Нарративная мастерская
 
Нарративный
взгляд
на полярные
состояния
Карта для работы с циклотимией.
Статья по итогам открытой встречи.
Наталья Окашева
Ксения Косачева
Наталия Зарубина
Марина Солнцева
Нарративный взгляд на полярные состояния
Карта для работы с циклотимией.
Статья по итогам открытой встречи.
Давайте знакомиться!
Команда «Нефасадного проекта»:
  • Наталья Окашева
    нарративный практик, антрополог
  • Ксения Косачева
    нарративный практик, экзистенциальный и арт-терапевт
  • Наталия Зарубина
    нарративный практик
  • Марина Солнцева
    нарративный практик
Предыстория
Наталья Окашева: Однажды на исходе лета я почувствовала, как у меня заканчиваются силы и ухудшается настроение. Это была знакомая история: я жила то «на взлете», то «в падении» – чаще плавном, иногда стремительном. В одном состоянии мне было легко и весело делать сразу несколько дел одновременно, в другом больше хотелось полежать и не высовывать нос из-под одеяла.

Думая о том, как непросто бывает проживать это состояние почти бессилия и отсутствия интереса, я вспоминала еще и о том, как и когда интерес проявляется в моей жизни, сколько энергии он дает. Как много этой энергии всегда в начале пути: когда я иду учиться чему-то новому, или меняю профессию, или место жительства. Как по мере угасания интереса угасает и энергия, становится понятно, и от этого скучно, и возникает желание пойти искать новые проекты за новыми горизонтами.

Мне показалось, как будто описание в первом абзаце этого текста напоминает циклотимию (расстройство настроения, характеризующееся циклической сменой хорошего и плохого настроения), а во втором – больше похоже на тот опыт, который описывают «сканеры» (их еще называют «хаотиками» или «мультипотенциалами»). При этом и то, и другое для меня связано с метафорой качелей: вверх-вниз, из одной стороны – в другую, бесконечный маятник.

Мне захотелось поговорить об этом с кем-то, кто, во-первых, имеет похожий опыт, а во-вторых – знаком с нарративной практикой, потому что мне хотелось обсудить, как этот опыт можно исследовать в нарративном ключе. И я кинула клич в нарративном сообществе с приглашением к разговору тех практиков, кто узнает в описании себя.

Встреча не только состоялась, но и переросла в группу, которой мы встречались раз в неделю в формате то ли лаборатории, то ли группы поддержки, во всяком случае это каждый раз был теплый и живой обмен идеями и опытом проживания одного или другого состояния, переходов от одного к другому и обратно. Я бы назвала это исследованием себя в поддерживающей компании единомышленников. Так появился «Нефасадный проект».
Участницы и метафоры

Нас собралось сначала пять человек, а потом осталось четыре. У каждой из нас была своя история проживания периодов вдохновения, подъема и бьющей ключом энергии или, наоборот, бросания начатого, потери интереса, а иногда и энергии, зато в такие времена бывало вдоволь желания снизить нагрузку и минимизировать контакты. Мы решили исследовать эти истории и посмотреть, как они устроены – что мы можем рассказать об этих состояниях и переходах от одного к другому, что на них влияет, можем ли мы сами на них повлиять и до какой степени.
Среди метафор, которые мы использовали, описывая свой опыт, были, например «ёжик в тумане» для состояния, в котором энергии мало, или «режим тамады», когда ее много, «сумасшедший сканер» или просто «тыгдым-тыгдым».

Наше отношение к этим состояниям было не одинаковым. Можно сказать, что «минусовое» состояние воспринималось скорее как проблемное, хотелось найти способ быстрее переключаться в более активный, деятельный режим. Один из вопросов, который возник в процессе обсуждения: «Можно ли так хакнуть систему, чтобы цикличность была максимально сглажена?».
Сами истории тоже менялись. Герои, которые поначалу жили вроде бы в разных мирах и не особо хотели знать о существовании другого, постепенно начинали взаимодействовать и даже поддерживать друг друга.
А что в реальной жизни? Как это исследование и уплотнение историй влияло на нас самих? Точно менялось отношение к сложным состояниям. Мы замечали, что у каждого из персонажей – свои ресурсы. Что непредпочитаемый (поначалу) персонаж несет свои дары – у кого-то это возможность выносить новые идеи («выносить своих медвежат»), у кого-то – отслеживание состояния активного персонажа и пересмотр в спокойном состоянии того, что он накреативил. Возможность «наскруджить» ресурсы или умение так организовать свою жизнь, чтобы иметь возможность «не выходить из комнаты, не совершать ошибку».

