни, руки, как ветви — и с этим всем можно работать. Если человек просто говорит про образ дерева — это одна история, а когда он в этот образ как бы входит телом, у него появляются новые истории из его тела, которые рассказываются таким образом.
Наталья Певцаева:
В какие моменты твоей жизни ты больше чувствуешь свое тело?
Алена Рожкова:
Отличный вопрос. Вообще, обращаясь к телу, мы можем спрашивать человека:

В момент, когда ты мне это рассказываешь, что происходит с твоим телом: чувствуешь ли ты его или не чувствуешь, а если чувствуешь, то как именно?

Как можно использовать движение как помощника в нарративной беседе
Предлагаю вместе с вами размышлять дальше, потому что мой нарративный опыт не так велик. Мне интересно, что вы про это думаете, видите, как это можно делать. Как мы можем опираться на движение тела и его динамику, когда уплотняем предпочитаемую историю, когда проводим экстернализацию и деконструкцию.
В процессе нашей встречи понемножку мы уже начали про это говорить. Настя сказала про обращение внимания на то, что происходит с телом в моменте тех или иных историй, которые человек рассказывает. Мы видим, что это предпочитаемая история, что у человека меняется положение и состояние его тела, и можем, обращая внимание человека на это, уплотнять предпочитаемую историю. Помимо того, что он это знает, помнит и нам рассказывает, мы говорим ему: «У тебя есть тело, как ты там присутствуешь, каким образом? Как ты там живешь?»

То есть мы можем не только видеть какие-то моменты, намеки, но и включать тело туда. Оно всегда там есть, просто мы не всегда про него помним или ощущаем в этот момент.
Экстернализация
Мне кажется интересным такой способ, когда мы не только проблеме даем имя, образ и описываем её, но и когда предлагаем прямо телесно эту проблему представить — как она двигается, какие у нее есть характерные жесты. Для того, чтобы поддержать экстернализацию, я иногда становлюсь своего рода зеркалом человека, с которым я работаю. Есть метод отзеркаливания, есть метод, когда человек делает из меня скульптуру для того, чтобы больше увидеть историю, которую он рассказывает. Понятно, здесь нужно быть аккуратно с переносами, если это заряженные чувства.

Каждый специалист для себя определяет, нужно ему это или нет. Я это использую, потому что мне с этим ОК, я могу здесь удерживаться. Человек рассказывает, а я как бы становлюсь телом этой проблемы, играю эту историю прямо вживую, чтобы человек мог увидеть, как это на самом деле.

Наталья Певцаева:

При обсуждении уникальных эпизодов подключать разговор про тело, чтобы уплотнять историю.

Алена Рожкова:
Абсолютно согласна.
Когда это случилось, как ты двигался? Каким было твое тело?

Я взяла себе прекрасный вопрос из эмбодимент-практики:
Как ты делаешь это телом?
Есть фраза, на которую мы можем опираться:

Все, что есть в теле, есть в жизни, чего нет в теле, нет в жизни.


Если смотреть сюда, когда мы предлагаем тело включать, у нас получается, что это появляется и в жизни. Есть еще одна фраза, и я с ней абсолютно согласна:

Все, что мы делаем в жизни, мы делаем своим телом.


Поэтому любой уникальный эпизод и любая предпочитаемая история — это всегда про тело тоже, надо только помочь собеседнику вспомнить, как он это делал телом.

Еще одна идея из другого невербального направления психологии:

Как мы движемся в пространстве, так мы движемся и по жизни.


На это я в своей работе тоже опираюсь. Мне это помогает людям доносить важность присутствия тела в том, что они делают в жизни, и вообще в том, как они живут эту жизнь. Обычно эти фразы очень хорошо объясняют многие вещи. Поэтому, мне кажется, их можно использовать в разговорах с собеседниками, чтобы они понимали, почему вы спрашиваете их про тело.
Наталья Певцаева:

Какое предпочитаемое ощущение тела?

Алена Рожкова:
Отличный вопрос. Когда мы говорим про предпочитаемые истории, мы всегда можем добавлять туда тело через такие вопросы. Я обычно спрашиваю, когда мы работаем с желаемым результатом:
А какое у тебя там тело?

