- Я слышу очень много цитат - в основном родительских или от другого психолога, и для клиента это мнение явно авторитетное. Я к этому отношусь ровно также, как если бы кто-то процитировал свою маму или рассказал про традиции в семье. То есть я бы все равно его расспрашивала, уводя в деконструкцию, уточнив сначала, насколько это ОК. Но если я чувствую, что чужая цитата меня задевает, то в этот момент проделываю какие-то внутренние пассы для отсоединения - причем пассы именно телесные, например, двигаю ногами. Даже сейчас, когда я топаю ногами, понимаю, что становлюсь более осознанной.
- Нина: У меня замечание. В работе с травмой или утратой деконструкция не всегда уместна. Это зависит от контекста. Иногда я понимаю, что можно пойти в деконструкцию, но отдаю предпочтение безопасности. Деконструкция для меня небезопасна. Например, когда очень эмоциональный человек сильно плачет, у него просто может не хватить сил на деконструкцию. Это серьезная ресурсозатратная деятельность.
- Ссылки на другие авторитеты меня смущают только в тот момент, когда клиент перечеркивает то, к чему мы пришли, цитатой: «Да, здорово, это важно и значимо, но N говорит вот так…» В этот момент очень тяжело идет деконструкция, потому что она начинает напоминать какую-то кашу. Я вижу разногласия, клиент тоже их видит, но при этом продолжает настаивать на авторитетности и важности.
- Я в таком раскладе никогда не веду деконструкцию, потому что деконструкция – это не насилие, а исследование. Если человек не просто рассказывает про то, что есть другие идеи, а цитирует их в режиме НО: «Вы сказали А, но Лобковский говорит В», я спрашиваю: «Это два мнения, которые существуют рядом с вами. Как вам кажется, в каких ситуациях вы больше доверяете мнению А, а в каких - В? У меня есть впечатление, что вряд ли можно всему однозначно во всех ситуациях верить. Но вы уже как-то к своей вере пришли. У вас явно есть опыт!»
И дальше можно исследовать влияние этой цитаты на жизнь. Человек же не зря на ней настаивает. Возможно, цитируемые идеи в какой-то момент дают ему защиту, опору, возможность почувствовать себя экспертом в чем-то. Порой одной цитатой человек может защитить свое право в семье на что-либо. Я с такими ситуациями встречалась.
Для меня, скорее, тут важен контекст. Не вступление в противоборство, а именно отступление на позицию исследователя. Это бывает интересный разговор: когда лучше одно, а когда другое? В конце я уже могу спросить: «Применительно к ситуации, которую мы обсуждаем, что лучше: А или В, или, может быть, какой-то их микс?» Во время исследования начинаются трансформации. Даже сейчас, когда мы исследовали карту всего 15 минут, она трансформировалась!
- Кстати, Лобковского я утилизировала под себя, под нарративное, и это нормально проходит. Я переварила его 20 жестких цитат, книжку не читала. Когда меня спрашивают – ну как же он такое говорит, я объясняю, что вот так - он тоже в нарративе, его надо правильно слышать!
- Согласна! Беседуя с одним нарративным практиком, мы пришли к тому, что Фрейд – нарративный практик. Это было так классно! Я понимаю мысль, что и Лобковский может быть нарративным практиком - услышьте его правильно.
- Есть анекдот на тему: если в руках молоток, все становится гвоздем. При должном мастерстве и Лобковский очень нарративен.