Мы научились понимать, что персонажи, отвечающие за «минус», важны не меньше, чем другие, активные. Научились принимать их и легче относиться к тому, что мы периодически уходим в эту «спячку под одеялом» – мы не перестали в нее уходить, но стали лучше понимать, зачем она каждой из нас нужна.
Процесс обсуждений и карта

Каждая наша встреча была построена таким образом, что любая из участниц могла предложить свой вопрос. Каждый раз мы прислушивались к себе: хотела бы я сейчас ответить на этот вопрос? Хотела бы я, чтобы он был сформулирован именно так? Если нет, то как можно было бы его изменить? Мы вместе выбирали, в какую сторону и в каком темпе двигаться в наших обсуждениях. Так появилась карта, которой мы хотели бы поделиться.

Карта состоит из нескольких блоков вопросов, часть из которых помогает сосредоточиться на самом опыте проживания разных состояний, а другая часть – на экстернализации состояний и развитии историй персонажей.
Во время открытой встречи в Нарративной Мастерской из-за ограниченного тайминга мы предложили участникам попробовать лишь часть шагов из карты: Представить по очереди свое ресурсное и не ресурсное состояния в виде каких-то одушевленных образов или выбрать из нескольких изображений то, которое больше соответствует этому ощущению. И ответить на предложенные к этим образам вопросы. А после протянуть между ними метафорический мостик. Но давайте по порядку…
«Плюс»

Марина Солнцева: Мы начнем с того состояния, когда мы в ресурсе, когда мы в плюсе, так сказать, на «плюсовом полюсе», и нас несёт, условно говоря, в хорошую какую-то сторону. Такой игровой формат, я думаю, нам позволит как-то быстренько чему-то научиться, наверное. Потому что это легкая такая точка входа в подобную практику. Одна из моих ценностей в том, что мы на практике учимся лучше всего, поэтому предлагаю сейчас так поиграть.