Человек описывает его, если он к такому языку расположен и понимает, что я имею в виду. Если нет, я просто дополняю свои вопросы:
Какие эмоции ты при этом испытываешь? Как ты движешься?

Например, он говорит, что у него свободное, расслабленное тело. Это уже хороший маркер.
Ольга Быкова:

И при восстановлении участия такие вопросы могут укрепить.

Даша Ковалева:
Это уже возможность прожить, прикоснуться к тому, какое у тебя там тело.
Наталья Певцаева:
Интересно, возможно ли сделать карту расспроса про тела, как у Майкла Уайта.
Алена Рожкова:
Думаю, да. Давайте ее делать. Я не очень знаю, как пишутся карты, но вопросов есть масса. Их можно каким-то образом структурировать. Мы можем начать ее делать по результатам нашего общения сегодня. Мне интересно продолжить эту работу. Огромное спасибо за это предложение.
Ограничения
Когда человек не чувствителен в телесности
Софья Гаврилова:
По моему опыту есть ощущение, что как будто вопросы про тело работают, когда уже есть какой-то уровень контакта. Сначала вопросы про тело будто вызывают отторжение. Есть ли такое, если да, есть ли у тебя какой-то маркер, когда ты чувствуешь, что вот сейчас уже, наверно, можно обращать внимание на тело.
Алена Рожкова:
Иногда вопросы про тело могут ограничивать и вызывать совсем не ту реакцию, которую мы хотим вызвать. Вы смотрите на собеседника и понимаете, что он в принципе не двигается. Это не относится к его физическим особенностям. В танцтерапии работают с людьми с ограниченными возможностями, но при этом это отдельная специализации. Когда вы понимаете, что любое обращение к движению у человека вызывает ступор, в том числе, обращение к телу, я согласна, что должен быть определенный контакт.
Даже ко мне, несмотря на то что у меня везде написано, что я работаю через тело, довольно часто приходят люди, которые не приветствуют обращение к телу, либо они обнаруживают, что у них нет желания работать с телом. Понятно, не стоит бросаться с места в карьер, человек к вам заходит, и вы сразу говорите: «Ну, что там у тебя телом?» Многие это могут воспринять как нарушение границ.
Поэтому мы можем говорить не про тело, а про движение. Но опять же, если в процессе разговора с вами человек как сел, так и сидит, ему в принципе не свойственно как-то двигаться, в данной ситуации лучше не торопить события, не создавать реакцию ступора: «Вы о чем? Я поговорить пришел, причем здесь мое тело вообще?»

Могу сказать по собственному опыту, что мужчины в меньшей степени готовы к таким вопросам. Мужчинам 35+ вообще чуть сложнее. Это не про эйджизм, просто это определенный поколенческий менталитет — сложно говорить про чувства, тело, движения. Вы можете здесь встречаться с определёнными ограничениями, когда задаете такие вопросы.
Когда ваши предложения и вопросы про движения и телесные ощущения вызывают ступор и зависание, человек говорит, что он не знает, как это выразить движением, не понимает, что от него хотят, то здесь делаем СТОП и ищем возможность просто поговорить с человеком: «Смотри, если мы сюда подключим каким-то образом твою телесность…»

Я часто это объясняю так:

Голова у взрослого человека — 1/8 часть тела, у грудничка — 1/4.

Получается, 7/8 тела не используются, а это, знаешь, сколько информации!

Отсыл к некой пользе и возможности использовать то, что не использовалось, иногда работает. Это в том случае, если человек вообще не понимает, зачем нам про это говорить. Если по каким-то признакам вы понимаете, что он не хочет говорить про тело, можно использовать вопрос:

Как ты думаешь, твое тело участвует в твоей жизни или в том запросе, с которым ты пришел? Например, твое тело участвует в том, как ты делаешь карьеру?

Таким образом мы подводим к идее о том, что тело такой же равноправный участник всех жизненных процессов, и его хорошо бы тоже подключать.