В нарративной беседе с клиентом, с собеседником, конечно же, персонажа мы создаем сами. Я так думаю, что это требует достаточно много времени. Поскольку мы на себе это уже проверили и на добровольцах, то да: это несколько встреч – уточнения, образы, которые приходят, какая-то фильтрация этих образов. Сегодня мы можем вам предложить несколько персонажей уже готовых. Вы можете из картинок выбрать, кто вам больше откликается. И поговорить об этом персонаже вот сейчас в тройках, когда мы разделимся по «комнатам» в Zoom. Если вдруг сразу пришел образ яркий свой, то можно обсудить его. Ну например: я –Сальвадор Дали на лошади, когда меня «несёт». Или я – Чечилия Бартоли, когда на сцене, когда мне классно, хорошо, и я всем «свечу» как звезда. Или я – лесная ведьмочка, которая варит зелье... И так далее, это примеры из наших образов.
Вы можете выбрать любую картинку... В чате будут вопросы, которые я сейчас зачитаю, на которые мы попробуем в тройках поотвечать, чтобы примерить на себя карту.
Вопросы такие:
  • Почему вы выбрали эту картинку? Чем этот образ вам откликается?
  • Хочется ли его как-то изменить? Если да, то как?
  • Что находится вокруг него? Где он обитает?
  • Когда и зачем он к вам приходит?
<Отклики после практики>
  • Надежда:
    Мне было очень приятно вспомнить образ, который я уже обсуждала с Наташей до этого. Как доброволец. Это первое. А второе – потом, когда напарница рассказывала про свой образ, я такая: "Боже, это так... можно применить и ко мне". И захотелось «украсть» кусочек того, что мне рассказала моя партнерша о своем состоянии. Как-то много совпало личного и... вот так вот бывает.
  • Ольга:
    Я перевыполнила инструкцию, я искала и в «плюсе» и в «минусе». Мой плюс плюсовой такой для меня знакомый, типичный. Мы еще поискали в плюсе минусы, а в минусе – плюсы. В нашей тройке. Перевыполнив задание. Мой личный опыт... Наташа говорила, что ей комфортнее в плюсе не концентрироваться на одной какой-то цели, а еще много разных составляющих тоже отслеживать. А у меня наоборот. Мне проще сконцентрироваться на одном, а когда много разных целей в этом ресурсном состоянии, мне сложно, я начинаю растекаться. И тема отслеживания контекста, она для меня получилась такой значимой. Переключить фокус и понять, что ты не отрываешься от реальности, а в ней остаешься. И для этого нужно кроме одной цели еще энное количество (целей) боковым зрением отслеживать. Вот это для меня получился такой интересный образ и – спасибо большое.
  • Кристина:
    Для меня было большим удивлением, что я не могу выбрать одно изображение. Что есть два изображения, которые в разной степени подходят, и при этом ни одно из них не подходит полностью, не становится единственным. Это не потому, что изображения несовершенны, а скорее потому, что есть совершенно разные ассоциации этого плюса. Есть внутренний образ плюса и есть внешний. Таким образом я вдруг осознала, что между ними нет прогнозируемого... протокола перехода. Вот это было для меня удивительным открытием, конечно. Пожалуй, я даже поняла, что из этого можно сформировать целый запросище. Спасибо.
  • Марина:
    Мне сразу образ откликнулся. Что было интересно:то, что я осознавала как то, к чему я стремлюсь, что мне очень нравится, то состояние, в которое я люблю входить – оно же является препятствием к другому моему запросу, который связан с нахождением в моменте и к переключению между состояниями. Это был классное состояние гиперфокуса, и оно продолжается, эта девушка на скрипке, эта музыка, она продолжает играть и в других моментах, в которых тоже хочется присутствовать уже как бы в этом моменте. А у меня все еще продолжается музыка. И да, хочется об этом подумать и как-то развить эту историю в предпочитаемую. Но классно, конечно. Меня впечатлило, как быстро этот отклик родился на картинку.
«Минус»

Наталия Зарубина: Я подхватываю повествование. И мы с вами идём в «минус»: сейчас мы будем делать то же самое, что делали с «плюсом». Перед вами на экране картинки, их можно сфотографировать на телефон, чтобы зумировать, подробнее рассмотреть, и они бы остались с вами в комнатах для обсуждения.
Но такой к «минусу» у меня будет дисклеймер: пожалуйста, будьте бережны к себе, и если смотреть на состояние по шкале от нуля до 10, то выбирайте состояние на 5 примерно. Не такое, когда вы лежали и не могли встать с кровати, а когда вы ощущали себя «не совсем хорошо». Как-то «плохо, но умеренно» – то есть «выносимо плохо», достаточно выносимо для того, чтобы двигаться, и жить вам хотелось как-то при этом, чтобы что-то моглось, но – что-то «вроде не так».

Итак, вспомните вот этот момент, когда было мало сил, энергии, интереса, какое-то плохое настроение, выберите образ, соответственно, из этого состояния, и ответьте на те же вопросы, что были в предыдущем шаге.
<Отклики после практики>
  • Галина:
    Интересно то, что вот в этой минусовой карте есть ресурс. Она тоже была не случайно, у меня девушка под водой. И под воду, я поняла, что погружаться – это как перезагружаться. Но у меня остается вопрос. Очень нужен мостик. То есть я думаю, что это самый важный момент, которой во всей этой истории приведет нас действительно к ценному новообразованию. И понятно, что картинка первая и картинка вторая – вот они. Но... Я уже знаю, что все состояния, они для нас. Они не враги, они для чего-то к нам приходят. Но увидеть этот мостик пока никак не получается. И думаешь: ну где же? Уже скажите, где этот мостик, чтобы каким-то образом соединить эти карты.
  • Наталия:
    Галина, спасибо большое. Хочется во-первых откликнуться: Ура! Свершилась магия метафоры, как раз то, о чем мы говорили, что несколько под другим углом можно посмотреть и на минусовые состояния, да, что там тоже какой-то ресурс находится, что-то еще. Мостик будет чуть дальше. Мы сделаем мостик до того, как уйти со встречи. Спасибо вам большое.
  • Ольга:
    Ну я не знаю, насколько это тема мостика. Скорее, такая вот игра с механикой. Посмотреть на механику под другим углом. У нас в процессе обсуждения родилась тема, что, ну, вот гонишь-гонишь на машине – и лежит лежачий полицейский. И всё – там 20 км/час, потому что впереди там школа, жилой район и туда-сюда. И получается, что как бы вот этот лежачий полицейский – это, на самом деле, вот если смотреть по-другому, то это не то состояние, в которое ты входишь, переходишь, там, тебя выбрасывает, а на самом деле – то маркер чего-то, вот такой вот флажок, индикатор. То есть вот он тебя тормозит, да, но это не то, что тебя сразу выбросило на дорогу, где там бабушки и дети перебегают – нет. Это то, что дает тебе безопасность. Ну вот механика. Ты это отслеживаешь, да, и ты переключаешься в другой режим. Ну как... Это про управляемость, да. Не то, что состояние меня ведёт, а то, что я вижу это состояние как некий сигнал, и уже, ориентируясь на эти сигналы, я переключаю режим скоростей и... уровень газа, как в машине, снижаем. Ну то есть, вот такое, про «механику под другим углом». Мне очень понравилось, что это не стихия, которая тебя заглатывает, а нечто, что тебе просто позволяет управлять своими какими-то реальностями, ресурсами и прочим.

    И еще у меня ремарка такая: раз уж пошли в тему маркеров, индикаторов про «минус», должно быть что-то такое и про «плюс». Что не «вау, меня накрыло» – и понеслась. А чтобы тоже я захотела скорость 140, я включила. А захотела 60 - я включила, да. Ну то есть про управляемость. И уметь отлавливать маячки, которые уже сигналят, но чтоб их не игнорировать! Красный свет там, а ты: «Вау, всё, меня понесло, до свиданья». То есть, в обе стороны, чтобы не переоценивать плюсовой полюс – потому что в нем тоже есть свои риски.
  • Наталия:
    Да, конечно, это вот то, о чем я говорила – состояние, которое может называться "так хорошо, что уже плохо". Флажки работают в обе стороны, чем лучше вы знаете своих персонажей, тем больше этих флажков, маркеров появляется. На что они выходят, что нравится плюсу, что нравится минусу, что его запускает.
«Мосты между мирами»