Иногда можно спросить:

Мне нужно понять, как у тебя обстоят дела с телесной чувствительностью.

Скажи, пожалуйста, есть ли у тебя контакт с твоими телесными ощущениями? Можешь ли назвать, что ты прямо сейчас чувствуешь в своем теле?

Так вы понимаете и узнаете, что вообще человек знает про языки тела, например, про свой контакт с эмоциями, может ли он создать некий образ или проассоциировать. Это всегда история про то, что нужно сначала узнать, поэтому мы спрашиваем, предлагаем, выясняем, доступно ли это человеку прямо сейчас и хочет ли он с этим взаимодействовать.

Если ступор и зависание продолжаются, мы не трогаем этот вопрос, просто рано еще. У меня были ситуации, когда люди приходили на курс, и через 10 еженедельных занятий (2,5 месяца) уходили с непониманием, что происходит просто потому, что нет чувствительности. Им нужно еще больше времени для того, чтобы эту чувствительность и включенность в тело запустить. Ничего не поделаешь — человек либо идет дальше, либо говорит: «Нет, это вообще не про меня». Я не настаиваю.
Ретравматизация и психотравма
Мы работаем аккуратно и аккуратно обращаемся к телу, или не обращаемся вообще, если тематика запроса связана с насилием (физическое насилие любого свойства, ПТСР, шоковые события), только если у вас нет специального образования по работе с психотравмой. Я не рекомендую браться за такие случаи, если только у вас нет определенного инструментария.

Когда мы обращаемся к телу, можем вызвать ретравматизацию, и нужно знать, что с этим делать. Не то, чтобы мы всегда и специально взываем, но можно попасть в ситуацию, когда начинает выходить энергия психотравмы, человек попадает через обращение к телу в какое-то состояние. Мы должны знать, как с этим обращаться. Если у вас есть такая специализация и вы владеете телесными способами, в том числе, тогда пожалуйста, если нет, лучше не надо. Можно попасть не туда, куда вы хотите, и не знать, что с этим делать. Лучше идти через голову, через разговор — это прекрасно работает.
Меры безопасности
Человек может прийти к нам с чем угодно, и что-то неприятное начинает подниматься. Мы не всегда можем об этом знать. Как можно возвращать, если человек выдает неожиданную для вас телесную реакцию, которая не предполагалась?
Если человек начинает часто дышать, не стоит заставлять его дышать еще чаще. Гипервентиляция легких может воздействовать на общее его состояние.
Опора
Нужно, чтобы человек вернулся ногами на землю. Так мы можем вернуть человека из ощущения тела и состояния, в котором он находится: «Прижми стопы плотно к полу прямо сейчас». Можно руками почувствовать предметы вокруг, например, сжимать подлокотники или поверхность кресла ладонями. Мы переносим его внимание на внешнее, но ближнее — на предметы, на которые он может опереться.

Иногда человеку нужно прямо встать со стула и сесть или лечь на пол, чтобы почувствовать много опоры. Дайте ему эту возможность.
Границы тела
Иногда человеку нужно, чтобы его взяли за руку, или, наоборот, ни в коем случае не прикасались. Обязательно это спрашивайте. Сильно не рекомендуется бежать и спасать прикосновением. Вы можете вызвать обратную реакцию, усугубить ситуацию. Поэтому всегда спрашивайте: «Могу ли я к тебе прикоснуться? Нужно ли тебе сейчас мое прикосновение?». Это в принципе этика, если вы каким-то образом с телесностью взаимодействуете.

Если человек отказывается, он может сам возвращать себя в границы тела. Для этого мы используем вылепливание: «Представь, что ты сейчас скульптор, который вылепливает себя», и показываем, как это можно делать.

Аккуратно, плотными движениями мы себя «вылепливаем»: руки, шея, голова и т.д.

Так человек обозначает границы тела.

Обратите внимание, что это можно делать и в онлайн.

Это общие моменты, которые можно использовать. В таких ситуациях важны границы тела и опора. Есть третий момент — это взгляд.