Ксения Косачева. Мы посмотрели на состояние «плюса» и то место, где он живет. Посмотрели на состояние «минуса» немножко и то место, где обитает он. А теперь я предлагаю вам попробовать протянуть мостик между этими мирами. Между миром «плюса» и миром «минуса». Для этого мне хочется предложить вам такие вопросы:
  • Одно ли это место, или они живут в разных мирах?
  • Знают ли эти персонажи вообще друг о друге? Если да, то как они общаются?
  • Если не знают, то как один может подать другому знак, что он тут есть?
  • Как бы вам хотелось, чтобы они друг к другу относились?
Как показывает наша собственная практика, это могут быть совершенно разные истории, которые сложно заметить сразу. Если персонажи знают друг о друге, то как они друг к другу относятся? Как часто они встречаются? Встречаются ли вообще? может быть, они вместе пьют чай, а может быть, ходят на рыбалку. И как вам бы хотелось, чтобы эти персонажи друг к другу относились?
<Отклики после практики>
  • Надежда:
    Очень быстро пришла идея. У меня была персонажка Актриса, которая любит выступать, и в минусе Актриса, которая в творческом отпуске, отдыхает без макияжа, лежит там, ну короче всяко-разно. Я подумала, что местом связи может быть то, что и там, и там она делает селфи в одном месте. В плюсе она вся такая цветущая, активная, яркая, как бы «инстаграмная». А в другом состоянии она просто такая вся никакая, какая есть. Но и там, и там она может фиксировать себя на вот этих вот селфи – что, кстати я и делаю как некую арт-практику, арт-терапевтическую историю, то есть я стараюсь принимать себя и в том, и в том виде и как-то «не шугаться» этого. Такой мой лайфхак.
  • Ксения:
    Спасибо большое, Надежда. Мне кажется, очень классная история – делать селфи и потом просматривать фото. Пока слушала тебя, пришла в голову мысль, что можно еще самой себе писать письма из одного состояния и из другого. Тоже как способ коммуникации.
  • Надежда:
    Для меня это очевидно, вот это всё писать. В принципе, дневники – это со мной, наверное, со школы, поэтому я даже не думала об этом способе. Спасибо!
  • Елена:
    У меня два персонажа, они знают друг о друге, и как-то вместе соединяются ненадолго. Отрицательный персонаж – это (как на картинке) лежит рептилия, которая не дает двигаться к цели. Это страх, который, получается, прокрастинация, тогда вообще ничего и не делаешь. А положительный персонаж, один из них, ну вот такой веселый толстый дядечка, который любит есть, веселиться, в общем, радость жизни. И он говорит этой девочке: "Да фиг с ним вообще! Пойдем повеселимся". Они веселятся, а дело не делается. А желание, чтобы... все-таки делать что-нибудь надо! Вот такой у меня эффект как бы их союза, но не в ту сторону.
  • Ксения:
    Спасибо, Елена, что поделилась своей историей. Очень любопытно, а куда они уходят веселиться? Что это за место такое?
  • Елена:
    На пляж, да куда угодно! Там вообще проблем нет, куда идти веселиться. Просто не смотреть в эту проблему, а веселиться. Ну ладно. Пока так.
  • Ксения:
    А как вам с этим весельем?
  • Елена:
    Ну меня это раздражает, когда я это увидела. Мне хочется какого-то продуктивного движения вперед. Не помогает вот этот позитивный персонаж, он совсем не помогает решению той задачи, которая у этой девочки есть.
  • Ксения:
    Чтобы не углубляться сейчас в долгие расспросы, мне хочется вам предложить самостоятельно подумать на тему того, а что еще можно предложить этим персонажам? Может быть, пригласить их в какое-то другое место, где будет более рабочая атмосфера. И посмотреть, как они себя там поведут... Как идея?
  • Елена:
    Ну да, нашлась такая мысль, что можно найти работу, которая будет такая веселая. Кого-то веселить и так далее. По крайней мере есть области, где они могут сотрудничать.
  • Марина Е.:
    У меня была такая метафора – счастливая белка в колесе и уставшая белка в колесе. И как соединить этих персонажей? Я подумала, что счастливая белка в колесе долго-долго крутит это колесо, и есть такие признаки, что колесо будет ломаться скоро. Ну, например, если травка попала туда, оно шуршать начинает, а если оно начинает ломаться, то оно начинает скрипеть: в зависимости от того, что происходит – разные признаки. И тогда нужно пригласить две бригады. Одна – это ремонтная бригада, другая – это бригада, которая окажет какую-то помощь самой белке. И если это перевести из мира метафоры в обычный мир, то ремонтная бригада может взять часть каких-то обязанностей, например, по дому помочь – это семья, например. А психологическая – психотерапевт, или белка сама себе может помочь, например, приняв ванну или что-то такое. Такой вот мостик получается.
  • Ксения:
    Марина, правильно ли я поняла, что тут тоже, как в первом случае, был один персонаж, просто в разных местах?
  • Марина Е.:
    Да. А бригада – это вот такой мостик. И белка должна ее сама вызвать. То есть ей самой надо почувствовать, что скоро что-то пойдет не так. А как она может почувствовать, это мне надо сейчас подумать. Ну вот я сказала, что она может как-то услышать, что колесо начинает плохо работать. Просто когда белка очень счастливая, она крутит колесо с такой скоростью, с таким воодушевлением, что не обращает внимания на какие-то такие звоночки. А ей бы хорошо начать обращать.
  • Ксения:
    Как интересно! Подумала сейчас о том, что как будто бы Белка-уставшая может повесить куда-то на видное место стикеры для совей подруги – такие напоминания из серии «педальки крути аккуратнее», «береги себя».
  • Ольга:
    У меня образы были не из картинок, немножко свои метафоры. В «плюсе» у меня был такой Ленин на броневике, который революцию делает. А в минусе – из анекдота, отличник Петров – это плащ, перекинутый через руку уставшего студента на сессии: «А как себя чувствует отличник Петров? – А вот он». Если говорить об их взаимодействии, я как-то сразу поняла, что студент – это такая движущая сила революции всегда. Ну то есть как бы они друг о друге знают, и студент – это тот, кто готов за вождем революции пойти, и эту революцию делать с горящими глазами. Другое дело, что он может быть голодный, и без сил, и еле-еле там, как Родион Раскольников в своей комнатушке без хлеба. И что не грех бы вождю революции, кроме революции, подумать еще о том, что есть вот эта движущая сила, ее немножко надо жалеть, о ней заботиться, хлебушка ей какого-то подкидывать, еще каких-то ресурсов. И тогда все будет гораздо гармоничнее, потому что студент-то готов, у него просто сил на это нет элементарно. Ну вот как-то у меня сложилась картинка, спасибо большое. Прямо отличная практика.
  • Ксения:
    Ольга, спасибо вам. Метафора – огонь!
  • Анна:
    Спасибо, я из позитивной части тоже смогла выбрать образ. Мой позитивный образ прекрасный старичок полненький, который танцует, он у меня преобразился в формат такой феи, которая прыгает и вокруг себя все улучшает. А минусовый был про человека в коконе, который висит, одновременно отдыхает и набирается энергии, чтобы из него как-тоокукливаться, и я подумала, что у них такая связь, как на эстафетной дорожке. Они скорее передают друг другу эстафету... Старичок может прыгать, что-то в таком состоянии во внешнем мире творить, улучшать, какую-то производить активность, но в какой-то момент он закукливается и переходит в кокон... Как будто его минусовая часть– неизбежная часть плюсовой... Как-то у них эта смена происходит – они общаются в момент этого перехода. Один дотанцовывает и говорит: «Ну всё, пост сдал!», а тот: «Пост принял!». Тогда следующий какое-то время окукливается, а когда он уже окуклится, тогда обратно превращается...
  • Галина:
    Я вдруг, к своему удивлению даже, увидела... У меня было две карты, как у всех, собственно говоря. И первая из них была... не знаю, какой-то там таракашка, который играл в разные штуки всевозможные. Много возможностей, много детства, много игры и веселья. И потом девушка, которая под водой. И когда я размышляла над этими вопросами про мостик, я не могла никак сосредоточиться. И вдруг я увидела (это не факт, что очень нарративно, вы меня поправите).... что для меня моя первая карта олицетворяет моего внутреннего ребенка, который хочет играть, хочет веселиться, изучать мир. А вот эта вот тяжелая девушка, она как подросток, который не знает, что делать с собой и... Вода вообще про бессознательное. И тут действительно, подросток ничего про себя не понимает, и проявляться хочется, макушка торчит, но очень тяжело. И как будто бы кругом одни рыбы, и просто по какому-то телесному ощущению мне очень знакомо это состояние, когда ты уходишь от всего мира. А потом уже и пора бы всплыть. Головой понимаешь, что надо как-то действовать, проявляться, но так не хочется ничего. И вдруг я увидела, что да, это две моих субличности и чего им не хватает. Им не хватает взрослого, который...
  • Ксения:
    Ага! То есть чтобы начать общаться, им нужен кто-то третий?
  • Галина:
    Кто-то третий, да, причем который будет одинаково принимать обоих, любить обоих. Позволять вот в этом пространстве любви и принятия проявляться так, как каждый того хочет. Ну для подростка это же особенно важно. Тем более она такая... прямо ей реально хочется прятаться. И думаю, да, получается, что мой мостик – это некий третий, это взрослый, с его вúдением сверху, с его принятием обеих субличностей, разрешением быть и тому и другому. И собственно говоря, такие крайние, казалось бы, карты. Они для меня не то что – вот прямо перезагрузка нужна, но как бы привести к середине. Может быть, мне кто-то подскажет, и я буду очень благодарна, какое-то ещё вúденье, потому что пока для меня это вот так открылось.
  • Ксения:
    Галина, спасибо большое, что рассказали! Хочу поделиться, с вашего позволения, образом, который я представила слушая вас: как приходит какой-то взрослый, может быть, даже добрая бабушка, усаживает этого ребёнка и подростка за круглый стол на даче, на терраске, наливает им чай, даёт им какие-то конфеты, плюшки, еще что-то. Может быть, читает книжки какие-то. Не знаю, откликнется ли это вам, но в моей голове такая очень яркая картина сложилась из детства.
  • Марина С:
    Я хотела откликнуться на тот вопрос, который как будто прозвучал и повис: «Как правильно в нарративной практике...» И хочется сразу сказать, что правильно так, как вам полезно. Потому что нету у нас такой концепции (по крайней мере, я себе так представляю, что нету), концепции правильного, нет концепции экспертного. А есть то, что полезно, то, что внутри откликается собственным знанием, своим. А если ещё куда-то, в какую-то сторону посмотреть, то нарративная практика может брать другие инструменты, из других подходов совершенно спокойно. Есть такая Терапия внутренних семейных систем (англ. IFS), где тоже есть идентичности внутри нас. И там как раз вот этот взрослый есть. Если хочется туда посмотреть, то там есть Self, который подростку, ребенку может себя предложить и помочь им договориться.
Отклики из профессиональной позиции