Взгляд
В этот момент у человека тоннельное зрение, он внутрь может уйти. Переносите его внимание на разные предметы: «Посмотри, пожалуйста, на занавеску. Переведи взгляд на плитку пола, на цветок». Нужно так задавать направление взгляда, чтобы голова начала вертеться, потому что очень важно в этот момент включить систему ориентирования. Если вы заметили, что человек застыл и что-то рассматривает внутри себя, переводим его внимание вовне — сначала взгляд, потом голова с шеей, потом весь корпус. Так вы его размораживаете очень аккуратным, естественным образом.
обсуждение
Александр Ульянченко:
У меня есть идеи к вопросу о том, как можно добавлять телесность. С одной стороны, мне вспомнились разные практики арт-терапии, связанные с рисунками, с лепкой. Эти объекты создаются телом, через них тоже можно провести ветку продолжения действий, движений. Вторая идея из смежных направления (психодрама, эмоционально образная терапия) — это прием соматизации, когда человека просят войти в какой-то образ, роль, прямо физически почувствовать движение или состояние, про которое говорим. Это называется идентификация с ролью. Эти приемы можно вносить.
Алена Рожкова:
Да, согласна. По первой части скажу, что я прекрасно сочетаю телесную и двигательную работу с арт-терапией. Арт-терапия отлично подходит для того, чтобы запустить процесс, когда движение как будто бы никак не может быть объяснено. Мы можем выводить образ через рисунок. Я люблю добавлять такую историю — мы рисуем и пишем ассоциации к рисунку.
Например, есть какое-то ощущение в теле, человек не может его описать. Предлагаю его нарисовать по всем арт-терапевтическим канонам — не задумываясь, какой цвет и пр.: «Твое ощущение как выглядит на белом листе бумаги?» Можно на этом остановиться и пойти в движение с этим. Или продолжить и предложить написать 3-5 слов ассоциаций на то, что он нарисовал. Мы сначала выносим его ощущение через движение на бумагу, а потом то, что есть на бумаге, уже ассоциируем и вербализируем. Дальше работаем с этим списком слов.

Этот прием я использую в танцтерапии, когда нужно выразить невыразимое, но думаю, это можно вписать в разные форматы. Таким образом невыразимое мы выносим за пределы тела, и дальше его вербализуем через слова-ассоциации. Здесь я использую все подряд, опираясь на веру, что у человека всегда есть возможность понять, что с ним происходит.

Физическое вынесение за пределы (пересаживание, переставление) тоже отлично работает. Я иногда прямо спрашиваю:
— А где в этой комнате место для того, о чем ты говоришь?
— Вот здесь.
— Иди туда, что там происходит?

Человек идет и, не поверите, у него там меняются тело, эмоциональное состояние, ощущения, появляются другие слова. Мы берем оттуда информацию и идем дальше.

Глина отлично работает. Недавно я себе заказала кинетический песок, я собираюсь чуть поучится этому, но уже понимаю, что это отлично работает с телесностью, с образностью. Любые такие материалы тоже здорово работают.
Да, я кое-что тоже для себя схожее отметила с арт-терапией (про готовность работать, про исследование в определенной плоскости).
Даша Ковалева
Отклики
Алена рожкова:
Очень благодарна, что меня пригласили на разговор. Мне очень нравится сочетать разные техники, потому что в этом есть много творчества. А творчество — это моя ценность, которая как минимум с пятого класса со мной, и в разных способах проявляется.
Настя:
Мне увиделась целостность в беседе — понятные вопросы, истории, карты — плюс, это все в телесном. Я подумала и о себе — ведь мое тело тоже что-то говорит мне. Теперь я тоже буду задавать ему вопросы. Спасибо большое, было очень интересно, полезно, наполнено.
Наталья Певцаева:
Алена, спасибо, было очень интересно. Вижу много возможностей сочетать это с нарративной практикой. Узнала много всего нового для себя.
Наталья Ильиных:
Спасибо, Алена! Очень важная и нужная информация, много пищи для размышлений и дальнейшей практики!
Материал подготовлен по итогам открытой встречи «Как добавить больше движения в нарративную беседу» с Аленой Рожковой, 22 апреля 2022 г.