Выше прозвучали отклики по практике в тройках и в общей группе: о том, как участницам встречи было делать предложенные нами упражнения. А эту, вторую часть, мы назвали: «Взгляд с нарративной табуретки». И предлагаем вам познакомиться с впечатлениями о карте с точки зрения нарративных практиков, помогающих специалистов:
  • Наташа:
    Спасибо большое, коллеги, что поделились наработками. Мне кажется, карта эта дала нам экстернализацию, образы, и, для меня по крайней мере, она открыла новые территории, куда двигаться дальше. У меня прямо пошёл процесс размышления, что можно делать дальше, когда мы получили двух персонажей – может быть, мостики строить. Или, может быть, взять трёх персонажей – у меня тут рождалось даже какое-то содружество персонажей, на самом деле, не хотелось касаться только крайних. Там рождались новые и новые, и я начала думать о том, как можно потом провести эту беседу в сторону, может быть, ценностей, когда мы говорили о том, что хорошего и что плохого вносят и как дополняют друг друга персонажи. Я начала размышлять, как дальше можно было бы мыслить о том, что ценное даёт, что делается возможным, когда мы находимся с одним персонажем или с другим, а что ценное рождается, когда они взаимодействуют. Я думала, что может быть такое продолжение как одно из возможных. Благодарю вас ещё раз, очень приятно побыть в таком тёплом сообществе и соприкоснуться с идеями.
  • Кристина:
    Спасибо большое, было очень интересно и увлекательно. Сделала пару открытий. Желаю удачи.
  • Надежда:
    Обогатила своё понимание моего минуса и плюса. Спасибо большое. Очень приятная атмосфера и сообщество. Возьму к себе в практику прикольные штуки!
  • Марина:
    Дорогие коллеги, спасибо большое. Было прекрасно и интересно. Карта вызывает любопытство, хочется попробовать! Люблю и вдохновляюсь!
  • Мария:
    Очень интересная карта для исследования на первый взгляд понятных состояний. Поиск нюансов, возможностей влияния на них. Карта здорово активирует внутреннего исследователя»
  • Елена:
    Есть о чем подумать! Сегодня было теплое общение, работа с яркими образами, и время пролетело мгновенно.
Заключение

Искренне благодарим всех вас за интерес к этой теме, за участие в открытой встрече и за внимание к этой статье. Очень надеемся, что для вас это было полезным и вдохновляющем.
Приглашаем вас в наш маленький, но уютный тг-канал «Нефасадный проект». Полная Карта в открытом доступе выложена в закрепленных сообщениях (в виде PDF, который можно скачать). Любые вопросы вы можете задавать в комментариях или в общем чате. Если вы что-то попробовали со своими клиентами, столкнулись с трудностями, пожалуйста, мы всегда открыты к диалогу: помочь попрактиковать с вами карту или что-то ещё сделать – обращайтесь! Как говорится, нальём чай, поставим печеньки, разогреем самовар, всё обсудим, всё сделаем.
Там же вы можете найти наши личные контакты и написать напрямую каждой из нас. Мы будем рады откликам и впечатлениям от вашей работы с картой «Полярных состояний».

С любовью, команда «Нефасадного проекта»:
Наталья Окашева, Ксения Косачева, Наталия Зарубина, Марина Солнцева.